рефераты бесплатно

МЕНЮ


Конституционные проекты декабристов: сравнительный анализ

философов и мыслителей той эпохи, авторы неизбежно приходили к мысли о

несправедливости такого положения. Поэтому в их проектах статус всех без

исключения жителей будущей России коренным образом изменялось.

И Конституция, и «Русская Правда» радикально решают этот вопрос. За

основу были взяты принципы естественного права, высказанные и разработанные

Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом. В то же время отношение к

личности конкретного человека отличается в этих двух работах: если для

Муравьёва высшей ценностью является отдельная индивид, то Пестель считает

главным общее «благоденствие», когда можно поступиться интересами

отдельного человека. Отсюда же и вытекает тот набор прав и свобод, а также

их ограничений, который представлен в этих двух проектах.

Положения, входящие в «Русскую Правду» являлись достаточно

радикальными на тот момент. Стоит отметить, что главы, говорившие об этом,

дошли до нас лишь в первой редакции. По этому проекту все сословия

упразднялись и сливались в единое «Гражданское сословие», т. е. теперь все

пользовались равными правами и обязанностями, за одним исключением: в этой

редакции «Русской Правды» в значительно изменённом виде сохранялось

дворянское сословие. Теперь оно основывалось лишь на личных заслугах

человека. Принцип формирования был следующим: «При сем надлежит заметить,

что Люди оказавшие Отечеству большия Услуги должны быть отличены от тех,

которые только об себе думали и только о частном своем благе помышляли.

Таковыя Лицы должны особенными пользоваться правами и Преимуществами. Воть

Главное Правило основанием Дворянству служащее».[30] Из этих людей и должны

были быть составлены «Грамотныя Дворянския Собрания», занимавшиеся

освобождением крестьян. Но в следующей редакции мы уже не находим никакого

упоминания о них – по всей видимости, Пестель отказался от этой идеи и

полностью покончил со старым сословным строем. Ограничениями для вступления

в гражданство были лишь ценз оседлости и возрастной (в 20 лет) ценз. Все

граждане Российского государства наделялись следующими правами и свободами:

во-первых, это личная свобода, являвшаяся «важнейшим правом Каждаго

Гражданина и священнейшей обязанностью каждаго Правительства»; во-вторых,

«священное и неприкосновенное» право собственности; в-третьих «свобода

книгопечатания»; в-четвёртых, «свобода Вероисповеданий и Духовных

Действий»; в-пятых, «свободный ход промышленности». К тому же принимать

участие в выборах органов власти мог любой гражданин, несмотря на своё

имущественное состояние. Но в то же время ограничивались свобода

образования, которое было только государственным, свобода объединений:

могли создаваться только торговые компании, а также те положения религий,

которые противоречили православию, были запрещены. Помимо прав «Русская

Правда» знала и ряд обязанностей, делившихся на два вида: «личныя и

вещественныя», а также «денежныя», причём по мысли Пестеля государство

должно стремиться к превращению первых в последних. К личным обязанностям

относились работы по ремонту дорог, конвоирование преступников, а также

рекрутская повинность. Вещественные же в свою очередь делились на три

группы: первую группу, состоявшую по мысли Пестеля из наиболее тягостных,

составляли квартирование военных частей, снабжение их обмундированием и

провиантом, содержание почты, принудительные поставки от жителей и т. д. –

они в первую очередь подлежали уничтожению; вторые, например, создание

запасных хлебных запасов, продажа оттуда в пользу общественной казны или

общественных учреждений, могли быть полезны в некоторых случаях; третьи, к

примеру, ясак с кочующих народов, в представлении Пестеля были неизбежны.

Программа Муравьёва в этой области значительно отличалась. Во-первых,

вступление в гражданство, которое подразумевало под собой активное и

пассивное избирательное право, ограничивалось б?льшим числом условий:

помимо обладания возрастным (в 21 год) и цензом оседлости гражданин должен

был исправно платить налоги, быть психически здоровым, непорочным перед

лицом закона, а также не находиться в услужении. К тому же через 20 лет

после принятия Конституции должен был быть введён образовательный ценз, что

опять же мешало беднейшим слоям населения. В общем же все жители

государства назывались Русскими – упразднялись сословия, а также гильдии и

цехи вместе с Табелью о Рангах. Все русские обладали следующими правами и

свободами: свободы мысли и слова, печати, занятий и передвижения,

вероисповедания, собраний, право петиций. Но с исчезновением сословных

привилегий появляются привилегии имущественные – активное и пассивное

избирательное право ограничивались имущественным цензом, причем, чем выше

была должность, тем больше был ценз – он доходил до 60000 рублей серебром.

Обязанности, которые знала Конституция: каждый русский обязан был носить

общественные обязанности, повиноваться властям и законам и защищать Родину.

Кочующие племена не имели гражданских прав.

Манифест же, несмотря на свою краткость, также содержал подобные

положения: декларировались свободы печати и вероисповедания, а Временному

Правительству поручалось уравнение всех сословий в правах.

5. Национальная политика

В сфере национальной политики единственный достаточно основательный и

разработанный проект был представлен лишь в «Русской Правде». Конституция

по этому поводу декларировала лишь норму о лишении кочующих народов

гражданских прав, а Манифест не содержал вообще ничего подобного.

Как и все основные положения своего проекта, национальную программу

Пестель теоретически обосновывал. Положение любого народа основывалось на

двух принципах: «праве народности» и «праве благоудобства». «Право

народности» заключалось в возможности образовывать самостоятельные

государства и жить независимо, «право благоудобства» - в желании большого

народа подчинить и влить в свой состав маленькие. Пестель признавал первое

только за большими и сильными этносами, способными его сохранять, второе же

за всеми остальными, которые, по своей малочисленности и слабости, должны

обязательно состоять под покровительством более могущественных. Таким

образом, Пестель оставлял «право народности» лишь за самим русским народом

и за польским. Но делалось это на определённых условиях: во-первых, поляки

должны были установить у себя образ правления, в точности повторяющий

таковой в «Русской Правде»; во-вторых, границы будущего польского

государства определялись Россией; в-третьих, Россия и Польша должны были

сохранять между собой дружеские отношения, а в случае войны польская армия

присоединилась к русской. Кроме отходящих в составе Польши земель все

остальные оставались в составе России, Пестель также планировал

присоединить некоторые приграничные земли, что могло происходить, в том

числе и военным путём.[31] Делалось это по проекту в целях укрепления

безопасности.

В самой России Пестель предполагал слить всё население государства в

единый народ. При этом он позволял сохранять народам свои верования, как,

например ислам татарам, но лишь в части, не противоречащей христианским и

иным законам, хотя и стремился к повсеместному крещению. В современной ему

Российской империи он выделял помимо русского ещё десять народов, каждый из

которых имел свои «оттенки»: «1) племя финское 2) племя латышское, 3) племя

молдавское, 4)колонисты, в Россию переселенные, 5) народы кочующие, 6)

племя татарское, 7) народы кавказские, 8) казаки, 9) восточные народы

сибирские и 10) народ еврейские».[32] В отношении каждого из них он ставил

определённые задачи, приводимые в действие Временным Правительством с целью

их дальнейшей ассимиляции в один крупный этнос. Наиболее интересно в этом

отношении положение еврейского народа, которому предоставлялся ещё один

вариант, помимо вышеозначенного, - при их собственном желании евреи,

проживавшие в России, могли учредить своё собственное государство в Средней

Азии. Для этого им назначался «сборный пункт», а также давалось достаточное

количество войск в подкрепление. Но такой проект, по мнению Пестеля, был

делом достаточно отдалённого будущего, в первую очередь из-за сложности

своего воплощения, и обязанностью Временного Правительства не являлся.

Право оставить территорию Российского государства предоставлялось также

цыганам. Такой подход к решению национального вопроса был достаточно

необычным, нёс на себе печати великодержавности и национализма и был

утопичен, так как подобная попытка «обрусения» населения страны встретила

бы отпор со стороны национальных меньшинств огромной страны.

6. Административно-территориальное устройство

В вопросе административно-территориального устройства «Русская

Правда» и Конституция исходили из диаметрально противоположных концепций.

Если первый проект видел Россию как унитарное государство, то Конституция

была федеративным документом, предоставляющим значительные полномочия

местным органам власти.

Итак, по «Русской Правде» Россия состояла из 53 губерний, 50 из

которых назывались округами, а 3 – уделами, 50 округов составляли 10

областей, по пять в каждой, а 3 удела, Столичный, Донской, Аральский,

стояли обособленно, губернии в свою очередь делились на уезды, уезды – на

волости; в каждую волость входило не менее 1000 жителей мужского пола, хотя

в некоторых случаях это, в целях целесообразности не было обязательно.

Главным минусом федеративного устройства Пестель видел большую вероятность,

по его мнению, распада единого государства на отдельные части. Столицей

России становился Нижний Новгород. Это происходило как из символических,

так и из практических соображений: 1) город находился в центре государства;

2) выгодное торговое расположение – Новгород стоял на берегах Волги и Оки;

3) существование там Макарьевской ярмарки, как бы соединявшей Азию с

Европой; 4) Минин и Пожарский отсюда начали свой освободительный поход; 5)

«все воспоминания о древности Нижегородской дышут свободою и прямою Любовью

к Отечеству а не к тиранам его».[33] Столицу планировалось переименовать во

Владимир, а прежний Владимир – в Клязьмин. И, наконец, границы государства

Пестель определял так: «На Север, Ледовитое Море. - На Восток, Большой

океан. - На Юг, Китай, Саянския и Алтайския Горы, Туркестан, Бухария,

Непроходимые пески между Каспийским и Аральским морями, Персия, Турция,

Черное Море, Дунай и Валахия. - На Запад, Венгрия, Польша, Пруссия,

Балтийское море, Ботнический Залив и Швеция. –».[34]

В свою очередь по Конституции Никиты Муравьёва страна подразделялась

на 13 держав и 2 области, делившихся на 368 уездов. В каждый уезд могло

входить от 360 до 1500 жителей. Главным минусом централизации Муравьёв

считал большую возможность установления деспотического режима. Стоит

отметить, что деление на державы было скорее хозяйственно-экономическим,

чем национальным. Каждая держава должна была иметь выход к крупным торговым

путям, в первую очередь к рекам и морским побережьям; столицами держав

становились крупные торговые и промышленные центры. Поэтому такое

федеративное устройство несколько отличалось от того, что существовало и

существует по сей день во многих государствах. Столицей государства

становилась Москва, хотя в первом редакции таковой являлся Нижний Новгород.

В третьей редакции Муравьёв окончательно отходит от федеративного принципа

– прежние державы с самостоятельной законодательной и исполнительной

властями превращаются в «области, равные нынешним генерал-губернаторствам»

Что касается оставшегося проекта, то в Манифесте об административно-

территориальном устройстве почти ничего не сообщается – известно лишь, что

страна делилась на волости, уезды, губернии и области.

7. Центральные органы власти

В связи с различной трактовкой вопросов о форме государства и его

административно-территориальном устройстве конституционные проекты по-

разному строили структуру центральной власти и определяли её полномочия,

соотношение с местными органами власти. Но в то же время эти планы имеют и

много общего, как во внешней, терминологической, так и во внутренней,

касающейся функций и порядка формирования, составляющих.

К сожалению, Пестель не написал шестую главу, касающуюся центральной

власти, поэтому основным источником сведений о ней является «Конституция -

Государственный Завет». Итак, исходя из содержания последней, мы можем

говорить, что в республиканско-унитарной концепции «Русской Правды»

центральная власть строилась на принципе «разграничения функций

властей»[35] и делилась на законодательную, верховно-исполнительную и

блюстительную. Высшим органом законодательной власти в государстве являлось

однопалатное Народное Вече, избиравшееся в количестве 500 человек на 5 лет

путём двухстепенных выборов – сначала жителями всего государства избирали

Окружные наместные собрания, а те, в свою очередь, - Народное Вече.

Ежегодно 1/5 всего состава выбывала и заменялась новыми депутатами. Также

ежегодно Вече избирало из своего состава председателя, из числа депутатов

«последний год заседающих». Помимо своей прямой законодательной функции,

Народное Вече решало вопросы объявления войны и заключения мира. Стоит

отметить, что оно принимало все законы, за исключением так называемых

«заветных», которые «обнародываются и на суждение всей России

предлагаются».[36] На период между сессиями Народного Веча его функции

передавались составляемой им временной комиссии. Ко всему прочему Народное

Вече обладало особым статусом – как орган, избранный и представлявший

интересы народа, оно не могло быть распущено. Во главе верховно -

исполнительной власти стояла Державная Дума из 5 членов. Ежегодно один из

членов Думы выбывал из её состава и заменялся. Кандидатуры предлагались

губерниями и утверждались Народным Вечем на 5 лет. Дума выполняла функции

верховного органа исполнительной власти, в полномочия которого в первую

очередь входило «начальствование» над всеми министерствами, ведение войну и

переговоров, но заключение мира и объявление войны выходило за рамки её

компетенции. И, наконец, блюстительную власть олицетворял Верховный Собор,

состоявший из 120 членов. «Бояре», как именовались члены, назначались

пожизненно, и не могли «участвовать ни в законодательном, ни исполнительном

порядке».[37] Основной функцией этого органа являлся контроль за

соблюдением конституции со стороны Народного Веча, министерств, областных

правлений. Так ни один закон, принятый Народным Вечем, не мог вступить в

силу без утверждения Верховным Собором, аналогичная ситуация была в

отношении определений министерств и областных правлений. Помимо этого

Верховный Собор назначал главнокомандующих действующих армий. Пестель

придавал большое значение этому органу как гаранту соблюдения законности,

поэтому предполагалось, что места там займут наиболее авторитетные и

уважаемые граждане страны.

Согласно противоположной монархически-федеративной концепции Никиты

Муравьёва система органов государственной власти должна была выглядеть так.

Здесь власть организовывалась на принципе разделения властей. Согласно

Конституции, высшим законодательным органом в федерации являлось

двухпалатное Народное Вече, состоявшее из Верховной Думы (верхней палаты) и

Палаты народных представителей (нижней палаты). В Верховную Думу избиралось

по три депутата от каждой державы и по два депутата от области, то есть

всего 42 человека. В Палату народных представителей избиралось по одному

депутату от 50 тысяч жителей мужского пола (по расчету Муравьева – 450

депутатов на 22630000 жителей мужского пола). Депутаты в обеих палатах

проводили по шесть лет, при этом каждые два года 1/3 депутатов менялась.

Народному Вечу предоставлялось право принятия новых законов, объявления

войны и заключения мира, других договоров с иностранными государствами,

принятия решения о предания государственных чиновников суду. Заседание

палат в Народном Вече и Державной Думе являлись открытыми, содержание

дебатов должно было публиковаться в особых бюллетенях, за исключением

вопросов, признанных составляющими государственную тайну. Депутаты обладали

неприкосновенностью: взять под стражу и предать суду депутата можно было

лишь с согласия той палаты, членом которой он являлся, но ни в коем случае

не во время заседания палаты или по пути в город, где проходили заседания

законодательного органа, или же во время возвращения оттуда. Депутаты

пользовались полной свободой выражения своего мнения. В период службы в

палатах депутаты получали денежное вознаграждение, им оплачивались и

транспортные расходы. Исполнительная власть принадлежала императору и

министерствам. Полномочия императора были подробно описаны выше, поэтому

несколько слов о министерствах. Всего Муравьёв предполагал 4 министерства в

России: финансов, сухопутных и морских сил и иностранных дел. Их основной

функцией было дополнительная помощь императору в управлении страной. Таким

образом, к компетенции органов центральной власти Муравьёв относил

внешнеполитические отношения, армию и ведение войны, а также исполнение

общегосударственного бюджета и сбор налогов.

Что же касается последнего документа, Манифеста Трубецкого, то он не

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.