Шведская модель социальной экономики
образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть
государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих -
медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов
приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды
(около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг
и культуру (5%), транспорт и связь (5%).
Основа шведской системы социального страхования - различные виды
социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики
распределения. В 1988 году переводы из сектора социального страхования
домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% -
пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд.
крон.
Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.
Различные части государственного сектора имеют собственные источники
доходов. Кроме того, комунны, ландстинги[10] и сектор социального
страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для
последнего основной источник доходов - косвенные доходы.
В 1988 году налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные
государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального
правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги,
15% - налоги на социальное страхование.
Для местных властей основной источник финансирования - подоходные
налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 году составили 67
млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются
дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения,
помощью и субсидиями на инвестиции.
В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на
социальное страхование - основной источник доходов.
Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных
услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в
том числе в здравохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном
страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49%
занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.
Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.
Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие
важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования.
В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов:
рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в
государственный бюджет для увеличения, прежде всего государственных услуг
населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики,
где основу составляет частный сектор.
§ 4 Кооперативы и их роль в шведской экономике
Особенностью именно шведской модели рыночной экономики является роль
и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей
стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали
превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну.
Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в
промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других
сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные и потребительские.
Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел
доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в
производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной
промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс.
человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют
важную роль в розничной торговле.
В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве
“третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной
собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой
народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских
кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах
простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом
потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту
роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.
На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и
всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от
числа всего работающего населения. В Швеции ? домашних хозяйств тем или
иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы
приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От Ѕ до ?
продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в
кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.
Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию,
основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи.
Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и
экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного
движения: свобода членства - никто не может быть исключен, кроме случаев
нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповеданий;
демократическое управление - “один член - один голос”; ограничение доходов
на вложенный пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала;
накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность;
просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.
Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но
решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним
десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего
рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло
поддержку среди членов других народных движений: «свободного” религиозного,
трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной
частей. В 1896-1899 годах появилось более 200 новых потребительских
кооперативных ассоциаций. В 1899 году они образовали Кооперативный союз
(КФ).
КФ - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ
потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число
обществ заметно сократилось вследствие слияний; с 950 в 1920 году до 138 в
1987. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в
потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается
торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и
просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том
числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности
мукомольные, пекарни, по упаковке мяса, пивоваренные и консервные, а также
несколько промышленных предприятий.
Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют
кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже
похоронные.
Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном
шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению
экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и
на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала
серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время
кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на
положение дел в кооперативах.
§ 5 Основные цели шведской модели
Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для
определенных целей.
В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика,
которая призвана создавать более или менее нормальные условия
воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) -
обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду
специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и
является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации
классовых антагонизмов и конфликтов.
В шведской модели социальная политика способствует преобразованию
общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию
доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового
общества демократического социализма на базе государства благосостояния.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и
наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных
показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из
первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все
остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции
самое высокое в мире
Согласно одной из целей шведской модели - равенства, доходы
выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое
перераспределение через систему социального страхования способствует
значительному сокращению различий в доходах. В 1986 году в Швеции на 20%
самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12%
(для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате
мужчин и женщин; в 1987 году средняя заработная плата женщин составляла
89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%; в Германии - 73%; в
Великобритании - 70,5%; в Японии - 48,5%).
После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в
послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних
хозяйств в 1981-1983 годах сократились. В 1984-1989 годах в среднем
ежегодно они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам
роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). В 1950
году на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 году
эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное
страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из
государственного сектора домашним хозяйствам.
Более половины собственности домашних хозяйств приходится на
материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках,
облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины,
лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится
еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за
последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному
распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем
в большинстве других стран.
Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 году.
| |ВВП на |Телефоны |Телевизор|Легковые |Потреблен|Безработи|
| |душу |(шт.) |ы (шт.) |автомобил|ие |ца (%) |
| |населения| | |и (шт.) |Электроэн| |
|Страны |(долл. | | | |-ии на | |
| |США) | | | |душу | |
| | | | | |(кВч) | |
|Швеция |18876 |890 |393 |420 |17079 |1,6 |
|Германия |18280 |640 |379 |463 |6900 |8,7 |
|Англия |11765 |524 |346 |318 |5477 |8,4 |
|США |18338 |760 |813 |559 |11204 |5,4 |
|Япония |19465 |555 |261 |241 |5733 |2,5 |
|Франция |15818 |608 |332 |394 |5870 |10 |
Выводы
Основными особенностями шведской модели экономики можно назвать:
> Значительная роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты
социального назначения.
> Превышение доли государственного бюджета в ВВП (50%), доминирование в
расходной части бюджета статей финансирования социальной сферы.
> Регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а
на национальном уровне.
> Использование в государственной социальной политике средств,
минимизирующих уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню
доходов.
> Развитая система производственной демократии.[11]
Эти особенности присущи также схожим экономическим моделям
национальных экономик, характерным для некоторых стран Северной Европы.
О недостатках и преимуществах шведской модели будет сказано в
следующем, заключительном разделе.
Заключение
Итак, рассмотрев основные особенности шведской модели экономики, мы
можем констатировать, что ее основная цель - полная занятость и равенство,
которые зависят от стабильности цен, экономического роста и
конкурентоспособности, в целом выполняется. Сочетание общих рестриктивных
мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство
совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика
благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты -
составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких
десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в
области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке
труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно
низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х
годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице
в большинстве развитых капиталистических стран.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство.
Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной
занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из
массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в
доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском
обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной
зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное
налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли
быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее,
чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла.
Падение темпов роста производительности труда - международное явление,
вызванное, в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к
рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции
объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не
дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно
скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за
полную занятость и политику равенства.
Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной
занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись
в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики.
Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в
рикстаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало
необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу
в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания
правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3
года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при
сдерживании высокой конъюктуры.
Таким образом, шведская модель оказывалась под угрозой. Считалось,
что сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной
занятости и равенства - потребует новых методов, которые должны
соответствовать изменившимся условиям.
Но новые данные из Швеции развеяли мрачные прогнозы некоторых
экономистов, что еще раз доказывает адаптивность к новым условиям и высокий
потенциал, заложенный в основу шведской модели. Шведская экономика
продолжает жить и развиваться, обеспечивая высокий уровень жизни своих
граждан.
Список использованной литературы
1. Эклунд К. «Эффективная экономика». М.,1991.
2. Караиванова И. Зри в корень //Северо-запад. 2001. №32.
3. Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым
//Мировая экономика и международные отношения.2000.№9.
4. Можаев В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и
евроинтеграцией? //Человек и труд. 2001. №4.
5. Волков А. Северные страны Европы: ситуация меняется //Мировая экономика
и международные отношения.2001. №2.
6. Волков А. «Швеция: социально-экономическая модель». М., 1991.
7. Липсиц И. Экономика, книга 2. М.,1996.
8. Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/
Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб.
2002.
-----------------------
[1] Караиванова И. Зри в корень //Северо-запад. 2001. №32. стр.37.
[2] Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым
//Мировая экономика и международные отношения.2000.№9. стр.78.
[3] Там же, стр. 80
[4] Можаев В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и
евроинтеграцией? //Человек и труд. 2001. №4. стр.30.
[5] Волков А. Северные страны Европы: ситуация меняется //Мировая экономика
и международные отношения.2001. №2. стр.92-96.
[6] Липсиц И. Экономика, книга 2. М.,1996. стр. 8.
[7] Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/
Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002.
стр. 36.
[8] А.М. Волков// «Швеция: социально-демократическая модель».М., 1991, стр.
19-20
[9] А.М. Волков// «Швеция: социально-демократическая модель». М., 1991,
стр. 24
[10] В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов
(губерний) и 284 комунн (низовых административных единиц). В каждом лэне
имеется местный региональный выборный орган - ландстинг.
[11] Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/
Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002.
стр. 37.
Страницы: 1, 2, 3
|