рефераты бесплатно

МЕНЮ


Формы государственного устройства в современном мире. Курсовая работа.

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности

населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая:

иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных.

Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то

Франция четыре.

8) В унитарном государстве действует единая судебная система, которая

осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими

для всех государственных образований нормами материального и

процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие

правоохранительные органы, представляют собой звенья единой

ценрализованной системы.

Этому способствует единая правовая система. Ее базу образует единая

конституция, и нормативные акты издаваемые государственной властью, так же

нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный

характер и только в соответствии со своей компетенции).

Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления

государственной администрации и не ставился в связь с

национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее

большинство современных унитарных государств - государства

мононациональные.

Однако, существуют и исключения из этого правила. Это приводит к

конфликтам на межнациональной основе которые могут продолжатся на

протяженнии множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией

или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения

государственной властью местного самоуправления, командования

муниципалитетами и т. д.

Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы,

княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное,

способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах

буржуазных экономических отношений.

С развитием научно-технического прогресса явлением глобальных

экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные

процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований:

федераций, конфедераций, содружеств и т. д.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что унитарное государство -

это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь

на административно-территориальные части. Для такого государства

характерно существование общих для всей страны высших органов

государственной власти и управления, единой судебной системы и

конституции.

2. 2 Предпосылки и принципы образования федерации

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы

государственного устройства - унитарная и федеративная.

В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства

называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное

государство, части которого обладают признаками государственности.

Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство

является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых,

разнообразно. Это определяется многими факторами: различием

национально-этническом составе населения, историческими процессами,

географическим положением и др. Однако, не смотря на это можно выделить

ряд признаков, которые характерны для большинства федераций. территория

федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов, которые называются

по-разному. В союзном государстве верховная законодательная,

исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным

органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается

союзной (федеральной) конституцией.

Федерация является распространенной формой государственного устройства.

Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из

них крупные по территории и численности населения сообщества. В их числе и

мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада,

ФРГ, Австралия), и государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и

средним уровнем индустриального развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла,

Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия,

Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова) .

И так, Федерация - это такая форма государственного устройства, при

которой несколько государственных образований объединяются и создают новое

союзное государство. Составляющие федерацию государственные образования

(штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др.) являются ее

субъектами, обладающими определенной политико - правовой

самостоятельностью.

В состав современных федераций входит различное число субъектов: США - 50,

Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16,

Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики -

31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21,

Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав

Российской Федерации - 89.

Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными

являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ,

Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В

прошлом существовали федерации, основанные по национально -

территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия). Однако эти

федерации распались, не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в

таких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма. При

определенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции

могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства.

Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики,

входящие в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и

создали суверенные государства.

К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В ее составе

находятся субъекты, представляющие собой национально - государственные и

национально - территориальные образования (республики, автономные области,

автономные округа), а также административно - территориальные образования

(края, области, города федерального значения). И все же

многонациональность является существенным признаком России, а потому

национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве

государства.

Существуют федерации, в которых при доминировании территориального

признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. К

таким федерациям можно отнести Швейцарию, Канаду, Пакистан, Бирму. Есть

федерации, созданные по языковому признаку. Это, например, Индия, Бельгия,

где помимо прочего субъекты отличаются наиболее употребляемым языком.

Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные виды

весьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ни

этнонациональной, ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в

«чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот,

унитарное государство в определенной степени является носителем элементов

федерализма. К примеру, Испания является унитарным государством. Однако ее

законодательная власть, широкие полномочия 17 автономных областей

приближают Испанию к федеративной форме устройства.

Федерация - это объединение государственно - правовое. Она закрепляется в

виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют права

нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннем порядке

выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративном государстве

предметы ведения и полномочия распределены между федеральным центром и

субъектами федерации. Как правило, в таких государствах существует

двухпалатный парламент. Одна палата (верхняя) выражает интересы субъектов

федерации (штатов, провинций, земель, кантонов, республик и т. д.), другая

(нижняя палата) - является органом общефедерального представительства. В

этом одно из принципиальных отличий федеративного государства от

унитарного.

Федерализм нельзя смешивать с децентрализацией и автономным

самоуправлением. Государство может быть чрезвычайно централизованным,

однако федеративным. И, наоборот, государство может быть построено на

широкой автономии частей и в то же время может быть нефедеративным.

Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е.

Ему предоставляется право принятия собственной конституции, которая должна

соответствовать союзной конституции. Он обладает правом издания

законодательных актов, действующих только на территории этого субъекта и

соответствующих федеральному законодательству (принцип приоритета

федерального законодательства). Субъект федерации имеет свою собственную

правовую и судебную системы. Однако, принципы организации и пределы

юрисдикции судебных и иных органов определяются конституцией федерации.

Субъекты федерации имеют представительство и участвуют в работе высших

органов государственной власти, прежде всего в парламенте. В двухпалатном

парламенте во многих странах в верхнюю палату избирается равное количество

депутатов от каждого субъекта федерации, хотя бывают и исключения. Так, в

Австралии в состав верхней палаты (сената) входят 76 человек - по 12 от

каждого из шести штатов и по два от двух территорий, которые избираются по

системе пропорционального представительства. В сенате США, палате,

выражающей интересы штатов, 100 человек - по два от каждого из 50 штатов

независимо от численности населения штата. В Совете кантонов Швейцарии

заседают 46 депутатов - по два депутата от 22 кантонов и по одному от

полукантонов. Часть их избирается местными парламентами, часть назначается

правительствами кантонов. В Совет Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта

Федерации, т. е. по одному от представительного и исполнительного органов

государственной власти.

А вот в нижнюю палату законодательной власти Австрии - Федеральный совет

(бундестаг), в составе которого 63 человека, - каждая земля выделяет число

депутатов, пропорциональное числу граждан земель.

Федерация есть форма разграничения предметов ведения между федерацией и

входящими в ее состав субъектами - государственными образованиями.

Предметы ведения федерации и ее субъектов - это круг конституционно

закрепленных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления,

соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов

компетентны принимать решения.

Конституции федеративных государств используют несколько принципов

разграничения предметов ведения. Согласно принципу «дуалистического

федерализма», впервые использованному в США, устанавливается сфера

исключительной компетенции федерации, т. е. дается перечень вопросов, по

которым принимать решения может только федерация, а вопросы, не упомянутые

в этом перечне, считаются относящимися к ведению штатов.

В ФРГ и Австрии устанавливаются две сферы компетенции: исключительная

компетенция федерации и членов федерации, а в Индии и Малайзии -

трехчленная система разграничения полномочий между союзом и субъектами

федерации. Например, по Конституции Индии в первую сферу полномочий входят

вопросы, отнесенные к исключительной компетенции федерации, во вторую

сферу - вопросы, отнесенные к компетенции штатов, в третью сферу -

вопросы, отнесенные к совместному ведению федерации и штатов.

Конституция РФ не содержит общих положений о порядке распределения

полномочий между Федерацией и ее субъектами и не закрепляет каких - либо

принципов на этот счет. Есть перечень полномочий Федерации, где

указываются предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вне

пределов этого субъекты обладают всей полнотой власти.

Федерации отличаются друг от друга по степени централизации власти и

управления. Преобладают федерации централизованные, в которых довольно

широк круг вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федерации.

Например, в перечень вопросов, отнесенных к компетенции федерации, в

Конституции Индии входит 97 пунктов, в том числе такие вопросы, как

установление маяков, добыча и распределение соли, налоги на продажу газет

и на объявлениях, помещенные в них, разрешение демонстрирования

кинофильмов и т. п.

К исключительному ведению субъектов федерации, как правило, относится:

местное управление, местные работы и предприятия, регистрация

регулирования деятельности и ликвидация местных предприятий, местные

налоги, учреждение и замещение должностей, учреждение, содержание и

управление местными тюрьмами и исправительными учреждениями, а также

вопросы общественного порядка, культуры, санитарии, здравоохранения,

местных коммуникаций, коммунального обслуживания, пособий престарелым и

инвалидам, организации местной полиции, городского устройства и др.

Конституции федеративных государств предметы ведения субъектов федерации

определяют двумя способами. Во - первых, установлением перечня предметов

исключительного ведения субъектов федерации (Австрия, Индия, Канада);

во-вторых, отнесением к предметам ведения субъектов того, что не

закреплено за федерацией или не является предметами совместного ведения

федерации и ее субъектов. Так, в Конституции США записано: «Полномочия, не

делегированные Соединенными Штатами настоящей Конституцией и не

запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами,

либо за народом».

Конституция ФРГ отмечает: «Осуществление государственных полномочий и

выполнение государственных задач принадлежит землям, поскольку настоящий

Основной Закон не устанавливает или не допускает другого порядка».

Право выхода за субъектами федераций не признается ни в одной из

конституций, а попытки сецессии подавляются силой оружия, как это было в

период войны с Зондербундом в 1847 г. в Швейцарии и в ходе Гражданской

войны (1861—1865 гг.) в США, либо политико-правовыми средствами (отказ в

праве выхода штату Западная Австралия в 1938 г.). Следует, правда,

отметить, что на практике в ряде случаев сецессия осуществлялась. В начале

30-х годов XIX столетия Венесуэла отделилась от Федерации Великая

Колумбия, а в 1965 г. из состава Малайзии вышел штат Сингапур. Но в том и

в другом случаях сецессия была проведена в экономически слаборазвитых

странах.

Субъекты федераций не обладают верховенством на своей территории. Сфера

действия федерального права распространяется на всю федерацию, и ни в

одной из них штаты, провинции, земли или кантоны не вправе препятствовать

его применению. Конституция США следующим образом разрешает коллизии между

законодательством федерации и штатов: "Настоящая Конституция и законы

Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры,

которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются

высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны их исполнять и в

том случае, когда в Конституции и законах отдельных штатов встречаются

противоречащие им предписания" (статья VI). Аналогичные формулировки

содержатся в конституциях Аргентины (статья 31), Мексики (статья 133),

Венесуэлы (статья 16), Канады (пункт 1 статьи 52 в редакции 1982 г.) и

ряда других государств, предусматривающих, как и США, создание федеральных

судов на территории субъектов федерации. Лишены субъекты федерации и права

выступать в международном общении. В Швейцарии последние международные

договоры были заключены кантонами от своего имени в 40-х годах прошлого

столетия, Американские штаты изначально были лишены этого права даже в

период конфедерации (1781—1789 гг.). Не признает его за субъектами

федераций и международное право, хотя практике известны случаи заключения

субъектами федераций международных соглашений (например, так называемые

"культурные соглашения" между канадской провинцией Квебек и Францией) .

Субъекты федераций не суверенны. В США, Канаде, Австралии этот факт

подтвержден решениями федеральных верховных судов. Сами конституции о

суверенитете молчат. И лишь отдельными конституциями (Швейцарии, Мексики)

за субъектами федераций формально признан суверенитет, но лишь в той мере,

в которой он не ограничен федеральной конституцией.

В развитии процессов политической интеграции особая роль принадлежит праву

федеральных органов действовать непосредственно на территории субъектов

федераций и механизмам финансовой политики. Финансовая централизация

проведена практически во всех федерациях. Так, например, в Канаде

бюджетные источники были централизованы еще в 30-е годы XX столетия, в ФРГ

— в 1969 г. Субъекты федераций сохраняют незначительные источники доходов.

А оказание им помощи со стороны центральных властей сопровождается

всевозможными условиями и оговорками, ограничивающими политические

возможности штатов, провинций, земель и кантонов. Мощное влияние на

развитие политической интеграции оказывает централизация структуры

политических партий. Причем этот процесс наблюдается и в федерациях с

традиционно децентрализованными партийными системами (США, Швейцария). В

ряде конституций предусматриваются особые правовые рычаги воздействия на

членов партии. Так, например, в Индии в соответствии с 52 поправкой к

Конституции (1985 г.) члены парламента могут быть лишены депутатского

мандата в случае нарушения партийной дисциплины.

В арсенале федеральных властей имеется немало других испытанных орудий

политического и правового воздействия. В США по распоряжению президента на

территории штатов могут вводиться войска для защиты их от "внутренних

беспорядков" и з'ащиты федеральных законов от самих штатов. По Конституции

Швейцарского Союза, "Союз гарантирует кантонам их территорию, их

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.