рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ

налогов осуществляется налоговым органом в соответствии с Законом

Российской Федерации «О Государственоной налоговой службе Российской

Федерации» и иными законодательными актами.

Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» установил право налоговых

органов налогать и взыскивать с налогоплательщиков финансовые санкции за

нарушение налогового законодательства.

В своей деятельности Государственная налоговая служба руководствуется и

придерживается положений законов РФ по различным видам налогов. Например,

для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства

при операциях с ценными бумагами органы госналогслужбы руководствуются

Законом РФ. «О налоге на операции с ценными бумагами».

Значительные сложности в реализации этого закона связаны с нормативным

урегулированием рынка ценных бумаг. Практика последних лет

свидетельствует о проблемах, связанных не только с уплатой налогов

акционерными обществами и компаниями, работающими с ценными

бумагами, но и откровенным мошенничеством правлений ряда крупных

фирм по отношению к десяткам и сотням тысяч своих

акционеров. Вот почему законные и обоснованные действия налоговой

службы при проверке этой категории плательщиков способствуют с одной

стороны максимальным поступлениям налогов в государственный бюджет,

с другой — выполняют важную, профилактическую функцию по предупреждению

банкротств и разорения владельцев ценных бумаг. Или же Закон РФ «О

подоходном налоге с физических лиц»1 , который определяет

взаимоотношения налоговых органов и работодателей, которые сами по себе не

являются плательщиками подоходного налога , а являются налоговыми агентами,

по отношению к своим работникам, с которых они удерживают налог и

перечисляют в бюджет. А налоговый орган в данном случае контролирует

организации по вопросу правильности начисления, удержания и своевременности

перечисления подоходного налога в бюджет.

Как инструмент реализации основных задач в области налоговой

политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской

Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный

обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового

права, В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и

положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в

соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой

системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и

согласованную систему.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом,

направлены на решение следующих важнейших задач: построение стабильной,

понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы,

установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов

в рамках единого налогового правового пространства; развитие налогового

федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и

местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми

источниками; создание рациональной налоговой системы,

обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов,

содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной

деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния

ее граждан; уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени;

формирование единой налоговой правовой базы; совершенствование системы

ответственности за налоговые правонарушения; совершенствование

налогового администрирования.

По своей тематике и кругу регулируемых вопросов часть 1 Налогового

кодекса близка к утративщему силу с 1 января 1999 года Закону РФ «Об

основах налоговой системы в Российской Федерации», и после введения ее в

действие она заменила указанный Закон. Однако за счет вовлечения в

законодательное регулирование большого числа новых вопросов и отношений, а

также за счет более глубокой проработки действующих правил и норм объем

первой части Налогового кодекса значительно превосходит объем Закона.

В обшей части Налогового кодекса в целях создания

справедливой и эффективной налоговой системы много внимания отведено

вопросам создания единого налогового правового порядка, обеспечения

законности для всех участников налоговых отношений. Налоговый кодекс

призван обеспечить создание самостоятельной отрасли законодательства -

налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и

способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов,

устранить правовой хаос и пробелы в действующем налоговом

законодательстве.

Следующим элементом правовой основы деятельности госналогслужбы

являются Указы Президента Российской Федерации. Указом Президента РФ от 31

декабря 1991 года № 340 «О Государстенной налоговой службе Россиской

Федерации» были утверждены Положение о Государственной налоговой службе

Российской Федерации, Гарантии правовой и социальной защиты работников

Государтсвенной налоговой службы Российской Федерации и Положение о

классных чинах работников Государственной налоговой службе Российской

Федерации. В названных нормативных актах говорится о задачах и структуре

налоговых органов, их основных и факультативных функциях, правах и

объязанностях и социальных гарантиях сотрудников.

Так же как и Указы Президента РФ, постановления и распоряжения

Правительства РФ по налогам и другим объязательным платежам являются

самостоятельным источником налогового права. Их содержание в большинстве

случаев связано с определением налоговых и акцизных ставок. Иногда прямо в

законе о том или другом налоге содержится отсылочная норма,

предусматривающая регулирование отдельных налоговых отношений нормативными

актами Правительства РФ. Примером может служить Закон РФ «О плате за землю»

от 11.10.91 г. № 1738-1, где говорится, что порядок определения нормативной

цены земли устанавливается Правительством РФ.

К правовой основе деятельности государственной налоговой службы

относятся подзаконные акты издаваемые Государственной налоговой службой и

содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в

масштабах всей Российской Федерации. Это инструкции, разъяснения, письма и

т.д. По каждому закону о федеральном налоге существует соответствующая

инструкция о порядке их применения.

Одно из важнейших изменений в налоговом законодательстве, который внес

Налоговый кодекс РФ - изменение статуса инструкций, писем и других

документов госналогслужбы. Данные документы, согласно ст. 31 Налогового

кодекса РФ не входят в налоговое законодательство РФ. Для

налогоплательщиков, налоговых агентов объязательными к применению являются

только формы налоговой отчетности и порядок их заполнения, утверждаемые

Госналогслужбой в случаях, предусмотренных законодательством. Все остальные

акты Госналогслужбы объязательны только для налоговых органов. Иначе

говоря, налогоплательщик сможет ссылаться на нормативные акты

Госналогслужбы в суде, если действия налоговой инспекции им противоречат, а

налоговые органы вправе обосновывать свою позицию исключительно положениями

Налогового кодекса РФ, закона, акта законодательного органа субъектов

Федерации или представительного органа местного самоуправления, т.е. акта

налогового законодательства.

Особо следует сказать о правовой базе деятельности государственной

налоговой службы в республиках в составе России.

Кроме названных нормативных актов к источникам налогового

законодательства относятся Конституции республик в составе России,

постановления и распоряжения их высших представительных и исполнительных

органов государстсвенной власти. Учитывая, что система налогов, взымаемых в

федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской

Федерации устанавливаются федеральным законом, нормативные акты республик в

составе России не могут входить в противоречие с общероссийским налоговым

законодательством.

Местные подзаконные акты по вопросам налогообложения издаются

представительными органами и администрацией краев, областей, автономной

области и автономных округов, а также городов и районов.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления по введению региональных и

местных налогов определены Конституцией Российской Федерации, ст.4 НК

РФ, ст.20-21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы

в Российской Федерации», Законом РФ от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации».1 На определенных этапах развития государства они

регулируются Указами Президента Российской Федерации и постановлениями

Правительства Российской Федерации, принимаемыми ими в соответствии с

их полномочиями по совершенствованию налогового законодательства,

укреплению платежной дисциплины.

В настоящее время в регионах России сложилась определенная система

региональных и местных налогов и сборов, которые оказывают существенное

влияние на формирование доходной части региональных и местных бюджетов.

Практически повсеместно введен региональный сбор на нужды

образовательных учреждений, в большинстве административно-территориальных

образований (городах и районах) введены и действуют по 6-7 местных

налогов и сборов, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации

«Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Поступления от региональных и местных налогов и сборов,

вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного

самоуправления составили в I полугодии 1998 года 14,5 млрд. рублей, что

составляет 5,4 процента от всех налоговых поступлений и 10,3 процента

от поступлений в бюджеты территорий или возросли против

соответствующего периода 1997 года на 27 процентов.

В республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Карелия,

Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, Камчатской, Ленинградской,

Липецкой, Нижегородской, Псковской, Саратовской, Сахалинской

областях, г.Москве поступления от этих налогов и сборов составили от 12 до

30 процентов от поступлений в бюджеты территорий.

Анализ структуры поступлений от указанных платежей

свидетельствует, что основную долю в них составляют поступления от налога

на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 9823,7

млн. руб. или 70 процентов; значительны поступления от сбора на нужды

образовательных учреждений 1451,3 млн. рублей или 10 процентов; все более

существенную роль занимают в структуре местных налогов и сборов

поступления от сборов, связанных с осуществлением торговой деятельности,

что свидетельствует об ужесточении контроля за доходами в этой сфере, в

частности за торговлей винно-водочными изделиями.

В последнее время работа с региональными и местными налогами и сборами

проводится налоговыми органами в тесном взаимодействии с органами

законодательной и исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, местного самоуправления, финансовыми и

правоохранительными органами. Это прежде всего отражается в

подготовке проектов нормативных актов по введению, порядку

исчисления и уплаты этих налогов, выявлению налогоплательщиков,

укрывающихся от их уплаты, полноте отражения получаемых доходов от

предпринимательской деятельности.

В целях координации этой работы при органах законодательной и

исполнительной власти созданы постоянные рабочие группы по налоговой

политике, в состав которых включены налоговые работники.

Во многих регионах приняты специальные законы, определяющие

основные принципы регионального и местного налогообложения.

Получает развитие взаимодействие налоговых органов с

правоохранительными органами, налоговой полицией, торговыми

инспекциями, санэпидемнадзора по контролю за выполнением решений

местных органов власти по местным налогам, проведению повсеместных

рейдов, проверок.

Проводимая работа дает положительные результаты - нормативные акты в

большинстве случаев приведены в соответствие с действующим

законодательством, отменены некоторые малоэффективные налоги и сборы.

Проведена значительная работа по отмене дополнительных налогов и

сборов, не предусмотренных налоговым законодательством.

Вместе с тем, работа по контролю за региональными и местными

налогами и сборами, вводимыми органами государственной власти

субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, требует

дальнейшего усиления и совершенствования. Это определяется

следующими обстоятельствами.

Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2268 «О

формировании республиканского бюджета Российской Федерации и

взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации»1 органам

государственной власти субъектов Российской Федерации и органам

местного самоуправления было предоставлено право вводить

дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством

Российской Федерации.

Используя предоставленное право указанные органы власти 70

регионов вводили в 1995-1996 годах дополнительные налоги и сборы.

Перечень дополнительных налогов составил более 100. Однако как

показала практика целесообразность введения многих налогов себя не

оправдала, они значительно усложняют налоговую систему, снижают

эффективность контроля за их полнотой и своевременностью уплаты. Более

того, многие дополнительные налоги вводились с нарушением действующего

законодательства России, приводят к двойному налогообложению,

ущемляют интересы налогоплательщиков.

Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1214

«О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента Российской

Федерации от 22 декабря 1993 года N 2268 «О формировании республиканского

бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов

Российской Федерации в 1994 году»1 в целях улучшения финансового

состояния предприятий, облегчения налогового бремени и упорядочения

установления и взимания региональных и местных налогов и сборов пункт

7 признан с 1 января 1997 года утратившим силу.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации Указом

обязывались отменить свои решения о введении дополнительных налогов, не

основанные на Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы

в Российской Федерации», и предложено органам местного самоуправления

принять аналогичные решения в отношении местных налогов.

По запросу Конституционного Суда Республики Коми, администрации

Иркутской области, Алтайского краевого Законодательного Собрания,

Законодательного Собрания Владимирской и Волгоградской областной Думы,

Конституционный Суд Российской Федерации своим постановление от

21.03.97 г. № 5-п2 подтвердил конституционность положения абзаца второго

пункта 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об

основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с

которым органы государственной власти всех уровней не вправе вводить

дополнительные налоги и обязательные отчисления, не

предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и

повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации и

учитывая Постановление Конституционного Суда, Госналогслужба России

поручила налоговым органам совместно с органами власти субъектов

Российской Федерации и органами местного самоуправления принять меры по

отмене дополнительных налогов и сборов и приведении принятых решений

и нормативных актов по таким налогам в соответствие с действующим

налоговым законодательством.

Налоговыми инспекциями были направлены соответствующим органам власти

предложения об отмене введенных налогов и сборов, а в необходимых

случаях предложения в органы Прокуратуры. В большинстве регионов России

эти вопросы рассмотрены на заседаниях представительных органов

власти и приняты решения об отмене введенных дополнительных

налогов и сборов. По сообщениям государственных налоговых

инспекций органы законодательной и исполнительной власти на местах с

пониманием отнеслись к исполнению требований Указа Президента Российской

Федерации и приняли решения об отмене непредусмотренных законодательством

налогов и сборов.

Однако следует отметить, что в отдельных регионах органы власти

ссылаясь на права, предоставленные им Конституцией Российской

Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации», а также

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.