Формы государственного устройства в современном мире. Курсовая работа.
Формы государственного устройства в современном мире. Курсовая работа.
Оглавление
С.
Введение
Несмотря на то, что формы государственного устройства достаточно широко
освещены в современной юридической и политической литературе, на данный
момент существуют противоречивые взгляды некоторых авторов по проблемам
отнесения государств к той или иной форме государства.
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как развитие современного мира
не стоит на месте, постоянное изменением экономической и политической
ситуации на международной арене показывает, в той или иной степени, об
устойчивости форм государственного устройства. Отсюда следует важность
понимания основ касающихся форм государственного устройства и самого
процесса трансформации государств в те или иные формы, так как от этого
будет зависеть последующая политическая ситуация как внутри государства,
так и в отношении с другими государствами.
Необходимо отметить, что в данной работе использовалась литература по
теории государства и права, статьи из журналов юридического характера по
отдельным вопросам проблематичного характера, в частности: использован
автореферат Князева Г. А. о Конституционных основах конфедерации, статья
Тавадова Г. Т. о современных федерациях и их субъектах, статья Евсеенко Т.
П. о понятии "простого" государства в юридической науке, а также
правоведов таких как Венгеров А. В., Тихомиров Ю. А., Чиркин В. Е. и
некоторых других авторов.
Исходя из актуальности указанной темы, целью данной работы является анализ
теоретических и организационных проблем форм государственного устройства
на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
1. проанализировать различные подходы к данной теме и дать определение
государству,
2. раскрыть содержание формы государственного устройства и указать виды,
3. дать характеристику унитарного государства, федерации и конфедерации,
4. выяснить пути формирования государственного устройства,
5. указать на отличия присутствующие между унитарным государством,
федерацией и конфедерацией.
Глава 1 Государство и формы государственного устройства
1. 1 Природа государства
Термином “государство” принято обозначать особый тип социальных явлений,
которые характеризуются следующими чертами:
а) отношением власти и подчинения;
б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;
в) наличием юридического порядка;
г) относительным постоянством;
д) институциональным измерением.
Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом
и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого
социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных
условиях. Государство - это не физическое явление, которое может выявлено
при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически
нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о
государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми,
юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.
Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном
пространственно-временном контексте. Пространственно - временной характер
государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует
на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок
определённого государства действует не вечно и не во всех государствах.
Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.
Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой
которого является принудительная регуляция поведения людей посредством
норм.
Общепризнанно, что элементы, составляющие государство, - это территория,
население (нация, народ) и публичная власть. Г. Еллинек писал: "Чтобы
избегнуть юридических фикций и признать предшествующее всякой
юриспруденции естественное бытие государства в одном из его составных,
по-видимому реально существующих элементов. Эти элементы суть территория,
народ, властитель". Л. Дюги среди элементов государства особо выделял
территорию: "Коллективность может быть государством только тогда, когда
она осела на территории с определенными границами. Без этого нет
государства. Может существовать целая социальная группа, в ней может
возникнуть даже политическая власть, но эта коллективность, дойдя даже до
политической дифференциации, не составляет и не может составлять
государства".
Нисколько не оспаривая значение территории как элемента государства,
обратим внимание на другой элемент - публичную власть. На наш взгляд,
говорить о государстве можно только тогда, когда власть, осуществляемая в
пределах обособленной территории над проживающим в пределах этой
территории населением, суверенна, то есть самостоятельна, независима и,
как утверждал К. Шмитт, обладает монопольным правом последнего решения в
случае возникновения правовой коллизии. Иными словами, элементом
государства является не просто публичная, а суверенная власть. Публичная
власть может быть и несуверенной, что, в свою очередь, предполагает ее
подчинение суверенной власти.
Следовательно, сама по себе триада территории, населения и власти еще не
создает государства, а указанные элементы с равным основанием могут
считаться и элементами территориальных образований - составных частей
государства.
Любое территориальное образование соединяет в себе собственно территорию -
часть территории государства, проживающее на этой территории население -
часть населения государства и публичную власть (органы власти),
осуществляющую управление данной территорией и данным населением в рамках
тех прав, которые предоставлены (оставлены, признаны и т. д.) властью
государства. Будучи составными частями государств (и/или других
территориальных образований), никакие территориальные образования не
обладают и в принципе не могут обладать суверенитетом.
Таким образом на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что
государство - это политическая целостность, образуемая национальной или
много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где
поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая
монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом
применения принуждения.
1. 2 Формы государственного устройства: содержание и виды
Являясь одним из аспектов формы государства, государственное устройства
играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между
субъектами, определяя внутреннюю структуру государства. В рамках
территориального устройства государства складывается определенная система
территориальных единиц, на которые делится государство, система
государственных связей между государством в целом и этими территориальными
единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, как
государства в целом, так и каждый из его территориальных единиц.
Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной
властью, но и с территориальной организацией населения - еще одним
существенным свойством государства. Во/ время и правильно решенные вопросы
государственного устройства обеспечивают стабильность государства, его
плодотворное функционирование: напротив, найденные формы устройства
государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из
причин его распада.
Фоpма госyдаpственного yстpойства показывает:
* из каких частей состоит внутренняя структура государства;
* каково пpавовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их
органов;
* как строятся отношения между центpальными и местными госyдаpственными
оpганами;
* в какой госyдаpственной фоpме выpажаются интеpесы каждой нации,
пpоживающей на теppитоpии данного госyдаpства.
С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить
на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы
относительно самостоятельных в правовом отношении государственных
образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.
п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных
государств).
Один из важнейших вопросов при любой форме государственного устройства -
это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий
и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные
конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы
для отдельных регионов, которые закрепили бы их в составе государства и
тем самым сохранили стабильность и целостность последнего. Какие из
указанных выше форм государственного устройства могут оказаться
оптимальными? Казалось бы, унитарное, единое, централизованное государство
наилучшим образом противостоит сепаратистским устремлениям, однако
многолетние конфликты в Ольстере (Великобритания), с басками (Испания), с
тамилами (Цейлон) и др. дают примеры совсем нередких исключений из
правила.
Высказываются мнения в пользу демократического, т. е. «смягченного»,
унитарного государственного устройства, где власть сосредоточена в
основном в руках центрального правительства, а регионам предоставлена
некоторая автономия, пределы которой определяются договором между
регионами и центром. Решение экономических проблем, которые вызывают
недовольство на местах и усиливают сепаратизм, требует скоординированных
правительством централизованных усилий. Считается, что федеративное
устройство с самыми широкими политическими, экономическими, социальными
правами на местах приведет к распаду государства.
Сложность экономической ситуации усиливает хрупкость государства, но
великая депрессия 20-30-х гг., поразившая множество федераций, не привела
к утрате их целостности. С другой стороны, экономическое процветание также
не может ослабить требования независимости и суверенитета (канадский
Квебек), более того, очевидные экономические выгоды от пребывания в
составе единого государства совсем не гарантируют прочность
государственных уз (страны Балтии). Экономика определяет государственные
формы лишь в самом конечном счете. Споры и конкуренции между регионами и
центральным правительством - повсеместная вещь. На местах хотят обладать
неограниченным контролем в пределах собственной территории. Центральные
правительства всегда стремятся к увеличению своих полномочий, а
региональные власти сопротивляются, одновременно добиваясь всеми способами
преимуществ над другими регионами, что характерно и для США, и для
Швейцарии, и для России.
Известными ресурсами эффективного управления и внутренней стабильности
располагает и демократическое федеративное государственное устройство.
Федерализм ведь нельзя сводить к простому географическому делению страны
(особенно многонациональной) на территориальные единицы с вертикальной
подчиненностью и полной зависимостью от политики центра. Не все поддается
централизации и нуждается в ней, да и государственная мудрость и
административный гений целой страны совсем не ограничены политической
элитой, обосновавшейся в столице.
Следует помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью
устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и
согласованное функционирование крупного государства как целостной
организации политической власти, допускает существование и развитие в его
пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно
самостоятельные государства или государственные образования. На этой
концептуальной основе возникли и развиваются федеративные государства,
хотя конкретно-исторические условия могут определить своеобразие той или
иной формы федерации.
В одном случае модель будет достаточно простой, если центральное
правительство выступает арбитром, координирующим региональные
правительства, разрешает противоречия между ними и осуществляет то, что
лучше поддается централизации (например, внешнюю безопасность, эмиссию
денег, свободу внутренней торговли, контроль за федеральными
энергетическими программами и т. п.). Иная конструкция складывается в
государственном устройстве, при котором, не отрицая региональной или
национальной автономии, следует усилить собственную власть, учитывая
национальные и этнические особенности, требуется контролировать
последствия возможных конфликтов.
Какие бы варианты ни рассматривались, ясно, что федеративное
государственное устройство не будет достаточно стабильно, если отдельные
субъекты в силу своего этнического состава имеют различные взаимоотношения
с центральным правительством. В такого рода «асимметричных» федерациях
сохраняется почва для борьбы регионов за привилегии, права, признание
своих уникальных обстоятельств, одновременно сохраняется угроза
целостности федеративного государства.
Более того, «асимметрия» в правовом статусе субъектов не может не
сопровождаться «асимметрией» прав граждан. Человек, живущий в области, где
избиратели не имеют контроля за местной исполнительной властью, пользуется
меньшими правами, чем граждане, скажем, национальных республик, где такой
контроль существует. Указанная борьба, вызванная объективными
обстоятельствами и сознательными действиями, чревата дестабилизирующими
последствиями, особенно при такой форме государственного устройства,
которая рассматривает центр в качестве единственного источника
реформирования. Центральное правительство оказывается втянутым в
распределение дифференцированных привилегий среди регионов, а регионы ищут
способы воздействия и контроля над центральным правительством.
В федеративном государстве локальные конфликты, возникшие в отдельных
регионах, подрывают позиции центрального правительства в принципе слабее,
чем в унитарном государстве, где региональные столкновения вынуждены
становиться объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет
субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи
привлекать к решению вопроса федеральное правительство.
Чрезмерно централизованное государство обрекает себя на неэффективность,
несоразмерно децентрализованное устройство, как указывал еще Макиавелли,
чревато распадом государства.
В проблеме формы государственного устройства отчетливо проступает сторона
конституционная, структурная, идет ли речь об унитарном или федеративном
государстве. Однако есть и сторона также конституционная, но
«неформальная» (политические партии, общественные движения),
функциональная, связанная с политическим режимом.
Таким образом под формой государственного устройства понимают
административно-территориальную организацию государственной власти,
характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями,
между отдельными частями государства, между центральными и местными
органами.
Глава 2 Характеристика форм государственного устройства (унитарное
государство, федерация, конфедерация)
2. 1 Унитарные государства: предпосылки образования и общая характеристика
Уже более трехсот лет в государствоведении используется термин «сложное
государство». Применяемый в трудах различных ученых, которые зачастую
придерживаются совершенно различных, порой даже противоположных взглядов,
трактуется он, как ни странно, одинаково. Такое согласие возможно лишь в
двух случаях: или данное понятие настолько хорошо разработано, что никаких
неясностей в нем просто не осталось, или, напротив, оно не привлекало до
сих пор к себе пристального внимания исследователей в силу кажущейся
ясности и общепризнанности его содержания. Из двух приведенных суждений
более справедливым представляется второе. Причем до поры до времени
кажущаяся ясность и простота позволяли успешно использовать указанное
понятие без серьезного исследования его содержания.
В пользу высказанного предположения говорит то обстоятельство, что в
научной литературе практически не используется понятие-антипод сложного
государства — «простое» государство. Точнее говоря, оно используется, но
всегда в логической связке с одной из форм государственного устройства —
государством унитарным.
Например, В. Е. Чиркин в своей монографии «Современное государство»
утверждает: «Унитарные государства бывают двух видов: простые и сложные.
Простые состоят только из административно-территориальных единиц, сложные
имеют в своем составе те или иные формы автономии». Казалось бы, консенсус
достигнут и вопрос исчерпан. Однако дальше те же самые ученые как бы
мимоходом отмечают неоднородность понятия «сложное государство».
Оказывается, оно включает в себя не только некоторые унитарные
государства, но и федеративные. Более того, все возможные разновидности
федераций неизбежно подпадают под краткое и категоричное утверждение:
«Федеративное государство — сложное государство».
Таким образом, понятие «сложного государства» оказывается относимым к
различным формам государственного устройства. Следовательно, говоря о
«простом» и «сложном» государствах, мы имеем дело не просто с
терминами-антиподами, но с разнопорядковыми явлениями.
Если термином «сложное государство», начиная с XVII в., именовалось
государство, возникающее из объединения нескольких государств, то,
следовательно, концепция «простого государства» должна была исходить из
представления о нем как о чем-то сугубо едином, т. е. таком государстве,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|