рефераты бесплатно

МЕНЮ


Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

от 29 января 1648 г. доктору Крыштофу Винку, «кандидату медицины», и

«аптекарю и цирюльнику» Матияшу Валериану Петтигеру разрешалось открыть в

Слуцке аптеку. Таким образом, в первой половине XVII в. можно насчитать 48

профессий, что превышает более чем вдвое количество ремесленных профессий в

Слуцке в XVI веке.

Общего количества ремесленников в городе документы этого периода не

называют. Лишь в налоговом реестре 1648 года значатся 79 пекарей и

перекупщиков, 182 «всяких ремесленников», 19 мясников и 14 скоморохов и

дударей. С подмастерьями и учениками ремесленников в городе было несколько

сот. Эти данные свидетельствуют о развитии ремесленного производства в

Слуцке в первой половине XVII века, о дифференциации и специализации

ремесла.

В середине XVI века ( 1552 г.) в Клецке упоминается несколько

ремесленных профессий. В 1569 году здесь названы замковые ремесленники –

кузнец, каретник, шорник. В инвентаре Клецка 1575 года записаны 41

ремесленник и 26 профессий. Данные инвентарных книг Клецка второй половины

XVI – первой половины XVII века свидетельствуют об относительном

постоянстве одних и тех же ремесленных профессий в одной семье. Из них

также видно, как происходил переход ремесленников к новым профессиям. Это

прослеживается по инвентарям первой половины XVII века: в ряде случаев

указаны даже родственники – братья и сыновья, освоившие новые профессии.

Ремесленные профессии горожан в XVI – первой половине XVII в. можно

разделить на 7 больших групп ( по основным направлениям ремесленной

деятельности).

1. Кожевенное и меховое производство: кожевники, скорняки, шорники,

седельники и др.;

2. Изготовление пряжи, одежды, ткачество, обработка волокнистого сырья:

ткачи, вышивальщики и др.;

3. Обработка металла и оружейное производство: серебряники, золотых дел

мастера, кузнецы, жестянщики и др.;

4. Деревообработка, обработка минерального и животного сырья,

строительство: резчики по дереву и кости, гончары, каменотесы, мыловары и

др.;

5. Изготовление и обработка пищевых продуктов и напитков: хлебники,

мясники, калачники, винокуры, рыбаки и др.;

6. Транспортные профессии: возницы, перевозчики через реку, фурманы и др.;

7. Прочие профессии: иконописцы, художники, дудари, учителя, коновалы и др.

В целом по городам Беларуси в этот период было около 200 профессий,

причем общее количество профессий в частновладельческих городах было

значительно меньше, чем в великокняжеских. Это лишний раз подтверждает, что

ремесленное производство в частновладельческих городах, средних и малых, в

своем развитии отставало от развития в королевских городах, в значительной

мере крупных и средних.

Определенные виды ремесла, свойственные всем городам Беларуси,

развивались больше и интенсивнее там, где находились постоянные резиденции

магнатов ( здесь же была большая концентрация и замковых ремесленников ).

Эти виды развивались не только в связи с потребностями магнатов и их

дворов, но и в связи с потребностями постоянно находившихся в

частновладельческих городах гарнизонов. В городах шла дифференциация

ремесленных профессий.

Из-за недостатка данных трудно установить географическую специализацию

ремесла в отдельных городах, хотя некоторые различия и можно объяснить

преобладанием того или иного вида сырья в данном районе либо наличием

оживленного торгового пути, на котором находился город.

В большой степени ремесло городов служило удовлетворению нужд населения

городов и деревень. Ремесленники уже в XVI веке работали на рынок.

[ 2. стр.59-70]

& 2. Цеховая организация ремесла.

Город выполнял функции административного, военного и ремесленно-

торгового центра. Последняя особенно выразительно проявилась в XVI веке.

Именно это столетие дало расцвет ремесленно-цеховому производству. Цеховые

объединения ремесленников одной или нескольких близких профессий в

белорусских городах создавались, в первую очередь, с целью защиты

ремесленного производства от домогательств землевладельцев. Не менее важной

причиной было также стремление монополизировать производство и сбыт

товаров, ликвидировать возможную конкуренцию со стороны других

ремесленников в условиях узкого внутреннего рынка. [ 4. c. 83-84]

Феодальная система общественных связей и отношений создала почву, на

которой возникли различные объединения горожан, отражавшие типичные черты

социально-экономического развития белорусского феодального города.

Первостепенное значение имели цехи, объединявшие горожан в социально

очерченный, сословно организованный коллектив. Для того, чтобы заниматься в

городе ремеслом, мало было профессиональных знаний. Нужно было еще обрести

право на ремесленную деятельность в городе. Такое право горожанин

приобретал, вступив в цех.[ 6. стр.141-142]

Цехи объединяли ремесленников одной или нескольких профессий для лучшей

организации производства и сбыта продукции. Цеховая организация была

обусловлена общностью интересов мелких производителей-собственников,

узостью местного рынка, непосредственным контактом ремесленников каждой

специальности между собой, совместным использованием некоторых

производственных, складских и торговых помещений, корпоративной

обособленностью специальностей, характерной для феодального общества.

[ 4. стр.86.]

Самоуправление в городе могло охватывать лишь часть городских жителей,

так как оно в большинстве случаев не распространялось на тех, кто жил в

городе на участках частных владельцев и подчинялся их частной власти, но в

цех должны были входить все независимо от того, кому они подчинялись –

городской раде или частному владельцу. [ 6. стр.141-142]

В городах Беларуси работали цехи по обработке металлов, шкур,

изготовлению одежды, домашней утвари, ювелирных изделий и др. Цеховая

деятельность определялась уставами. В них регламентировалось производство и

сбыт продукции, качество сырья и готовых изделий, технология, время и

условия работы, процесс обучения и многое другое. [ 4. c. 83-84]

Материалы о белорусских цехах крайне скудны, но и по тем скупым

свидетельствам, которые сохранились, можно заключить, что ремесленные

объединения возникали и формировали свои уставы на основе давней традиции,

сложившейся задолго до получения магдебургского права. Так, 13 сентября

1580 года в раду Могилева явились калачники, хлебники, крупенники, орешники

(перечислено 77 фамилий). Они от себя и от «остальной братии, дома

оставшейся» занесли в книги рады города решение об избрании старосты,

которому поручили «радити водлуг стародавнего звычаю». Ни единым словом не

упоминается в этом документе магдебургское право и его предписания

относительно цеховой организации.

Каждый цех имел свой устав. В нем были сформулированы статьи, которые

обеспечивали мастерам осуществление ремесленной деятельности, ставили их в

особое правовое положение в городе по сравнению с теми, кто не состоял в

цехе.

[ 6. стр.141-142]

Устав давал ремесленникам определенную гарантию свободы деятельности,

корпоративную обособленность. Уставы регламентировали всю внутреннюю жизнь

цехов. [ 4. стр.87]

Цеховые привилегии, уставы и правила не были актами милости королевской

власти, магнатов или их наместников. Объединявшиеся в цехи ремесленники

сами добивались от властей актов, которыми закреплялись их льготы и

привилегии, оговаривались права и гарантии. Однако и магнаты были

заинтересованы в создании цеховых организаций и предоставляли такие права с

тем, чтобы устранить конкуренцию между ремесленниками одной или нескольких

близких профессий, устанавливать порядок, по которому казна получала бы

доход от горожан, чтобы подчинить мастеров цеховой верхушке, а подмастерьев

и учеников – мастерам. [ 4. стр.96.]

Уставы, изданные владельцем города, признавали за членами цеха

монопольное право на производство данного вида ремесленных изделий в

пределах города и гарантировали сохранение профессиональных тайн членами

цеха. Ремесленники, выдавшие профессиональную тайну, подвергались штрафу в

100 грошей в цеховую казну и тюремному заключению. В уставах фиксировались

корпоративные привилегии того вида ремесла, той профессии, к которым

относились ремесленники. Особенно тщательно оговаривались в уставах

монопольные права каждого цеха в разграничение деятельности ремесленников

смежных профессий. [ 4. стр.106]

Уставы давали ремесленникам каждой профессии преимущественное право

покупать необходимое им сырье для изготовления изделий. В уставах

кожевенников и сафьянников г. Слуцка 1662 года также регламентировался

порядок покупки сырья, причем шерсть с приобретенных шкур должна была

продаваться не торговцам, а чулочникам, магерникам, суконщикам и другим

ремесленникам, изготовлявшим изделия из шерсти. [ 4. стр.108]

В уставах предусматривалось право преимущественной продажи членами цеха

своей продукции. Так, в уставе слуцких ткачей 1664 года под угрозой уплаты

штрафа запрещалось «чужим купцам» полотна кроить и продавать. Однако любому

иногороднему разрешалось продавать свое полотно «целой штукой», а слуцким

мещанам и лавочникам в лавках, домах и на рынке раскроенные куски ткацкого

полотна продавать без всяких ограничений. Таким образом, интересы цеха не

должны были препятствовать внутригородской торговле. [ 4. стр.111]

Мастера обязаны были выпускать хорошую продукцию, «чтобы работа

правильная и хорошая была». Городские власти и администрация магната

требовали от цехов и цехмистров осуществления контроля за качеством

продукции. [ 6. стр.109] Устав запрещал членам цеха охаивать работу друг

друга и тем самым наносить ущерб. [ 4. стр.115]

В отличие от цехов королевских городов Беларуси цехи

частновладельческих часто получали заказы от владельца города и его

чиновников и офицеров. Существование замковых ремесленников, налаженная и

четко действовавшая вплоть до конца XVIII века система магнатских заказов

суживала связи цехов с рынком. Вместе с тем, несмотря на препятствия и

затруднения, такие связи развивались. На рынках городов ремесленники имели

лавки для продажи своих товаров.[ 4. стр.110]

В нормативах белорусских цеховых уставов сплелись и местная традиция и

регламентация, сложившаяся в цехах западноевропейских городов, в частности

в Германии, воспринятая городами Великого княжества Литовского вслед за

городами Польши. Их мирное соседство в одном уставе цеха естественно, так

как они несли в себе черты одной и той же эпохи, одного и того же

феодального строя, являвшегося почвой и главной причиной возникновения

цехов.

Сословную сплоченность весьма активно формировали собрания всех членов

цеха – сходка. Сходок было несколько. Раз в год собиралась сходка, на

которой избиралась администрация цеха. [ 6. стр.143-144]

Несмотря на дифференциацию профессий и рост цехов, происходил и процесс

слияния уже существующих цехов. Это объясняется как стремлением

ремесленников некоторых смежных профессий объединить усилия в утверждении

своих профессиональных и корпоративных интересов, так и экономической

политикой магнатов, которые консолидировали отдельные цехи, гарантировали

себе таким образом постоянный доход и усиливали власть цеховой старшины

более сильных в экономическом отношении ремесленных корпораций. Вместе с

тем объединение ремесленных цехов, сокращение их количества, если оно

сопровождалось уменьшением численности ремесленного населения в городе,

означало снижение уровня ремесленного производства.

Численность ремесленников в цехах была самой различной. В известной

мере в зависимости от количества ремесленников в цехе находилось финансовое

состояние объединения. В городах были «богатые» и «бедные» цехи. Это

проявлялось в том, сколько провианта на случай осады города заготовлял цех,

в налогах и штрафах. Более многочисленные и богатые в финансовом отношении

цехи обладали и большим весом в экономической и внутриполитической жизни

города. [ 4. стр.95]

Содействуя сословному сплочению мастеров, цех был далек от принципа

равенства. Так, среди мастеров городской юрисдикции далеко не каждый мог

быть избран цехмистром. В одних цехах должность эта была привилегией прежде

избиравшихся цехмистрами «иншых старших ремесленников», в других избрание

цехмистров разрешалось производить только из узкой группы лиц. [ 6.

стр.145]

Роль знатности в ремесленной среде выполняло происхождение из давнего

рода мастеров. Вместе с богатством оно определяло и критерий выбора

кандидата в цехмистры независимо от того, избирался ли он общим

голосованием всех мастеров – членов цеха или узкой группой, составляющей

его верхушку.

На избранных мастерами цехмистров, или, как часто их называют в

белорусских уставах, старших, цех возлагал ряд обязанностей. Они должны

были хранить кассу цеха, состоявшую из регулярных взносов, которые

взимались с каждого мастера, а в некоторых цехах и с подмастерьев. В

цеховом ларце находились также устав цеха и различные привилегии,

дарованные цеху радой города, великокняжеской властью. Наблюдение за их

сохранностью также вменялось в обязанность цехмистров. Цехмистрам

поручалось наблюдение за тем, чтобы вся производственная деятельность

мастера, отношения между мастерами, их отношения с подмастерьями, учениками

отвечали требованиям устава. Уставы требовали от всех цеховых полного

подчинения цехмистрам. Для выполнения поручений цехмистров избирались один-

два младших. Не желавший выполнять порученные ему обязанности младший мог

откупиться взносом. На эти деньги нанимался кто-либо другой. Книги цеха вел

писарь. В администрацию цеха входили кроме писаря также инстикгатор, четыре

соглядатая, наблюдавшие за ведением торговых сделок на рынке города

приезжими и местными купцами.

[ 6. стр.147-148]

По уставу ремесленники как в производстве своих изделий, так и в их

реализации не могли поступать самостоятельно; они обязаны были подчиняться

цеховой регламентации. Уставы и традиции фактически препятствовали

значительному накоплению денежных сумм в руках мастеров; они тормозили

имущественную дифференциацию мастеров и затрудняли расширение

производственной деятельности. [ 4. стр.102]

Одной из форм сословных объединений горожан стали в первой половине

XVII века союзы подмастерьев. В отдельных уставах Могилева, Бреста,

Полоцка, Минска вскользь упоминается о самостоятельных сходках

подмастерьев, сохранилось два устава подмастерьев – кузнецов и котельщиков

Гродно.

Сама организация подмастерьев выросла на почве обострения противоречий

внутри цеха, роста недовольства подмастерьев. Причин для этого было более

чем достаточно. Цеховые уставы признавали за подмастерьями только

обязанности и прежде всего полное послушание мастеру. [ 6. стр.154]

Переход в высшую группу ремесленников – из подмастерьев в мастера – был

сложным. Подмастерье должен был прослужить у мастеров не менее 3 лет и

совершить «вандровку» в один из крупных центров Речи Посполитой, «обучаясь

еще лучше в этом ремесле». После возвращения из путешествия подмастерье

получал право выдержать экзамен – изготовить образцовое изделие, а также

внести установленный взнос в цеховую казну. [ 4. стр.105]

Если сопоставить уставы второй половины XVI в. с уставами первой

половины XVII в., - единственное право подмастерья – отработав

определенный срок, стать мастером, - становилось все более призрачным.

Организация подмастерьев необходима была и в интересах контроля над ними со

стороны цеха и рады. Все эти обстоятельства и привели к созданию союза

подмастерьев.

[6. стр.154]

В течение рассматриваемого периода цеховая организация претерпела

известные изменения. В частновладельческих городах оформление ремесленных

организаций несколько запаздывает по сравнению со временем создания цехов в

королевских городах.

Со второй половины XVII века евреи составляли значительную часть

населения городов и местечек Беларуси, приезжая сюда из польских и

украинских городов. Подчиняясь владельцам города, а не городским мещанским

властям, они составляли особые национальные и сословно-религиозные общины

(кагалы). Но деятельность ремесленников-евреев, входивших в некоторые цехи,

находилась под надзором городского магистрата. В отличие от великокняжеских

городов магистраты частновладельческих в большей мере контролировали

экономическую деятельность еврейского населения.

Этот контроль распространялся и в налоговой политике. Владельцы городов

поручили сбор некоторых податей со всего городского населения и выполнение

повинностей по обороне городов магистрату, который в частновладельческом

городе в основном проводил политику магната.

Цеховая система ремесла в городах занимала прочные позиции в течение

всего рассматриваемого периода и поддерживалась великими князьями и

магнатами, так как отвечала и их интересам. Цехи занимали определенное

место и в системе городского самоуправления. [ 4. стр.123-124]

&3. Торговля.

В XI-XIII веках западноевропейскими феодалами и католической церковью

были организованы восемь крестовых походов на Ближний Восток, в которых

участвовали рыцари, горожане, беглые крестьяне. Крестоносцы не смогли

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.