рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ

После упразднения губернского податного присутствия его функции были

переданы- самой казенной палате и специальным присутствиям по

основным налогам: присутствию по налогу с недвижимых имуществ,

присутствию по квартальному налогу и присутствию по государственному

промысловому налогу, возглавляемому губернатором лично. Членами этого

присутствия являлись также управляющий казенной палатой, вице-

губернатор, прокурор председательствующий окружного (губернского) суда,

управляющий акцизным управлением. Раскладочные присутствия в уезде,

возглавляемые податным инспектором участка, сохранились вплоть до 1917

г.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. не внесла

сколь-нибудь серьезных изменений в систему и структуру налоговых

органов. Радикальные перемены начались только в конце 1918 г. 31 октября

1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет об организации

финансовых отделов губернских и уездных комитетов Советов рабочих,

крестьянских и красноармейских депутатов.1

Этим декретом было утверждено Положение об организации

финансовых отделов губернских и уездных исполкомов и одновременно

упразднены казенные палаты, акцизные управления и финансовые органы

местных самоуправлений. Губернский финансовый отдел состоял из

подотделов: сметно-кассового, прямых налогов и пошлин, косвенных

налогов и секретариата. Финотдел уездного исполкома делился на два

подотдела: сметно-кассовый и налоговый.

Из инструмента финансовой политики и регулятора рыночных отношений

налоги были превращены в орудие классовой борьбы, средство

экономического подавления не только «капиталистов и помещиков», но и

большого количества людей, относящихся, как сейчас принято говорить, к

среднему классу. К примеру, принятый в 1918 г. Чрезвычайный

десятимиллиардный налог носил откровенно конфискационный характер.

Фактически все губернии России облагались многомиллионной данью для

усиления Красной Армии, которая готовилась к оказанию помощи

пролетариату Европы в завершении мировой революции.1

Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике

военного коммунизма, когда частная торговля полностью запрещалась,

вводились плановое снабжение населения товарами первой необходимости

(карточная система), трудовая повинность, продразверстка и т.п. В этих

условиях ни о каких цивилизованных способах пополнения государственной

казны не могло быть и речи. Переход к восстановлению народного

хозяйства начался с марта 1921 г.: разверстка была заменена продналогом,

разрешена свободная торговля, а экономика в целом ориентировалась на

государственно - капиталистический путь развития. Декрет ВЦИК «О

замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»2

предусматривал единый налог на все сельскохозяйственное

производство. Однако правила взимания такого налога в 1921 г.

разработаны не были, а ситуация с продовольствием вновь складывалась

так, что налоги вводились применительно к отдельным отраслям сельского

хозяйства и видам продукции. До марта 1922 г. натуральный налог

выплачивался сеном и соломой, картошкой и капустой, медом и другими

продуктами питания, всего около 20 наименований. Это не могло не

сказаться на равномерности и полноте обложения сельского населения.

Дело осложнилось и тем, что налоги в начале 20-х годов взимались

различными органами. Так, продовольственный налог собирался наркоматом

продовольствия; подворно-денежный налог — местными органами власти;

трудналог в денежной части — наркоматом финансов, а в натуральный —

наркоматом труда. С 1924 г. предпринимаются попытки перейти к денежному

исчислению и взиманию налогов.

В период НЭПа основной задачей налоговой политики Советского

государства, наряду с другими задачами, стало вытеснение частника из

всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов.

В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их

значимость в обеспечении доходной части бюджета. В хозяйственном

механизме, где цены устанавливаются в плановом порядке, вне какой-либо

зависимости от спроса и предложения, налоги перестают быть регуляторами

экономических отношений в их классическом понимании. Следует отметить

особую роль сельхозналога в экономическом разгроме деревни, разрушении

многовекового уклада хозяйствования на земле. Решающим в этом деле стал

принятый тогда курс на коллективизацию сельского хозяйства. В 1928 г.

была проведена реформа сельхозналогов и уже к 1930 г. дифференциация

налоговых платежей оказалась такова, что 2,8% крепких хозяйств

обязывались выплатить 29,6% всего сельскохозяйственного налога. Остальные

70% налога возлагались на середняцкие хозяйства, которые в

структуре сельского населения занимали 60,4%. Свыше трети всех

крестьянских хозяйств освобождались от выплаты сельхозналога из-за

бедности.1

Одновременно с реформой налоговой системы началось строительство

нового налогового аппарата. В соответствии с Положением о Народном

комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе

Наркомфина было создано организационно-налоговое управление, которое

позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами.

В губернских и уездных финотделах налоговые подразделения остались без

особых изменений. Были упразднены податные инспекторы при уездных

финотделах и сформирован штат фининспекторов, который осуществлял

контроль за взиманием прямых налогов и подчинялся непосредственно

губфипотделам.

В 1925 г. Наркомфин СССР принял Положение о наружном налоговом

надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции финансовых

инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный

налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение

источников их доходов, объектов налогообложения. Ведение окладного

счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.)

передавалось кассовым органам, а взимание платежей — налоговым агентам.

К 1930 г. налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс.

человек. Из них половина работала в финансовых органах, а остальные

входили в аппарат наружного налогового надзора. Учитывая, что к этому

времени с капиталистическим элементом как в городе, так и на деревне

в - основном было покончено, налоговая реформа 1930 г. внесла

изменения и в организацию налогового аппарата. Основным звеном

системы стала налоговая инспекция — структурное подразделение

районных и городских финансовых отделов. К руководящим и

контролирующим звеньям относились налоговые отделы краевых,

областных и городских (с районным делением) финансовых органов,

управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и

Наркомата финансов СССР.

В соответствии с Положением о налоговой инспекции районных и

городских финансовых отделов и налоговых ревизоров 1949 г. в районах

и городах, не имеющих районного деления, действовали налоговые

инспекции, состоящие из старшего налогового инспектора, участковых

налоговых инспекторов, их помощников, налоговых агентов в сельской

местности, работников бухгалтерии. Структура и штатная численность

каждой инспекции определялась количеством налогоплательщиков,

территориально-экономической характеристикой города (района). В крупных

городах в состав налоговых инспекций входили инспекторы по налогам

с заработной платы рабочих и служащих, местным налогам с

предприятий, учреждений и организаций и государственной пошлины.

Исключительное значение придавалось контролю за взиманием налогов

со стороны вышестоящих финансовых органов. Специальный аппарат,

контролирующий соблюдение законов при взимании налогов, состоял из

ревизоров и старших ревизоров в краевых и областных финотделах, а также

из ревизоров, старших и главных ревизоров в министерствах финансов

союзных республик и Минфине СССР.

В 1959 г. были произведены очередные перемены в структуре налоговых

органов. Управление налогов и сборов, налоговые отделы и инспекции были

переименованы соответственно в управления, отделы и инспекции

государственных доходов. Их функции практически не измелились.

Управление государственных доходов Министерства финансов СССР продолжало

заниматься планированием поступлений налогов и других доходов в целом по

Союзу и по союзным республикам, следило за выполнением плана

поступлений платежей в государственный бюджет; разрабатывало проекты

ставок налога с оборота на промышленные и продовольственные товары,

проводило ревизии, проверки и обследования работы по государственным

доходам в министерствах финансов союзных республик, а также в

местных финансовых органах, выполняло другие работы. В союзных

республиках аналогичные функции выполнялись. управлением

государственных доходов министерства финансов союзной республики. В

краях, областях, автономных республиках, автономных областях,

национальных округах были созданы отделы государственных доходов.

Структурными элементами управлений, отделов были подразделения по

налогу с оборота, отчислений от прибыли и прочих доходов, налогов и

сборов с населения, планирования и учета и т. д. Основная работа по

систематическому контролю за выполнением планов госдоходов, правильным

исчислением и своевременным поступлением всех платежей в бюджет

возлагалась на городские и районные инспекции по государственным

доходам, которые входили в структуру районного (городского) финансового

отдела исполкома соответствующего Совета народных депутатов. Численный

состав инспекции зависел от объема выполняемых работ. Возглавлял

инспекцию начальник, если в штате было свыше десяти сотрудников, или

старший инспектор, если менее десяти. Руководство работой инспекции

государственных доходов осуществлялось заведующим городским (районным)

финансовым отделом. Он решал вопросы приема на работу, перемещения с

одной должности на другую, определял порядок работы инспекторского

состава. На сотрудников районных (городских) инспекций

государственных доходов возлагался постоянный контроль за поступлением от

предприятий и организаций платежей в бюджет; проведение документальных

проверок по полученным отчетам, первичным бухгалтерским документам.

Инспекторы и экономисты разрабатывали предложения по обеспечению

своевременного выполнения планов поступления платежей в бюджет;

изыскивали дополнительные источники доходов, вели учет предприятий и

организаций, обязанных вносить платежи в бюджет, выполняли другие

контрольные функции. Отход от административно-командной модели

развития экономики и переход к рыночным отношениям потребовали

радикальных перемен не только в налоговом законодательстве. Возникла

настоятельная необходимость в реорганизации налоговых органов.

Государственные налоговые инспекции появились в 1990 году, в

соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.01.90 г. № 76 "О

Государственной налоговой службе"1. Правовое положение данной структуры

закреплялось Законом СССР от 21.05.90 г. "О правах, обязанностях и

ответсвенности государственных налоговых инспекций."2

31 декабря 1991 года Указом Президента РФ "О государтственной налоговой

службе" органы налоговой службы были выделены из Министерства РФ и

преобразованы в систему центральных органов государтсвенного управления с

подчинением Президенту и Правительству РФ. В марте 1992 года при налоговой

службе были образованы специальные подразделения по предупреждению,

выявлению и пресечению нарушений налогового законодательство, а также

обеспечению безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников под

названием Главное управление налоговых расследований. В последствии в июне

1993 года это подразделение было преобразовано в федеральные органы

налоговой полиции как самостоятельный орган.

Передача все новых полномочий Государственной налоговой службе, на

которых мы остановимся в других разделах данной работы, привело к

необходимости придать ему статус Министерства и Указом Президента РФ от 23

декабря 1998 года № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и

сборам"1 Государственная налоговая служба Российской Федерации

преобразовано в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Глава 2. Организация деятельности Государственной налоговой службы.

2.1 Правовая база деятельности Государственной налоговой службы.

В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе

Российской Федерации1 ее центральный аппарат и органы на местах в своей

деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации,

конституциями республик в составе Российской Федерации, Законом РФ

от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РФ»,

Налоговым кодексом РФ, другим законодательством Российской Федерации и

республик в ее составе, указами и распоряжениями Президента Российской

Федерации, постановлениями высших органов представительной власти

Российской Федерации и республик в составе России, постановлениями

и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов

государственной власти краев, областей, автономных образований, городов

Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах по

налоговым вопросам.

В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте

стоит Конституция Российской Федерации. Содержащиеся в ней нормы,

регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую , силу,

прямое действие и применяются на всей территории Российской

Федерации. В ст.ст. 57, 71, 72, 75, 106 Конституции РФ определяются

субъекты налогообложения и их гарантии, исключительная компотенция

Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере

налогового регулирования, называются органы налогового

правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении.

Конституционные нормы находят детализацию в законах и

подзаконных актах, регулирующих общественные отношения как в

организации работы налоговых органов, так и в конкретных сферах

налогообложения.

При характеристике правовой основы деятельности госналогслужбы такое

деление имеет теоретическую и практическую значимость. Принятый в

1991—1992 г. пакет нормативных актов можно представить двумя блоками.

Первый включает в себя законы и подзаконные акты, определяющие

порядок формирования и задачи налоговых органов, их систему и структуру,

компетенцию, права и обязанности налогоплательщиков, принципы

налогообложения и т. д. Второй состоит из законов по конкретным видам

налогов, с указанием субъектов и объектов налогообложения, ставок налогов

и налоговых льгот, правил исчисления и порядка уплаты налогов,

штрафов и иных санкций за нарушения законодательства. В данной работе

нами рассмотрен первый блок этих нормативных актов и другие нормативные

акты принятые в последующие года, изданные в следствии развития налоговых

правоотношений и необходимости их правового регулирования

Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе

РСФСР» соотносится к первому блоку нормативно-правовых актов. Фактически

это и первый российский закон, определивший задачи и структуру

государственной налоговой службы в условиях начинавшихся тогда рыночных

реформ, права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля

за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими

лицами. Здесь же предусматривается ответственность государственных

налоговых инспекций и их должностных лиц за совершенные по

службе правонарушения, социальные гарантии сотрудников налоговых инспекций

и их семей в случае гибели или получения увечий сотрудниками при

исполнении служебных обязанностей.

Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской

Федерации» от 27 декабря 1991 г.1 впервые на законодательном

уровне определил понятие налога и налоговой системы. Целый ряд

положений, носящих принципиальный характер, нашли закрепление в

отдельных нормах закона. Так были определены права и объязанности

налогоплательщиков и налоговых органов, виды налогов, которые будут

взыматься на территории федерации, в субъектах федерации и на местах на

уровне районов и городов без районного деления. В соответствии со ст. 24

этого Закона контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.