рефераты бесплатно

МЕНЮ


Конституционное устройство РФ и зарубежных стран 32 вопроса

парламентом, либо носит временный характер. Опротестованный законопроект

вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который

может поступить двояко: а) принять возражения главы государства, внести

соответствующие изменения в законопроект и вновь отправить его для

получения санкции (капитуляция);б) отклонить возражения главы государства,

для чего необходимо повторное одобрение законопроекта квалифицированным

большинством голосов. Реальная сила вето в США настолько велика, что

президент имеет возможность эффективно влиять на законодательный процесс

посредством одной лишь угрозы его применения. Выборочное вето. Обычно глава

государства может одобрить или опротестовать не весь законопроект целиком,

а отдельные статьи его. В Индии губернатор может наложить вето на принятый

Легислатурой штата закон, президент РФ обладает такими правами.

На примере РФ: Органы законодательной власти делятся на федеральные и

региональные (субъектов федерации) — это Федеральное Собрание РФ,

законодательные органы субъектов (народные собрания, государственные

собрания, верховные советы и т.д.). Основной особенностью их является то,

что они избираются непосредственно народом (т.е. являются представительными

органами). Решения законодательных органов являются обязательными к

исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также

нижестоящими органами государственной власти и местного самоуправления. Их

функции, прежде всего — правотворчество, создание правовой базы.

Конституция РФ устанавливает принципы организации законодательной власти на

федеральном уровне. Законодательным органом на этом уровне является

Федеральное Собрание — парламент РФ. Структура его состоит из двух палаты.

Хотя Конституция не оперирует понятиями "верхняя" и "нижняя" палаты, но

можно заключить, что верхней палатой является Совет Федерации, а нижняя —

Государственная Дума. Совет Федерации представляет интересы субъектов

Федерации и состоит из глав исполнительной и законодательной власти

субъектов. Государственная Дума является — основной законодательный орган

страны (но не единственный, в субъектах действуют свои законодательные

органы). Законы, принятые Думой предаются на одобрение в Совет Федерации и

на подпись Президента. Хотя Конституция провозгласила формальное

равноправие органов государственной власти субъектов Федерации, но их

законодательные полномочия различаются. Это проявляется в наличие различных

по правовому статусу субъектов: статус республик определяется Конституцией

РФ и Конституцией самих республик; а статус иных субъектов — Конституцией

РФ и уставами, принимаемыми субъектами самостоятельно. Кроме того, имеются

не равнозначные договоры федерального Центра с различными субъектами

Федерации. Анализ конституций, например, Башкортостана, Республики

Ингушетия, Республики Коми, Республики Татарстан, Степного уложения

Республики Калмыкия, уставов Иркутской области и Краснодарского края,

показывают, что эти акты отличаются в части регламентации правового статуса

законодательных органов, их компетенции и взаимоотношений с другими

органами власти субъектов. Различаются и названия законодательных органов:

Народный хурал (Бурятия, Калмыкия), Народное Собрание (Ингушетия),

Государственное Собрание (Башкортостан), Законодательное Собрание

(Карелия), Верховный Совет (Татарстан).

Являясь органами, обшей компетенции Президент, Правительство РФ и

исполнительные органы субъектов, соблюдая Конституцию и федеральные законы

вправе решать различные, для чего издают правовые акты по самым

разнообразным вопросам.

25.Основные формы деятельности парламента.

Все парламенты по их компетенции можно разделить на три группы:

- с абсолютно определенной компетенцией (в конституции перечень вопросов

их законодательной деятельности). (конгресс США)

- с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е располагают

неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому

вопросу (Великобритании, Италии)

- с относительно определенной компетенцией (Индия, ФРГ)

Основной формой деятельности парламентов является законодательная

деятельность, но существуют и др., 1.Внешнеполитическая деятельность

парламентов носят ограниченный характер. Он может высказывать свое мнение и

осуществлять в доступных для него формах контроль за внешней политикой

правительства через комиссии по иностранным делам соответствующих палат.

Чисто формальными являются права парламента объявлять войну и заключать

мир, поскольку эти полномочия фактически полностью сосредоточены в руках

правительства. Некоторым парламентам права ратификации и денонсации

международных договоров, то и это полномочие, как правило, лишено

действенного характера. Часто правительство имеет право заключать

международные соглашения, не требующие ратификации их парламентом.

законодательными полномочиями принятие законов является главной задачей

парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом

принимать законы.

2.Контроль над деятельностью правительства. В президентских республиках

контрольные полномочия парламентов малы, в парламентарных странах —

обширные. Основные методы контроля:

- Постановка вопроса о доверии

- Резолюция порицания (в отличие от вотума недоверия вносится не по

инициативе правительства)

- Интерпелляция, т.е. обращенное к правительству требование дать

объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или

по какому-либо конкретному вопросу.

- Вопросы устные и письменные.

- Деятельность расследовательских комитетов и комиссий, которые создаются

парламентами

- Процедура импичмента.

- К судебным или квазисудебным полномочиям парламента может быть отнесено

право решать споры о правомерности депутатского мандата и законности

выборов.

3. Финансовая деятельность. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия

являются старейшей прерогативой парламента. В современных индустриально

развитых государствах подготовка и исполнение бюджета и все остальные

финансовые полномочия почти полностью перешли в руки правительства

Юридически все финансовое законодательство исходит от парламента,

практически же он в этой области играет чисто номинальную роль

4.Законодательная деятельность Основные этапы законодательного процесса:

1. Выявление потребности в принятии закона и осуществление законодательной

инициативы. По субъекту законодательной инициативы законопроекты

подразделяются на правительственные и депутатские. По содержанию

законопроекты подразделяются на следующие основные виды: публичные,

финансовые, частные, иммиграционные дела и т.д.).

2. Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях.

3. Рассмотрение законопроекта в парламентских комитетах (важнейшая стадия).

Нередко парламентские комитеты решают судьбы законодательства.

4. Принятие законопроекта палатой. Она состоит обычно из: третьего чтения,

тайного голосования и принятия законопроекта в целом. Законопроект,

одобренный той палатой, в которую он был внесен, направляется в другую

палату.

5. Прохождение законопроекта в другой. (законопроект проходит те же самые

стадии. Выработка и принятие согласованного текста законопроекта

осуществляются двумя основными методами. А. Метод челнока состоит в том,

что спорный законопроект пересылается из одной палаты в другую до тех

пор, пока одна из них не согласится с предложениями другой либо пока

законопроект не будет отвергнут окончательно.в. Метод согласительных

комитетов состоит в том, что процедура примирения осуществляется не

самими палатами, а по их поручению особыми органами, которые наделяются

для этого соответствующими полномочиями. США.

6. Санкционирование и промульгация законопроектов, одобренных парламентами,

— заключительная стадия

26.Институт главы государства и его разновидности.

В системе высших органов власти глава государства занимает юридически

первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не

соответствует этому положению. Он возглавляет всю государственную машину,

обладает по конституции обширными полномочиями, наделен такими качествами,

как безответственность, несменяемость, нейтральность. Обычно глава

государства рассматривается как носитель исполнительной власти и высший

представитель государства в сфере международных отношений. Он «возглавляет»

и «представляет» государство. Повсеместно существует индивидуальный глава

государства, но есть отдельные исключения, когда функции главы государства

осуществляются коллегиальным органом. В чистом виде функции главы

государства осуществляются коллегией очень редко и притом временно.

Правовое положение главы государства зависит от формы правления страны.

Главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в

каждой стране имеются свои особенности. Роль монарха в государственном

управлении обществом номинальна, сфера его полномочий весьма невелика.

1.В странах с монархической формой правления главой государства является

монарх, правовое положение которого отличается двумя основными

особенностями. Во-первых, власть

монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти,

органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или

абсолютно) по собственному праву и считается источником всей

государственной власти; все государственное управление осуществляется от

имени монарха.

Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя

царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке.

Отстранение наследственного монарха от должности юридически невозможно,

однако монарха можно принудить отречься от престола, наконец, свергнуть его

или устранить физически. Все это практиковалось неоднократно.

2.В странах с республиканской формой правления главой государства является

президент, который, как высшее должностное лицо республики, всегда

избирается, за исключением тех случаев, когда этот пост занимается в

результате государственного переворота. В зависимости от вида республики и

особенностей конституции существуют прямые выборы (всенародное голосование)

и косвенные выборы. Косвенные выборы президента имеют варианты: 1.

Президент избирается парламентом (Израиле, Турции). 2. Для избрания

президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов

парламента и представителей органов честного самоуправления крупнейших

административно-терригориальных единиц (Италия). 3. В некоторых

федеративных государствах для избрания президента также формируется особая

коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей

субъектов федерации.(ФРГ) В этих вариантах выборов глава государства

получает мандат от парламента, его власть производна и он не может

самостоятельно противопоставить себя парламенту.

27.Правительство и его разновидности

Правительство представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти.

Правительства разных стран различаются по способу формирования, внутренней

структуре, по объему полномочий. В современных зарубежных странах в

зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными

способами:

1. Внепарламентский способ формирования правительств — правительство

формируется президентом, избираемым посредством непарламентских

выборов.(США)

2. Парламентский способ формирования правительства применяется в странах с

парламентарными формами правления. Уполномочие на формирование

правительства в этих странах получает та партия или партийная коалиция,

которая победита на выборах и получила большинство мест в парламенте (В

Великобритании глава государства имеет право назначения премьер-министра. В

ФРГ глава правительства - федеральный канцлер - предлагается бундестагу

президентом, но последний решает этот вопрос только после консультации с

лидерами крупнейших партийных фракций).

Внутренняя структура правительств очень разнообразна, но ее можно свести к

двум основным системам - континентальной и англосаксонской. Континентальная

система характеризуется тем, что в состав правительства входят все главы

центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией.

Министры, главы департаментов, государственные секретари, возглавляемые

премьер-министром, составляют единый коллегиальный орган. Англосаксонская

система отличается двумя существенными особенностями. Во-первых, реально

существующий высший исполнительный орган государственной власти

конституцией не признается и юридически является незаконным. Во всех

странах, придерживающихся этой системы, кабинет существует на основе

конституционного соглашения. Во-вторых, в состав правительства в

собственном смысле слова, т.е. кабинета, входят не все главы центральных

исполнительных ведомств, а лишь важнейшие из них. Министры в «ранге членов

кабинета» занимают привилегированное положение по отношению к тем членам

правительства, которые в кабинет не входят. Таким образом, при

англосаксонской системе понятия «правительство» и «кабинет» не совпадают.

Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета

министров, а в президентских республиках - президент) в современных странах

является центральной политической фигурой и обладает огромными

полномочиями. Для всех стран характерен разительный разрыв между

юридическим и фактическим статусом правительства. По общему правилу в

унитарных государствах предметная компетенция правительства не

определяется, так как законодатель исходит из предположения о том, что

границы между исполнительной, законодательной и судебной властями

совершенно очевидны. Более того, многие зарубежные конституции все

исполнительные полномочия вручают главе государства, хотя фактически они

всегда осуществляются правительством. Некоторые конституции наделяют

правительство чисто совещательными функциями, конструируя его как некий

консультативный орган при главе государства. В системе высших органов

власти зарубежного государства правительство является наиболее активным и

динамичным элементом, в наименьшей степени подверженным правовой

регламентации. Его положение во многом зависит от формы правления:

1. В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом,

формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность

ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство

должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само

правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу

разделения властей, рассматривается как исполнительный орган, лишенный

каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права

отлагательного вето. В парламентарных странах правительства занимают по

отношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских

республиках. Притом, что в этих странах правительство несет политическую

ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и

обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно

фактически контролирует и направляет деятельность парламента.

2. В президентских республиках президент лично возглавляет правительство. В

парламентских странах глава государства может осуществить свою

конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции.

Любые акции главы государства есть не что иное, как правительственная

деятельность.

4. Отношения правительства с политическими партиями зависят прежде всего от

формы правления. - В парламентарных странах правительство тесно связано с

политическими партиями, так как оно опирается на партийное большинство в

парламенте, являющееся конституционной основой его существования. В этих

странах правительство осуществляет жесткий контроль над своей фракцией,

всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину В президентских

республиках взаимоотношения правительства с партиями носят иной характер по

той причине, что исполнительный орган власти не зависит от парламентского

большинства. Правительство в президентских республиках осуществляет

контроль над парламентом не через партийные фракции, а непосредственно,

причем этот контроль сохраняется и тогда, когда правительство и

парламентское большинство принадлежат к различным партиям. Анализ

фактического положения правительства в зарубежных странах позволяет сделать

следующие выводы: правительство занимает центральное место в системе высших

органов государственной власти, хотя это положение не закрепляется

конституциями; правительство является основным инструментом осуществления

как внутренней, так и внешней политики; правительство осуществляет контроль

над крупными политическими партиями при любой форме правления.

28.Понятие судебной власти и судебной системы.

Если законодательная и исполнительная власти возлагаются на определенные

органы власти, то судебная власть возложена на всю совокупность судебных

органов от самых низовых (районных судов) до верховных. Роль судебной

власти заключается в обеспечении господства права. Органы судебной власти в

сфере осуществления правосудия работают в автономном режиме, подчиняясь

только закону. Совокупность судов именуется юстицией. Во многих странах

англосаксонской правовой системы в случаях пробелов в законодательстве суд

руководствуется прецедентным правом (решениями суда по таким же вопросам)

(Великобритания, США) В структуру судебной власти входят сами суды, в

странах англосаксонской правовой системы они образую единую систему, в

которой различные ветви замыкаются на единый верховный суд. В Европе,

напротив создана система специализированных судов во главе со своими

высшими судами. В странах с романской правовой системой наряду с системой

судов общей юрисдикции (рассматривающих гражданские и уголовные дела)

создается отдельная система административной юрисдикции (Франция Италия).

Также по две судебных системы существуют в Болгарии, Чехии. Военные суды во

многих странах не функционируют в мирное время, или образуют отдельную

ветвь общей юрисдикции. Существуют в некоторых странах и такие

специализированные суды как семейные, патентные, трудовые, налоговые и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.