Правовое государство
Правовое государство
Оглавление
I. Введение. 2
II. Становление и развитие идеи правового государства. 3
III. Основные характеристики правового государства. 8
IV. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России.
22
V. Заключение. 31
VI. Список использованной литературы: 32
Введение.
Тема "Правовое государство" заинтересовала меня тем, что при ее
освещении необходимо постоянно проводить сравнение между
продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в
стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым
государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода
утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью
осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение
ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское
общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в
России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия,
удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.
Актуальна эта тема еще тем, что представляется возможным сравнить
уровень развития гражданского общества, демократии, плюрализма, прав и
свобод за рубежом и у нас в стране, понять их социальную значимость для
построения правового государства.
Особый интерес возникает, когда сугубо теоретические характеристики
правового государства проецируются на общественно-политическую жизнь города
и области.
Знание основ теории государства и права дает возможность грамотно
оценить публичные заявления политиков и практические шаги государственных
органов власти на пути формирования правового государства. Такие знания
помогают понять, на каком уровне строительства правового государства мы
находимся.
Становление и развитие идеи правового государства.
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт
нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового
государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового
государства уходит своими корнями в античное общество, так как истоки идеи
разделения властей можно отыскать еще во взглядах Аристотеля.
Решающим событием в истории преобразования политико-правовых
отношений стала разработанная Дж. Локком концепция правового
государства, сформулированная им в 1690 г. антиабсолютистская концепция
Правового государства ("Два трактата о правлении"). Ему же принадлежит и
попытка практически реализовать проект Правового государства в
конституции английской колонии Каролина в Америке (1669г.).
В основе современных концепций правового государства лежат идеи
немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и
правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и
ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти
ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству
эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно
прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной
личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения
личности и государственной власти в условиях правового государства
принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового
государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее
правом и законом.
Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим
тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический
разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,
если возвышается до понимания своей ответственности перед человечеством в
целом; "правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены
границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица
не противоречило свободе других"; право призвано обеспечить внешне
благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это
соединение множества людей, подчиненных правовым законам; государство
призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета[1].
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы
правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и
содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -
это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной"
форме государства относится демократия, при которой верховная власть
принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок
подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ
деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к
закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний,
охрану семейного достояния[2].
Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в
политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на
законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона,
взаимную ответственность личности и государства, доминирование обще
дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим
принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных
гарантий прав и свобод личности.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства
тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г.
Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути
формирования и основные параметры правового государства:
"для устранения произвола необходимо установление норм общественного права,
которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от
других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея
господства права в управлении";
"если личная инициатива требует простора, то государству достаточно
ограничиться охраной субъективных прав";
"чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго
определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти
законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к
соучастию в законодательстве выборные общественные элементы".
[3]Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке
исторического развития. Еще в недавнем прошлом во времена СССР
провозглашалось "социалистическое правовое государство". Скорее это
государство было правовым условно, так как в нем отрицалось наличие
различных форм собственности и идеологий. Впервые в СССР разговор о
правовом государстве зашел накануне 19 общепартийной конференции. Это было
актуально тогда, так как требовалось привести реальную политическую
практику в соответствии с конституцией. Различные свободы в СССР были лишь
продекламированы, а необходимо было их вернуть людям фактически. Не смотря
на то, что у широких масс населения о М.С. Горбачеве сложилось
отрицательное мнение, следует признать его огромный вклад в развитии
правового государства у нас в стране. Во-первых, в сознании общества
утвердилась идеология правового государства, против него сейчас никто не
возражает, а во-вторых, созданы механизмы для функционирования правового
государства: Парламент, Президент, Конституционный Суд, разделение
властей[4].
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового
государства является социальной ценностью всего человечества, удачным
сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового
государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-
казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов
к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское
общество. Гражданское общество - система экономических, духовных,
культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов,
свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для
удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно
строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями,
моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь
форма гражданского общества.
В антиправовом (тоталитарном) государстве личность, общество и народ
противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены
от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает
наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций,
которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных
органов. Правовым государством считается то, которое опирается на
гражданское общество, способное реально противостоять государству, его
органам или высшим должностным лицам, если они не считаются с действующими
законами или с конституцией. Создание гражданского общества не происходит
быстро, для этого требуются многие годы. А без гражданского общества не
может быть правового государства. Это- аксиома.
Таким образом, правовое государство есть концентрированное выражение
гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем
совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку
всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к
обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные
особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития
правового гражданского общества - это становление рыночной экономики,
предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации,
социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной
экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной
защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств
массовой информации.
В заключение первого вопроса стоит отметить, что идеи правового
государства разрабатывались учеными и мыслителями на протяжении веков.
Существование таких государств является логичным и исторически
обоснованным. Вместе с тем полноценное правовое государство может
существовать только в многополярном и развитом гражданском обществе.
Основные характеристики правового государства.
Для того чтобы понять глубинную суть правового государства,
недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних
характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства
правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе
вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель
подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В
настоящее время существует множество определений правового государства. У
них одна суть, но подчеркивают они разные грани одного многоугольника.
Правовое государство - это демократическое государство, где
обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед
законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы
человека и где в основу организации государственной власти положен принцип
разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Признаки правового государства:
Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
Деятельность органов правового государства базируется на принципе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Взаимная ответственность личности и государства.
Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном
функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в
рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,
взглядов.
Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового
государства можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управления государством;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций.
Вот другие определения термина "правовое государство":
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности
гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -
обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому
обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом
соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за
правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность.
Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав
и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,
общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.
Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая
ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические
и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения властей
государство организуется и функционирует правовым способом, это мера,
масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает
юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и
движениям.
Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает
общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и
внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на
соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на
своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Рассмотрим коротко основы правового государства: экономическую,
социальную и нравственную.
Экономической основой правового государства являются производственные
отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной,
коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и
в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно
производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный
производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.
Правовое начало государственности реализуется только при наличии
самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права,
равенство участников производственных отношений, постоянный рост
благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся
гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей
общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится
человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных
связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином
своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений,
личные права и свободы.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие
принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.
Конкретно это выражается в демократических методах государственного
управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод
личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства,
терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
В правовом государстве существуют определенные гарантии законности,
которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Законность и правовое
государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные
акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми
субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет
подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции
публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает
торжество закона, прежде всего в деятельности властных структур -
государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их
должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к
превращению закона в самостоятельную, объективную силу.
Для анализа в следующей главе проблем и перспектив формирования
правового государства в РФ, необходимо сейчас более подробно рассмотреть
признаки правового государства.
Согласно теории разделения властей смешение, соединение властей
(законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного
лица чревато опасностью установления деспотического режима, невозможна
Страницы: 1, 2, 3
|