рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

ему представителей этого дома, Медичи периода их реставрации[85]. Целью

Макиавелли не является детальное и последовательное изложение событий. Он

сосредотачивает свое внимание на поворотных и характерных периодах истории:

на попытках свергнуть медичейский режим, возникновении и ходе таких

мятежей, как заговор Пацци, и таких крупных народных волнений, как

восстание чомпи и т.д. Что касается освещения в «Истории» семьи Медичи то,

как к примеру считает Рутенбург «…написанная по заказу представителя

правящей семьи Медичи, она не стала промедичейской»[86]. Метод критики

Медичи был у Макиавелли достаточно оригинальным. Он изложил его в письме к

Донато Джанотти. Вот что он пишет: «Я свободен от всяких авторитетов; я

скажу о том, как Козимо успешно овладел государством, но не буду говорить о

том, какими средствами он достиг этих высот. А кто хочет узнать об этом,

пусть внимательно смотрит на то, что я вкладываю в уста его противников,

так как то, что я не хочу сказать от себя, я заставляю сказать его

противников»[87]. Когда он писал «Историю», то обращался за советом к

Гвиччардини, заявляя, что заплатит ему 10 сольдов или больше, если тот

посоветует, как ему избежать при характеристике Медичи двух крайностей:

излишней похвалы и излишней хулы. Макиавелли предстает перед нами и как

мастер монологов, которые вкладываются им в уста политических деятелей. При

этом текст этих речей – плод фантазии автора и не взят из источников[88].

Необходимо, на мой взгляд, отметить следующее. Говоря об обеих «Историях»

исследователи отмечают, что главным их достоинством является именно

историческая идея, историческая концепция. На второе место ставят язык.

«История Флоренции» Макиавелли – ярчайший пример итальянской

художественной прозы. А вот фактическое содержание ставится при анализе

этих произведений на последнее место. Поэтому, на мой взгляд, в контексте

нашей темы следует уделить большее внимание именно фактической стороне

обоих произведений. И как позже будет ясно, в «Истории Флоренции»

Гвиччардини упоминает много интересных и новых фактов. И особенно это

касается семьи Медичи, для характеристики которой в отечественной

литературе используется в большинстве случаев именно «История Флоренция»

Макиавелли.

Характерно, что точка зрения Гвиччардини рассматривается чаще всего не

отдельно, а вкупе с анализом идей Макиавелли. Одним из наиболее характерных

примеров такого подхода является исследование Франческо Де Санктиса. В

своей «Истории итальянской литературы» он кратко дает нам изложение идей

Гвиччардини в главе, посвященной Макиавелли. Идеи Макиавелли и Гвиччардини

принято противопоставлять друг другу. При этом считается, что Гвиччардини

гораздо вернее и точнее оценивал положение Италии и Флоренции, потому, что

в отличие от Макиавелли Гвиччардини не питал ложных иллюзий и пытался найти

практические пути спасения Италии, и поэтому считал себя умнее его[89]. Но

многие, как и Ф. Де Санктис считали, что это было не столько плодом его

умственных достижений, сколько объяснялось тем, что у Гвиччардини «совесть

его к тому времени умолкла, окаменела»[90]. Гвиччардини и правда относился

к тем, кто думал иначе чем он, с видом «презрительного превосходства». При

этом он понимал Макиавелли, и вообще был «единственным современником

Макиавелли, способным подняться до его уровня»[91], хотя при этом считал

его человеком «мнения которого большей частью отличаются от общепринятых,

изобретателем новых и непривычных вещей»[92]. Одним из примеров такого

отношения явились события в Италии в 1525 году, когда страну угрожал

поработить Карл V. Макиавелли предложил военный проект, основной идеей

которого служило создание народного ополчения. Для осуществления своего

замысла он обратился к Гвиччардини, который, по сути, руководил политикой

Климента VII. Гвиччардини пришлось разъяснять другу, что план его в

принципе был неплохим, но в конкретных условиях Романьи он неизбежно

приведет к гражданской войне, ибо народ, получив в руки оружие, повернет

его против церкви[93]. П.Виллани, исследуя этот эпизод отмечает, что нельзя

забывать о том, что Макиавелли несмотря на свое «Искусство войны» не был ни

солдатом, ни полководцем и поэтому его советы носили более теоретический,

нежели практический характер[94]. В жизни же Макиавелли и Гвиччардини были

близкими друзьями. Макиавелли знал отца Франческо – Пьеро Гвиччардини, с

которым работал во время создания флорентийской милиции[95]. В одном из

писем, к примеру, Макиавелли пишет в начале письма, что адресует его

«Сиятельному Господину Франческо Гвиччардини, доктору прав, достойнейшему и

мною высоко чтимому губернатору Модены и Реджо» и просит его поскорее

приехать «развеятся» [96].

Другой группой источников являются труды итальянских гуманистов –

непосредственных свидетелей описываемых в источниках событий XV в. Одним из

таких свидетельств являются «Флорентийские беседы об изгнании» Франческо

Филельфо[97]. Филельфо, известный итальянский гуманист, родился в 1398

году. Обучался в Падуе и Константинополе. Вернувшись в Италию, преподавал

греческий язык в Болонье, а в 1429 году был приглашен во Флорентийский

университет для чтения лекции о «Божественной комедии» Данте. Во время

борьбы Козимо с оппозицией он ушел с кафедры, куда вернулся после прихода к

власти антимедичейской группировки. После триумфального возвращения Козимо

он покидает Флоренцию, куда возвращается незадолго до смерти.

«Флорентийские беседы об изгнании» написаны во второй половине тридцатых

годов. В этом сочинении, написанном в форме диалога, отражаются

республиканская направленность Козимо и его антимедичейские настроения.

Аламанно Ринуччи (1426-1499) принадлежал к знатной купеческой семье

Флоренции. Образование получил во Флорентийском университете. Основным

источником доходов для Ринуччи стала государственная служба. Поскольку в то

время Флоренция во многом зависела от Медичи, то и карьера Ринуччи во

многом зависела от взаимоотношений с правящим домом. В 1460-1475 годах он

занимал ряд высших должностей в республике. В 1471 он был даже

гонфалоньером правосудия, однако конфликт с Лоренцо Медичи (1475) вынудил

его уйти в отставку. Его отличала преданность республиканским идеалам, и он

полагал, что Лоренцо довел страну до кризиса. В «Диалоге о свободе»,

главном произведении Ринуччи, автор показывает почему необходимо стремиться

к свободе и избегать тирании. При этом говоря о тирании Медичи, Ринуччи

отмечает, что она ведет к социальным конфликтам и упадку общества[98].

Большое значение имеют для нас два труда Анджело Полициано – «О заговоре

Пацци»[99] и письмо к Якопо Антикварио[100]. Анджело Амброджини, вошедший в

историю литературы под гуманистическим псевдонимом Полициано, был одним из

первых крупных поэтов зрелого итальянского Возрождения. Он был другом

Лоренцо Медичи, и занимал должность домашнего учителя будущего Льва Х –

Джованни Медичи, сына Лоренцо. Лоренцо Великолепный был для Полициано

покровителем, другом, а также близким ему по духу поэтом-гуманистом, вместе

с которым он написал «Послание к Федерико Арагонскому». Позже ему

предоставили кафедру греческой и латинской риторики во Флорентийском

университете. В 1470—1494 гг. Полициано читал во Флоренции курсы о

Вергилии, Гесиоде, Феокрите, Овидии, Персии, Ювенале, Светонии,

Квинтилиане, Стации. Особое внимание он уделял Гомеру.

Произведение «О заговоре Пацци» долгое время считали чисто литературной

работой. В отечественной историографии труд долгое время не исследовался,

пока перевод и анализ данной работы не был сделан И.В.Шевченко. Как понятно

из названия, в сочинении описываются события 1478 года, когда представители

оппозиции, возглавляемые представителями дома Пацци, попытались убить

Лоренцо и Джулиано Медичи. Само сочинение было написано в мае-августе 1478

года, после того, как были казнены заговорщики. Произведение было

предназначено для широкого круга читателей-горожан. Полициано готовил свое

произведение специально для печати, зная широкие возможности последней. При

этом, как отмечает И.В.Шевченко, «гуманист не ставил задачу изложить свою

позицию по широкому кругу проблем, связанных с развитием общества и

современной моралью»[101]. Другой труд Полициано – «Письмо к Якопо

Антикварио» посвящено смерти Лоренцо Медичи.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников

и литературы. Во введении речь идет об актуальности темы, формулируется

цель работы и задачи исследования, определяется методологическая основа,

дается историографический обзор и характеристика источников.

Основная часть работы состоит из трех глав. Как уже было отмечено

хронологические рамки работы – от 1378 года (восстание чомпи) до 1492 (

смерть Лоренцо Медичи). В этот период во главе дома Медичи, а значит

фактически и во главе Флоренции, сменяя друг друга, стояли три человека.

Первым был Козимо Медичи, который правил с 1434 по 1464, затем на его место

пришел его сын Пьеро, который был во главе семьи до своей смерти, то есть

до 1469. Ну а затем пришло время Лоренцо Медичи который умер в 1492 году.

Таким образом, каждая глава данной работы соответствует периоду правления

одного из представителей дома Медичи. Во-первых это объясняется тем, что и

у Франческо Гвиччардини и у Макиавелли в их «Историях Флоренции»

присутствует та же структура. Т.е авторы ведут свое повествование

последовательно освещая периоды правления представителей дома Медичи.

Вторая причина заключается в том, что в историографии, посвященной

конкретно изучению дома Медичи, авторы придерживаются того же деления.

Первая глава – «Начало правления Медичи во Флоренции в «Историях Флоренции»

Макиавелли и Гвиччардини» посвящена анализу правления Козимо Медичи. Глава

начинается с изучения событий, связанных с восстанием чомпи, и

заканчивается смертью Козимо Медичи в 1464 году.

Вторая глава посвящена правлению сына Козимо – Пьеро Медичи. По объему, что

необходимо отметить, описанию правления Пьеро Медичи в обеих «Историях»

отводиться меньше места, чем событиям во Флоренции во времена Козимо и

Лоренцо. Поэтому глава посвященная правлению Пьеро Медичи в оценке обоих

авторов меньше, чем остальные.

В третьей главе рассматривается точка зрения Гвиччардини и Макиавелли на

время правления Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Главу условно

можно разделить на две части. Вначале дается изложение оценок Гвиччардини и

Макиавелли на то, что произошло во Флоренции во время правления Лоренцо

Медичи, а затем взгляды Макиавелли и Гвиччардини на личность самого

Лоренцо.

В заключении подводятся основные итоги исследования. Дается оценка взглядов

Макиавелли и Гвиччардини на правление дома Медичи во Флоренции в XV веке, а

также рассматриваются, сравниваются взгляды Макиавелли и Гвиччардини на

правление Медичи во Флоренции, в т.ч. сравнивается фактическое изложения

описываемых в «Историях Флоренции» событий.

Глава I. Начало правления Медичи во Флоренции в «Историях Флоренции»

Франческо Гвиччардини и Николло Макиавелли

За точку отсчета для своей «Истории» Гвиччардини берет восстание

чомпи[102]. При описании, пусть и достаточно кратком, этого восстания сразу

проявляется принадлежность автора к флорентийской знати. К примеру Микеле

Ландо[103] в представлении автора - человек спасший Флоренцию от

разрушения[104]. Соглашение Микеле с Комиссией Восьми Гвиччардини считает

необходимой и благоприятной мерой для здоровья города[105]. В отечественной

же историографии Ландо считали предателем[106], он был «подставной фигурой,

хорошо обученным ставленником чуждой чомпи группировки» [107], «демагогом,

сумевший войти в доверие к мелким ремесленникам и торговцам»[108], как его

называл В.И.Рутенбург. Если внимательно посмотреть на анализ

В.И.Рутенбургом сведений о восстаний в различных источниках, то можно

сказать, что все, кто сколько-нибудь поддерживали восстание чомпи,

негативно относились к Микеле, а враги восстания наоборот, поддерживали

его. Поэтому Франческо Гвиччардини можно отнести к врагам восстания.

Упоминание о восстании чомпи необходимо потому, что при изложении

Гвиччардини краткой истории восстания абсолютно не упоминается имя

Сальвестро Медичи, одного из руководителей восстания наряду с Микеле ди

Ландо[109]. О том насколько большую роль он сыграл в восстании в

историографии идут споры. Несомненно, что он не был вожаком восстания, но

его участие на стороне основной массы народа сыграло важную роль в судьбе

дома Медичи. Сальвестро получил от чомпи титул «рыцаря народа», а точнее

«рыцаря чомпи»[110], причем получил его добровольно. Также он получил от

чомпи право доходов с ряда торговых лавок Флоренции[111]. Об этом факте,

который сыграл достаточно существенную роль в установлении власти Медичи, у

Гвиччардини не упоминается. Существует мнение, что установление синьории

Медичи было как раз следствием этих самых флорентийских восстаний, включая

восстание вышеупомянутое чомпи[112]. Конечно к этому привело и ряд других

причин, но по мнению ряда авторов, изучавших данную проблему, эта была

самой существенной[113]. Зато о последствиях восстания чомпи для дома

Медичи говорит Макиавелли, который упоминает и о возведении в рыцари

Сальвестро Медичи[114] и о получении им торговых привилегий[115]. Причину

этого Макиавелли видит в том, что Микеле Ландо хотел таким образом привлечь

на свою сторону дополнительных сторонников. При этом Макиавелли не видит

прямой связи между восстанием чомпи и возвышением Медичи.

Начало возвышения Медичи Франческо Гвиччардини связывает с именем Джованни

де Бенчи и его сына Козимо[116] что совпадает с мнением Макиавелли[117], и

на сегодняшний день нашло подтверждение в работах историков[118]. Первое

имя члена семьи Медичи, упомянутое в «Историях» обоих авторов – имя

Джованни. Кто же был этот человек, по мнению Гвиччардини, возглавлявший

партию противников Никколо Уццано и его сторонников? Джованни Биччи

Медичи[119] был тем, чьи «банковские дела заложили основу успеха клана

Медичи в следующем поколении» [120]. После смерти его отца Аверардо в 1363

году, он остался вместе с пятью братьями с небольшим наследством, которое

отец разделил на всех. В 1385 он начинает управлять одной из самых важных

ветвей банка Медичи – в Риме, а в 1397 он переезжает во Флоренцию,

располагая капиталом в сто тысяч флоринов из которых больше половины он

заработал сам. Он был на первых порах очень осторожен и медленно приобретал

влияние в городе. То как он это делал, позже делали и другие представители

семьи Медичи. В 1402 он был впервые выбран в синьорию, приором которой был

еще несколько раз[121]. В 1403 поехал послом в Болонью. В 1421 он стал

гонфалоньером правосудия. И все это оказало значительное влияние на

дальнейшую судьбу Козимо[122]. За ним остался авторитет отца, его деньги,

отец устроил его свадьбу с Контессиной Барди. Следует отметить, что Медичи

в то время не принадлежали к числу влиятельных домов Флоренции, а вот

семейство Барди было очень древнем и знатным[123]. Гвиччардини вобще редко

указывает на те браки, которые осуществил род Медичи. Возможно это

показалось ему не нужным. Но вот у Макиавелли, к примеру, мы находим ряд

подверждений важности браков в то время. Также Макиавелли подчеркивает и

значение браков для дома Медичи[124]. Как бы то ни было необходимо

отметить, что такие браки, когда богатые, но незнатные семьи стремились

породниться со знатными, но обедневшими были политикой многих семей[125].

Тот же брак Козимо являлся продолжением политики Джованни Медичи, который

стремился к слиянию банков Медичи и Барди[126]. Джованни умер вторым по

богатству человеком в городе[127], оставив после себя ту организацию и

структуру, которая сделала его не только знатным во Флоренции, но и

Европе[128]. Козимо оставалось лишь не растерять добытое его отцом

положение.

Далее Гвиччардини останавливается на описании результатов конфликта во

Флоренции между Медичи и оппозицией. Во главе противоположной партии стоял

Никколо да Уццано, «человек переменчивого характера и вида»[129]. Когда он

умер, находившийся на его стороне Бернардо Гуарданьи став гонфалоньером

правосудия выслал Козимо из города[130], вместе с его родственниками

Аверардо[131] и Лоренцо[132]. Это же нам сообщает и «История»

Макиавелли[133]. Макиавелли при этом дополняет, что инициатива ареста

Козимо исходила от приемника Никколо Уццано – Ринальдо Альбицци.

Гвиччардини не останавливается ни на причинах высылки Козимо, равно как не

вдается в подробности того, как происходило изгнание. Однако для понимания

ситуации во Флоренции этот момент необходимо рассмотреть более

подробно[134]. Через четыре дня флорентийский народ на собрании

(parlamento) выразил свое согласие создать новую Балию, куда вошли

сторонники Альбицци. Комиссия обвинила Козимо в намерении захватить власть,

за что, по законам республики, полагалась смертная казнь. Однако здесь на

помощь Козимо пришли его деньги. Феррара, Венеция, папа Евгений IV, все те,

кто пользовался услугами банка Медичи, вступились за него и казнь была

заменена высылкой[135]. Можно отметить также, что Гвиччардини упоминает в

числе изгнанных именно Козимо, Аверардо, Лоренцо и Аччайуоли[136], в то

время, как общее число изгнанных, относящихся к дому Медичи, достигло

восьми человек[137]. Их высылали постепенно за период с сентября по ноябрь

1433 года[138]. В «Истории» Макиавелли, кстати, также написано, что были

изгнаны именно Козимо, Аверардо и «многие другие из дома Медичи»[139].

Почему же оба автора обращают свое внимание именно на эти фамилии ?[140].

Дело в том что Аверардо в то время руководил одним из филиалов банка

Медичи. Причем в то время существовало две «ветви» банка Медичи. Первая

была основана отцом Аверардо, Франческо[141], а вторая принадлежала

Джованни ди Бенчи[142], а потом и его сыну. Но несмотря на то что и

Аверардо и Козимо фактически являлись самостоятельными главами своих

банков, Аверардо был «верным защитником интересов своей фамилии»[143].

Таким образом, имена Аверардо и Козимо Медичи выделяются постольку,

поскольку они являлись главами дома Медичи, но каждый из них возглавлял

свою ветвь «семьи». Что касается упоминания имени Лоренцо, то здесь на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.