рефераты бесплатно

МЕНЮ


Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

стороны, с расширением сословных привилегий господствующего класса

городское население все более настойчиво домогалось от верховной власти

сословных прав и гарантий, без которых ему грозила судьба крепостного

крестьянина.

Господствующий класс и государственная власть уступали по мере того,

как убеждались в перспективности пополнения источников своих доходов за

счет экономической деятельности городов и невозможности эффективной

эксплуатации города на тех же принципах, что и крепостного крестьянства. На

этой основе зарождалась система прав и привилегий, в которых городское

население конституировалось в сословие феодального общества в любом

феодальном государстве, в том числе и в Великом княжестве Литовском.

Принцип сословных гарантий и привилегий, на котором покоилась

социальная организация феодального общества, стал исходным пунктом и в

общественно-экономическом и политическом развитии феодального города.

Важнейшим в системе привилегий было право городов на организацию

самоуправления.[6. стр. 54-72]

3. Городское самоуправление

& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве

Ряд поощрительных привилегий и льгот городам способствовал

экономической деятельности населения. Естественно, что чем более заметной

становилась роль городов в экономической жизни государства, тем настойчивее

выступали горожане с требованием политических гарантий в обществе.

Первой целью, которой добивались горожане во всех странах феодальной

эпохи, было право организации городской жизни на основе самоуправления.

Образцом для горожан Беларуси служили нормы права города Магдебурга.

Жалованные грамоты на магдебургское право провозглашали три принципа:

отмену действовавших прежде обычаев, литовского, русского права; отмену

власти и суда над мещанами державцев, помещиков, воевод и всех других чинов

великокняжеской администрации на местах; учреждение самоуправления – рады,

избираемой горожанами.

Органы великокняжеской власти, в частности, великокняжеский суд,

сохраняют за собой право разбора дел мещан лишь в качестве апелляционной

инстанции на решения органов городского суда. Но и при этом во всех

грамотах оговаривается, что разбор такой апелляции будет производиться в

соответствии с нормами магдебургского права.

То, что города Беларуси, по крайней мере крупнейшие, до магдебургского

права имели свой суд и свое право, подтверждают источники. Можно лишь

предположить, что местное право видимо мало учитывало специфические нужды

и деятельность горожан, новое положение самого города как центра ремесла и

торговли. В противном случае трудно понять сам факт замены местного права

чужеземным, учитывая столь типичную феодальной эпохе приверженность

традиции, старине.

Следовательно, достигнутый уровень городской жизни оказался в

противоречии с традиционными правовыми нормами. Видимо, этот конфликт

назревал в течение длительного времени и, естественно, ранее других острота

его сказалась в крупных городах. Не случайно они первыми получили

магдебургское право. Это были, как известно, Брест, Гродно, Слуцк, Полоцк,

Минск. Только в смене социальной структуры населения и в изменившемся

уровне экономической деятельности городов в качестве центров ремесла и

торговли можно найти реальную почву для утверждения в городах Беларуси

магдебургского права. Предоставление городам самоуправления было,

несомненно, признанием за ними определенной общественной силы, важной роли

в судьбах государства. Оно составило целый этап его социально-экономической

истории. [6. cтр.78-84]

& 2. Деятельность самоуправления

Согласно магдебургскому праву, рада во главе с бурмистрами должна была

собираться в ратуше «не менее одного раза в неделю, либо столько, сколько

потребуется». Предметом обсуждения на этих заседаниях должны были служить

общие интересы города, «умножение общего блага», предупреждение ущерба,

решение возникших тяжб, установление мер к предупреждению дороговизны на

продукты питания. Магдебургское право также обязывало раду принимать нужные

меры для предупреждения в городе раздоров, «защищать вдов и сирот»,

искоренить азартные игры (карты, кости и др.). Раде должны были быть «во

всем послушны все ремесленники города». Те из них, кто нарушал устав цеха,

подлежали наказанию, которое определяла рада.

Очевидно, что круг деятельности рады был весьма обширен, но главное

место отводилось функциям исполнительной и судебной власти. Войту с

лавниками магдебургское право отводит только судебные функции. [6. стр.116]

Защиту городского рынка от частновладельческих юридик рада городов

нередко осуществляла путем репрессий против ремесленников и торговцев,

находившихся под властью феодалов. В Минске, например, рада запрещала им

вести торговлю и изгоняла с рынка, В Могилеве по предписанию рады

разрушались лавки, построенные на городском рынке частновладельческими

горожанами. Отстаивание и расширение привилегий города отражало стремление

рады закрепить сословные позиции горожан. Примером такой ее деятельности

является «вилькер», т.е. городской статут, принятый жителями Орши в 1621

году. Подтверждая этот статут, королевская грамота от 3 марта 1623 года

сообщала, что от имени города к великому князю обратились бурмистр и лавник

с просьбой подтвердить данное городу в 1620 г. сеймом, состоявшимся в

Варшаве, магдебургское право. Вместе с тем, учитывая, что город «разорен

московским неприятелем» и сильно пострадал «от разных своевольных громад»,

просители настаивали на уточнении и расширении прав городского

самоуправления.

[6. стр.126]

Наряду с судебными функциями рада несла ответственность как

административный и распорядительный орган. Она наблюдала за ведением

торговли, изготовлением и продажей продуктов пекарями, мясниками, рыбаками,

солодовниками. Рада устанавливала цены на хлеб, единые меры продажи зерна

на рынке. Она осуществляла сбор налогов и поборов, организацию выборов и

отчетности городского самоуправления, ведала городскими доходами и

земельными участками, устанавливала нормы и правила внутригородской жизни,

назначала и освобождала мещан от выполнения тех или иных обязанностей в

качестве должностных лиц.

Рада строго следила за тем, чтобы торговля велась только на рынке и

категорически запрещала торговлю на улицах и в домах. Например, в 1643 году

рада Полоцка приняла 7 сентября специальное решение, в котором предписывала

«абы так Заполочане, Заречане и Кабачане не куповали и не важылисе жадное

речи, збожа всякого и будованья жадного в домах, а только на рынку» во

избежание дороговизны. Такого рода распоряжения содержат книги рады

Могилева, Бреста, Гродно, Минска, Слуцка.

О начале торговли возвещала вывешенная над воротами рынка «торговая

хоруговка». Первое право покупки продуктов и сырья для ремесленного

производства предоставлялось ремесленным мастерам. До тех пор, пока они не

произведут нужные закупки, никто не имел права под угрозой конфискации

приобретать эти товары. Например, в Могилеве, Бресте, Полоцке солодовники

имели право первых покупателей зерна, кузнецы – закупки угля, скорняки –

меха и т.д. Вместе с тем рада запрещала закупать нужные для ремесла товары

в количестве, превышавшем производственные нужды мастера. Таким путем она

стремилась не допустить спекуляции продовольствием и сырьем, в которых

города всегда остро нуждались.

Столь же ревностно следила рада за сохранением земельных участков,

принадлежавших городу. Каждая попытка феодалов посягнуть на эти земли

встречала сопротивление. Распределение участков, передача их во владение,

по наследству, купля и продажа производились только с разрешения рады.

Каждый такой акт заносился в книгу рады с обязательным указанием, что за

полученный или приобретенный участок горожанин обязан нести установленные

повинности и поборы в пользу города.

Сложной обязанностью рады был сбор налогов и поборов. Ее выполняли

специально назначаемые лица.

В Бресте, Гродно они носили название шафары, в Полоцке, Могилеве –

бирчие. Помимо регулярных ежегодных налогов, шедших в казну, горожанам

приходилось нести расходы на постой воинских отрядов, расположившихся в

городе. На посылку ходатаев в Варшаву «по разным делам города» рада

Могилева в 1624 году объявила 8 ставок поборов с лавок и земельных

участков.

Не было более трудной и порой опасной обязанности, чем обязанность

сборщика налогов. Если, например, для вызова мещанина на суд рады

достаточно было «слуге мескому» написать на стене дома адресата мелом

извещение о дне явки, как это делалось в Полоцке, то сборщик налога столь

простым способом выполнить свою обязанность не мог. В раду он обязан был

явиться, собрав определенную сумму денег, которая заранее подсчитывалась. В

Могилеве, например, радой заранее проставлялась сумма, которую должна была

дать каждая сотня. При подсчете 22 июня 1649 г. оказалось, что вместо

предполагаемых 1228 коп с восьми сотен собрано было только 500, при этом

бирчие сообщали, что пустые дома и бедные исключают вообще сбор 288 коп

грошей. Рада объяснила такой недобор «недбалством» бирчих, но последние

заявили, что не смогли взыскать требуемую сумму из-за «бедности людей».

Собирая поборы, формируя бюджет города, рада по истечении срока своих

полномочий, длившихся обычно год, представляла отчет. Для выслушивания

отчета собирался весь состав рады; в Бресте еще избирали специальных

представителей от каждой улицы, входившей в юрисдикцию самоуправления.

Процедура отчета носила название «слухание личбы». После утверждения отчета

войтом города функции рады считались законченными.

В деятельность рады входили заботы о благоустройстве города,

безопасности его жителей. Последнее обеспечивалось главным образом

судебными средствами. Сурово карались воровство, поджоги, даже мелкая

кража. [ 6. стр.135-137]

Интересами благоустройства и безопасности городской жизни проникнуто

специальное решение, принятое радой Несвижа 27 сентября 1589 г. Как гласит

само решение, войт, бурмистры, лавники, «вся рада и поспольство» приняли

этот «плебисцит, або ухвалу».

Постановление предусматривало ряд мер по благоустройству города и

обеспечению безопасности. К первым относился запрет пасти скот у городской

крепости, установление побора с каждого жилого участка для ремонта дорог,

городских укреплений, предписание, чтобы в каждом доме был построен

дымоход. В противопожарных целях постановление обязывало горожан соблюдать

осторожность, «беря огонь у соседа», в каждом доме иметь всегда запас воды,

очищать дымоходы от сажи. [ 6. стр.138]

Раду беспокоило появление в городе плебейского элемента, о чем

свидетельствует требование «не принимать в городе гультяев, люзных, а если

такой явится, то дать знать о нем» городским властям.

Главной причиной конфликтов горожан с радой были непрерывные денежные

поборы. Рада нередко совершала их незаконно. В 1636 году, например,

цехмистры Могилева подали великому князю жалобу, в которой изобличали раду

в незаконном взимании купеческого налога с ремесленников, в измышлении

поборов, не предусмотренных ни сеймовыми решениями, ни грамотами городу и

городским правом. Произвол и беззаконие рады Полоцка во взыскании поборов

вызвали в 1615 году протест мещан города, в 1650 году она была изобличена в

присвоении 600 коп грошей из городского бюджета.

Неверно было бы, однако, объяснять описанную нами ситуацию только

специфическими условиями, в которых находились города Беларуси в XVI –

первой половине XVII веков. Характеризуя обстановку, сложившуюся в

средневековых городах Фландрии и Германии В.В. Стоклицкая-Терешкович

отмечает: «Все правление носило характер грубого произвола. Бремя налогов

становилось все тяжелее». Белорусский патрициат вел себя в родном городе

точно так же, как его западноевропейский современник либо предшественник в

своих городах. [6. стр.139-140]

4. Экономическое развитие городов

& 1. Ремесленные занятия горожан.

Существование города в качестве самостоятельного социально-

экономического фактора феодального общества и центра развития культуры

стало возможным благодаря превращению его в центр ремесла и торговли. XVI

век стал временем, когда этот процесс проявил себя наиболее полно по

сравнению с предыдущими и следующими столетиями феодальной эпохи. [ 7.

стр.159-165]

Период раннего феодализма характеризуется сравнительно низким уровнем

развития производительных сил. Господствовало натуральное хозяйство,

выразительной чертой которого было соединение ремесла с земледелием;

последнее было основой хозяйства. Постепенно совершенствовались средства

производства и приемы ремесленной деятельности. Выделялись люди,

занимавшиеся в основном или исключительно ремеслом. Одним из главных

факторов роста феодального города было развитие ремесла путем расширения

производства, усовершенствования техники и дальнейшей специализации.

[2. стр.59-70]

Издавна ремесленники, жившие в поместьях, сочетали занятия ремеслом с

сельским трудом. Но, как правило, их изделия не отличались высоким

качеством, да и сбыт продукции был невелик. Появление городских

ремесленников привело к повышению качества продукции, а также к оживленному

товарообмену между горожанами и сельскими жителями. Все чаще ремесленники

уходили из поместий в города, где они были более самостоятельными и где

существовал спрос на их изделия. [9. с.93-96. ]

В Европе после падения Римской империи была надолго утрачена культура

ремесел, которыми славились античные государства, и лишь в XI – XIII веках

началось бурное развитие ремесленного производства. Наибольшее

распространение получили текстильная отрасль, производство обуви,

металлургия, кузнечное и ювелирное дело. Из-за непрерывных войн и походов

особым спросом пользовалось оружие, а также металлические доспехи – латы,

шлемы, кольчуги и пр. [ 9. с.93-96. ]

Условия феодальной эпохи породили корпоративную организацию

ремесленного производства и ремесленников – цехи. Корпорации ремесленников

в городах Беларуси существовали уже в первой половине XVI в. под своими

местными названиями: сотни в Гродно, братства в Полоцке, Минске, староства

– в Могилеве. До конца XVI в. везде закрепилось название «цех».

Монополизация цехами ремесленного производства в городах красочно вытекает

из великокняжеской грамоты к ремесленникам Минска 1552 г. Она предписывала

городским властям следить за тем, чтобы «каждый в городе тамошним мешкаючы

от сего часу всякое ремесло робити в цех уписавшися робил. А хто бы смел

ремесло робити и его вживати не вписавшихся в цех, такое ремесло от войта и

бурмистра на ратуш забирано быти мает».

Городское ремесло обсуживало в городах Беларуси разнообразные

потребности всех слоев населения, то есть являлось товарным производством,

формировало внутренний рынок. Товары из одних городов продавались купцами

на рынках других городов, вывозились за границу. Цехи способствовали

закреплению внутреннего рынка за местным производством, поскольку имели

свою монополию на городском рынке. Однако развитие ремесла тормозилось

прежде всего из-за того, что количество ремесленников увеличивалось очень

медленно, поскольку сельский ремесленник, привязанный к феодальной усадьбе,

не имел возможности переселиться в город. Не мог он рассчитывать и на

свободную продажу своих изделий там, где существовали цехи. В таких

условиях вся экономическая жизнь города надолго застывала на одном уровне.

Своего рода «второе дыхание» придавала городскому ремеслу деятельность

скупщика, который стал в рассматриваемое время посредником между

ремесленником и городским рынком. Постепенно скупщики превращаются в

заказчиков изделий, а при помощи кредитных операций полностью подчиняют

себе ремесленников. [7. стр.159-165]

Рост ремесла вел к возникновению обращения. Развивалось сосредоточенное

в городах ремесло на заказ, а затем и на рынок. Развитие ремесленного

производства вело к увеличению численности ремесленников и ремесленных

профессий в городах. [ 2. стр.59-70]

Документы этих лет называют в качестве центров разнообразного

ремесленного производства Брест, Гродно, Минск, Слуцк, Полоцк, Могилев,

Пинск. В каждом из этих городов ремесло было представлено несколькими

десятками профессий. В меньших городах – Несвиже, Шклове, Клецке и других –

ремеслом было занято от нескольких десятков мастеров до 200 и больше.

[7. стр.159-165]

Ко второй половине XVI в. в крупных городах ремеслом занималось

большинство жителей. На Беларуси было известно более 100 ремесленных

специальностей. Высокого уровня достигло ювелирное дело. Значительную роль

играла обработка металла. Белорусские ремесленники занимались также

обработкой дерева, костей, камня. Высоким уровнем развития отличалось и

стекловарное ремесло. Мастера – стекловары в Шидловце ( возле Слонима)

умело производили кубки, и различную другую посуду. [ 3. с.136]

В XVI в. в Слуцке, например, значилось 20 ремесленных профессий.

Документы первой половины XVII в. называют 46. Иногда в них упоминается о

деятельности людей, близких к ремесленникам по роду занятий. Так, привилеем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.