рефераты бесплатно

МЕНЮ


Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы

их реализации.

Некоторые конституции стали отражать и регулировать эти процессы.

Например, в Конституции штата Минас Жераис (Бразилия) 1989 года

регионализации специально посвящен раздел VII части III (ст. 41—51).

Согласно этим положениям, штат будет принимать административные меры, чтобы

объединять планирование, организацию и осуществление публичных функций,

представляющих общий интерес, в районах интенсивной урбанизации. Он должен

содействовать сокращению межрегиональных различий посредством формирования

региональных и секторальных планов, программ и проектов, направленных на

развитие территориальных коллективов в единый геоэкономический и социальный

комплекс, включению муниципий со скудными ресурсами в интенсивное

региональное социально-экономическое развитие.

Штат должен учредить столичный регион (regiao metropolitana) и

городские агломерации путем объединения сопредельных муниципий с целью

выравнивания развития населенных местностей, охватываемых региональной

единицей. Городская агломерация должна охватывать не менее 300 тыс. жителей

и не менее трех муниципий. Кроме того, по инициативе муниципий должны

учреждаться микрорегионы для решения проблем местного населения

(административное и коммунальное обслуживание, дорожное строительство и

пр.) при техническом содействии штата. Наконец, предусмотрено учреждение

штатом регионов развития — автаркических (т.е. самообеспечивающихся)

территорий для планирования и ориентации публичных функций и услуг в

интересах общего развития на благо населения соответствующего

геоэкономического и социального комплекса.

Примечательно в данной связи положение ст. 289 колумбийской

Конституции, согласно которому департаменты и муниципии, расположенные в

пограничных зонах, должны непосредственно взаимодействовать с пограничными

единицами соответствующего уровня сопредельной страны в реализации программ

кооперации и интеграции, направленных на обеспечение общего, совместного

(comunitario) развития, общественного обслуживания и сохранения окружающей

среды.

Что же касается упомянутых в той же колумбийской Конституции

аборигенных территориальных единиц, в которых проживают индейские племена,

то в соответствии с ее ст. 329—330 эти единицы определяются Национальным

правительством с участием аборигенных сообществ. Резервации (resguardos)

являются коллективной собственностью и неотчуждаемы. В случае, когда

аборигенная территория включает территории, принадлежащие двум или более

департаментам (единицам областного уровня), административное управление

этой территорией осуществляется аборигенными советами в координации с

губернаторами соответствующих департаментов. В рамках Конституции и законов

аборигенные территории управляются советами, которые сформированы и

действуют на основе обычаев и традиций проживающих там сообществ.

Эксплуатация природных ресурсов аборигенных территорий не должна наносить

ущерб культурной, социальной и экономической целостности аборигенных

сообществ. При принятии решений о такой эксплуатации правительство должно

поощрять участие в этом представителей соответствующих сообществ.

С точки зрения организации публичной власти унитарные государства

можно разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и

централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное

распределение полномочий между центральной властью и территориальными

единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Например, согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947

года, в пределах основных принципов, установления законами государства, и

при условии непротиворечия национальным интересам и интересам других

областей область может издавать законодательные нормы по 18 позициям

(организация ведомств и административных единиц областного подчинения,

границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное

хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным конституционными

законами. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения

в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье

оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют

совместную сферу компетенция государства и властей, а исключительной сферы

ведения в отличие от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все,

что находится за пределами ст.117, составляет исключительную сферу ведения

государства.

По вышеуказанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными

законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц,

области могут осуществлять административные функции, причем государство

может передать областям и другие административные функции. Область

осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные

местные единицы.

Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить

препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным

занятиям граждан.

Каждая область имеет устав (статут), который в соответствии с

Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к

внутренней организации области, осуществлению права инициативы и

референдума по законам и административным мероприятиям области,

опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается

областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается

законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями

автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами. Здесь,

таким образом, наблюдается определенная асимметрия территориального

устройства.

Области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции

и общины, будучи автономными единицами в рамках установленных законами

республики принципов, обеспечивают государственную и областную

децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может

разделяться на округа с исключительно административными функциями (т.е. там

нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными

властями администраторы).

Децентрализованную структуру имеют и субъекты децентрализованных

федераций. Так, Конституция бразильского штата Минас Жераис установила, что

муниципия на своей территории осуществляет компетенцию исключительную и

совместную или дополнительную согласно Конституциям республики и штата. Мы

видим здесь определенный элемент федерализма внутри штата. Автономия

муниципии заключается в следующих исключительных полномочиях:

вырабатывать и промульгировать свой органический закон;

избирать своего префекта, вице-префекта и муниципальных депутатов

(Vereadores);

устанавливать и взимать налоги, создавать и упразднять округа,

поощрять территориальное обустройство, организовывать и предоставлять

публичные услуги местного значения (все это в рамках общих норм Союза и

штата).

Относительно децентрализованными унитарными государствами являются

такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или

главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые

единицы.

Например, Конституция Республики Болгарии 1991 года устанавливает:

"Республика Болгария является единым государством с местным

самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные

образования". Нетрудно видеть, что последняя норма направлена против

возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого

меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного

положения (местное самоуправление по определению предполагает

территориальную автономию), Конституция характеризует общину как основную

административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное

самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня — областей, то это —

административно-территориальная единица для проведения региональной

политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения

соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому

управление в области осуществляется областным управляющим с помощью

областной администрации. Областной управляющий назначается Советом

министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за

защиту национальных интересов (о согласовании с местными уже речи нет),

законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль.

Наконец, централизованные унитарные государства — это те, в которых

нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют

только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными

авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки

значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит

родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встреть государства, где

на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной

системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более

чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей,

которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной

партийной власти.

В заключение следует отметить, что в демократических государствах

часто конституционно предусмотрены определенные гарантии территориальной

целостности политико-административных единиц, особенно первичных —

городских и сельских общин, равно как и иные гарантии административной

автономии. Разумеется, эти гарантии имеют меньший объем, чем гарантии

носителей государственной автономии.

5. Федеративное устройство (федерализм)

Некоторые признаки этой формы территориального устройства также уже

отмечены выше (государствоподобный или даже государственный характер

территориальных единиц высшего уровня — субъектов федерации,

гарантированность их существования и границ, конституционное распределение

компетенции между ними и центром). Федерации образуются либо в результате

договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость

государственного объединения для совместной реализации своих общих

интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие

присоединения к государству территорий с сохранением их определенной

государственной обособленности, либо в результате возрастания степени

автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими

государствоподобных черт. В зависимости от этого различаются договорные и

конституционные федерации. Например, США возникли как результат договора

между 13 штатами, свергшими в совместной борьбе британское колониальное

владычество. В дальнейшем они присоединяли тем или иным образом новые

территории и формировали их как штаты (так возникли, например, Луизиана,

Техас), а также преобразовывали в штаты отдельные колонии (например,

Гавайские острова). Некоторые земли Германии представляют собой бывшие

монархии (например, Саксония, Бавария), тем или иным способом захваченных

Пруссией, которая в прошлом веке "Железом и кровью", как выразился

руководивший этим процессом глава ее правительства Отто фон Бисмарк,

объединила Германию; землями стали бывшие ганзейские города (Бремен,

Гамбург), а ряд нынешних земель был сформирован после второй мировой войны

на базе бывших прусских провинций (Бранденбург, Нижняя Саксония).

Федеративные государства иногда называются союзными, что отражается

даже в их официальных наименованиях, например Союзная Республика Югославия.

Федеративная Республика Германия — Bundesrepublik Deutschland — в

буквальном переводе значит Союзная Республика Германия, а названия ее

федеральных органов тоже буквально следовало бы переводить как союзные —

Союзный президент (Bundespraesident), Союзный канцлер (Bundeskanzler) и

т.д.

Федерализм — по определению более демократическая форма организации

государства, чем унитаризм, и естественно, что в подавляющем большинстве

случаев федерации имеют республиканскую форму правления. Однако есть и

исключения. Так, Объединенные Арабские Эмираты, как видно из их названия,

представляют собой федерацию монархий, и один из монархов-эмиров избирается

своеобразным президентом этого государства. Частично сходная ситуация в

Малайзии, где часть субъектов федерации форму правления имеют

республиканскую, однако Верховным правителем избирается один из монархов-

султанов, возглавляющих другие субъекты федерации. Монархиями являются

такие субъекты федерации, как Бельгия, Канада, Австралия, но субъекты этих

федераций организованы по республиканскому принципу.

Демократичность федерального территориального устройства заключается в

том, что оно предполагает децентрализацию власти, ее полицентризм,

гарантирующий от диктатуры. Правда это верно при том непременном условии,

что федерация является действительной, а не мнимой, какой была, например,

советская федерация, и что субъекты федерации организованы демократически.

В противном случае возникает децентрализованная бюрократическая диктатура,

которая на положении человека сказывается еще отрицательнее, чем

централизованная.

Существует ряд теоретических обоснований федерализма как

предпочтительной системы организации управления. Так, концепция

дуалистического федерализма, развившаяся на раннем его этапе и нашедшая

известное отражение в Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года,

заключалась в идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые

имеют каждый свою компетенцию и не вмешиваются в дела друг друга. Это,

разумеется, было идеалистическое представление, от которого реальная власть

изначально отличалась довольно сильно. Позднее была разработана концепция

кооперативного федерализма, которая основана на идее взаимного дополнения

центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества. На этой

идее базируется ряд современных федеративных государств, в частности,

Германия.

В то же время федерация — это целостное суверенное государство с общей

конституцией, системой федеральных государственных органов и учреждений,

общей территорией, общим гражданством. Конституции многих федеративных

государств уделяют гарантиям целостности повышенное внимание.

Так, практически ни одна из действующих ныне федеральных конституций

не признает за субъектами федераций права сецессии, то есть права на выход

из федерации. В прошлом веке в Швейцарии, которая в то время (в 1847 г.)

еще была по своему устройству даже конфедерацией, вооруженной рукой были

подавлены попытки сецессии так называемого Зондербунда (Особого союза),

объединившего ряд кантонов. Такой же оказалась судьба конфедерации южных

штатов в США в ходе Гражданской войны 1861-65 годов. Сравнительно недавно,

в конце 60-х годов также вооруженной силой подавлена попытка сецессии так

называемой Биафры в Нигерии. Подавляются подобные попытки в некоторых

штатах Индии. Известны, однако, и успешные сецессии, осуществленные как

мирным, так и вооруженным путем. Вполне мирно, к удовольствию обеих сторон,

отделился в 1965 году Сингапур от Малайзии. В результате восстания,

поддержанного Индией, в 1971 году от Пакистана отделился Восточный

Пакистан, образовавший государство Бангладеш. Вооруженный конфликтами

сопровождался и еще сопровождается распад бывшей Социалистической

Федеративной Республики Югославии. Мирно распалась бывшая Чехословацкая

Социалистическая Республика.

Примечательны гарантии целостности, предусмотренные Конституцией США.

Согласно разд. 10 ст.I, ни один штат не может, в частности, вступать в

договоры, союзы или конфедерации, чеканить монету и выпускать кредитные

билеты, принимать билли об опале (т.е. акты, допускающие объявление лиц вне

закона и легализующие тем самым внесудебную расправу над ними) и законы,

имеющие обратную силу или нарушающие обязательства по договорам, жаловать

дворянские титулы, без согласия Конгресса облагать налогами и сборами

экспорт и импорт, содержать в мирное время войска и военные корабли,

вступать в соглашения или договоры с другим штатом или с иностранной

державой, вступать в войну, если не подвергся нападению либо

непосредственной его угрозе. В каждом штате должны пользоваться полным

доверием официальные документы, включая судебные, любого другого штата, а

граждане каждого штата имеют право на все привилегии и иммунитеты граждан в

других штатах. Лицо, совершившее тяжкое преступление в одном штате и

скрывающееся в другом, подлежит выдаче. Каждому штату США гарантируют

республиканскую форму правления и охрану от нападения извне, а по просьбе

законодательного собрания или исполнительной власти, если законодательное

собрание не может собраться, — защиту от внутреннего насилия. Согласно

части второй ст.VI, "настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов,

которые должны быть изданы в соответствии с ней, все договоры, которые

заключены или должны быть включены в пределах компетенции Соединенных

Штатов, должны быть верховным правом страны, и судьи в каждом Штате должны

быть ими связаны, что бы противное ни содержалось в Конституции или законах

любого Штата". Установлено, что все лица, рожденные или натурализованные в

США и подчиненные их юрисдикции, являются гражданами США и штата, в котором

проживают, штат не вправе ограничивать привилегии или иммунитеты граждан

США и лишать их жизни, свободы или собственности без должной юридической

процедуры, равно как и отказывать лицу в равной защите закона. Как видим,

даже столь небольшой документ, каким является Конституция США, проблеме

обеспечения целостности федерации уделил значительное место.

Видимо, под впечатлением попытки сецессии, предпринятой Зондербундом,

в Федеральную конституцию Швейцарской Конфедерации 1874 года включена

часть, запрещающая кантонам заключать между собой какие-либо сепаратные

союзы и договоры политического характера.

Федеративное устройство в большинстве случаев основано на чисто

территориальном принципе (США, Бразилия, Мексика, Австралия, Германия,

Австрия и др.). Однако в некоторых странах все субъекты федерации или часть

их организованы с учетом национального (этнического, религиозного,

языкового) состава населения. Так, в Канаде 9 провинций — англоязычные, а

одна (Квебек) — франкоязычная; в Бельгии один из субъектов федерации —

франкоязычный, другой — нидерландско-язычный, а третий — смешанный (наряду

с этим Бельгийская конституция признает существование трех сообществ —

французского, фламандского и немецкоязычного, которые имеют свои советы,

обеспечивающие культурно-национальную автономию этих сообществ); в Индии в

1956 году система штатов была переформирована с учетом так называемого

лингвистического принципа, хотя это и не повсеместно привело к положению

"один язык — один штат"; в Швейцарии, где население говорит на четырех

языках, субъектами федерации являются 23 кантона, однако, как правило,

население каждого кантона в национально-языковом отношении однородно. В

нынешней Югославии, где население обеих республик-членов — Сербии и

Черногории — не различается между собой ни по языку, ни по религии,

черногорцы издавна рассматривают себя как особую этническую общность,

отличную от сербов, да и государственность давно имеют особую. В то же

время при формировании федерации в Нигерии границы штатов намеренно

проводились таким образом, чтобы они не совпадали с ареалами расселения

племен. Это сделано с целью воспрепятствовать развитию трайбализма и

способствовать скорейшему складыванию нигерийской нации.

В свое время у нас господствовала "марксистско-ленинская" концепция

федерации, исходившая из того, что федерация должна быть лишь средством

разрешения национального вопроса, то есть субъектами ее должны быть

национально-государственные единицы, которые, как и вся федерация в целом,

суть результат самоопределения наций, понимаемых как прежде этнические

общности. На этой идеологической основе (разумеется, с обилием извращений

на практике) были созданы социалистические федерации — Советский Союз,

Югославия, Чехословакия. Все они, как известно, с падением социализма

распались. Опыт других стран также свидетельствует, что так называемая

национальная государственность — очень ненадежный фактор федерирования:

владычество этнократии (этнической клановой верхушки) в субъектах федерации

способствует скорее подрыву, чем укреплению государственного единства в

федеративном союзе. Нельзя не согласиться с акад. А.Н. Яковлевым, когда,

говоря о правах человека, в том числе о праве и возможности для людей любой

национальности сохранять и развивать свой язык, культуру, обычаи, веру,

традиции, он констатирует, что "для этого вовсе не обязательно иметь

самостоятельное государство. Напротив, как показывает жизнь, подобные

требования затрудняют, а порой делают невозможным обеспечение

действительных прав личности. ... Национальные же государства, вновь

образуемые на пространстве, где исторически сложилась многонациональность,

— это скорее дестабилизирующая привилегия"[xiv].

Число субъектов федераций бывает весьма различным. В нынешней

Югославии и на Коморских островах их по два, в Бельгии — три, в Австралии —

6, в Объединенных Арабских Эмиратах — 7, в Австрии — 9, в Канаде — 10, в

Германии — 16, в Швейцарии — 23, в Индии — 25, в США — 50. Как видим, число

субъектов федераций не зависит от размеров государства, да и в рамках одной

и той же федерации параметры ее субъектов, прежде всего величина территории

и численность населения, разнятся порой очень резко. Так, в США территория

штата Аляска (570833 кв. мили) в несколько сот раз превосходит территорию

штата Род-Айленд (1055 кв. миль), а население штата Калифорния (23668 тыс.

чел.) почти в 60 раз больше населения той же Аляски (402 тыс. чел.).

Несмотря на эти различия, статус их одинаков, то есть применительно к

штатам США — федерация симметричная.

В некоторых же странах симметричность территориального устройства

распространяется даже на субъекты федерации. Так, в Индии лишь один штат —

Джамму и Кашмир — имеет свою Конституцию и свое гражданство, статус еще

нескольких штатов (Сиккима, Мегхалаи, Нагаленда и др.) также имеет

особенности, не присущие большинству штатов.

Как уже отмечалось, названия субъектов различных федераций

разнообразны: штаты в США, Мексике, Венесуэле, Бразилии, Австралии, Индии,

Нигерии, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде, Аргентине и Пакистане,

земли в Германии и Австрии, области в Бельгии, республики-члены в Югославии

и т.д., однако повсеместно в зарубежных федерациях их субъекты в рамках

одной страны именуются одинаково.

Ряд конституций решает вопрос о возможности изменения состава

федерации путем принятия новых ее субъектов или преобразования

существующих. Так, согласно части первой разд.3 ст.IV Конституции США,

новые штаты могут быть приняты в Союз Конгрессом, однако никакой новый штат

не может быть образован или возникнуть в пределах юрисдикции любого другого

штата и никакой штат не может быть образован слиянием двух или более штатов

или частей штатов без согласия законодательных собраний затрагиваемых

штатов, равно как и Конгресса. Согласно бразильской Конституции, порядок

превращенная федеральной территории в штат или возвращения ее в штат, из

которого она ранее выделилась, регулируется дополнительным законом. А

согласно § 3, штаты могут объединяться, разделяться, прекращаться для

включения в другой штат либо образовывать новые штаты (и федеральные

территории), однако для всего этого требуется одобрение как непосредственно

заинтересованного населения путем плебисцита, так и Национального конгресса

путем принятия дополнительного закона.

Германский Основной закон предусмотрел возможность переформирования

федеральной территории с тем, чтобы обеспечить такие размеры и

производительные возможности земель, которые позволяли бы им эффективно

выполнять свои задачи. При этом должны учитываться земляческая общность,

исторические и культурные взаимосвязи, хозяйственная целесообразность, а

также требования регионального пространственного устройства (Raumordnung) и

территориального планирования (Landesplanung). Решение оформляется по

заслушании затрагиваемых им земель федеральным законом, который нуждается в

утверждении референдумом. Последний проводится в затрагиваемых землях, и

формула его должна содержать вопрос: должны ли земли оставаться такими, как

были, или следует образовать новую землю либо землю в новых границах?

Второй ответ считается данным, если за него проголосовало большинство

жителей территорий, земельная принадлежность которых подлежит изменению.

Если же большинство избирателей одной из затрагиваемых земель проголосовало

против, решение не принимается, однако оно все же принимается и в данном

случае, если это большинство менее 2/3, а на территориях, принадлежность

которых меняется, за изменение проголосовали 2/3 избирателей. Данной

статьей Основного закона предусмотрен и порядок объединения в рамках одной

земли территории, отличающейся определенным единством, но рассеченной

границами земель. При этом используются такие институты, как народная

инициатива, народный опрос и народное голосование (референдум). С 1994 года

Основной закон разрешил землям изменять принадлежность их территорий путем

государственных договоров с учетом мнения соответствующих уездов и общин;

договоры подлежат подтверждению референдумом на затрагиваемых территориях и

нуждаются в согласии Бундестага.

Конституция Союзной Республики Югославии 1992 года, установив в ст.2,

что федерация состоит из двух республик-членов, указала, что в нее в

соответствии с Конституцией могут вступить другие республики-члены.

Согласно части третьей ст.3, граница между республиками-членами может

изменяться только по соглашению между ними. Никакие иные территориальные

преобразования, затрагивающие границы республик-членов, стало быть,

невозможны.

| | | | | |

Список литературы

1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4

томах. Отв. ред. Б.А.Страшун. — М.: Издательство БЕК, 1995.

2. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах. Отв.

ред. проф. М.Н.Марченко. — М.: Издательство "Зерцало", 1998.

3. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов.

Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. — М.: Издательская группа

НОРМА-ИНФРА.М, 1998.

4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. — М.:

Издательство "Интерстиль", 1998.

5. История государства и права зарубежных стран. Отв. ред. О. А.Жидков, Н.

А. Крашенинникова. — М., 1996.

| | | | | |

Примечания

-----------------------

[i] Цитата приводится по книге "Общая теория государства и права.

Академический курс" (см. Список литературы). Указанный источник ссылается

при этом на: Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 221.

[ii] Сорокин Питирим Александрович (1889-1968). Выпускник Петербургского

университета. Лидер партии эсеров. После Февральской революции 1917 года —

секретарь А.Ф.Керенского и главный редактор газеты "Воля народа". С 1919 г.

— профессор Петроградского университета. С 1930 г. — профессор Гарвардского

университета, в котором возглавлял факультет социологии. Серьезно занимался

проблемами общей теории государства и права в связи с философией и

социологией, назначении государства и права, соотношении государства и

права, роли личности в государственно-правовой жизни общества.

[iii] Цитата приводится по книге: Хропанюк В.Н. Теория государства и права.

Хрестоматия. (см. Список литературы). Указанный источник ссылается при этом

на: Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией

государства. Ярославль, 1919. С. 143-168.

[iv] Цитата приводится по книге "Общая теория государства и права.

Академический курс" (см. Список литературы). Указанный источник ссылается

при этом на: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 67.

[v] Хвостов Вениамин Михайлович (1868-1920). Видный русский ученый-юрист,

социолог, философ. Окончил юридический факультет Московского университета.

С 1895 по 1917 активно занимался научной и преподавательской деятельностью.

Читал лекции по римскому праву, философии права, психологии и социологии. В

его многочисленных работах изложена стройная система взглядов на научное

познание окружающего мира. Единое знание он делит на ряд дисциплин: о

содержании опыта (материальные) классифицируются по предмету — о духе, о

жизни, о природе и по методу — о законах (психология, социология), о типах

(юриспруденция). Система наук и всего знания начинается и заканчивается

философскими дисциплинами. Будучи сторонником психологической теории права,

он считал, что основным инструментом управления жизнью общества является

психическое принуждение, выступающее в форме норм права, нравов и морали.

Право, государство, по мнению Хвостова, должны служить истине,

справедливости, добру и человеческому счастью.

[vi] Цитата приводится по книге: Хропанюк В.Н. Теория государства и права.

Хрестоматия. (см. Список литературы). Указанный источник ссылается при этом

на: Хвостов В.М. Общая теория права. Спб., М., Варшава, Вильно, 1914.

[vii] Шершеневич Габриэль Феликсович (1863-1912). Один из популярнейших в

России профессоров юриспруденции. Его лекции приводили в восхищение

студентов. Шершеневич Г.Ф. — энциклопедист в области государственно-

правовых наук. Выпускник Казанского университета. В 1886 году защитил

магистерскую диссертацию (Система торговых действий), а в 1892 году —

докторскую (Авторское право на литературные произведения). Преподавал в

Казанском университете, а затем в Московском университете. Его работы

отличаются глубокой содержательностью, оригинальным научным подходом к

исследованию государственно-правовых явлений общественной жизни.

Теоретические положения и практические выводы автора актуальны и в наше

время. Они вполне могут быть использованы в российском университетском

образовании. В последние годы своей научно-педагогической деятельности

Габриэль Феликсович занимался исследованием общетеоретических проблем

государства и права.

[viii] Цитата приводится по книге: Хропанюк В.Н. Теория государства и

права. Хрестоматия. (см. Список литературы). Указанный источник ссылается

при этом на: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. IV. М., 1912.

[ix] Коркунов Николай Михайлович (1853-1904). Известный русский ученый,

юрист. Профессор Санкт-Петербургского университета юридического факультета

с 1878 года. Занимался проблемами общей теории права, государственного и

международного права. Его произведениям присущи научная глубина, историзм,

объективный подход к исследованию государственно-правовых явлений,

стремление в максимальной форме раскрыть социальные аспекты права,

правоотношений, показать их роль в организации и обеспечении гармоничного

функционирования общественной жизни.

[x] Цитата приводится по книге: Хропанюк В.Н. Теория государства и права.

Хрестоматия. (см. Список литературы). Указанный источник ссылается при этом

на: Н. М. Коркучов Лекции по общей теории права. СПб., 1894.

[xi] Цитата приводится по книге: Хропанюк В.Н. Теория государства и права.

Хрестоматия. (см. Список литературы). Указанный источник ссылается при этом

на: Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией

государства. Ярославль, 1919. С. 143-168.

[xii] Цитата приводится по книге "Конституционное (государственное) право

зарубежных стран" (см. Список литературы). Указанный источник ссылается при

этом на: Конституционное право развивающихся стран. Основы организации

государства. — М.: Наука, 1992. С. 24.

[xiii] В немецком официальном названии вместо термина "Конфедерация"

употреблено слово Eidgenossenschaft, означающее буквально "клятвенное

товарищество".

[xiv] Цитата приводится по книге "Конституционное (государственное) право

зарубежных стран" (см. Список литературы). Указанный источник ссылается при

этом на: Яковлев А. Любовь к ближнему нельзя променять на ненависть к

инородцу//Известия, 1994, 6 августа.

| | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.