Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ
. данные об эмиссии ценных бумаг;
. перечень и результаты предыдущих эмиссий ценных
бумаг, а также распределение ценных бумаг по видам;
. количество именных акций ( предыдущих эмиссий), в том числе
акций, находящихся в собственности руководителей эмитента;
. срок погашения (для облигаций).
Эта информация должна быть подписана эмитентом и торговцем ценными
бумагами, если эмитент пользовался услугами последнего.
Сведения, содержащиеся в публикации, должны отвечать
реальной действительности и содержать информацию не более чем за предыдущие
6 месяцев.
Следующий этап – регистрация выпуска акций общества. Регистрация
выпуска осуществляется на основании заявления на
регистрацию ценных бумаг, нотариально удостоверенной копии решения
о выпуске ценных бумаг.
Акционерные общества могут выпускать акции,
облигации на сумму не более 25% от размера уставного фонда и только
после полной реализации всех акций и облигаций, предыдущих
серий.
Орган регистрации ( Государственная комиссия по ценным бумагам
и фондовому рынку) проверяет реквизиты подданного эмитентом образца
ценной бумаги, выдает эмитенту свидетельство о регистрации выпуска,
которое и является основанием для приобретения бланков, ценных бумаг
или для их отпечатки.
При изменениях хозяйственной деятельности эмитента,
которые влияет на стоимость ценных бумаг или размер дохода от них,
эмитент обязан в течение двух дней послать информацию о
таких изменениях фондовой бирже и регистрирующему органу, а
также опубликовать в официальной газете фондовой биржи.
Следует отметить, что требования по опубликованию информации о
выпуске ценных бумаг подлежит обязательному исполнению, в противном
случае, подписка акций подлежит признанию недействительной. В то же
время, требование к публикации изменений в деятельности эмитентов
практически не исполняется. Она из причин этого – отсутствие в
законодательстве санкций за неисполнение этих требований Подобная
ситуация нарушает права акционеров, в силу вышеизложенного,
законодателем предусмотрено условие (согласно ст. 37 Закона Украины» О
ценных бумагах и фондовой бирже») в силу которого лицо, которое
купило ценные бумаги до публикации информации об изменениях в
хозяйственной деятельности эмитента, влияющих на стоимость ценных бумаг
или размер дохода от них, вправе в течение 15 дней с момента
опубликования данной информации разорвать соглашение в одностороннем
порядке.
Общество с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной
ответственностью в соответствии с Законом Украины «О хозяйственных
обществах» признается общество, имеющий уставный фонд,
разделенный на доли, размер которых определяется
учредительными документами. Участники общества несут
ответственность по долгам общества в пределах их вкладов.
Общество с ограниченной ответственностью – это хозяйственная организация
корпоративного типа; разновидность хозяйственного общества; которое имеет
статус юридического лица; обладает обособленным имуществом (которое
принадлежит на праве собственности), формирующееся за счет вкладов
участников, произведенной продукции, полученных доходов, а также
имущества, приобретённого за счёт собственных и заемных средств и
на иных законных основаниях;
. обязательность наличия специальных фондов (уставного, резервного),
требования минимального размера, соотношения и порядка
формирования которых, устанавливается законом (уставный
фонд не меньше суммы, эквивалентной 100 минимальных
заработных плат, исходя из ставки минимальной заработной платы,
действующей на момент создания общества; резервный фонд
не меньше 25 % от уставного и пополняется за счет ежегодных
отчислений, которые не могут быть меньше 5 % суммы чистой
прибыли;
. раздел уставного фонда на доли, размер которых
определяется учредительными документами и может быть любым
(равным или нет;
. ответственность общества по собственным обязательствам
всем своим имуществом; отсутствие у участников общества субсидиарной
имущественной ответственности по долгам общества, если они
полностью уплатили свои доли;
. наличие органов управления общества, высший из которых - дирекция
или единоличный директор, контрольно – ревизионной комиссии;
. возможность формирования исполнительного органа
из наемных работников, которые не являются участниками
общества;
. обязательность для участников имущественного участия в обществе:
уплата основного и дополнительных взносов (если последние
предусмотрены учредительными документами или решением
собрания участников);
. ограничения обязательного персонального участия только
случаями принятия собранием участников решений по вопросам,
относительно которых закон требует единогласия;
. возможность уступки участником своей доли другому участнику по
согласию остальных участников или третьим лицам, (если иное не
предусмотрено учредительными документами общества);
. ограниченное движение участников; прекращения участия в обществе,
которое осуществляется вследствие:
а) смерти участника - физического лица или реорганизации либо
ликвидации участника – юридического лица;
б) уступки доли другому участнику или третьему лицу;
в) исключение участника из общества;
г) добровольный выход участника из общества с выкупом его доли
самим обществом;
д) выделения доли участника, если для покрытия долгов не хватает
его собственного имущества.
Общество с дополнительной ответственностью.
Обществом с дополнительной ответственностью признается общество,
уставный фонд которого разделен на доли определённых учредительными
документами размеров. Участники такого общества отвечают по его долгам
такого своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм
- дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех
участников кратном размере к взносу каждого участника7.
Правовой статус общества с дополнительной ответственностью
характеризуется, в основном теми же чертами, что и правовое положение
общества с ограниченной ответственностью, где отсутствует
субсидиарная имущественная ответственность участников общества по
долгам общества, однако, в обществе с дополнительной
ответственностью его участники несут субсидиарную
ограниченную имущественную ответственность по обязательствам общества,
предельный размер которой устанавливается законом или учредительными
документами общества в одинаковом для все участников кратном размере к
их вкладам.
Полное общество.
В соответствии с Законом Украины «О хозяйственных обществах» полным
признается такое общество, все участники которого занимаются
совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную
ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.
Полное общество отличается от вышеуказанных обществ несколькими
чертами:
- отсутствием законодательных требований относительно размера и
порядка
7Ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах»
формирования имущества, решение этих вопросов является прерогативой
участников и фиксируется в учредительном договоре; наличием только
одного учредительного документа; отсутствием органов общества всем
своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание;
законодательство установленными ограничениями для участников конкурировать
с полным обществом и запретом обращения взыскания на долю участника
общества по его собственным обязательствам.
Коммандитное общество.
Коммандитным признаются общество, в котором вместе с
одним или более участников, которые осуществляют от имени общества
предпринимательскую деятельность и несут ответственность по обязательствам
общества всем своим имуществом, есть один или
более участников, ответственность которых ограничивается вкладом в
имуществе в имуществе общества (вкладчика).
Коммандитное общество отличают от акционерного общества те же
черты, что и полное общество.
Однако его отличие от полного общества заключается в
том, что в этом обществе состав участников характеризуется
существенным своеобразием и делится на два вида:
1) полные участники, правовое положение которых сходно
с правовым положением участников полного общества - они
несут субсидиарную имущественную ответственность по
обязательствам общества всем своим имуществом, на которое
может быть обращено взыскание, управляют делами общества, обязаны
принимать имущественное и персональное участие в обществе, не могут
конкурировать с обществом;
2) вкладчики, которые, в отличие от полных участников, после уплаты
ими своих вкладов не несут дополнительной ответственности по
обязательствам общества своим имуществом, не принимают участия в
управлении делами общества, но обязаны принимать имущественное
участие в обществе, уплачивать вклады; имеют право принимать
участие в разделе прибыли общества в соответствии с
размерами своих долей; имеют право требовать первоочередного возврата
вклада в случае ликвидации общества.
Выбор конкретной организационно-правовой формы зависит от целей и
намерений учредителей хозяйственного общества, а также в ряде случаев
предусмотрен законодательством. Например, фондовая биржа и инвестиционный
фонд могут быть созданы только в форме закрытого акционерного общества,
доверительное общества – форме общества с дополнительной ответственностью,
ломбард – в форме полного общества. В различных сферах деятельности
оптимальными будут и различные формы хозяйственных обществ. На сегодняшний
день наибольшей популярностью в Украине остаются общества с ограниченной
ответственностью, благодаря простоте создания. Ограниченной
ответственности участников, пригодности для организации как малого, так и
крупного бизнеса.
Созданное участниками хозяйственное общество нуждается в признании за
ним статуса юридического лица и субъекта предпринимательской деятельности.
Только получив такой статус лицо может на законных основаниях осуществлять
предпринимательскую деятельность, заключать договора, приобретать
имущество и имущественные права, нанимать работников, совершать иные
действия, направленные на осуществление предпринимательства как такового.
Юридические лица в Украине образуются в нормативно-явочном порядке
за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Это означает,
что а) что право на образование хозяйственных обществ предусмотрено
законом; б) лицам, желающим учредить хозяйственное общество, необходимо
выполнить ряд действий, направленных на организацию общества с
соблюдением установленных законом требований (разработать и
утвердить учредительные документы общества, сформировать полностью
либо частично его уставный фонд, обратиться в органы государственной
регистрации и пр.); в) созданное с учетом требований закона общество
регистрируется уполномоченным государственным органом и в результате
этого обретает права юридического лица и субъекта предпринимательской
деятельности.
Законом предусмотрен запрет отказа органом государственной
регистрации в государственной регистрации обществ по
мотивам нецелесообразности.
2.4. Управление хозяйственным обществом
В соответствии со ст. 23 Закона Украины «О хозяйственных обществах»,
управление хозяйственным обществом осуществляют его органы, состав и
порядок избрания (назначения) определяется в зависимости от вида общества.
Рассмотрим подробнее данный аспект деятельности хозяйственных
обществ.
Управление хозяйственными обществами может осуществляться по двум
схемам.
Хозяйственные общества - объединение капиталов, акционерные
общества, общества с ограниченной ответственностью, имеют сложную
структуру управления, состоящую из системы органов: высшего,
исполнительного и контролирующего.
Хозяйственные общества – полное и коммандитное общество, имеет
упрощенную организацию управления, они действуют через
своих участников. Каждый участник и все они в совокупности выполняют
функции органов юридического лица - принимают решения от имени общества
(выражает его волю), представляет общество в отношениях с третьими лицами,
непосредственно осуществляют предпринимательскую деятельность от имени
общества.
Высший орган хозяйственного общества не является выборным,
его состав определяется непосредственно участием в обществе. В состав
высшего органа входят все участники хозяйственного общества Закон «О
хозяйственном обществе» подробно фиксирует полномочия высших органов
общества (статьи 41,59 Закона). К вопросам их компетенции отнесены все
наиболее важные вопросы деятельности общества, а именно: определение
основных направлений деятельности общества, утверждение его планов и
отчетов об их исполнении, внесении изменений в учредительные документы
общества, формирование органов общества, утверждение годовых результатов
деятельности общества, порядка распределения прибыли или покрытия убытков,
утверждение внутренних документов общества, принятие решения о прекращении
деятельности общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждение
ликвидационного баланса и многие другие организационные и имущественные
вопросы. Компетенция высшего органа общества также определяется в
учредительных документах общества.
Исполнительный орган общества формируется высшим органом. В
состав исполнительного органа могут входить лица, не
являющиеся участниками общества. Задачами исполнительного органа является
реализация решений высшего органа и руководство текущей деятельностью
общества. Исполнительный орган представляет общество в
отношениях с третьими лицами, заключает сделки, совершает иные
действия правового характера от имени общества. Исполнительный орган
решает все вопросы деятельности общества, за исключением относящихся
к компетенции высших органов. Этот принцип закреплен в ст. 47, 62 Закона «О
хозяйственных обществах». Законодатель не перечисляет подробно все
вопросы, относящиеся к ведению исполнительного органа общества - он
только устанавливает правило, в силу которого исполнительный орган
принимает любые решения (нормативного, оперативного или оперативно-
управленческого характера) за исключением тех, правом принятия
которых обладает высший орган.
Контролирующий орган формируется из числа участников общества его
высшим органом. В хозяйственных обществах функции контролирующего
органа выполняет ревизионная комиссия, а в акционерных обществах - также
наблюдательный совет. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за
финансово – хозяйственной деятельностью исполнительного органа
хозяйственного общества, проводит проверки этой деятельности и дает
заключения по годовым отчетам и балансам. Поскольку ревизионная
комиссия не выражает волю хозяйственного общества и не наделена правом
совершения действий от его имени, она по существу не может быть отнесена
к органам управления общества. Ревизионная комиссия может быть названа
специальным (вспомогательным) органом высшего органа общества, задачей
которого является помощь участникам в осуществлении эффективного
контроля над финансами и имуществом общества, принятии обоснованных
решений в данной области.
По решению высшего органа часть его функций может быть передана его
исполнительному органу, а в акционерном обществе – наблюдательному совету.
В Законе Украины «О хозяйственных обществах» закреплен ряд полномочий,
относящихся к исключительной компетенции высшего органа, эти полномочия не
могут быть переданы другим органам общества, а именно: внесение изменений
в учредительные документы общества, утверждение годовых результатов
деятельности общества, отчетов и заключений ревизионной комиссии, порядка
распределения прибыли и покрытия убытков, создания. Реорганизации и
ликвидации дочерних предприятий, филиалов и представительств, принятии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|