Культура эпохи средневековья
стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем
– свидетельства высокого мастерства народных мастеров – «древоделей»,
работавших артелями.
Рост Русского государства и национального самосознания после
свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в.
Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные
постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе
динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV –
XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях
ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг
прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или
же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание
вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в высь композицию
храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ», а
нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность
В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого
крестчатого свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных
столбов и позволяло разнообразить фасады, которые получали то
трехлопастное, то имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами
кокошников. Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные
храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и
жилые монастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым
карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало
дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские
дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубных групп на подклетах.
В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и
внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны
привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к
постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов
бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже сложившейся
планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести регулярность в
планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города
окружались земляными валами с бастионами. На юге и в Сибири строились и
деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и
низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских монастырей в то же
время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более
нарядными. Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы
вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали
выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении
оборонительных качеств укреплений. Сложный силуэт и богатую белокаменную
резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец,
построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых зданий. B XVII в. они
обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине), имели
подсобные помещения в нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в
деревянных зданиях часто был каркасным, а в каменных – с деревянным
потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов были
деревянными. В Пскове дома XVII в. почти лишены декоративного убранства, и
лишь в редких случаях окна обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные
дома, часто асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели
карнизы, междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного
кирпича и украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась
крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных зданий,
внутренние лестницы вместо наружных.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Возрождение декоративно-прикладного искусства в послемонгольское
время было осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд
навыков ремесла утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное искусство.
Оклад «Евангелия боярина Федора Кошки» с чеканными рельефными фигурами в
многолопастных обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый потир работы Ивана
Фомина с чеканкой и сканью, чеканные кадила, «сионы», воспроизводящие формы
шатровых и купольных храмов, братины, ковши, чаши, литой с чеканкой
панагиар новгородского мастера Ивана сохраняют тектоническую ясность формы
и орнамента, подчеркивающего строение предмета. В XVI в. чеканка и скань
дополняются финифтью. В XVII в. развивается растительная орнаментация,
сплошь оплетающая изделия. Московская и сольвычегодская финифть, теряя в
тонкости исполнения и цельности колористической гаммы, выигрывает в яркости
и богатстве оттенков, соперничая с блеском драгоценных камней. По заказу
Строгановых в Сольвычегодске изготовляются предметы «усольского дела»,
расписанные яркими сказочными цветами по белой грунтовой эмали. Появляются
сюжетные изображения, носящие отпечаток западноевропейского воздействия. С
XVI в. применяется чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме
изделий. Со 2-й половины XVII в. и в черни нарастает узорчатость,
распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается более
строгий орнамент. Большое распространение получает басма, покрывающая
изделия из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV вв. в ней
используется орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный из
византийских и балканских рукописей. В XVII в. ее причудливые растительные
узоры приобретают чисто русский характер. Увлечение в XVII в. пышной
орнаментикой приводит к утрате художественной меры, в особенности при
украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компонуются
узоры, прежде выполнявшиеся из золота. Ту же эволюцию испытало литье из
цветных металлов – от Царь-пушки Андрея Чохова до бронзовой сени Дмитрия
Сверчкова в московском Успенском соборе и до оловянных ажурных литых рам к
киотам XVII в. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью
форм: кованые решетки московской церкви Георгия Неокесарийского, врата из
просеченного железа в рязанском Успенском соборе, петли и дверные ручки
рядовых зданий.
В памятниках резьбы по кости XV в. видны неизжитые формы «звериного
стиля» в ажурном орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского историко-
художественного музея сказались удлиненно-изящные пропорции фигур Дионисия.
В XVII в. искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, где они
работают, украшая свои изделия птицами и зверями «в травах». Особенно
хороши многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом.
До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков
острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода, украшенный сложным
орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелких деревянных
изделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения выделяются работы
мастера Амвросия. В XVI в. в деревянную резьбу проникают элементы
восточного искусства. Виртуозная мелкая плоскорельефная ажурная резьба
царских врат из церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова, выполненных
иноком Исаией. Трон Ивана Грозного с шатром и резными историческими сценами
и святительские места XVI-XVII вв. при относительно дробном узоре
отличаются архитектурной четкостью сложно скомпонованных завершений.
Изощренная ярославская ажурная резьба напоминает четкостью форм металл. С
середины XVII в. в Москву приезжает ряд белорусских резчиков во главе с
Климом Михайловым, которые вводили западноевропейские барочные формы.
«Белорусская резь» получила распространение в иконостасах, поражающих
богатством и разнообразием деталей. Ее формы были также использованы в
наружном белокаменном декоре. Если разнообразные деревянные ковши и блюда
XVI-XVII вв. отличались мягкой пластикой округлых форм, оттененных легким
геометрическим орнаментом, то в мебели использовались крупные ажурные
растительные мотивы. Геометрическая трехгранновыемчатая резьба украшала
ларцы, свечные ящики, столики. Нередко в мебели применялись формы,
заимствованные из архитектурного декора. Резные изделия часто пестро
раскрашивались.
Роспись была преимущественно орнаментальной. По технике и характеру она
долгое время сохраняла связь с иконописью. По-видимому, в XVI в. появляется
«золотая» роспись деревянной посуды, известная позднее как хохломская.
Роспись распространяется на стены, оконное стекло, резной декор в
интерьере. Нередко орнаментальные побеги сплошь покрывают поверхность
предметов. Эти мотивы просуществовали в русских областях вплоть до
последнего времени. В XVII в. на мебели и посуде появляется «битийное
письмо» - бытовые сцены, сказочные существа и т. д.
Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна по форме. Лишь с XVI в.
применяются «морение» и лощение. На флягах XVII в. появляется
геометрическая орнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур.
Многие изделия воспроизводят металлические формы, в орнаментации видно
влияние деревянной резьбы. С конца XV в. фигурные балясины и красные
терракотовые плитки, украшенные пальметтами, а порой покрытые светло-
охряной глазурью, включаются в декор фасадов. В XVII в. изготовляются для
убранства зданий зеленые изразцы с рельефными бытовыми и военными сценами.
С середины XVII в. белорусские мастера выполняли многоцветные изразцы для
собора Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.
Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в XVI
в. сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерской Старицких вышли
две большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологической характеристики
персонажей и безупречной артистической техникой.
Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими и растительными мотивами,
восходящими, возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят восточные и
западные орнаменты привозных шелковых тканей. В конце XVII в. появляется
трех- и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVII вв. существовало
высокоразвитое узорное ткачество, о чем свидетельствует паволока иконы
«Звенигородского чина» Андрея Рублева. В XVII в. получает распространение
золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами либо с растительными
элементами. Иногда в узоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной
просверленный камень. Некоторые узоры XVII в. дожили в нитяном льняном
кружеве до XX в.
В XIV-XVII вв. искусство в России развивалось под большим влиянием
церкви. В архитектурных памятниках преобладают церкви, в памятниках
живописи – иконы. Также было сильно влияние византийских мотивов на
развитие Руси в это период. Лишь часть ремесел не подверженная этому
влиянию развивалась самостоятельно. Выход русского искусства из под влияния
церкви начался лишь в конце XVI – начале XVII вв., что дало мощный толчок
для развития.
7. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к
компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе
Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык
включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с
башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи
часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса.
Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в
Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами внизу,
был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над окружающей
застройкой. Расширение культурных связей России с Западом содействовало
появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в
распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты,
работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в
Истре. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились
превзойти его нарядностью. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в
белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных
и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного
кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному
убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым
сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют
пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы
кокошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные
пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти
церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в
церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность
композиции.
В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается
живопись. В условиях сильно сократившихся международных и межобластных
связей во 2-ой половине XIII века и в начале XIV в. окончательно
кристаллизуются старые школы живописи и образуются новые.
В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой половины XIII в.
определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII в.:
ясный образ не осложненный аллегориями, несколько элементарный крупный
рисунок, декоративная яркость цвета. На исполненной Алексой Петровым
храмовой иконе церкви Николы на Липне Николай чудотворец представлен как
внимательный наставник и помощник людям. Округлые линии, нарядная
орнаментация отразили воздействие декоративных тенденций народного
творчества.
В городах Северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия живопись долгое
время развивалась на домонгольской основе. Художественные мастерские были
сосредоточены на архиерейских и княжеских дворах, и их произведения имеют
церковный, либо кастовый княжеский характер. Ростовские иконы XIII-XIV вв.
характеризуются просвечивающимися красками, нежным и теплым колоритом.
Большой популярностью пользовались житийные иконы, в которых ярко выражено
литературное повествовательно начало. С Ярославлем связано несколько
выдающихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой
выделяется икона «Борис и Глеб», но место ее написание точно не
установлено.
В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-
Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первой
попыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия.
Для не очень высоких по качеству тверских икон и рукописей характерны
белесые высветления и декоративные сочетания белого, красного, голубого.
Несколько позже тверской возникла московская школа, ранние памятники
которой свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Ярославлем.
В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов возрождается
фресковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря близ Пскова по
стилю еще близки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские росписи
2-й половины XIV в. более свободны по характеру. Одни из них исполнены
выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на
Волотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса на
Ковалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского
монастыря.
Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице, исполненные
Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по одухотворенной
патетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их суровой
выразительности, исключительной свободе композиции и письма не имеют себе
равных не только на Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились фрески
угловой камеры на хорах: образы, воплощающие аскетические идеалы,
отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и
оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью. Божество и
святые предстают у Феофана в виде грозной силы, предназначенной управлять
человеком и напоминать ему о подвигах во имя высшей идеи. Их темные лики с
бегло положенными белыми бликами, по контрасту с которыми приобретают
особую звучность разбеленные желтые, малиновые, синие тона одежд, оказывают
на зрителя непосредственное и глубокое воздействие. Фрески церкви Федора
Стратилата стилистически близки к росписям Спаса на Ильине улице. Возможно,
что в их исполнении участвовали русские мастера, учившиеся у греков.
Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более
свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в.
выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на
сочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачная
выразительность образов святых не псковских иконах обнаруживает их
известную близость к работам Феофана Грека.
На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный
представитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах
преобладают темные, несколько приглушенные тона. Стойкие на севере
архаические традиции делают иконы северного письма XIV-XV вв. нередко
похожими по стилю на памятники более раннего периода.
Расцвет новгородской живописи произошел в XV в. На новгородских иконах –
специфический подбор святых: Илья, Василий, Флор и Лавр, Параскева Пятница,
Анастасия, Никола, Георгий. Они ассоциировались в народном сознании с
силами природы и были призваны охранять человека, его дом и хозяйство.
Иконография обнаруживает следы воздействия языческих пережитков, фольклора,
местных исторических событий, быта. Необычайная активность и известный
демократизм общественной жизни Новгорода способствовали сложению в местной
живописи особого идеала человека – решительного, энергичного, сильного.
Новгородским иконам свойственны уверенный жестковатый рисунок,
симметрические композиции, яркие холодные тона.
С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы.
Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный.
В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, Феофан немного
увеличил размеры икон Христа, богоматери и святых и достиг четкой
выразительности силуэта («деисусный чин»). Этот чин имел большое значение
для последующего развития русского высокого иконостаса. Созданная Феофаном
Страницы: 1, 2, 3, 4
|