рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шведская модель социальной экономики

образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть

государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих -

медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов

приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды

(около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг

и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

Основа шведской системы социального страхования - различные виды

социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики

распределения. В 1988 году переводы из сектора социального страхования

домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% -

пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд.

крон.

Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.

Различные части государственного сектора имеют собственные источники

доходов. Кроме того, комунны, ландстинги[10] и сектор социального

страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для

последнего основной источник доходов - косвенные доходы.

В 1988 году налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные

государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального

правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги,

15% - налоги на социальное страхование.

Для местных властей основной источник финансирования - подоходные

налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 году составили 67

млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются

дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения,

помощью и субсидиями на инвестиции.

В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на

социальное страхование - основной источник доходов.

Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных

услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в

том числе в здравохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном

страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49%

занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.

Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.

Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие

важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования.

В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов:

рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в

государственный бюджет для увеличения, прежде всего государственных услуг

населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики,

где основу составляет частный сектор.

§ 4 Кооперативы и их роль в шведской экономике

Особенностью именно шведской модели рыночной экономики является роль

и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей

стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали

превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну.

Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в

промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других

сферах деятельности.

Кооперативы делятся на производственные и потребительские.

Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел

доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в

производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной

промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс.

человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют

важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве

“третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной

собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой

народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских

кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах

простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом

потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту

роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и

всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от

числа всего работающего населения. В Швеции ? домашних хозяйств тем или

иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы

приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От Ѕ до ?

продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в

кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.

Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию,

основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи.

Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и

экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного

движения: свобода членства - никто не может быть исключен, кроме случаев

нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповеданий;

демократическое управление - “один член - один голос”; ограничение доходов

на вложенный пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала;

накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность;

просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.

Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но

решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним

десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего

рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло

поддержку среди членов других народных движений: «свободного” религиозного,

трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной

частей. В 1896-1899 годах появилось более 200 новых потребительских

кооперативных ассоциаций. В 1899 году они образовали Кооперативный союз

(КФ).

КФ - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ

потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число

обществ заметно сократилось вследствие слияний; с 950 в 1920 году до 138 в

1987. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в

потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается

торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и

просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том

числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности

мукомольные, пекарни, по упаковке мяса, пивоваренные и консервные, а также

несколько промышленных предприятий.

Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют

кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже

похоронные.

Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном

шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению

экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и

на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала

серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время

кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на

положение дел в кооперативах.

§ 5 Основные цели шведской модели

Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для

определенных целей.

В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика,

которая призвана создавать более или менее нормальные условия

воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) -

обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду

специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и

является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации

классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию

общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию

доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового

общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и

наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных

показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из

первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все

остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции

самое высокое в мире

Согласно одной из целей шведской модели - равенства, доходы

выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое

перераспределение через систему социального страхования способствует

значительному сокращению различий в доходах. В 1986 году в Швеции на 20%

самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12%

(для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате

мужчин и женщин; в 1987 году средняя заработная плата женщин составляла

89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%; в Германии - 73%; в

Великобритании - 70,5%; в Японии - 48,5%).

После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в

послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних

хозяйств в 1981-1983 годах сократились. В 1984-1989 годах в среднем

ежегодно они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам

роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). В 1950

году на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 году

эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное

страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из

государственного сектора домашним хозяйствам.

Более половины собственности домашних хозяйств приходится на

материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках,

облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины,

лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится

еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за

последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному

распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем

в большинстве других стран.

Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 году.

| |ВВП на |Телефоны |Телевизор|Легковые |Потреблен|Безработи|

| |душу |(шт.) |ы (шт.) |автомобил|ие |ца (%) |

| |населения| | |и (шт.) |Электроэн| |

|Страны |(долл. | | | |-ии на | |

| |США) | | | |душу | |

| | | | | |(кВч) | |

|Швеция |18876 |890 |393 |420 |17079 |1,6 |

|Германия |18280 |640 |379 |463 |6900 |8,7 |

|Англия |11765 |524 |346 |318 |5477 |8,4 |

|США |18338 |760 |813 |559 |11204 |5,4 |

|Япония |19465 |555 |261 |241 |5733 |2,5 |

|Франция |15818 |608 |332 |394 |5870 |10 |

Выводы

Основными особенностями шведской модели экономики можно назвать:

> Значительная роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты

социального назначения.

> Превышение доли государственного бюджета в ВВП (50%), доминирование в

расходной части бюджета статей финансирования социальной сферы.

> Регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а

на национальном уровне.

> Использование в государственной социальной политике средств,

минимизирующих уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню

доходов.

> Развитая система производственной демократии.[11]

Эти особенности присущи также схожим экономическим моделям

национальных экономик, характерным для некоторых стран Северной Европы.

О недостатках и преимуществах шведской модели будет сказано в

следующем, заключительном разделе.

Заключение

Итак, рассмотрев основные особенности шведской модели экономики, мы

можем констатировать, что ее основная цель - полная занятость и равенство,

которые зависят от стабильности цен, экономического роста и

конкурентоспособности, в целом выполняется. Сочетание общих рестриктивных

мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство

совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика

благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты -

составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких

десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в

области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке

труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно

низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х

годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице

в большинстве развитых капиталистических стран.

Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство.

Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной

занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из

массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в

доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском

обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной

зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное

налогообложение и систему обширных государственных услуг.

Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли

быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее,

чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла.

Падение темпов роста производительности труда - международное явление,

вызванное, в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к

рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции

объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не

дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно

скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за

полную занятость и политику равенства.

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной

занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись

в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики.

Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в

рикстаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало

необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу

в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания

правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3

года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при

сдерживании высокой конъюктуры.

Таким образом, шведская модель оказывалась под угрозой. Считалось,

что сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной

занятости и равенства - потребует новых методов, которые должны

соответствовать изменившимся условиям.

Но новые данные из Швеции развеяли мрачные прогнозы некоторых

экономистов, что еще раз доказывает адаптивность к новым условиям и высокий

потенциал, заложенный в основу шведской модели. Шведская экономика

продолжает жить и развиваться, обеспечивая высокий уровень жизни своих

граждан.

Список использованной литературы

1. Эклунд К. «Эффективная экономика». М.,1991.

2. Караиванова И. Зри в корень //Северо-запад. 2001. №32.

3. Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым

//Мировая экономика и международные отношения.2000.№9.

4. Можаев В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и

евроинтеграцией? //Человек и труд. 2001. №4.

5. Волков А. Северные страны Европы: ситуация меняется //Мировая экономика

и международные отношения.2001. №2.

6. Волков А. «Швеция: социально-экономическая модель». М., 1991.

7. Липсиц И. Экономика, книга 2. М.,1996.

8. Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/

Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб.

2002.

-----------------------

[1] Караиванова И. Зри в корень //Северо-запад. 2001. №32. стр.37.

[2] Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым

//Мировая экономика и международные отношения.2000.№9. стр.78.

[3] Там же, стр. 80

[4] Можаев В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и

евроинтеграцией? //Человек и труд. 2001. №4. стр.30.

[5] Волков А. Северные страны Европы: ситуация меняется //Мировая экономика

и международные отношения.2001. №2. стр.92-96.

[6] Липсиц И. Экономика, книга 2. М.,1996. стр. 8.

[7] Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/

Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002.

стр. 36.

[8] А.М. Волков// «Швеция: социально-демократическая модель».М., 1991, стр.

19-20

[9] А.М. Волков// «Швеция: социально-демократическая модель». М., 1991,

стр. 24

[10] В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов

(губерний) и 284 комунн (низовых административных единиц). В каждом лэне

имеется местный региональный выборный орган - ландстинг.

[11] Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/

Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002.

стр. 37.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.