рефераты бесплатно

МЕНЮ


Право как механизм функционирования правового государства

обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной

деятельности средств массовой информации.

2) Система разделения властей в правовом государстве

Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само

ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил.

Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на

три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот

принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а

с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие

властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами,

которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение

полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют

независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она

устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни,

основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно,

определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности

исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных

органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую

силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам

права.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного

характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных

органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей

Конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной

реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой

характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью,

действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин

может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и

должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной

и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие

в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не

может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия

являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой

государственности в целом[20].

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим

нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со

стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной

власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной.

Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной

власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких

формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к

теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение

властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках

одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где

невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить

возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви

власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках

своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный

контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях

государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и

судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и

судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не

вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в

жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью

полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным,

если он еще и обставляется системой “сдержек и противовесов” властей.

Подобная система “сдержек и противовесов” устраняет всякую почву для

узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное

функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории

разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти,

действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом

предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так,

президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В

свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении

законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат

Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства,

назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные

международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения

президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о

вынесении ему “импичмента”, т.е. об отстранении от должности. “Возбуждает”

же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената

ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний

может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса

разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет

Верховный суд США.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических

государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением

государственной власти на “три власти” федеративное устройство является

также способом децентрализации и “разделения” власти, предупреждающим ее

концентрацию.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и

значим. Он выражает не только разделение труда между государственными

органами, но и умеренность, “рассредоточенность” государственной власти,

предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и

тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает,

что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по

отношению друг к другу и могут “сдерживать” одна другую, не допускать

доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в

авторитарную, а законодательной - во “всевластие”, в тоталитарную власть,

подчиняющую себе и управление, и правосудие[21].

Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействована

система “сдержек и противовесов”, то государство еще не обязательно

является правовым.

3) Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства

Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля,

Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса,

Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается

достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.

Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей

прошлого о гражданском обществе.

Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в

согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе).

Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ

имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1)

свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как

подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются

самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество

вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена

всеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных

интересов отдельных индивидов.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой

некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь

постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством[22].

По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей,

где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни:

экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено

постоянное поступательное движение общества вперед.

В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено по-

разному. Существует несколько определений этого термина, но основная идея,

конечно же, у них одна.

Гражданское общество - это 1) наличие собственности в распоряжении

людей (индивидуальное или коллективное владение);

наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов

различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов

общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной

институт гражданского общества;

законообеспеченность населения, то есть функционирование правового

государства. Предпочтение я отдаю этому определению: гражданское общество -

это такое общество, в котором различные по своей природе объединения

граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь

между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать

личность. То есть при наличии гражданского общества, правительства - это

лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями,

ассоциациями и пр[23].

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что

многие организации и институты демократического общества не зависят от

правительства для своего существования, законности и авторитета. При

существовании гражданского общества государство выступает выразителем

компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского

общества является право на частную собственность. В противном случае

создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на

тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают

различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы,

блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это

позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан

демократического общества. Посредством участия в этих организациях

разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических

решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом

единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с

государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к

государству.

Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное

владение).

Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов

различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов

общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной

институт гражданского общества.

Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового

государства[24].

Структура гражданского сообщества.

Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных

отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а

также разветвленную систему независимых от государства общественных

институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные

потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны,

постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность,

которую можно выразить следующим образом.

Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д.,

обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные

отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти

потребности реализуются через такие общественные институты, как

профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном

совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует

комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные,

религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень

межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в

рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные

учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют

политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности

в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе

политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень

предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций.

Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп

интересов, политических партий, движений и т.д.

В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс

основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми

руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в

общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно

совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет

основные характеристики как экономической, так и политической его

подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества.

Экономическая и политическая свободы - формы проявления более

фундаментальной свободы человека как члена общества, как самооценкой

личности.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное

пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от

друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества -

цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно,

что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его

личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с

формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав

человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским

обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о

правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как

отдельного человеческого существования на жизнь, свободу, стремление к

счастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что

в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так

и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию.

Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы

каждого человека.

Признаки гражданского общества.

Из некоторых источников выяснилось, что основными признаками

гражданского общества являются:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление

права человека на информацию;

- жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе

координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на

основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших

старшим”.

Существование гражданского общества основывается на определенных

рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых

специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному

обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на

определенном основании, которое построено из материала, не известного

традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться

в условиях этого общества.

В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый

самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же

время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается

достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из

нас хотят в основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого

по-своему”. Однако гражданское общество стремится оберегать людей от

всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это

постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в

обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет

о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на

свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.