рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовое государство

Правовое государство

Оглавление

I. Введение. 2

II. Становление и развитие идеи правового государства. 3

III. Основные характеристики правового государства. 8

IV. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России.

22

V. Заключение. 31

VI. Список использованной литературы: 32

Введение.

Тема "Правовое государство" заинтересовала меня тем, что при ее

освещении необходимо постоянно проводить сравнение между

продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в

стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым

государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода

утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью

осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение

ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское

общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в

России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия,

удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

Актуальна эта тема еще тем, что представляется возможным сравнить

уровень развития гражданского общества, демократии, плюрализма, прав и

свобод за рубежом и у нас в стране, понять их социальную значимость для

построения правового государства.

Особый интерес возникает, когда сугубо теоретические характеристики

правового государства проецируются на общественно-политическую жизнь города

и области.

Знание основ теории государства и права дает возможность грамотно

оценить публичные заявления политиков и практические шаги государственных

органов власти на пути формирования правового государства. Такие знания

помогают понять, на каком уровне строительства правового государства мы

находимся.

Становление и развитие идеи правового государства.

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт

нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового

государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового

государства уходит своими корнями в античное общество, так как истоки идеи

разделения властей можно отыскать еще во взглядах Аристотеля.

Решающим событием в истории преобразования политико-правовых

отношений стала разработанная Дж. Локком концепция правового

государства, сформулированная им в 1690 г. антиабсолютистская концепция

Правового государства ("Два трактата о правлении"). Ему же принадлежит и

попытка практически реализовать проект Правового государства в

конституции английской колонии Каролина в Америке (1669г.).

В основе современных концепций правового государства лежат идеи

немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и

правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и

ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти

ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству

эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно

прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной

личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения

личности и государственной власти в условиях правового государства

принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового

государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее

правом и законом.

Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим

тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический

разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,

если возвышается до понимания своей ответственности перед человечеством в

целом; "правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены

границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица

не противоречило свободе других"; право призвано обеспечить внешне

благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это

соединение множества людей, подчиненных правовым законам; государство

призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета[1].

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы

правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и

содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -

это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной"

форме государства относится демократия, при которой верховная власть

принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок

подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ

деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к

закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний,

охрану семейного достояния[2].

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в

политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на

законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона,

взаимную ответственность личности и государства, доминирование обще

дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим

принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных

гарантий прав и свобод личности.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства

тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г.

Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути

формирования и основные параметры правового государства:

"для устранения произвола необходимо установление норм общественного права,

которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от

других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея

господства права в управлении";

"если личная инициатива требует простора, то государству достаточно

ограничиться охраной субъективных прав";

"чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго

определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти

законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к

соучастию в законодательстве выборные общественные элементы".

[3]Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке

исторического развития. Еще в недавнем прошлом во времена СССР

провозглашалось "социалистическое правовое государство". Скорее это

государство было правовым условно, так как в нем отрицалось наличие

различных форм собственности и идеологий. Впервые в СССР разговор о

правовом государстве зашел накануне 19 общепартийной конференции. Это было

актуально тогда, так как требовалось привести реальную политическую

практику в соответствии с конституцией. Различные свободы в СССР были лишь

продекламированы, а необходимо было их вернуть людям фактически. Не смотря

на то, что у широких масс населения о М.С. Горбачеве сложилось

отрицательное мнение, следует признать его огромный вклад в развитии

правового государства у нас в стране. Во-первых, в сознании общества

утвердилась идеология правового государства, против него сейчас никто не

возражает, а во-вторых, созданы механизмы для функционирования правового

государства: Парламент, Президент, Конституционный Суд, разделение

властей[4].

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового

государства является социальной ценностью всего человечества, удачным

сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового

государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-

казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов

к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское

общество. Гражданское общество - система экономических, духовных,

культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов,

свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для

удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно

строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями,

моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь

форма гражданского общества.

В антиправовом (тоталитарном) государстве личность, общество и народ

противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены

от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает

наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций,

которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных

органов. Правовым государством считается то, которое опирается на

гражданское общество, способное реально противостоять государству, его

органам или высшим должностным лицам, если они не считаются с действующими

законами или с конституцией. Создание гражданского общества не происходит

быстро, для этого требуются многие годы. А без гражданского общества не

может быть правового государства. Это- аксиома.

Таким образом, правовое государство есть концентрированное выражение

гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем

совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку

всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к

обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные

особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития

правового гражданского общества - это становление рыночной экономики,

предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации,

социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной

экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной

защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств

массовой информации.

В заключение первого вопроса стоит отметить, что идеи правового

государства разрабатывались учеными и мыслителями на протяжении веков.

Существование таких государств является логичным и исторически

обоснованным. Вместе с тем полноценное правовое государство может

существовать только в многополярном и развитом гражданском обществе.

Основные характеристики правового государства.

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства,

недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних

характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства

правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе

вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель

подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В

настоящее время существует множество определений правового государства. У

них одна суть, но подчеркивают они разные грани одного многоугольника.

Правовое государство - это демократическое государство, где

обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед

законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы

человека и где в основу организации государственной власти положен принцип

разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Признаки правового государства:

Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

Деятельность органов правового государства базируется на принципе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Взаимная ответственность личности и государства.

Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном

функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в

рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,

взглядов.

Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового

государства можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- установление парламентской системы управления государством;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Вот другие определения термина "правовое государство":

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -

обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому

обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом

соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за

правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав

и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.

Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая

ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические

и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения властей

государство организуется и функционирует правовым способом, это мера,

масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает

юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и

движениям.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает

общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и

внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на

соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на

своей территории.

5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Рассмотрим коротко основы правового государства: экономическую,

социальную и нравственную.

Экономической основой правового государства являются производственные

отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной,

коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и

в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно

производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный

производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.

Правовое начало государственности реализуется только при наличии

самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права,

равенство участников производственных отношений, постоянный рост

благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся

гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей

общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится

человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных

связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином

своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений,

личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие

принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

Конкретно это выражается в демократических методах государственного

управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод

личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства,

терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

В правовом государстве существуют определенные гарантии законности,

которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Законность и правовое

государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные

акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми

субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет

подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции

публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает

торжество закона, прежде всего в деятельности властных структур -

государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их

должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к

превращению закона в самостоятельную, объективную силу.

Для анализа в следующей главе проблем и перспектив формирования

правового государства в РФ, необходимо сейчас более подробно рассмотреть

признаки правового государства.

Согласно теории разделения властей смешение, соединение властей

(законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного

лица чревато опасностью установления деспотического режима, невозможна

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.