рефераты бесплатно

МЕНЮ


История отечественного государства и права

Судьба его жены и детей не ясна.

Смертная казнь.

Русская правда не знает смертной казни, но известно, что она применялась.

Уголовные штрафы.

Штрафы были основным видом наказания по РП, применялись за все виды

преступлений.

ПРОДАЖА- самый распространенный штраф, выплачиваемый за нанесение побоев,

посягательства на собственность, оскорбления. Размер 1-12 гр. Продажа

платиться князю, это- публичный штраф, свидетельствующий о свободном

состоянии виновного.

ВИРА- представляла собой уголовный штраф, который выплачивался только за

убийство и только свободного человека. В ПР.ЯР,М размер виры един для всех-

40гр. В ПР Ярославичей для огнищан, конюхов устанавливалась двойная вира.

ГОЛОВНИЧЕСТВО. Закон не попустительствовал убийце, даже вложившему деньги в

дикую виру. Помимо виры он должен был заплатить головничество родственникам

убитого в размере 12 гр. Из собственных средств (5).

УРОКИ. Уроками назывались штрафы за истребление собственности и имущества.

Поскольку рабы и холопы приравнивались к имуществу хозяев, за их убийство

выплачивался урок, а не вира.

Процесс по Пск. Судн. Грамоте.

В Новгороде и Пскове наряду с состязательным существовал и розыскной

процесс. Институт досудебной подготовки дела назывался сводом. На процессе

допускалось представительство сторон. Женщины, дети, старики, монахи,

глухие имели пособников, которые должны были в суде представлять их

интересы. Должностные лица не могли выступать в качестве представителя

стороны, чтобы не оказывать давления на суд. В случае спора о церковной

земле интересы церкви представлял староста, т.е. выборный представитель

верующих.

Процесс начинался обычно подачей искового заявления, жалобы. Половник и его

господин начинали разрешение своих споров о земле с заклича- публичного

оповещения на торгу о своих претензиях. Это объявление должно было привлечь

к делу свидетелей из числа членов общин. Важным этапом был вызов ответчика

в суд; в случае 5-дневной неявки его могли доставить в суд принудительно.

Много места в законе уделено доказательствам. Среди письменных

доказательств первейшим была запись. Доказательную силу имели и простые

расписки - рядницы, доски. Доказательством служило также собственное

признание. Свидетельские показания могли давать сторонние люди, соседи и

послухи. Послух, по ПСГ, должен был защищать свои показания против

ответчика в поединке. Его неявка на суд вела к проигрышу дела стороной,

опиравшейся в доказательстве своей правоты на его показания.

По делам о воровстве в качестве доказательства выступало "полишное", т.е.

краденая вещь, найденная у лица, заподозренного в совершении кражи.

Поличное обнаруживалось во время обыска, проводимого должностным лицом-

приставом (здесь же присутствовал и истец). Судебный поединок ("поле"), а

также присяга использовались тогда, когда иных, более веских доказательств

не было. Процесс был устным, но решение выносилось в письменном виде. При

его выдаче взимались судебные пошлины. Решение по делу исполняли

специальные слуги князя или должностные лица города.

Процесс по Русской Правде.

Из Русской Правды.

Начинался по инициативе истца, стороны обладали в нем равными правами,

судопроизводство было гласным и устным, значительная роль “ордалии” (суд

божий), присяги, жребия. Три стадии процесса:

1. “Заклич” объявление совершившемся преступлении, производился в людном

месте, “на торгу”, объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными

признаками, которую можно было опознать. Если вещь обнаруживалась по

истечении трех дней с момента заклича, то тот, у кого она находилась,

считался ответчиком (ст. 32, 34 ПП). Если лицо настаивало на том, что вещь

принадлежит ему - суд 12 мужей. Если нет, купил - то на свод.

2. “Свод” напоминал очную ставку. Либо до заклича, либо в срок до

истечения 3 дней после заклича. Лицо давало объяснение, откуда он достал

краденую вещь. Если не мог - таковой признавался татем. Если свод выходил

за пределы населенного пункта, то свод до 3 лица. Он уплачивал собственнику

и сам продолжал свод. Свод мог продолжаться 3 раза (до 3 людей)

3. “Гонение следа” - поиск док-в и преступника. Потерпевшие, члены рода и

добровольцы.

Виндикационый процесс. Судоговорение. Речь, док-ва.

Вынесение решения (приговора):

1. если уголовное дело - приговор немедленно приводился в исполнение.

2. если гражданское дело - необходимость заключения договора об исполнении

суда (3-6 месяцев). Если нет - право истца терялось.

Процессуальное право по Соборному Уложению 1649 г.

Реформы мест. управ. (Земская и Городская) 1864 и 1870 г.

1. Земская реформа 1864г. была проведена на основе Положения о губернских и

уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г.

В ходе реформы создавались органы местного самоуправления: в губерниях и

уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение

местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения;

строительство и содержание школ и больниц; мероприятия по

благотворительности; попечение о развитии местной торговли и

промышленности; санитарные меры и др.

2. Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были

выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными

председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три

года.

Выборы проходили по трем избирательным куриям:

курия уездных землевладельцев состояла главным образом из дворян-помещиков,

для участия требовался высокий имущественный ценз;

городская курия, для участия в которой необходимо было отвечать достаточно

высокому имущественному цензу;

сельская курия, для участия в которой имущественный ценз не был установлен,

введена следующая система выборов— крестьяне, собравшиеся на волостной

сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских

гласных.

3. Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного

хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и

народного просвещения. Земские органы способствовали становлению

общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой,

через которую прошли представители либерального и демократического

общественных направлений.

Однако реформа не сформировала централизованной системы управления.

Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством

внутренних дел, которые могли отменять любые их решения. Отсутствие

достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от

правительственных органов.

Городская реформа 1870г. была проведена на основе Городового положения,

принятого 16 июля 1870 г.

Положение предусматривало создание следующей системы органов городского

самоуправления: городское избирательное собрание, Городская дума и

городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в

своей долж---ности губернатором или министром внутренних дел.

Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина

состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между

думой и управой разрешал губернатор.

Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных

должностных лиц, установлении городских сборов (на право торговли, на

содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской

недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др. +

5. Выборы в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза

оседлости. В соответствии с ними все городские избиратели делились на три

группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы.

Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста,

владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие

мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие,

низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к

выборам не допускались. Голосование было тайным.

6. Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-

промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного

просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и

культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и

земские органы, находились под постоянным контролем государственных

административных и полицейских учреждений.

Реформы Петра 1.

1. Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограничено

принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он

также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх

осуществляет руководство и государственной религиозной системой.

Изменяется порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр I

лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В

1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по

собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона

стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим

монархом либо сенатом от его имени.

Монарх был главой всех государственных учреждений:

присутствие монарха автоматически прекращало действие

местной администрации и передавало власть ему. Все государственные

учреждения были обязаны исполнять решения монарха.

Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его

компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных

органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право

помилования и утверждения смертных приговоров.

2. Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем

принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в

периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-

управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью

исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава

Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.

В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая

координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники,

входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии

министров.

После образования сената в 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

3. Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей

компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие

виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря,

назначавшихся императором;

Структура сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие

представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и

принимались посредством голосования решения. Вначале требовался

единогласный порядок принятия решений, с 1714 г решения стали приниматься

большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его

членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в реестр,

заседания подлежали протоколированию.

Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов:

разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат

сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и

протоколистов.

При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в

области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был

возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обёр-секретарь сената.

Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената,

учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись

прокуроры при коллегиях и надворных судах.

В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен

состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся

руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной,

Морской и Иностранной, были "исключены из его состава. Сенат становился

надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г.

превратила сенат в высший орган центрального управления.

4. Перестройка приказной системы управления произошла в 1718—1720гг.

Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые

центральных органы отраслевого управления — коллегии. •

Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий

входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора

(заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.

В декабре 1718г. был принят реестр коллегий. Важнейшими,

«государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-

коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась

финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства,

Штатс-кон-тор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая

сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в

ведении сначала двух, а затем трех коллегий:

Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным

делом). Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец,

судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии

— Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским землевладением и

городскими сословиями.

Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях

определялись Генеральным регламентом, Объединившим нормы и правила,

регламентирующие порядок работы дереждения.

В ходе создания новых органов управления появились но-уые титулы: канцлер,

действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные

и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба

Остановилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным

сословием.

5. Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система

местных органов управления: воеводское управление и система областных

приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII

в.

Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального

движения и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах.

Преобразование местных органов управления началось с городов.

Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были

переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами

совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного

управления получила коллегиальное начало.

С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория

России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все

уезды и города. В период 1713—1714 гг. число губерний возросло до

одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор,

объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. В

своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по

отраслям управления.

Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе

провинций стояли обер-коменданты.

К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд —

провинция — губерния.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства

разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество

увеличилось до 50).

Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726г. дистрикты были упразднены,

а в 1727 г. восстановлены уезды.

Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных

провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции

возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в

административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей

деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление

дистриктами возлагалось на земских комиссаров.

В 1718—1720 гг. была осуществлена реформа органов городского

самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы

управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми

магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили:

обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья,

советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного

магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.

6. В XVII—XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии.

В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило

свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы

«потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой

армии.

Военные реформы Петра I решали вопросы комплектования и организации армии.

В период 1699—1705 гг. в России была введена рекрутская система

комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское

население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян

и горожан, офицеры — из дворян.

Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров

(1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и др.

В офицерские школы принимались в основном дети дворян.

До 1724г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т. е. от 20

дворов брали одного рекрута. После проведения подушной переписи населения в

основу набора рекрутов было положено число душ мужского пола.66

В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный приказ, Приказ

военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных

приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719г.,

созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к

ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию,

основанную в 1718г.

Армия делилась на полки, полки— на эскадроны и батальоны, а те, в свою

очередь, — на роты.

Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять

руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем

необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.