Историография Кубани (Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры)
установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению,
обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете.
Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без
ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом
обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и
увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а
лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С
любовью и верой отношусь к древности". Отношение к религии является
одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке
оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь
разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство.
Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих
жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики,
морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской
этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон
взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем
нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли
("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении
к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности
государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут
лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е.
представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь
(дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это
противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение
превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его
последователей,- яркое выражение социальной направленности, классового
характера конфуцианства. Конфуцианство уделяло большое внимание
вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею
обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им
развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы),
правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя
признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая,
что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое
значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало
ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять
обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция:"Государь
должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын -
сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на
основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером
высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять
народ тяжелыми налогами и повинностями. Боги не очень-то волновали
Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные
времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей.
"Богов я почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип
Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно
551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь
юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с
его ближайшими учениками и последователями. Еще одной религией,
возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, является буддизм.
Он есть рядом с нами в Калмыкии. Его основатель Будда одновременно
является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его
последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей,
привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в
разных обликах. Таким образом, достигнув нирванны (просветления),
человек переходил в новое качество - неземное. И, наконец, в даосизме,
возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него
имеется дао (путь) - некая первооснова всех вещей, познав законы
которой и следуя им, человек становится совершенным. Религии Востока -
это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и
совершенствования окружающего мира. Существеннейшую часть мировоззрения
людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений
каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик
надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было
возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном
движении всего живого в замкнутом цикле ( все когда-то уже было и
когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм
Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной
судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи
земли:"Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне - так и
будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?".
Раскопки археологов показывают, что почти всё наше побережье,начиная от
Батуми и заканчивая Анапой и Таманью,было в древности под огромным вли-
янием греческой цивилизации. Повсюду находят греческие монеты, посуду.
Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в
котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных
отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как,
например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.
Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого периода
в основном сохранило те представления, которые имели место еще во
втором тысячелетии до н.э.Природа по-прежнему представлялась греку
населенной и управляемой различными существами, о которых народная
фантазия слагала красочные поэтические мифы.Эти существа в основном
можно объединить в три цикла: верховные олимпийские боги-небожители с
Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов,
ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины.
Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни
изначальной, ни беспредельной.Предшественникам олимпийцев считались
старшие поколения богов, свергнутые их потомками.Греки думали, что
первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и
Эрос- жизненное начало,любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран,
который стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли
Геи.Уран и Гея родили второе поколение богов- Титанов. Захватившие
власть над миром олимпийские боги разделили вселенную между собой
следующим образом. Верховным богом стал Зевс- властитель неба, небесных
явлений и особенно грома и молнии.Посейдон был властителем влаги,
орошающей землю, властителем моря, ветров и землетрясений.Аид, или
Плутон, был владыкой преисподней- подземного мира, где влачили жалкое
существование тени умерших. Супруга Зевса- Гера считалась
покровительницей брака. Гестия являлась богиней домашнего очага,
наименование которого она и носила (Гестия по-гречески- очаг ). С
возникновением нового классового общества и установлением полисов ряд
богов, особенно Аполлон, становятся покровителями государств.. Значение
Аполлона еще более выросло в связи с основанием большого числа новых
городов. В результате культ Аполлона стал оттеснять на второй план
культ Зевса; особенно он был популярен в среде греческих аристократов.
Помимо главных богов, олицетворявших наиболее значительные явления
природы, а также жизни человека и его общественных отношений, весь
окружающий грека мир представлялся ему обильно заселенным
многочисленными божественными существами. О происхождении людей у
эллинов существовал миф, согласно которому один из титанов- Прометей
слепил из глины первого человека, а Афина наделила его жизнью. Прометей
был покровителем и наставником человеческого рода в первые времена его
существования. Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес
им огонь. За это он был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить
Прометея к скале, где орел каждый день терзал его печень, пока его не
освободил Геракл ( сын Зевса и земной женщины ). Местом почитания
эллинских богов были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки.
Культовые обряды у греков были связаны с общественной и частной
жизнью.Почитание богов сопровождалось принесением в жертву животных на
алтарях перед храмами и молитвенными обращениями к богам.Особенными
обрядами сопровождались рождение ребенка, свадьба и похороны.
Религиозно- мифологическое объяснение происхождения и развития мира и
окружающей древних греков действительности постепенно вступало в
конфликт с накоплявшимся предметным опытом.Медленно, но неуклонно
делала первые шаги наука, пока еще наивная, но
стихийно-материалистическая в своей естественной непосредственности.
Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в то
время малоазийской Ионии. Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в
среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская
философия.Основоположником древнегреческой философии считается Фалес
(ок. 625-547 гг. до н.э. ), а его продолжателями были Анаксимандр
(ок.610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до
н.э.).Милетские философы были стихийными материалистами. Фалес
первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении,
превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова
превращающиеся в воду.Богам не было места в этом круговороте состояний
вечной воды.Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на
первоначальной воде.Фалеса также считали основоположником
древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе.Ему
приписывают и ряд конкретных научных вычислений.Он умел предсказывать
солнечные затмения и мог дать физическое объяснение этого процесса.Во
время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив
их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее
предметов. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел
к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная,
вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении.Из
нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположноститеплое
и холодное, влажное и сухое.Их взаимодействие приводит к рождению и
гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из
апейрона и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем
первой географической карты и первой схемы небесного свода для
ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося
цилиндра, парящего в воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало всего
воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие
вещей.Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том
числе и боги,которые подобно всем другим вещам, являются определенными
состояниями воздуха. Материалистическая философия возникла в среде
прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с
религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от
прошлого.Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой
идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым
проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с
острова Самоса.После установления на острове Самосе тирании Пифагор
эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI в.
до н.э.основал из представителей местной аристократии реакционный
религиозно-политический союз, известный под названием "пифагорейского".
Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не
вещество, а форма определяет сущность вещей.Все можно сосчитать и таким
образом установить количественные особенности и закономерности
природы.Мир состоит в количественных, всегда неизменных
противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их
осуществляется в гармонии, которая свойственна миру. В борьбе с
идеалистической философией Пифагора совершенствовалась
материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до
н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший
философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его
трудах нашли завершения искания Фалеса,Анаксимандра и Анаксимена. По
своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником
аристократии.Он резко обрушивался на "чернь".С победой
рабовладельческой демократии на его родине связано пессимистическое
отношение Гераклита к окружающей его действительности.Выступая против
победившей демократии он хотел показать ее преходящий характер.Однако в
своих философских построениях он вышел далеко за рамки этой
цели.Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс
движения и изменения.Стихия, из которой все возникает, это- огонь,
представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий
процесс горения.Все в природе состоит из противоположностей в борьбе
рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в
огонь.Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии
материального мира как о необходимой присущей материи
закономерности.Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим
словом " логос ", в философском смысле обозначающем "закон".Известно
приписываемое Гераклиту изречение: "Панта рей"- все течет, все
изменяется , которым кратко сформулирована сущность его
философии.Диалектическое единство противоположностей формулируется как
постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и
борющихся противоположностей.Процесс саморазвития огня не создал никто
из богов или людей, он был, есть и всегда будет.Гераклит высмеивал
религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников. Против
материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ
Ксенофан (ок.580-490 гг. до н.э.) и его ученики.Изгнанный из родного
малоазийского города Колофона (близ Эфеса), Ксенофан поселился в
Италии, где вел жизнь странствующего певца-распода.В своих песнях он
выступал против антропоморфного политеизма эллинской религии.Ксенофан
утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что
если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы
представили их по своему подобию. Таковы были первые шаги
древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым
религиозно-философским мировоззрением. V в. до н.э. был временем
дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему
оставались тесно связанными.В этот период дальнейшего развития
античного общества и государства, происходившего в условиях
ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также
политические теории и публицистика. В V в. до н.э. материалистическая
философия в Древней Греции развивалась исключительно плодотворно.
Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней
Греции был Платон (427-347 гг. до н.э. ) Платон был представителем
афинской рабовладельческой аристократии.В возрасте 20 лет случайность
пересекает дороги жизней Платона и Сократа.Таким образом Сократ
становится учителем Аристотеля.После того как Сократ был осужден,Платон
покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару,после чего снова
возвращается в родной город и активно принимает участие в его
политической жизни.Платон впервые создает академию. До нашего времени
дошла информация о 35 философских трудах Платона, большинство из
которых были изложены в форме диалога. Вершиной и основой всего он
считал идеи.Материальный мир- лишь производная,тень мира идей.Лишь идеи
могут быть вечными.Идеи- есть истинное бытие, а реальные вещи- это
бытие кажущиеся.Выше всех других идей Платон ставил идею красоты и
добра.Платон признает движение, диалектику, которая является
результатом конфликта бытия и небытия,т.е. идеи и материи. Чувственное
познание, предметом которого является материальный мир, выступает у
Платона как вторичное, несущественное.Истинное познание- это познание,
проникающее в мир идей- познание разумное. Душа вспоминает идеи, с
которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не
соединилась с телом, душа бессмертна. Другой выдающийся ученый этого
периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.).Он оставил после себя 150
трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные
группы: 1) Онтология (наука о сущем) " Метафизика " 2) Труды по общей
философии, проблемах природы и естествознания. " Физика ", " О небе ",
" Метеорология " 3) Политические, эстетические трактаты. " Политика ",
" Риторика ", "Поэтика " 4) Работы по логике и методологии. " Органон "
Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю.Она образует
потенциальную предпосылку существования.И хотя она основа бытия, ее
нельзя отождествлять с бытием или считать его основной частью.Далее
следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную
ступень между первой материей и миром, который мы чувственно
воспринимаем.Все реальные вещи являются соединением материи и образов
или форм, следовательно: действительное бытие есть единство материи и
формы.По Аристотелю- движение- это переход от возможного к
действительности т.е. движение универсально.Основа всякого явлениянекая
причина. Аристотель так-же затрагивал темы логики, противоречия,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|