рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ

. данные об эмиссии ценных бумаг;

. перечень и результаты предыдущих эмиссий ценных

бумаг, а также распределение ценных бумаг по видам;

. количество именных акций ( предыдущих эмиссий), в том числе

акций, находящихся в собственности руководителей эмитента;

. срок погашения (для облигаций).

Эта информация должна быть подписана эмитентом и торговцем ценными

бумагами, если эмитент пользовался услугами последнего.

Сведения, содержащиеся в публикации, должны отвечать

реальной действительности и содержать информацию не более чем за предыдущие

6 месяцев.

Следующий этап – регистрация выпуска акций общества. Регистрация

выпуска осуществляется на основании заявления на

регистрацию ценных бумаг, нотариально удостоверенной копии решения

о выпуске ценных бумаг.

Акционерные общества могут выпускать акции,

облигации на сумму не более 25% от размера уставного фонда и только

после полной реализации всех акций и облигаций, предыдущих

серий.

Орган регистрации ( Государственная комиссия по ценным бумагам

и фондовому рынку) проверяет реквизиты подданного эмитентом образца

ценной бумаги, выдает эмитенту свидетельство о регистрации выпуска,

которое и является основанием для приобретения бланков, ценных бумаг

или для их отпечатки.

При изменениях хозяйственной деятельности эмитента,

которые влияет на стоимость ценных бумаг или размер дохода от них,

эмитент обязан в течение двух дней послать информацию о

таких изменениях фондовой бирже и регистрирующему органу, а

также опубликовать в официальной газете фондовой биржи.

Следует отметить, что требования по опубликованию информации о

выпуске ценных бумаг подлежит обязательному исполнению, в противном

случае, подписка акций подлежит признанию недействительной. В то же

время, требование к публикации изменений в деятельности эмитентов

практически не исполняется. Она из причин этого – отсутствие в

законодательстве санкций за неисполнение этих требований Подобная

ситуация нарушает права акционеров, в силу вышеизложенного,

законодателем предусмотрено условие (согласно ст. 37 Закона Украины» О

ценных бумагах и фондовой бирже») в силу которого лицо, которое

купило ценные бумаги до публикации информации об изменениях в

хозяйственной деятельности эмитента, влияющих на стоимость ценных бумаг

или размер дохода от них, вправе в течение 15 дней с момента

опубликования данной информации разорвать соглашение в одностороннем

порядке.

Общество с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной

ответственностью в соответствии с Законом Украины «О хозяйственных

обществах» признается общество, имеющий уставный фонд,

разделенный на доли, размер которых определяется

учредительными документами. Участники общества несут

ответственность по долгам общества в пределах их вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью – это хозяйственная организация

корпоративного типа; разновидность хозяйственного общества; которое имеет

статус юридического лица; обладает обособленным имуществом (которое

принадлежит на праве собственности), формирующееся за счет вкладов

участников, произведенной продукции, полученных доходов, а также

имущества, приобретённого за счёт собственных и заемных средств и

на иных законных основаниях;

. обязательность наличия специальных фондов (уставного, резервного),

требования минимального размера, соотношения и порядка

формирования которых, устанавливается законом (уставный

фонд не меньше суммы, эквивалентной 100 минимальных

заработных плат, исходя из ставки минимальной заработной платы,

действующей на момент создания общества; резервный фонд

не меньше 25 % от уставного и пополняется за счет ежегодных

отчислений, которые не могут быть меньше 5 % суммы чистой

прибыли;

. раздел уставного фонда на доли, размер которых

определяется учредительными документами и может быть любым

(равным или нет;

. ответственность общества по собственным обязательствам

всем своим имуществом; отсутствие у участников общества субсидиарной

имущественной ответственности по долгам общества, если они

полностью уплатили свои доли;

. наличие органов управления общества, высший из которых - дирекция

или единоличный директор, контрольно – ревизионной комиссии;

. возможность формирования исполнительного органа

из наемных работников, которые не являются участниками

общества;

. обязательность для участников имущественного участия в обществе:

уплата основного и дополнительных взносов (если последние

предусмотрены учредительными документами или решением

собрания участников);

. ограничения обязательного персонального участия только

случаями принятия собранием участников решений по вопросам,

относительно которых закон требует единогласия;

. возможность уступки участником своей доли другому участнику по

согласию остальных участников или третьим лицам, (если иное не

предусмотрено учредительными документами общества);

. ограниченное движение участников; прекращения участия в обществе,

которое осуществляется вследствие:

а) смерти участника - физического лица или реорганизации либо

ликвидации участника – юридического лица;

б) уступки доли другому участнику или третьему лицу;

в) исключение участника из общества;

г) добровольный выход участника из общества с выкупом его доли

самим обществом;

д) выделения доли участника, если для покрытия долгов не хватает

его собственного имущества.

Общество с дополнительной ответственностью.

Обществом с дополнительной ответственностью признается общество,

уставный фонд которого разделен на доли определённых учредительными

документами размеров. Участники такого общества отвечают по его долгам

такого своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм

- дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех

участников кратном размере к взносу каждого участника7.

Правовой статус общества с дополнительной ответственностью

характеризуется, в основном теми же чертами, что и правовое положение

общества с ограниченной ответственностью, где отсутствует

субсидиарная имущественная ответственность участников общества по

долгам общества, однако, в обществе с дополнительной

ответственностью его участники несут субсидиарную

ограниченную имущественную ответственность по обязательствам общества,

предельный размер которой устанавливается законом или учредительными

документами общества в одинаковом для все участников кратном размере к

их вкладам.

Полное общество.

В соответствии с Законом Украины «О хозяйственных обществах» полным

признается такое общество, все участники которого занимаются

совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную

ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Полное общество отличается от вышеуказанных обществ несколькими

чертами:

- отсутствием законодательных требований относительно размера и

порядка

7Ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах»

формирования имущества, решение этих вопросов является прерогативой

участников и фиксируется в учредительном договоре; наличием только

одного учредительного документа; отсутствием органов общества всем

своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание;

законодательство установленными ограничениями для участников конкурировать

с полным обществом и запретом обращения взыскания на долю участника

общества по его собственным обязательствам.

Коммандитное общество.

Коммандитным признаются общество, в котором вместе с

одним или более участников, которые осуществляют от имени общества

предпринимательскую деятельность и несут ответственность по обязательствам

общества всем своим имуществом, есть один или

более участников, ответственность которых ограничивается вкладом в

имуществе в имуществе общества (вкладчика).

Коммандитное общество отличают от акционерного общества те же

черты, что и полное общество.

Однако его отличие от полного общества заключается в

том, что в этом обществе состав участников характеризуется

существенным своеобразием и делится на два вида:

1) полные участники, правовое положение которых сходно

с правовым положением участников полного общества - они

несут субсидиарную имущественную ответственность по

обязательствам общества всем своим имуществом, на которое

может быть обращено взыскание, управляют делами общества, обязаны

принимать имущественное и персональное участие в обществе, не могут

конкурировать с обществом;

2) вкладчики, которые, в отличие от полных участников, после уплаты

ими своих вкладов не несут дополнительной ответственности по

обязательствам общества своим имуществом, не принимают участия в

управлении делами общества, но обязаны принимать имущественное

участие в обществе, уплачивать вклады; имеют право принимать

участие в разделе прибыли общества в соответствии с

размерами своих долей; имеют право требовать первоочередного возврата

вклада в случае ликвидации общества.

Выбор конкретной организационно-правовой формы зависит от целей и

намерений учредителей хозяйственного общества, а также в ряде случаев

предусмотрен законодательством. Например, фондовая биржа и инвестиционный

фонд могут быть созданы только в форме закрытого акционерного общества,

доверительное общества – форме общества с дополнительной ответственностью,

ломбард – в форме полного общества. В различных сферах деятельности

оптимальными будут и различные формы хозяйственных обществ. На сегодняшний

день наибольшей популярностью в Украине остаются общества с ограниченной

ответственностью, благодаря простоте создания. Ограниченной

ответственности участников, пригодности для организации как малого, так и

крупного бизнеса.

Созданное участниками хозяйственное общество нуждается в признании за

ним статуса юридического лица и субъекта предпринимательской деятельности.

Только получив такой статус лицо может на законных основаниях осуществлять

предпринимательскую деятельность, заключать договора, приобретать

имущество и имущественные права, нанимать работников, совершать иные

действия, направленные на осуществление предпринимательства как такового.

Юридические лица в Украине образуются в нормативно-явочном порядке

за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Это означает,

что а) что право на образование хозяйственных обществ предусмотрено

законом; б) лицам, желающим учредить хозяйственное общество, необходимо

выполнить ряд действий, направленных на организацию общества с

соблюдением установленных законом требований (разработать и

утвердить учредительные документы общества, сформировать полностью

либо частично его уставный фонд, обратиться в органы государственной

регистрации и пр.); в) созданное с учетом требований закона общество

регистрируется уполномоченным государственным органом и в результате

этого обретает права юридического лица и субъекта предпринимательской

деятельности.

Законом предусмотрен запрет отказа органом государственной

регистрации в государственной регистрации обществ по

мотивам нецелесообразности.

2.4. Управление хозяйственным обществом

В соответствии со ст. 23 Закона Украины «О хозяйственных обществах»,

управление хозяйственным обществом осуществляют его органы, состав и

порядок избрания (назначения) определяется в зависимости от вида общества.

Рассмотрим подробнее данный аспект деятельности хозяйственных

обществ.

Управление хозяйственными обществами может осуществляться по двум

схемам.

Хозяйственные общества - объединение капиталов, акционерные

общества, общества с ограниченной ответственностью, имеют сложную

структуру управления, состоящую из системы органов: высшего,

исполнительного и контролирующего.

Хозяйственные общества – полное и коммандитное общество, имеет

упрощенную организацию управления, они действуют через

своих участников. Каждый участник и все они в совокупности выполняют

функции органов юридического лица - принимают решения от имени общества

(выражает его волю), представляет общество в отношениях с третьими лицами,

непосредственно осуществляют предпринимательскую деятельность от имени

общества.

Высший орган хозяйственного общества не является выборным,

его состав определяется непосредственно участием в обществе. В состав

высшего органа входят все участники хозяйственного общества Закон «О

хозяйственном обществе» подробно фиксирует полномочия высших органов

общества (статьи 41,59 Закона). К вопросам их компетенции отнесены все

наиболее важные вопросы деятельности общества, а именно: определение

основных направлений деятельности общества, утверждение его планов и

отчетов об их исполнении, внесении изменений в учредительные документы

общества, формирование органов общества, утверждение годовых результатов

деятельности общества, порядка распределения прибыли или покрытия убытков,

утверждение внутренних документов общества, принятие решения о прекращении

деятельности общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждение

ликвидационного баланса и многие другие организационные и имущественные

вопросы. Компетенция высшего органа общества также определяется в

учредительных документах общества.

Исполнительный орган общества формируется высшим органом. В

состав исполнительного органа могут входить лица, не

являющиеся участниками общества. Задачами исполнительного органа является

реализация решений высшего органа и руководство текущей деятельностью

общества. Исполнительный орган представляет общество в

отношениях с третьими лицами, заключает сделки, совершает иные

действия правового характера от имени общества. Исполнительный орган

решает все вопросы деятельности общества, за исключением относящихся

к компетенции высших органов. Этот принцип закреплен в ст. 47, 62 Закона «О

хозяйственных обществах». Законодатель не перечисляет подробно все

вопросы, относящиеся к ведению исполнительного органа общества - он

только устанавливает правило, в силу которого исполнительный орган

принимает любые решения (нормативного, оперативного или оперативно-

управленческого характера) за исключением тех, правом принятия

которых обладает высший орган.

Контролирующий орган формируется из числа участников общества его

высшим органом. В хозяйственных обществах функции контролирующего

органа выполняет ревизионная комиссия, а в акционерных обществах - также

наблюдательный совет. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за

финансово – хозяйственной деятельностью исполнительного органа

хозяйственного общества, проводит проверки этой деятельности и дает

заключения по годовым отчетам и балансам. Поскольку ревизионная

комиссия не выражает волю хозяйственного общества и не наделена правом

совершения действий от его имени, она по существу не может быть отнесена

к органам управления общества. Ревизионная комиссия может быть названа

специальным (вспомогательным) органом высшего органа общества, задачей

которого является помощь участникам в осуществлении эффективного

контроля над финансами и имуществом общества, принятии обоснованных

решений в данной области.

По решению высшего органа часть его функций может быть передана его

исполнительному органу, а в акционерном обществе – наблюдательному совету.

В Законе Украины «О хозяйственных обществах» закреплен ряд полномочий,

относящихся к исключительной компетенции высшего органа, эти полномочия не

могут быть переданы другим органам общества, а именно: внесение изменений

в учредительные документы общества, утверждение годовых результатов

деятельности общества, отчетов и заключений ревизионной комиссии, порядка

распределения прибыли и покрытия убытков, создания. Реорганизации и

ликвидации дочерних предприятий, филиалов и представительств, принятии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.