Топливно-энергетический комплекс мира
снизила темп прироста ВВП. И, наконец, в 1991 г. началось очень быстрое
падение ВВП, которое по темпам опережало падение энергопотребления. В итоге
уже в 1994 г., всего за четыре года(!), Россия оказалась среди самых
отсталых стран, объединенных в группу IV, и продолжает снижать ВВП и
энергопотребление на душу населения. Эффективность энергопотребления в 1998
г. по сравнению с 1985 г. снизилась более чем в 2,5 раза.
Подобное изменение параметров системы в физике называют гистерезисом
(от греческого histeresis - отставание, запаздывание), а саму траекторию
движения системы - петлей гистерезиса. Показанную на рис. 2 траекторию
экономического развития России справедливо будет назвать петлей гистерезиса
российской экономики...
Концепция долгосрочного развития экономики России и ее топливно-
энергетического комплекса
Как видно из изложенного выше, производство энергии и эффективное ее
потребление являются важнейшими и необходимыми условиями подъема экономики
России и ее интеграции в экономику мировую.
При известных численности населения и тенденциях ее изменения целевыми
параметрами, с помощью которых может быть описана траектория социально-
экономического развития, являются ВВП на душу населения и эффективность
энергопотребления. Если эти параметры заданы, легко оценить необходимый
уровень производства энергии на душу населения и в стране в целом.
С использованием разработанной в ИГНГ СО РАН системы математического
моделирования макроэкономических процессов в стране, включая топливно-
энергетический комплекс, было рассмотрено большое число сценариев изменения
ВВП, энергопотребления и добычи углеводородных и неуглеводородных
энергоносителей в России.
В моделях в качестве начальных условий принято, что к 2000-2001 гг.:
удастся переломить падение производства и начнутся восстановление и подъем
реальной экономики;
ВВП на душу населения будет равен 4500 долларов США (в ценах 1993 г.);
эффективность энергопотребления составит 774 доллара (1993 г.)/т условного
топлива.
сохранится фактически достигнутая в настоящее время структура баланса
потребления энергоносителей.
Система моделирования предусматривает введение ряда ограничений на
возможные сценарии. К их числу относятся ограничения на вероятные темпы
роста ВВП, темпы роста эффективности энергопотребления, ресурсные и
технологические ограничения на возможности роста добычи нефти, газа, угля и
изменение структуры энергопотребления и т.п.
Ресурсные ограничения. Ресурсные ограничения были введены в
агрегированном виде. Они учитывают не только ресурсы и разведанные запасы
горючих полезных ископаемых в недрах страны, но и рентабельность их
разработки при современных или будущих технологиях, удаленность от
существующих центров добычи и трубопроводных систем, возможности ввода в
разработку к определенному сроку (капиталовложения, сроки их окупаемости,
рентабельность) и т.п.
При построении конкретной системы ограничений на сценарии развития
экономики было учтено современное состояние сырьевой базы нефтяной и
газовой промышленности.
В частности, анализ показывает, что в настоящее время значительная
часть запасов нефти, которые находятся на балансе компаний, имеет
неблагоприятную структуру. Так, по оценкам Минтопэнерго России, только 20%
разведанных запасов позволяют обеспечить дебиты скважин более 25 т в сутки,
более 50% запасов обеспечивают дебиты менее 10 т в сутки. Средний дебит по
нефтяным компаниям России составил в 1999 г. около 7,3 т. При существующем
режиме недропользования (состояние технологий поиска, разведки, разработки
месторождений, транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов, уровень
и структура налогообложения, включая таможенное законодательство), по
оценкам ИГНГ СО РАН, рентабельны для ввода в разработку лишь месторождения,
дебиты нефти на которых превышают 20-30 т в сутки. Для сравнения укажем,
что в США средний дебит скважин составляет около 1,5 т в сутки, и
эксплуатация таких скважин рентабельна! Для создания экономических
предпосылок вовлечения в разработку запасов основной массы месторождений
необходимы меры по снижению стоимости и повышению производительности труда
в глубоком бурении, снижению стоимости промыслового и бурового
оборудования, транспортировки нефти, интенсивное внедрение современных
высокопроизводительных технологий, с одной стороны, и существенная реформа
системы недропользования, в том числе, налогового законодательства в
отношении недропользования, поиска, разведки, добычи и транспортировки
нефти, газа и угля, с другой. Целевое уменьшение налогового бремени на
нефтегазовый комплекс при рационализации структуры налогообложения, ее
дифференциации по условиям и этапам освоения позволит уже в среднесрочной
перспективе получить мультипликативный эффект для роста всего нефтегазового
комплекса и всей экономики, даст возможность интенсивнее осваивать новые
месторождения, применять новые технологии, которые могут существенно
увеличить дебиты скважин, повысить коэффициент извлечения и т.п. Все это
расширит налогооблагаемую базу и, в конечном счете, поступления в бюджет.
В условиях реально работающей экономики топливно-энергетический
комплекс должен превратиться из донора бюджета лишь в один из многих, но
важный источник его наполнения.
При построении конкретных моделей были рассмотрены два уровня
ограничений на максимальную добычу нефти с учетом радикальной (1) или
консервативной (2) реформ системы недропользования, включая налоговое
законодательство. В первом случае оценки возможных уровней добычи нефти,
естественно, более оптимистичны. Назовем такие ограничения "мягкими".
Согласно полученным таким образом ограничениям, добыча нефти в России в
2030 г., с учетом освоения новых месторождений, может превысить 500 млн т и
приблизиться к 600 млн т в год. В реальных расчетах были, тем не менее,
приняты значительно более низкие уровни максимально возможной добычи нефти
при "мягких" ограничениях - до 395- 415 млн т в год.
Однако и эти ограничения многие специалисты нефтегазового комплекса
могут посчитать излишне оптимистическими. В связи с этим был рассмотрен еще
один уровень ограничений, которые не предполагают серьезной реформы
налогового законодательства и учитывают реальную ситуацию, складывающуюся
на сегодня в нефтегазовом комплексе. Согласно принятым в этих
предположениях ограничениям, добыча нефти в 2010 г. не будет превышать 280-
290, в 2020 г. - 255-265 и в 2030 г. - 235-245 млн т. Назовем такие
ограничения "жесткими".
Благодаря надежной сырьевой базе ограничения по добыче газа во всех
вариантах менее жесткие. Они приняты на уровне 885-915 млрд м3 в год.
Ограничения по темпам роста ВВП. Оценки показывают, что если принять за
начало подъема российской экономики 2000 г., что в нынешней ситуации
выглядит, вероятно, излишне оптимистическим, то Россия вернется к уровню
ВВП на душу населения, достигнутому в РСФСР в 1989 г., при росте ВВП на 2%
в год - в 2069 г., на 3% в год - в 2049 г., на 5-7% в год - в 2027-2035
гг.!
Следует признать, что уровень годового прироста ВВП в 2-3% не может
обеспечить приемлемых темпов достижения народами России достойного уровня
жизни и отодвигает решение этой проблемы в лучшем случае на вторую половину
или даже на последние десятилетия XXI в. Заметим, что это обстоятельство
начали осознавать многие политические партии в России. Так, предвыборные
программы ряда партий указывают на необходимость обеспечить долгосрочный
устойчивый рост ВВП на уровне 4-6% в год, а избирательное объединение
"Коммунистическая партия Российской Федерации" даже 7-12% в год! При этом
необходимые условия, при которых возможны такие темпы роста ВВП, как
правило, не обсуждаются.
При оценке максимального реально достижимого темпа годового прироста
ВВП необходимо иметь в виду, что в Японии, например, в 1961-1968 гг. он
составлял 9,9%, в этот же период в СССР он был равен 5,8%, в 1969-1978 гг.
варьировал в интервале 5,0-7,5%, а в Китае уже более 20 лет, с 1988 по 1999
г. (исключая 1998 г.), годовой прирост ВВП превышает 10%.
Представляется вполне реальным принять для долгосрочной программы
ожидаемые темпы годового прироста ВВП на уровне 5-8%. Подчеркнем, что даже
при таких темпах роста Россия достигнет ВВП на душу населения, который имел
место в 1989 г., в лучшем случае в конце третьего десятилетия XXI века.
Обещать населению России в ближайшие годы западноевропейский или
американский уровень жизни - это значит обманывать его в который раз!
Ограничения по росту эффективности энергопотребления. Россия не может
отказаться ни сегодня, ни в обозримом будущем от развития собственных
отраслей горной промышленности, металлургии, нефтепереработки и нефтехимии.
Кроме того, учитывая реальные природно-климатические условия, Россия должна
тратить огромную массу энергетических ресурсов (по некоторым оценкам, до
30%) на отопление. Поэтому, даже при использовании в энергетике, в
промышленности, на транспорте, в сельском и коммунальном хозяйстве, а также
в других важных секторах экономики наиболее эффективных по потреблению
энергии и энергосберегающих технологий, изменении структуры экономики,
рационализации использования энергии Россия не может (и не должна) достичь
эффективности энергопотребления, которая имеет место в наиболее развитых
европейских странах или в Японии. Примеры США, Канады, Норвегии,
Великобритании - лишнее тому подтверждение. Эффективность энергопотребления
в 1995 г. была равна в США 2,3 доллара (в ценах 1993 г.) ВВП на кг
условного топлива, в Австралии - 2,2, в Норвегии - 2,1, в Канаде 1,4
доллара (1993 г.) ВВП на кг условного топлива.
В 1968-1995 гг. на каждый дополнительно используемый кг условного
топлива США увеличивали ВВП на 2,8 доллара, Австралия - 2,0 доллара,
Норвегия - 1,9 доллара, Канада - 1,1 доллара, Россия (1968-1985 гг.) - 2,2
доллара. В странах группы I, описанной выше, показатель эффективности
использования дополнительной энергии был выше и составлял 4,5 - 8,5 доллара
на кг условного топлива.
Из проведенного рассмотрения очевидно, что единственно приемлемыми для
России вариантами долгосрочного социально-экономического развития являются
такие, которые позволяют в исторически короткие сроки:
достичь и превзойти уровень ВВП на человека в год, который имел место в
России (РСФСР) в 1989 г., при одновременном изменении структуры ВВП;
достичь и превзойти уровень эффективности использования энергии, который
имел место в России (РСФСР) в 1989 г.
Достижение этих целей означает возвращение России к модели
энергопотребления, характерной для развитых стран, располагающих
собственными энергетическими ресурсами.
Количественно такие цели развития можно сформулировать следующим
образом.
Обеспечить в ближайшей перспективе устойчивый рост ВВП на душу
населения на уровне 5-8% в год.
Увеличить эффективность потребления энергии к 2030 г. до 1900-2100
долларов (1993 г.) за т условного топлива.
Довести ВВП на душу населения к 2030 г. до 15000-19000 долларов
(1993г.)/чел., что отвечает современному уровню таких стран, как
Великобритания, Италия, Канада, Австралия.
Возможный диапазон траекторий развития для достижения этих целей
показан в виде пунктирных линий на графике. 2.
Обеспечить такие уровни роста ВВП и эффективности энергопотребления
достаточно сложно, но, учитывая, что нижний предел Россия уже имела до
кризиса, представляется, что на базе использования лучших отечественных и
мировых технологий достижение этих целей к 2030 г. или несколько ранее
вполне возможно.
В сценариях принято, что их реализация будет на 60-80% достигнута
благодаря росту эффективности энергопотребления. Существенное повышение
эффективности энергопотребления должно быть обеспечено за счет перевода
электроэнергетики на газотурбинные станции, коренной реконструкции и
модернизации промышленности и сельского хозяйства, существенного
энергосбережения в коммунальном хозяйстве, промышленном и жилищном
строительстве, применения новейших технологий и оборудования, внедрения
энергосберегающих систем.
Оценки показывают, что в этих предположениях потребление энергии в
Российской Федерации составит в 2000 г. 905-930 млн т условного топлива, в
2010 г. - 990-1050 млн т условного топлива, в 2020 г. - 1100-1190 млн т
условного топлива и в 2030 г. - 1130-1400 млн т условного топлива.
Таким образом, при реализации предлагаемой концепции ВВП на душу
населения за первые три десятилетия XXI в. возрастет в 3,3-4,2 раза,
эффективность энергопотребления - в 2,4-2,7 раза и потребление энергии - в
1,3-1,5 раза.
В сценариях предусмотрено, что:
на весь период до 2030 г. нефть и газ останутся доминирующими
энергоносителями, на долю которых и в 2030 г. будет приходиться свыше 70%
производимой энергии, хотя по естественным ограничениям некоторое снижение
роли нефти в балансе произойдет (табл. 1);
в зависимости от выбора вариантов ресурсных ограничений в прогнозах будут
иметь место стабилизация либо существенное увеличение доли газа и
соответственно снижение доли нефти в энергетическом балансе; роль нефти в
топливно-энергетическом балансе уменьшится, что снизит потребность в
мазутах и сделает абсолютно необходимыми более глубокую переработку нефти и
дальнейшее развитие нефтехимии;
при "жестких" ограничениях на добычу нефти произойдет некоторое увеличение
роли угля или ядерной энергии в энергетическом балансе; рассмотрено два
крайних варианта - с "угольной" или "ядерной" ориентацией энергетических
балансов. Естественно, могут быть реализованы и любые промежуточные
варианты;
учитывая значительный внешний долг, экономические и геополитические
интересы России как в Европе, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе,
значительные объемы экспорта нефти, нефтепродуктов и газа сохранятся в
течение всего рассматриваемого периода (табл. 2). Прогноз объемов экспорта
нефти, нефтепродуктов и газа следует рассматривать как некоторые оценки
сверху, которые могут быть понижены с учетом реально складывающейся
ситуации в нефтяной и газовой промышленности, а также спроса и цен на
мировом рынке, но которые вряд ли можно превзойти. Понятно, что при
снижении объемов экспорта в рамках рассматриваемых сценариев следует
предусмотреть соответственно снижение общих объемов добычи нефти и газа.
|Табл. 23. Прогноз структуры |
|топливно-энергетического баланса в России в |
|2000 и в 2030 гг., % |
|Параметры |2000 г. |2030 г. |
|Нефть: | | |
|при "жестких" |23-24 |15-18 |
|ограничениях на добычу | | |
|при "мягких" |23-24 |23-24 |
|ограничениях на добычу | | |
|Газ: | | |
|при "жестких" |50-51 |55-58 |
|ограничениях на добычу | | |
|нефти | | |
|при "мягких" |50-51 |51-53 |
|ограничениях на добычу | | |
|нефти | | |
|Уголь ("угольная" | | |
|ориентация): | | |
|при "жестких" |18-19 |22-24 |
|ограничениях на добычу | | |
|нефти | | |
|при "мягких" |18-19 |20-21 |
|ограничениях на добычу | | |
|нефти | | |
|Уголь ("ядерная" | | |
|ориентация): | | |
|при "жестких" |18-19 |19-20 |
|ограничениях на добычу | | |
|нефти | | |
|при "мягких" |18-19 |19-20 |
|ограничениях на добычу | | |
|нефти | | |
|Атомная энергия | | |
|("угольная" | | |
|ориентация): | | |
|при "жестких" |3,7-4,1 |2,2-2,9 |
|ограничениях на добычу | | |
|нефти | | |
|при "мягких" |3,7-4,1 |2,2-2,8 |
|ограничениях на добычу | | |
|нефти | | |
|Атомная энергия | | |
|("ядерная" ориентация):| | |
|при "жестких" |3,7-4,1 |5,4-5,7 |
|ограничениях на добычу | | |
|нефти | | |
|при "мягких" |3,7-4,1 |3,0-3,1 |
|ограничениях на добычу | | |
|нефти | | |
|Гидроэнергия |2,1-2,3 |1,3-1,6 |
Для достижения сформулированных выше долгосрочных целей необходимо
реализовать следующие уровни деятельности ТЭК.
Нефтяная промышленность. Возможны два крайних варианта развития
нефтяной промышленности - с возрастающей и падающей добычей (табл. 24, рис.
5).
|Табл. 24. Прогноз уровней добычи (производства) и экспорта основных |
|энергоносителей Россией в 2000-2030 гг. |
|Параметры |Добыча (производство) |Экспорт |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|