рефераты бесплатно

МЕНЮ


Право как механизм функционирования правового государства

свободное объединение в союзы, партии.

Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно

возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из

вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в

интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и

выгоды, для государственной целесообразности.

Исходя из сказанного, можно дополнить к вышеуказанным признакам

гражданского общества следующее:

- возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не

исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества

создаются в интересах самого общества в целом и государственной

рационализации;

- недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами

общества[25].

Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема

формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно.

Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как

ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в

большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в

руках представителей прежнего класса уже как частная собственность.

Экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует

формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса.

Имевшие место обесценивание денежных вкладов, достаточно высокий уровень

инфляции, сильный налоговый процесс, ограничивающий предпринимательскую

деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю не

позволяли делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не

способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и

обязанностями.

На пути формирования гражданского общества в Украине в настоящее время

существует еще ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы,

система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые

отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки

гражданского общества. У значительной части (если не у большинства)

населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные,

базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная

собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также

отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Вследствие

известных ошибок и просчетов реформаторов внедрение этих универсальных

ценностей в сознание украинских граждан осуществляется в условиях

постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет

его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии,

рынка.

Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества

накладывает форсированный характер процесса гражданской модернизации, когда

в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически

различных этапов. Изменение материального положения различных групп

приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной

структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными

профессиональными и социальными группами, что находит свое выражение в

массовых забастовках, стачках, пикетах, голодовках.

Осложняет процесс кристаллизации автономной личности и то

обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма

к демократии совпали по времени с процессами национального самоопределения

этносов и социальной стратификации на основе отношений собственности.

Совпадение этих тенденций делает процесс формирования гражданского общества

неустойчивым и даже отчасти возвратным. Ведь в реальной жизни противоречиво

переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности

интересы и потребности социальных групп, что снижает возможности управления

процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных

и других интересов.

Наиболее негативным последствия снижения регулятивной функции

государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов

небольшой группы людей и большинства бедного населения. В этих условиях

государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом

поступательности процесса формирования гражданского общества, создать

надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для

самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных

потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать

признаки правового государства. Очевидно, что процесс формирования

гражданского общества будет иметь естественный темп, который невозможно

будет ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается

с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности.

Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее

устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

4) Взаимная ответственность личности и государства

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права

и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив,

делается акцент на ответственности государственных органов и должностных

лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта

ответственность обретает реальный характер только при наличии

соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру

привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод

граждан и предусматривающих жесткие санкции за это.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является

конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры

государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с

документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и

свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина

защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом .

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед

гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои

незаконные действия перед государством в лице его органов.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не

является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже

соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим

установлениям государства.

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это

важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не

продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве

устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.

Отношения между государством как носителем политической власти и

гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строится

на началах равенства и справедливости. государство берет на себя

обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым

гражданином. Подчиняясь праву государственные органы не могут нарушать его

предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих

обязанностей. Обязательность закона для государственной власти

обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный

произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями,

ответственность правительства перед представительными органами,

дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства

любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными

субъектами права[26].

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед

государством. Применение государственного принуждения должно носить

правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать

тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это

важная составная часть складывающегося в обществе права.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй

половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения

августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип “правового

государства”, были отменены репрессивные, иные реакционные институты и

положения, стали развиваться демократическое законодательство, система

правосудия.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная

система, которая исключала возможность создания и функционирования

легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией

являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство

предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют

различные общественные организации, политические партии, в котором никакая

идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной

идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе

идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.

Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из

направлений этой работы является развитие гражданского общества,

выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором

реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов

политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих

преобразований в государственной и политической жизни нашего общества,

является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо

избавляться оттого правового нигилизма, который особенно отчетливо

проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей

государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми

членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического

государства.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в

развитии государства и права - становление в новых “независимых

государствах” государственных и правовых систем, соответствующих

требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более

осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и

социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко

высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная

система за долгие десятилетия своего господства.

Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том,

что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства.

Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его

ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. В этом

начавшемся процессе - основа для социального оптимизма.

Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности

правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной,

исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго

очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга,

обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и

злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую

избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае

необходимости корректировать их действия.

Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее

подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и

неприкосновенных прав, предшествующих самому государству.

Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов

гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят

надклассовый и общечеловеческий характер.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного

развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

III. УКРАИНА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

1) Правовая система Украины

Государственный строй – это система отношений, возникающих на основе

норм, закрепленных в конституции и конституционных законах и складывающихся

в процессе формирования и деятельности органов государства, регионального и

местного самоуправления. Организация госстроя основана на принципах

разделения госвласти на законодательную, исполнительную и судебную,

разграничения компитенции между центральной властью, местными советами и

др. органами самоуправления на основе верховенства Конституции и законов

Украины. Конституционные основы государственного строя представляют собой

систему предусмотренных и закрепленных Конституцией основных принципов

организации и деятельности государства и его основных институтов: форм гос-

ва, основных элементов /атрибутов/ его механизма, основных функций

государства и гарантий госстроя. Основными принципами государственного

строя Украины соответственно к его Конституции являются принципы

суверенитета и независимости государства, демократизма государства,

социального и правового характера государства, унитарности /единства/

государства[27]. Форма государства – это госустройство, т.е. это его

территориальная организация, форма госсвязей между государством вцелом и

его частями, их правовое положение. Территориальное устройство Украины

построено на принципах единства, неделимости, неприкосновенности и

целостности государственной территории. При решении вопросов

территориального устройства учитываются госинтересы, мнения граждан,

проживающих на соответствующей территории, потребности развития

регионального и местного самоуправления. Украина это унитарное государство.

Территория Украины делится на области, районы, города, районы в городах,

села и поселки. В состав Украины входит автономная республика Крым.

Согласно Актам провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991

года и конституции Украины от 26 июня 1996 года Украина является

независимым суверенным государством. Все государственные институты Украины

находятся на стадии реформации, в том числе и правовая система[28].

Украина является страной кодифицированного права, то есть правовую

систему Украины можно отнести к романогерманской. Отличительной чертой

является верховенство закона. Здесь на первый план выдвинуты нормы права,

которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям

справедливости и морали. В романо-германской системе господствующая роль

отведена закону и подзаконным актам, так как они являются основными

источниками права. Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим

представительным органом государственной власти и обладающий высшей

юридической силой. Наиболее важный закон на Украине - конституция.

Подзаконные акты - это письменные документы, нормативные акты

соответствующего органа, которым устанавливаются правила общего характера и

которые распространяются на все лица и на всю территорию Украины. В странах

романо-германской системы права роль судебной практики в основном не

выходит за рамки толкования закона. Считается, что правотворческая

деятельность является прерогативой законодателя, а также правительственных

или административных властей, уполномоченных на это законодателей. Согласно

конституции Украины и статьи №1 Украина является правовым государством.

Конечно, практически это мало реализуется, но уже то, что в конституции об

этом говориться, является значительным шагом вперед на пути к становлению

Украины как самостоятельного развитого государства и, в частности, ее

правовой системы.

Органы государства это то, посредством чего осуществляет свою

деятельность государство. Это те каналы, через которые народ осуществляет

свою власть: - орган образуется в установленном государством порядке; -

каждый государственный орган уполномачивается государством осуществлять

свои полномочия; -каждый госорган наделяется гоударственно-властными

полномочиями. Эти полномочия даются органу государства и этот орган

выполняет все функции государства и на определенный круг, в зависимости от

законного акта; - они образуют определенную систему /принципы разделения

властей/; - госорганы действуют в установленном государством порядке. Этот

порядок закрепляется в Конституции и других нормативных актах. В

соответствии с Конституцией, высшим органом законодательной власти Украины

является Верховная Рада Украины, высшим органом исполнительной власти –

Кабинет Министров Украины, Президент Украины является главой

государства[29].

2)Коституционный строй и правовая ситуация в Украине на современном

этапе

Конституционный строй это юридическая организация общественного и

государственного строя, политико-правовой фундамент формирования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.