рефераты бесплатно

МЕНЮ


Л.А.Кацва История России с Древних Времен и до ХХ Века

Святослав первоначально выступал союзником Византии. В 967 г. он

вторгся в Болгарию, воевавшую тогда с империей, и разбил болгар под

Доростолом. Святослав хотел даже перенести свою столицу в г. Переяславец на

Дунае, выгодно расположенный на пересечении торговых путей. Набег печенегов

на Киев вынудил Святослава возвратиться домой. Вскоре он вновь явился на

Дунай. Но обстановка изменилась. Наказав болгар, византийцы опасались

теперь усиления Святослава. Новый император Иоанн Цимисхий потребовал от

Святослава покинуть Болгарию. Князь отказался и, по утверждению греческого

хрониста[pic], сам предложил грекам уйти из Европы в Азию. Русско-

болгарская война перешла в русско-византийскую. Несмотря на значительное

численное превосходство греков, русские сражались успешно. Во время одного

сражения князь говорил дружине: "Не посрамим земли русской, но ляжем

костьми, мертвые сраму не имут. Если же побежим, будет нам срам" .

После ряда сражений Святослав был осажден в Доростоле и вынужден

заключить мир.По условиям договора русские уходили из Болгарии и

обязывались впредь оказывать империи помощь против любого вторжения. Греки

беспрепятственно пропускали русских на Днепр.

Греки не выполнили своих обязательств. Они сообщили печенегам о том,

что Святослав идет "с малой дружиной". Печенеги устроили в днепровских

порогах засаду и убили Святослава. Печенежский князь Куря сделал из его

черепа чашу, чтобы пить из нее и тем приобрести доблесть погибшего врага.

Окончательная нормализация отношений с Византией произошла лишь при

Владимире I, в результате крещения Руси.

3. Отношения с Хазарским каганатом и кочевниками

Крупнейшим восточным соседом Руси являлся Хазарский каганат. Это

тюркоязычное полукочевое государство, в котором господствующей религией был

иудаизм.

Длительное время хазары брали дань с ряда славянских племен (северян,

радимичей). Олег заставил эти племена платить дань не хазарам, а Киеву.

Отношения Руси с каганатом ухудшались также под влиянием Византии (союзник

Руси с 907 г.). Византия и каганат враждовали из-за столкновения интересов

на Черном море и религиозных распрей.

Решающий удар каганату был нанесен Святославом в 964-966 гг. Он

захватил столицу каганата Итиль (в дельте Волги), города Семендер (в

Прикаспии), Саркел (на Дону). Не выдержав этого удара, каганат вскоре

распался. Господами в степях стали тюркоязычные кочевники-печенеги.

Печенеги нападали на русские торговые караваны на Днепре, устраивали

набеги на Русь. Но иногда они выступали и союзниками русских (например в

944 г. во время похода Игоря). В 969 г., во время пребывания Святослава на

Дунае, печенеги осадили Киев и едва не взяли его. Лишь срочное возвращение

Святослава заставило их отступить. В 972 г. печенеги все же убили

Святослава.

При князе Владимире I границы Руси были укреплены по речным рубежам,

отделявшим Русь от степей. Это стало необходимо из-за непрерывных

печенежских набегов. Сооружение укрепленных линий затруднило набеги и

позволило расширить территорию Руси. В середине Х в. печенеги кочевали в

одном дне пути от Киева, в начале XI в. - в двух днях пути.

В 1036 г. князь Ярослав Мудрый нанес печенегам решительное поражение.

После этого многие печенеги перешли на русскую службу, главными же

противниками Руси с востока стали на два столетия половцы.

4. Отношения с европейскими странами

Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X-

XI вв., после крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую

семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Уже

внуки Владимира были женаты на польской, византийской и немецкой

принцессах, а его внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

В Х-XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами,

начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город

Юрьев (ныне - Тарту).

5. Выводы

Таким образом, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику,

постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и

дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая

деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.

На что следует обратить внимание при ответе:

. Точность в датах и именах. Умение показать любой названный пункт на

карте.

. Не следует увлекаться подробностями боевых действий, следует уделить

первостепенное внимание целям и результатам внешней политики Руси.

Важно сравнить договоры с Византией Олега и Игоря.

. Говоря о Святославе, следует кратко и ярко охарактеризовать князя -

воина, обратить внимание на завоевательный характер его походов,

показать, как война в союзе с Византией превратилась в войну против

Византии.

[pic]

1 Хронист - составитель хроники, по-русски - летописец.

|ТЕМА 3. |ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ |

1. Дохристианские славянские верования

В VII - X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими

божествами были:

. Сварог бог неба

. Дажьбог бог Солнца

. Стрибог бог ветра

. Перун бог грома и молнии, покровитель дружины

. Велес бог скота и покровитель пастухов

. Ярила бог весны (или Солнца)

. Купала бог лета

. Мокошь богиня женского рукоделия

Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.

Как у любых язычников, у славаян существовали жрецы - волхвы. В

святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам.

Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного

или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям,

главным среди других, повелителем богов типа Зевса.

2. Первая религиозная реформа

С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя

потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на

земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на

небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой

государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной

реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед

лицом растущего влияния христианства.

Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению

Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в

государственный пантеон. Этими божествами явились:

. Перун Хорс (солнечный конь)

. Дажьбог Мокошь

. Стрибог Симаргл (значение неизвестно)

Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его

идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых

богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло

сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который

исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская

Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению

монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача

попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира

обратиться к принципиально новой религии.

3. "Выбор веры"

Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому

приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на

спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились

своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными

показались князю аргументы византийского священника.

Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей

византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по

византийскому обряду.

Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том,

чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями.

(Летопись создана в XI - XII вв.)

Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его

восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных

связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути "Из Варяг в

Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили

христиане, построившие даже свою церковь.

4. История крещения Владимира (Корсунская легенда)

Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в

Византийской империи.

Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира

помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что

императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но

потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили

выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в черте

Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось

согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был

крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны.

По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил

языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и

сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов - бессилие

язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило

начало широкому распространению христианства на Руси.

5. Распространение христианства на Руси

Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке

обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение

не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в

Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские

дружинники подожгли непокорный город.

Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский

канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник

Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются

напоминанием о языческом поклонении Солнцу.

Сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому

подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие

православного христианина язычником.

6. Значение принятия христианства

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры.

Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения

куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря

распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием

античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная

болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться

рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась

грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала

жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство.

Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом

мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным

необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей

высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской

страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее

международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал

католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось

изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских

племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной

общности пришло осознание общности всех русских вообще.

На что следует обратить внимание при ответе:

. Особенности славянского язычества, отличия его от античного.

. Причины неудачи первой религиозной реформы: создание собственного

пантеона требовало времени, а давление монотеистических представлений

усиливалось.

. Легендарный характер рассказа о выборе веры князем Владимиром.

. Упорное сопротивление новой религии на севере страны, удаленном от

Византии.

. Значение христианства для культуры и морали, усиления авторитета

княжеской власти, становления древнерусской народности, международного

положения Киевской Руси.

|ТЕМА 4. |КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ |

Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных

ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной

культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение

материальной культуры является результатом осознанной человеческой

деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной

культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное

сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с

эволюцией восточнославянского общества, становлением государства,

укреплением связей с соседними странами.

В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня,

создала основы для культурного развития последующих эпох.

1. Материальная культура. Занятия и быт

Изучение материальной культуры Древней Руси основывается, главным

образом, на археологических источниках. Они свидетельствуют о

земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко

встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных

районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха, борона-

суковатка.

Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян

развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику

обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи, серпы, ножи,

рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.

Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились

мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские

мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло

с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.

Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Ювелирное

производство развивалось и отдельно от оружейного. Работая в технике литья

или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и

серебряные блюда и кубки и т.п.

Исключительно тонкой работы требовало украшение изделий сканным узором

или зернью. Скань - изделие из золотой или серебряной проволоки, которая

напаивалась на металлическую основу. Зернь - узор из мельчайших золотых или

серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку. На

основе скани возникла и техника перегородчатой эмали, когда ячейки между

сканными перегородками заполнялись цветной эмалью.

В Древней Руси умели изготовлять и стеклянные украшения.

Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с

применением гончарного круга была очень разнообразна и использовалась

повсеместно.

Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Основными

инструментами древнерусского плотника были топор и тесло, с помощью которых

возводились избы, крепостные стены и церкви, украшенные затейливой резьбой.

Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портновское,

делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей. Всего

исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.

Типичное жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб.

Пол был земляным или дощатым. Жилье отапливалось печью, топившейся по-

черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего

тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких

соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах)

устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства

жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.

Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения,

различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была

изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги

или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее

время - меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была

холщовой, а у бояр и князей - бархатной, простолюдин носил овчинный кожух,

а княжеский шился из соболя или другого дорогого меха. Привилегией князей

были длинные, до пят, плащи (корзно).

2. Фольклор

Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном

народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через

многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу

фольклорного произведения от позднейших напластований.

Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор,

связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние

языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем

Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.