рефераты бесплатно

МЕНЮ


Л.А.Кацва История России с Древних Времен и до ХХ Века

централизации и привело Ивана Грозного к террору.

2. Бегство А.М. Курбского

В 1564 г. один из бывших деятелей Избранной рады князь А.М. Курбский,

спасаясь от опалы и казни, бежал в Литву. Оттуда он прислал царю письмо,

обличая его в жестокости и бессмысленных казнях. Иван IV направил беглецу

ответ, провозгласив: "А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити

вольны же". Иван Грозный считал всех подданных, не исключая знатнейших

бояр, холопами, жизнью которых государь мог бесконтрольно распоряжаться, не

оглядываясь на закон. Деспотический характер власти русского царя

сформировался окончательно.

3. Введение опричнины

Стремясь окончательно утвердить свое безграничное единовластие, Иван

Грозный ввел в январе 1565 г. опричнину. В декабре 1564 г. он выехал в

Троице-Сергиев монастырь на богомолье, но затем вместо возвращения в Москву

отправился в Александрову слободу (ныне - г. Александров Владимирской

обл.), откуда прислал в Москву две грамоты.

Первая грамота объявляла о том, что царь наложил опалу на всех бояр,

служилых и приказных людей, духовенство. Не желая "их изменных дел

терпети", он решил оставить престол. Вторая грамота, обращенная к посадским

людям, объявляла им, что на них "гнева и опалы никоторыя нет".

Так Иван Грозный натравил посад на знать, служилых людей и

духовенство. Посадские люди заставили бояр и высшее духовенство отправиться

к царю и умолять его вернуться на трон. Иван IV согласился на это лишь при

двух условиях:

1. Царь получал право расправляться с опальными, не советуясь с Боярской

Думой.

2. Территория страны разделялась на опричнину - личный удел царя и

земщину - всю остальную территорию.

В опричнину вошли промысловые земли Севера, некоторые подмосковные

уезды, территории, пограничные с Литвой. К опричнине отошла и часть Москвы.

В Александровой слободе был выстроен опричный дворец.

Было создано особое опричное войско, численностью в несколько тысяч

человек. Оно было организовано подобно монастырскому братству. Игуменом

считался сам царь. Опричники одевались, подобно монахам, в черное. К седлу

они прикрепляли собачью голову и метлу в знак готовности выгрызать и

выметать измену.

4. Опричный террор

Опричники должны были порвать все контакты с земскими, включая и

родственников. Они получили широкие привилегии. В случае конфликта с земцем

опричник заранее считался правым.

Опричнину сопровождали массовые опалы, пытки и казни, обрушившиеся на

видных бояр и воевод. В 1569 г. царь заставил выпить яд своего двоюродного

брата Владимира Андреевича Старицкого вместе с женой и дочерью.

Выступивший против опричнины митрополит Филипп (Колычев) был сведен с

митрополичьего престола, осужден судом церковных иерархов и заключен в

монастырскую тюрьму, а позднее задушен там одним из руководителей опричнины

Малютой Скуратовым.

В 1570 г. царь повел опричников в поход на Новгород. Поводом для

похода стало донесение о готовящейся там измене, а реальной причиной -

стремление Ивана IV окончательно истребить дух новгородской вольности.

Новгород подвергся страшному разгрому. По некоторым сведениям из 30 тыс.

жителей погибло свыше 10 тыс. Опричники, покидая Новгород, увозили целыми

возами награбленное добро.

Вслед за Новгородом массовые казни постигли Москву. В один день было

казнено свыше 100 человек. Казни обрушились и на тех, кто стоял у истоков

опричнины: Алексея и Федора Басмановых, кн. Афанасия Вяземского, кн.

М.Т. Черкасского и других. Опричнину возглавили Малюта Скуратов и Василий

Грязной.

5. Отмена опричнины

В 1571 г. на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей. Русские войска

были разделены на опричные и земские. Однако опричники, привыкшие к

безнаказанному грабежу населения, не желали идти в поход против опасного

врага. В результате участки границы, которые должны были оборонять опричные

полки, остались беззащитными. Хан беспрепятственно дошел до Москвы и сжег

посады. Пожар перекинулся в Китай-город и даже в Кремль. Погибло множество

москвичей. Царь бежал на север.

Поражение поставило под угрозу все внешнеполитические завоевания 50-

х гг. XVI в. Сибирское ханство отказалось признавать вассальную зависимость

от Москвы. Иван IV приказывал своим представителям на переговорах с

крымскими послами в крайнем случае соглашаться на потерю Астрахани. Лишь

непомерные аппетиты Девлет-Гирея, потребовавшего передачи Крыму не только

Астрахани, но и Казани, привели к срыву переговоров.

В 1572 г. Девлет-Гирей решил повторить поход. На сей раз Иван Грозный

объединил опричные и земские войска под командованием выдающегося

полководца - земского воеводы М.И. Воротынского. 30 июля 1572 г. в битве

при Молодях (близ Подольска) русские войска наголову разбили крымцев.

События 1571 - 1572 гг. показали гибельность опричнины. Осенью 1572 г.

она была отменена. Даже само слово "опричнина" было запрещено под запретом

под страхом наказания кнутом. Правда, победитель при Молодях

М.И. Воротынский был вскоре обвинен в заговоре против царя и подвергнут

мучительной пытке, от которой скончался.

6. "Княжение" Симеона Бекбулатовича

В 1575 г. царь еще раз разделил страну. Он провозгласил великим князем

всея Руси крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича (Саин-

Булата). Россия была разделена на "великое княжение" Симеона и "удел" князя

Ивана Московского (так стал называть себя Иван IV). Правда, все

внешнеполитические дела по-прежнему велись от имени "государя царя и

великого князя Ивана Васильевича всея Русии".

Причины этого политического маскарада, продолжавшегося в течение года,

неизвестны. Возможно, суеверный царь хотел избежать смерти: волхвы

предсказали, что в 1575 г. "умрет московский царь".

7. Цели и значение опричнины. Итоги царствования Ивана IV

Опричнина всегда казалась историкам явлением загадочным. Долгое время

полагали, что она была направлена против боярства. Считалось, что бояре,

чьи земли вошли в опричнину, были выселены и потеряли свои вотчины, получив

взамен меньшие и худшие владения. Однако выяснилось, что опричные выселения

не были массовыми, что земли теряли в основном опальные и их родственники.

Землевладельцы уездов, отнесенных к опричным территориям, почти полностью

зачислялись в опричнину. Опричные казни также коснулись не одного боярства,

но и рядовых служилых людей, и приказных.

Принципиальной разницы в уровне знатности между опричниной и земщиной

не было. Хотя опричнина была чуть худороднее земщины, в ней также служили

многие видные бояре.

Целью опричнины была не борьба против того или иного слоя населения, а

утверждение нового порядка. Казнив Владимира Старицкого, царь расправился с

одним из последних уделов. Казнь митрополита Филиппа запугала церковь,

лишила ее самостоятельности и способности критиковать светскую власть.

Расправа над Новгородом уничтожила последние остатки вольности. Все это

усиливало централизацию государства, но одновременно укрепляло

деспотический характер царской власти. Основами ее становились произвол и

отсутствие каких бы то ни было правовых гарантий безопасности личности.

Политика Ивана Грозного поставила страну на грань национальной

катастрофы. Опричные грабежи, проигранная Ливонская война, крымское

разорение привели к тому, что крестьяне массами бежали, имения, лишенные

рабочих рук, приходили в запустение, служилые люди обрекались на нищету.

В 1581 г., стремясь удержать крестьян в вотчинах и поместьях, Иван IV

временно отменил право перехода в Юрьев день, введя "заповедные лета".

Таким образом, началось формирование крепостного права.

Наконец, Иван Грозный вверг страну в опасный династический кризис. В

1581 г. он в ссоре убил своего старшего сына царевича Ивана Ивановича.

Когда в 1584 г. царь умер, он оставил двух сыновей - слабоумного Федора и

малолетнего Дмитрия - сына шестой жены Марии Нагой, родившегося в 1583 г.

На что следует обратить внимание при ответе:

. Необходимо подчеркнуть, что опричнина явилась попыткой форсированно

завершить централизацию России, в отличие от постепенных мер,

намечавшихся Избранной радой.

. Причины введения опричнины должны быть связаны прежде всего со

стремлением Ивана IV к безграничной власти.

. Опричный террор следует связывать не только с характером Ивана IV, но

и с невозможностью осуществить быструю централизацию государства без

чрезвычайных террористических мер.

|ТЕМА 21. |КУЛЬТУРА РУСИ XVI в. |

В XVI в. Русское государство вступало, завершив объединение русских

земель. К концу XVI в. утвердилось новое наименование "Россия". Важнейшим

процессом развития русской государственности в XVI в. было завершение

централизации. XVI в. - век Ивана Грозного, окончательно утвердившего

деспотическое самодержавие, но это и век блестящих культурных достижений.

1. Материальная культура

Русские люди XVI в. по-прежнему жили преимущественно в деревянных

избах. Как правило, зимняя изба дополнялась летней горницей и соединявшими

их сенями. В городах стали появляться каменные жилые постройки,

принадлежавшие боярам или богатым купцам.

Господствующая система питания оставалась неизменной. Основу ее

составляли щи, каша, хлеб, пареная и печеная репа, рыба, а в скоромные дни

- вареное мясо. Обильным и разнообразным был праздничный стол в богатых

домах, включавший разнообразные пироги, меды, дорогую осетровую рыбу,

привозное вино.

Поверх холщовой или полотняной рубахи русский человек носил узкий

зипун длиной выше колен, на него надевал длинный кафтан (ферязь, армяк), а

сверху - опашень летом или шубу зимой. Кафтаны и шубы имели длинные рукава,

которые собирались в сборки. Богатство шубы являлось признаком высокого

социального положения. Овчинные шубы носили лишь бедняки. Купцу или

служилому человеку приличествовала кунья шуба, а боярину - соболья и лисья.

Царские шубы были подбиты соболями и горностаем. Крыли шубы сукном или

шелковыми тканями.

Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, воспитанию

детей, поведению в быту стал "Домострой", написанный протопопом Сильвестром

в середине XVI в. Вопреки широко распространенным представлениям,

связывающим само это слово с угнетенным положением женщины, "Домострой"

старался смягчить нравы, предписывал мужу воздерживаться от жестоких побоев

жены, которые в то время были правилом.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого

искусства русских литейщиков служит царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в

конце XVI в.

Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Только

в Новгороде было более 200 мастеров-серебряников. В середине XVI в. для

производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специальная

Оружейная палата.

Быстро совершенствовалось строительное дело. Были освоены новые приемы

кладки стен и кровли.

2. Фольклор

В устном народном творчестве XVI в. видное место занимают сказания,

связанные с деятельностью Ивана Грозного. Таковы песни о взятии Казани, о

гневе Ивана Грозного на сына, о царе Иване и разбойниках. Царь предстает в

народных преданиях гневным, но нередко справедливым. В целом "грозный царь

Иван Васильевич" скорее идеализируется, нежели осуждается. Главным же

отрицательным героем выглядит, как правило, Малюта Скуратов.

В фольклоре XVI в. нередко смешиваются сюжеты киевского былинного

цикла и события более близкого прошлого. Так, киевские богатыри побеждают

воинов Царьграда и Казани. События XVI в. также нашли в народном творчестве

причудливое отражение. Так, Ермак оказывается в числе помощников Ивана

Грозного при взятии Казани, а оборона Пскова во время Ливонской войны

связывается с противостоянием Крыму. Изучая фольклор, нельзя восстановить

реальный ход событий, но можно выяснить, какие события оказались самыми

важными в исторической памяти народа.

3. Письменность и книгопечатание

Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя

количество их возросло. Богато украшенные миниатюрами, заключенные в

дорогие оклады, книги стоили очень дорого. Известен случай, когда несколько

бояр совместно сделали вклад в монастырь - одну книгу.

В XVI в. на пергамене писали уже редко, основным материалом для письма

стала бумага. Ее привозили из Европы, попытки создать бумажное производство

в России успехом не увенчались.

В середине 50-х гг. XVI в. по инициативе Ивана IV в Москве была

создана первая типография. Напечатанные в ней книги не имеют выходных

данных и сведений об издателе. Поэтому эту первую типографию называют

анонимной.

В 1563 г. была организована новая типография, которую возглавили

дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были

изданы богослужебные книги "Апостол" и "Часословец", причем полиграфический

уровень издания был очень высок. Из-за обвинений в еретичестве Иван Федоров

вынужден был перебраться в Великое княжество Литовское. Вероятно, обвинения

были связаны не с книгопечатанием, а с исправлениями, которые Иван Федоров

вносил в переводы Св. Писания. Во Львове Иван Федоров издал первый русский

букварь с грамматикой. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание

продолжалось. Во второй половине XVI в. было издано около 20 книг. Печатные

книги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, так как печатались

тогда только богослужебные книги, а летописи, повести, жития оставались

рукописными. К тому же печатные книги поначалу стоили дороже рукописных.

Смысл печатания книг состоял не в их удешевлении, а в исключении ошибок,

неизбежных при переписывании.

4. Литература и общественная мысль

В 40-х гг. митрополит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть

сборники литературных произведений, предназначенных для ежедневного чтения.

В Четьи Минеи вошли жития святых, повести, сказания, поучения. Они включили

весь круг чтения, дозволяемого церковью.

В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория "Москва -

третий Рим". Первый Рим пал из-за отступлений от христианства, второй Рим -

Константинополь - пал из-за флорентийской унии, третий же Рим - Москва,

стоит вечно, а четвертому Риму не бывать. Теория Филофея возвеличивала

московских государей, утверждала исключительность православия, служила

основанием враждебного, презрительного отношения ко всему иноземному,

иноверному.

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ

от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде

всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов.

В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей.

Наиболее известными вольнодумцами этого времени были Матвей Башкин,

отрицавший иконы, таинства, церковную обрядность, и особенно Феодосий

Косой, усомнившийся даже в Богочеловеческой природе Христа. По мнению

косого Христос был просто человеком. Феодосий Косой проповедовал отказ от

монашества и самой церкви, неповиновение власти, следование заветам раннего

христианства. Судьба еретиков была нелегкой. Башкин был арестован,

подвергся жестокой пытке и ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь, Косой

бежал от преследований в Литву.

Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски "правды". Слово

"правда" в данном случае следует понимать расширительно, не только как

"истина", но, главным образом, как "справедливость". Дипломат и

государственный деятель Федор Карпов писал о необходимости в государстве

законности. Власть в его понимании должна быть сильной и справедливой:

"Милость без правды малодушество есть, а правда без милости мучительство

есть".

О "правде" рассуждал и Иван Пересветов, служилый человек, выходец из

Литвы. По его словам "Бог не веру любит - правду". Противопоставление веры

правде было смелым шагом, означавшим близость к религиозному вольнодумству.

Пересветов считал, что правда может быть введена в государстве только

"грозой". Но в то же время он выступал против холопства и писал, что

государь силен "воинниками", то есть служилыми людьми.

Совсем иной подход к "правде" был у Ивана IV, который в переписке с

Андреем Курбским и посланиях духовным лицам выступил как яркий талантливый

писатель и публицист. По мнению Ивана Грозного "правда" заключается в

служении царю. Перед лицом государя все подданные - холопы. Ивану IV

принадлежат слова, ярко и лаконично выразившие суть деспотизма: "А жаловати

вольны своих холопей есмя, а и казнити вольны же".

Иван Грозный оказался единственным писателем средневековой Руси,

позволившим себе нарушить традиционную торжественность литературного языка,

ввести в сочинения просторечные обороты.

5. Архитектура

С конца XV в. в развитии русской архитектуры наступил новый этап,

связанный с завершением объединения страны. Масштабы каменного

строительства значительно возросли. Начал формироваться единый русский

архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского

зодчества. Прежние четкие различия архитектурных школ отдельных земель

постепенно размывались.

В последней четверти XV в. начались большие строительные работы в

Московском Кремле. В 1476-1479 гг. приглашенный из Италии знаменитый

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.