рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ

Конституция Украины. Ст. 42 Конституции гласит: «Каждый имеет право

на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом.

Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской

деятельности. Не допускается злоупотребление монопольным положением

на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная

конкуренция…»6

б) базовые законы, регулирующие основополагающие вопросы

предпринимательской деятельности (Закон Украины «О предпринимательстве» от

7 февраля 1991 года, Закон « О предприятиях в Украине» от 27 марта

1991 года, закон « О собственности» от 7 февраля 1991 года),

Гражданский

6Конституция Украины, Харьков, Консум, 1996, с.48

кодекс Украины.

в) специальный закон, регулирующий деятельность хозяйственных

обществ - Закон «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991г.

г) законы, регулирующие деятельность хозяйственных обществ

(Законы «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. « О

банках и банковской деятельности» от 20.03.1991 года, «О

товарной бирже» от 10.12.1991 года, «О ценных бумагах и фондовой бирже»

от 18.06.1991г., «О ценах и ценообразовании» от 3.12.1990г., «О

бухгалтерском учёте и финансовой отчетности в Украине» от

16.07.1999г., «О государственном регулировании рынка ценных

бумаг в Украине» от 30.10.1999г., «О восстановлении

платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.1992г.

и др., «О лицензировании определенных видов хозяйственной

деятельности» от 01.06.2000 года, «Об ограничении монополизма и

недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской

деятельности» от 18.02.1992 г. и др.

д) подзаконные нормативные акты:

. Постановление Кабинета Министров Украины « Об утверждении

положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской

деятельности» от 25.05. 1998г. № 740;

. Постановление Кабинета Министров Украины «О перечне сведений,

не составляющих коммерческой тайны » от 09.09. 1993г., № 811;

. Декрет Кабинета Министров Украины « О доверительных

обществах» от 17.03.1993г., № 22-93;

. Указы Президента Украины: «Об утверждении положения о

государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку» от

14.02.1997г.,№142/97и др.;

е) документы компетентных органов (положения, инструкции,

стандарты и.т.д.), в которых устанавливаются), в которых

устанавливаются или отменяются правовые нормы в пределах

правомочия и компетенции этих органов, таковы, например:

- Инструкция об открытии банками счетов в национальной и

иностранной валюте, утвержденная Постановлением правления Национального

банка Украины от 18.12.1998г. № 527;

- Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок

органами государственной контрольно - ревизионной службы в Украине,

утвержденная

приказом Главного контрольно - ревизионного управления Украины

от3.10.1997г. № 121;

- Решение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому

рынку от12.09.1998г. «О передаче полномочий территориальным

органам (в целях усовершенствования порядка регистрации выпуска

акций акционерных обществ)

- Приказ Государственной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку

от 20.09.1996г. « Об утверждении временных положений ценных

бумаг и информации об их выпуске»;

- Положение о порядке ведения реестров собственников именных ценных

бумаг, утвержденное решением Государственной Комиссии по ценным

бумагам и фондовому рынку от30.12.1998г.№ 221

ж) разъяснения и информационные письма Высшего

арбитражного суда Украины, например: «О некоторых вопросах практики

разрешения споров, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией

предприятий», о некоторых вопросах практики применения Закона

Украины «О банкротстве» (Разъяснение от18.11.1997г. № 02-5/44

и.т.д.).

Вышеуказанные акты, в числе многих иных нормативных документов в

своей совокупности составляют правовую основу предпринимательской

деятельности хозяйственных обществ.

2.2 Создание хозяйственных обществ. Государственная регистрация

Среди видов предприятий, которые действуют на территории Украины,

важное место занимают хозяйственные общества. Их

деятельность регулируется Законом Украины «О хозяйственных обществах»

от 19.09.1991 года.

Хозяйственными обществами признаются предприятия, учреждения,

организации, созданные на принципах соглашения юридическими лицами

и гражданами путем объединения их имущества и

предпринимательской деятельности в целях получения

прибыли.

Общества являются юридическими лицами и могут

заниматься любой предпринимательской деятельностью, которая не

противоречит законодательству Украины. Они могут приобретать

имущественные и личные неимущественные права, вступать в

обязательства, выступать в суде, арбитражном суде и третейском суде

от своего имени.

Хозяйственное общество - это родовое понятие, охватывающее

несколько организационных форм. Хозяйственное общество может существо

только в одной из предусмотренных действующим законодательством форм.

Организационно-правовая форма хозяйственного общества – это

законодательно закрепленный вид общества, для которого установлен

определенный правовой режим организации, деятельности и

ликвидации.

Закон «О хозяйственных обществах» называет пять организационно-

правовых форм хозяйственного общества:

o акционерные общества;

o общества с ограниченной ответственностью;

o общества с дополнительной ответственностью;

o полные общества;

o коммандитные общества.

Среди указанных видов наиболее распространенными в

предпринимательской практике Украины являются акционерные общества и

общества с ограниченной ответственностью.

Эти организационно – правовые формы отличаются по таким

параметрам, как порядок создания, формирования имущества, необходимого для

ведения хозяйственной деятельности, особенностями организации

управления, правового статуса и ответственность участников, порядку

ликвидации.

Государственная регистрация хозяйственных обществ

проводится в соответствии со ст.8 Закона «О предпринимательстве» и

положением о государственной регистрации, органами государственной

регистрации, которыми являются исполкомы городских районных,

районные в г. Киеве и Севастополе государственные администраций,

исполнительные органы местного самоуправления по месту нахождения

хозяйственного общества.

Для регистрации подаются следующие документы:

1) Устав и учредительный договор (для акционерных обществ,

обществ с ограниченной ответственностью и обществ с

дополнительной ответственностью); учредительный договор для

полных и коммандитных обществ;

2) регистрационная карточка установленного образца,

которая является одновременно и заявлением о

государственной регистрации;

3) документ, удостоверяющий о внесении платы за

государственную регистрацию;

4) документ, свидетельствующий о внесении вкладов в

уставный фонд общества в установленном порядке и размерах;

5) документы, подтверждающие местонахождения общества по

указанному в учредительных документах адресу: договор купли-

продажи, мены, дарения, аренды, лизинга, безвозмездного пользования

имуществом, о совместной деятельности, учредительный договор и др.

Перечень данных документов является

исчерпывающим. Орган государственной регистрации не имеет права

требовать предоставления иных документов.

Орган государственной власти формирует регистрационное дело

хозяйственного общества, фиксирует дату поступления

документов в журнале учета регистрационных дел и выдает заявителю

соответствующую справку. Не позднее 5 дней (при ускоренной регистрации -

течение одного рабочего дня со дня подачи всех документов орган

государственной регистрации вносит хозяйственное общество в Реестр

субъектов предпринимательской деятельности и выдает свидетельство о

государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности

установленного образца с проставленными идентификационным кодом

юридического лица.

В постановлении Кабинета Министров Украины «О порядке государственной

регистрации субъектов предпринимательской деятельности» от 25.05.1998г. №

740 указано, что орган регистрации выплачивает заявителю 20%

регистрационного сбора за каждый просроченный день

государственной регистрации, но не более размера внесенной заявителем

платы за регистрацию (п. 8).

2.3. Общие черты и отличительные особенности различных

видов хозяйственных обществ

Рассмотрим общую характеристику каждого из видов обществ.

Акционерное общество. Согласно Закону Украины « О

хозяйственных обществах» акционерным признается общество, которое

имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций

равной номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам

общества только в пределах принадлежащих им акций.

Характерные черты акционерного общества – это хозяйственная

организация корпоративного типа; имеет статус юридического лица;

имеет собственное имущество, которое принадлежит АО на праве

собственности (средств и имущества, уплаченных за акции,

изготовленной продукции, полученных доходов, имущества, приобретенного за

счет собственных и заёмных средств и на иных законных основаниях);

уставной капитал разделен на доли равной номинальной стоимости,

которые именуются акциями; ответственность акционерного общества

по своим обязательствам только имуществом, которое принадлежит ему

на праве собственности. К характерным чертам акционерных обществ

следует отнести отсутствие дополнительной имущественной ответственности

по обязательствам общества, число учредителей акционерного общества не

может быть менее двух (за исключением случаев создания АО на

базе государственных предприятий в процессе корпоратизации и

приватизации, где учредителем является одно лицо – уполномоченный орган

государства); обязательность имущественного участия акционерного

акционеров в АО и необязательность персонального участия в

деятельности АО; обязательное наличие уставного и резервного

фондов, требования к минимальному размеру, соотношение и порядок

формирования которого определяются Законом (уставный фонд не

меньше суммы, эквивалентной 1250 минимальным заработным платам;

резервный фонд не меньше 25 % от уставного и пополняется за счет ежегодных

отчислений, которые не могут быть меньше 5 % суммы чистой прибыли);

корпоративный характер управления и соответствующая система органов

управления: высший орган управления акционерного общества - общее собрание

акционеров; исполнительный – правление, контрольный -

ревизионная комиссия и наблюдательный совет. Участие акционеров

в управлении зависит от качества акций, которые принадлежат

им на праве собственности. К характеристикам акционерного

общества следует отнести возможность привлечении инвестиций на

условиях передачи в собственность привилегированных акций; выход

акционера из общества путем отчуждения принадлежащих ему акций.

Закон Украины «О хозяйственных обществах» называет два вида

акционерных обществ: открытое акционерное общество, акции которого могут,

распространятся путем открытой подписки и купли –

продажи на биржах, и закрытое акционерное общество, акции которого

распределяются на биржах, акции которого распределяются между

учредителями, и не могут распространяться, покупаться, продаваться на

бирже.

Отличия между открытым акционерным обществом и закрытым акционерным

обществом заключаются в:

1) порядке размещения акций в ОАО – путем подписки и

свободной купли – продажи на фондовом рынке, в ЗАО –

размещением среди учредителей;

2) порядке движения участников (в ОАО – свободный, в ЗАО –

ограниченный);

3) видах акций, которые выпускается этими обществами (ОАО может

выпускать как именные акции, так и акции на предъявителя, в ЗАО

- только именные);

4) порядке создания (у ОАО он достаточно сложный,

что связано с размещением среди неопределенного числа

лиц путем подписки, и, следовательно, наличием этапов, не

свойственных ЗАО: регистрации информации об акциях, объявления о

подписке, процедуры подписки, решения на учредительном

собрании вопросов, связанных с результатами подписки);

5) минимальный размер оплаты акций на момент созыва

учредительского собрания (у ОАО - не меньше чем 30 %, а у ЗАО – 50%

номинальной стоимости акций);

6) перечень обязательных для рассмотрения на

учредительном собрании вопросов (у ОАО – значительно больший,

что связано с результатами подписки на акции ОАО);

7) объём обязанностей и ответственности

учредителей: у учредителей ОАО они значительно большие, что

связано с подпиской на акции (обязанность вернуть лицам,

подписавшимся на акции, уплаченные ими суммы в случае: если

подписка не состоялась; если учредительное собрание с

необходимым кворумом не удалось собрать ни в первый, ни во

второй раз);

8) объем публичности деятельности (у ОАО он значительно

больше, что связано с размещением акций среди

неопределённого числа лиц, и предусматривает информирование

всех заинтересованных лиц через органы массовой информации о

подписке на акции, о результатах финансово- хозяйственной

деятельности).

Порядок выпуска акций акционерных обществ следует рассмотреть

подробнее.

Выпуск (эмиссия) акций подразделяется на четыре этапа.

Первый этап – регистрация информации о выпуске акций. Для

регистрации такой информации в Государственную комиссию по ценным

бумагам согласно временному Положению о порядке регистрации выпуска

ценных бумаг и информации о их выпуске подается пакет следующих

документов:

. - заявление на регистрацию информации о выпуске, который

планируется;

. - платежное поручение на сумму 0.1% от общей суммы эмиссии.

Эта сумма перечисляется на расчётный счёт финансового органа

по месту регистрации;

. проспект эмиссии.

Акции, которые предлагаются для открытой продажи,

допускаются для размещения не ранее как за 30 дней после опубликования

сообщения об их выпуске.

Второй этап – опубликование информации об эмиссии. После

регистрации эмитент обязан опубликовать в официальном

издании фондовой биржи сведения о регистрации эмиссии не менее

чем за 10 дней до начала подписки на эти ценные бумаги.

В информацию о выпуске ценных бумаг должны быть включены следующие

сведения:

o характеристика эмитента, а именно:

. название эмитента, местонахождение, дата основания, предмет

деятельности;

. удостоверенные аудитором бухгалтерский баланс и расчет финансовых

результатов (прибыль, убытки) за последние три года или за

каждый завершенный финансовый год с момента создания, если срок

меньше трех лет;

. бухгалтерский баланс по состоянию на конец последнего

квартала перед принятием решения о выпуске ценных бумаг;

. отчет об уставном фонде (общий объём, объем оплаченной части);

. численность служащих, а также основные профессиональные

данные по руководящим работникам, прежде всего – образование,

квалификация, производственный стаж.

o Характеристика деловой деятельности эмитента, удостоверенная

аудитором, прежде всего:

. информационные сведения о производстве, реализации, научных

достижениях и инвестициях;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.