рефераты бесплатно

МЕНЮ


Право собственности граждан

Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством

Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан

Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета

по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

(далее именуется - регистрационный учет).

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых

условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения

ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

2. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, -

гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская

база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся

местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или

преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма

(поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях,

предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом,

квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие,

гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и

престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также

иное жилое помещение.

3. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту

жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно

должности, связанные с выполнением организационно - распорядительных или

административно - хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением

правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства

в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил

возлагается на органы внутренних дел.

2.2.2.Регистрация граждан по месту пребывания

1. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не

являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный

срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к

должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в

указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма,

аренды (субаренды) жилого помещения или заявление лица, предоставляющего

гражданину жилое помещение).

В случае отсутствия жилищно - эксплуатационных организаций при заселении

жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или

юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или

представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по

контролю за использованием жилых помещений.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.98 N 4-П следующий пункт

признан не соответствующим Конституции РФ.

2. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не

являющихся их местом жительства, осуществляется на срок до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с серьезным заболеванием

зарегистрированных по месту пребывания граждан или их родственников, а

также при возникновении иных обстоятельств, не позволяющих гражданину

покинуть место пребывания, срок пребывания может быть продлен органом

регистрационного учета на необходимое для этого время в порядке,

установленном пунктом 9 настоящих Правил.

3. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и

юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве

собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан

передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы

регистрационного учета.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.98 N 4-П следующий пункт

признан не соответствующим Конституции РФ.

4. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления

документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания

в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им

свидетельство о регистрации по месту пребывания.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

гражданину отказывается в регистрации по месту пребывания в жилом

помещении, не являющемся его местом жительства, если:

а) не получено письменного согласия:

нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов его

семьи, в том числе бывших членов семьи, которые продолжают проживать в

занимаемом им жилом помещении, - при условии проживания в доме

государственного или муниципального жилищного фонда;

собственника жилого помещения на вселение к нанимателю или арендатору

жилого помещения других лиц, за исключением вселения несовершеннолетних

детей к родителям, а также супруга и нетрудоспособных родителей, - при

условии, что наниматель или арендатор занимает изолированное жилое

помещение;

правления жилищно - строительного или жилищного кооператива на сдачу внаем

членом кооператива занимаемого им жилого помещения - при условии,

что этот член кооператива не является собственником данного жилого

помещения;

опекуна или попечителя на вселение указанного гражданина в жилое помещение,

занимаемое лицом, над которым установлена опека или попечительство.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей

(усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных

в настоящем подпункте;

б) гражданин самоуправно занял жилое помещение либо самовольно построил

здание или пристройку, сдаваемые другим гражданам для заселения;

в) на сдаваемое на условиях найма (поднайма), социального найма, аренды

(субаренды) жилое помещение, принадлежащее гражданину или юридическому лицу

на праве собственности, наложен арест в связи с расследованием уголовного

дела или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской

Федерации;

г) в органы регистрационного учета представлены заведомо подложные

документы.

5. В случае отказа гражданам в регистрации по месту пребывания органы

регистрационного учета обязаны в 3-дневный срок со дня получения документов

письменно уведомить их о причинах отказа.

Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по месту

пребывания может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в

вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.

6. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме

отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином

подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих

учреждений на основании документов, удостоверяющих личность.

7. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с

регистрационного учета по месту жительства.

2.2.3. Регистрация граждан по месту жительства

1. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня

прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам,

ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

военный билет (временное удостоверение взамен военного билета) или

удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для лиц,

обязанных состоять на воинском учете;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер,

договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда

о признании права пользования жилым помещением, заявление лица,

предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его

надлежаще заверенная копия).

В случае отсутствия жилищно - эксплуатационных организаций при заселении

жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или

юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или

представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по

контролю за использованием жилых помещений.

2. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и

юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве

собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан

передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с

адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы

регистрационного учета.

3. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления

документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их

паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация

которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается

свидетельство о регистрации по месту жительства.

4. В соответствии с установленным порядком регистрация граждан, обязанных

состоять на воинском учете, осуществляется органами регистрационного учета

после их постановки на воинский учет.

5. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная

пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации

"О государственной пошлине".

Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.98 N 4-П следующий пункт

признан не соответствующим Конституции РФ.

6. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданину отказывается

в регистрации по месту жительства, если:

а) дом (жилое помещение) грозит обвалом;

б) размер жилой площади, приходящейся на одного проживающего, окажется

менее нормы жилой площади, установленной жилищным федеральным законом, -

при заключении договора найма (поднайма), социального найма, аренды

(субаренды);

в) в судебном порядке признано невозможным совместное проживание лишенного

родительских прав гражданина с детьми, не достигшими 18-летнего возраста;

г) ордер на вселение в жилое помещение, а также сделка, связанная с

установлением или изменением права владения, пользования и (или)

распоряжения жилым помещением (договоры найма (поднайма), социального

найма, аренды (субаренды), купли - продажи, дарения, мены и т.п.), либо

иной документ, удостоверяющий право собственности на жилое помещение, в

установленном порядке признаны недействительными.

В регистрации граждан по месту жительства отказывается в случаях, указанных

в пункте 12 настоящих Правил, и по другим основаниям, предусмотренным

федеральным законом.

7. В случае отказа гражданам в регистрации по месту жительства органы

регистрационного учета обязаны в 3-дневный срок со дня получения документов

письменно уведомить их о причинах отказа.

Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по месту

жительства может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в

вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.

2.2.4. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по

месту жительства

1. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания

в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении

сроков пребывания, установленных в пункте 10 настоящих Правил, а в

гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах,

на туристских базах и в иных подобных учреждениях - по их выбытии.

Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым

отказано Федеральной миграционной службой России либо ее территориальными

органами в признании беженцами или вынужденными переселенцами,

осуществляется на основании уведомления этими органами органов

регистрационного учета.

2. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства

производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о

регистрации по новому месту жительства. При этом орган регистрационного

учета, осуществляющий регистрацию граждан по новому месту жительства,

обязан в 3-дневный срок со дня регистрации направить соответствующее

уведомление в орган регистрационного учета по последнему месту жительства

гражданина для снятия его с регистрационного учета;

б) призыва на военную службу - на основании сообщения военного

комиссариата;

в) осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу

приговора суда;

г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную

силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства

о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право

пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу

решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов,

послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий

должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании

вступившего в законную силу решения суда.

3. При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по

основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "г", "д", "е" и "ж" пункта 31

настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены

заинтересованными физическими и юридическими лицами.

33. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-

дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства.

В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства

(кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими,

объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с

регистрационного учета), производятся отметки о

снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с

регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по

иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельстве о

регистрации граждан по месту жительства.

4. Снятие с регистрационного учета граждан, обязанных состоять на воинском

учете, осуществляется в соответствии с установленным порядком после их

снятия с воинского учета.

2.2.5. Право собственности граждан на квартиру в Москве.

Осуществление права собственности на квартиру неразрывно связано с

пока еще сохранившейся пропиской. В соответствии с постановлением

Правительства Москвы “О сборе с граждан, прибывающих на жительство в

Москву”, собственники жилого дома или квартиры в Москве имеют право на

прописку. Для этого они должны уплатить городской сбор за право прописки

(регистрации) прибывающих в столицу для проживания в собственных квартирах.

Прописку иногородних граждан будут осуществлять ГУВД Москвы при наличии

квитанции об оплате городского сбора. Установлены следующие ставки за

прописку: для граждан РФ 500 минимальных размеров оплаты труда, а для

граждан СНГ 1000 минимальных размеров оплаты труда, для иностранных граждан

и лиц без гражданства 2500 минимальных размеров оплаты труда в РФ.

Если в приобретенную квартиру, расположенную на территории

Москвы, прописываются члены одной семьи, то следует оплатить лишь

одну ставку городского сбора. Если же приобретенная в собственность

квартира расположена в домах, подлежащих отселению в связи

со сносом или реконструкцией, или не соответствует установленной

норме жилья (не менее 9 кв. м на каждого члена семьи), то в такие

дома прописка предоставляться не будет. Оплата городского сбора за право

прописки в Москве не влечет за собой обязательства Департамента

муниципального жилья и иных жилищных органов выделения иногородним

гражданам жилой площади.

Следует отметить, что до принятия указанного постановления органы

внутренних дел нарушали права граждан-собственников квартир, отказывая им

в прописке.

Так, гражданин Савельев А.А., получивший квартиру в Москве по

договору дарения, решил прописаться в ней и жить. Однако паспортное

управление Москвы в прописке ему отказало. Не нашел он поддержки и в

Октябрьском районном народном суде Москвы, куда обратился с жалобой на

действия паспортного управления. Отказано ему было на том основании, что

Савельев А.А. проживает в Твери и московской прописки не имеет. Вышестоящие

судебные инстанции оставили решение народного суда без изменения. Лишь

протест заместителя председателя Верховного суда РФ об отмене упомянутых

решений восстановил законные права собственника. Мотивировано это было тем,

что отказ в прописке исключает возможность человека правомерно

пользоваться квартирой и тем самым нарушает его право собственности. Ссылка

народного суда на правовые акты местных органов власти и управления

неправильна, поскольку противоречит Конституции РФ и Закону о

собственности в РСФСР.

Заключение

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на

протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако

борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные

потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных

своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся

отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних

случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало, что

общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего

развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности

общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из

которой не знало, как выбраться.

В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила

ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и

завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет расхлебывать

еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель -

вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, сколотить

достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной

опорой нынешнего режима. Так что же такое собственность?

В самом первом приближении собственность можно определить как

отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к своей.

Собственность покоится на различении моего и твоего. Любой тип и любая

форма собственности, как бы высок в том или ином конкретном случае ни был

уровень обобществления или, что то же самое, уровень коллективизации

собственности, могут существовать лишь при условии, что кто-то относится к

условиям и продуктам производства как к своим, а кто-то к чужим. Без этого

вообще нет собственности. С этой точки зрения любая форма собственности

является частной, какой бы идеологической мишурой, преследующей вполне

прозаические цели, это ни прикрывалось.

Из элементарного определения собственности, которое дано, следует,

что собственность - это отношение человека к вещи. К этому, однако,

содержание собственности не сводится. Поскольку собственность немыслима без

того, чтобы другие лица, не являющиеся собственниками данной вещи,

относились к ней как к чужой, собственность означает отношение между людьми

по поводу вещей. На одном полюсе этого отношения выступает собственник,

который относится к вещи как в своей, на другом - не собственники, т.е. все

третьи лица, которые обязаны относиться к ней как к чужой. Это значит, что

третьи лица обязаны воздерживаться от каких бы то ни было посягательств на

чужую вещь, а следовательно, и на волю собственника, которая воплощена в

этой вещи. Из определения собственности следует, что она обладает

материальным субстратом в виде материальных ценностей. Собственности

присуще и волевое содержание, поскольку именно суверенная воля

собственника определяет бытие принадлежащей ему вещи.

Собственность принято считать неограниченным правом человека на

принадлежащую ему собственность, но в то же время это право является

ограниченным законом, с целью защиты личных прав других людей, не

являющихся собственниками.

Список литературы

1.Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И.

Батыра., М., 1998г., с. 136

2.Вестник мэрии Москвы. 1993. № 16. стр. 47—48.

3.Гражданский Кодекс РФ.

4.Гражданское право. Учебник. Ч.1 // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого,

М.,1997г., с.347

5.Гражданское право. М., 1993. Т. 1. с. 199.

6.Гражданское право России: Курс лекций. Ч.1// Под ред. О.Н. Садикова., М.,

1996г. с.230

7.История древнего Рима.// Машкин Н.А. – Москва: 1949 г., с. 727

8.Законодательство. 1998. N11., Автор статьи В.А. Белов; стр.9

9.Конституция РФ.

10.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание т.21., с. 412

11.Ownership in ancient and preclassical Roman law// Diosdi Gyorgy –

Budapest: 1970 year – p.225

12.Римское частное право: элементарный курс// Черниловский З.М. – Москва:

Новый Юрист, 1997 г. – c.224

13.Римское частное право: Учебник// Под ред. Новицкого И.Б., Перетерского

И.С. – Москва: Юристъ, 1997 г. – c.544

14.Римское право: программа дисциплины// Сост. Боровской В.А. –

Архангельск: МИУ, 1999 г. – c.8

15.Советское гражданское право. Л., 1982. ч. 1. с. 299.

16.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: учебное пособие/

Под ред. Черниловского З.М. – Москва: 1994 г. – c.413

17.Черноморец А.Е. Право собственности в сельском хозяйстве РФ. М. 1993.-

c.224

Ссылки использованных страниц в Internete:

18.Welcome MBIS; http://www.mbis.ru // Право собственности на имущество

19.Гарант; http://www.garant.ru // Право собственности граждан на

автомобили

20.ЮрПомощь – юридическая информация; http://law.agava.ru // Регистрация

граждан.

-----------------------

[1] См. Черноморец А.Е. Право собственности в сельском хозяйстве РФ. М.

1993., с. 4

[2] См. Черниловский З.М. Римское частное право: элементарный курс. М.,

1997. С. 108

[3] См. Максимов О.В. Римское частное право: курс лекций. МИУ. 1997. С. 41-

42

[4] Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И.

Батыра., М., 1998г., с. 32

[5] Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И.

Батыра., М., 1998г., с. 42

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание т.21., с. 412

[7] Новицкий И.Б. Римское право., М., с. 87

5 Гражданское право. Учебник. Ч.1., под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого,

М.,1997г., с.326

[8] Советское гражданское право. Л., 1982. Ч. 1. С. 299.

[9] Гражданское право. М., 1993. Т. 1. С. 199.

[10] Гражданское право. Учебник. Ч.1., под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.

Толстого, М.,1997г., с.330

[11] Вестник мэрии Москвы. 1993. № 16. С. 47—48.

[12] Гражданское право России: Курс лекций. Ч.1/ под ред. О.Н. Садикова.,

М., 1996г. с.230

[13] Гражданский кодекс Российской Федерации.

* см.: Законодательство. 1998. N11., стр.9 ; Автор статьи В.А. Белов

[14] Использован текст, содержащийся в СПС "Гарант".

[15] Там же

[16] СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

[17] Приказ МВД РФ от 5 ноября 1993 г. N 482 "О мерах по реализации

постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30

августа 1993 г. N 874" (с изм. и доп. от 26 декабря 1994 г., 15 апреля 1996

г.) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. N 2;

1995. N 4.

[18] См., напр.: определения Судебной коллегии по гражданским делам

Верховного Суда РФ от 3 февраля 1997 г. и от 4 июня 1997 г. // СПС

"Гарант". В данных определениях признаны незаконными действия сотрудников

ГАИ, эвакуировавших автомобиль на штрафную стоянку и заблокировавших колеса

автомобиля по причине его неправильной парковки, т.е. в случае, не

предусмотренном федеральным законом.

[19] Там же.

[20] В статье названы только те правонарушения, которые могут быть

совершены владельцами транспортных средств и предметом которых являются

именно транспортные средства.

[21] Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. N 8-П (см.

СПС "Гарант") ст. 266 Таможенного кодекса РФ признана не соответствующей

ст. 19 (ч. 1 и 2), ст.35 (ч. 1 и 3) и ст.55 (ч. 3) Конституции РФ,

поскольку она предусматривает в качестве меры административной

ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без

судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной

статье.

[22] Конституционным Судом Российской Федерации осуществлялась проверка

соответствия нормы данной статьи Конституции Российской Федерации. По

итогам проверки вынесено постановление от 20 мая 1997 г. N 8-П, которым ст.

280 Таможенного кодекса РФ признана не противоречащей Конституции РФ (см.

СПС "Гарант").

[23] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N

15. Ст. 769; 1993. N 2. Ст. 77; Собрание актов Президента и Правительства

РФ. 1993. N 52. Ст. 5086.

[24] Обращаем внимание на случай, когда автомобиль похищен у лица,

управлявшего им "по доверенности", или иного законного владельца, не

являющегося его собственником. Данное лицо вправе истребовать автомобиль у

всякого лица, в том числе добросовестного приобретателя (ст. 305 и 302 ГК

РФ), а вот собственник вправе предъявлять виндикационный иск только к

приобретателю недобросовестному, ибо из обладания собственника автомобиль

выбыл по его, собственника, воле.

[25] В настоящее время этот перечень установлен Приложением к Основным

положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям

должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения,

утвержденным постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23

октября 1993 г. N 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ.

1993. N 47. Ст. 4531.

[26] При следовании по дорогам без искусственного освещения в темное время

суток или в условиях недостаточной видимости.

[27] Во время дождя или снегопада.

* Приложение; Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации

от 17 июля 1995 г. N 713

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.