рефераты бесплатно

МЕНЮ


Примерные ответы на экзамене по истории политических и правовых учений

свойства олигархии и демократии, но свободна от их

недостатков. В политии средний элемент доминирует во всем: в

нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во

властвовании - средний слой.

Идеальное государство, описываемое Аристотелем, - это, по его

мнению, логическое построение, не очень точное. Население

такого государства должно быть достаточным и легко обозримым.

Гражданских прав не должны иметь ремесленники, матросы,

торговцы. Предполагается большое число рабов. Территория

должна быть достаточной, хорошо ориентированной к морю и к

материку. Земля делится на 2 части: одна находится в общем

пользовании гос-ва, другая - в частном владении граждан

(продукты этой части предоставляются на дружеских началах

другим гражданам).

13. Основные черты ПП мысли в религиозном мировоззрении

Средневековья.

В начале средних веков доминирует схоластическое

мировоззрение. Особенности ППУ:

1) решающая роль принадлежит христианской религии;

2) наука развивается как отрасль богословия;

3) христианская религия отвергла прогрессивные воззрения

античности, в т.ч. что законы природы лежат в основе

действующего права, что человеческий разум способен познать

право и конкретные политические формы. В противовес

античности схоластика использовала тезис о сотворении мира

богом из ничего и учение о том, что мир познать невозможно;

4) схоласты утверждали дуалистическую схему устроения мира и

общества ("О граде Божьем");

5) центральный вопрос ППУ: какая власть должна быть первичной

- духовная или светская. Победила светская власть (хотя и на

основе Библии), монархи начали выходить из-под власти Папы

римского.

Аврелий Августин.

Политические взгляды Августина изложены в работах "О граде

Божьем", "О свободной воле" и др. Все социальные,

государственные и правовые установления предстают как

следствие греховности человека. Греховность предопределена

замыслом творца, наделившего людей свободной волей. Людей

Августин разделяет на два разряда (града), одним из которых

предназначено вечно царствовать с богом, а другим -

подвергнуться вечному наказанию с дьяволом.

Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется

в существующих отношениях управления и повиновения,

господства и рабства. Существующее положение является

естественным; в том числе естественно рабство, хотя оно и

противоречит созданной богом человеческой природе. Такой

порядок продлится до второго пришествия Христа. До этого

момента Августин берет земные социальн-политические порядки

под свою защиту, но при условии, что они не чинят препятствий

христианской религии и церкви.

Резко противопоставляются "град земной" (земная деятельность

человека, гос-во, законы) и "град божий" (добродетель). В

граде земном допустимы элементы града божьего в виде

праведных людей, но эти люди не определяют жизнь града

земного. Вражда земного и божьего града перерастает в борьбу

добра со злом. Но Августин до конца не отвергает земной град,

он допускает существование государства, создающего условия

для движения человека к богу. Критикуя человеческую власть,

Августин тем не менее признавал за избранными (гражданами

небесного града) право господствовать над грешниками и над

всеми противниками, которых они смогут победить в

"справедливой войне".

Историю человечества Августин уподобляет развитию

человеческого организма. Постижение бога (развитие

христианства) соответствует зрелости и старости организма;

этот период продлится до второго пришествия. Человек -

существо немощное, неспособное своими силами избежать греха

или создать на земле какое-либо совершенное общество. Он не

цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении

божественного порядка.

Также Августин, подобно Цицерону, рассматривает формы

человеческой общности (семья, государство, общность языка,

человеческое общество, и универсальная общность, объединяющая

бога и людей). Предпочтение отдает не мировой римской

державе, а множеству малых национальных государств. Формы

правления различаются Августином в зависимости от тех

обязанностей, которые возлагаются на верховную власть.

Главные среди них - моральные и религиозные, в т.ч. уважение

к богу и к человеку. Ему не интересны утилитарные

преимущества и неудобства той или иной формы: несправедливого

правителя и несправедливый народ он называет тираном,

несправедливую аристократию - кликой. Если в государстве

сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы

правления достойны того, чтобы им подчиняться.

Августин проводит идею господства церкви над государством, не

отождествляет христианскую общину и государство. Обязанность

христиан по отношению к христианскому правителю - лояльность,

а обязанность церкви - быть наставницей (для правителя).

Право восходит к божественному вечному закону. Законы делятся

на божественные, естественные и человеческие. Божественный

закон нарушить невозможно.

14. Учение Ф.Аквинского о видах законов, соотношении

государства и церкви.

Фома Аквинский (1225-1274).

Работы о гос-ве и праве: "О правлении властителей", "Сумма

теологии" и др. Аквинский пытается приспособить взгляды

Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем

укрепить ее позиции. От Аристотеля он перенял мнение о том,

что человек по природе есть "животное общительное и

политическое". Люди объединяются в государства для

удовлетворения тех потребностей, которые по-одиночке они

удовлетворить не могут. При этом роль монарха подобна роли

бога: перед тем как управлять, монарх создает государство,

упорядочивает жизнь.

Цель государства - "общее благо", обеспечение условий для

достойной, разумной жизни. Для реализации этой цели требуется

сословная иерархия, исключение из сферы политики

земледельцев, мелких ремесленников и торговцев. Высшее

сословие правителей олицетворяет собой государство.

Для доказательства превосходства духовной власти над

светской, Аквинский рассмотрел 3 элемента гос.власти:

сущность, форму и использование. Сущность власти - это

порядок отношений господства и подчинения. Такой порядок

заведен богом, т.е. власть есть установление божественное,

она символизирует добро. А способы происхождения и формы

власти могут быть дурными и несправедливыми. Иногда

пользование властью вырождается в злоупотребление ею.

Неправедный приход к власти и несправедливое правление -

результат нарушения заветов бога и католической церкви. Чем

больше действия правителя отклоняются от божественной воли,

тем больше прав имеют люди на сопротивление. Но окончательное

решение о необходимости противостояния тому или иному тирану

принадлежит все же церкви.

Тиранию Аквинат отличал от монархии, которую считал лучшей

формой правления. Монархия сходна с мирозданием (один бог -

один монарх), с человеческим организмом (разнообразные части

тела направляются одним разумом). А исторический опыт

показал, что устойчивыми и преуспевающими являются

государства, где правит один, а не множество. Монархия м.б.

двух видов: абсолютная и политическая (где значительную роль

играют светские и духовные феодалы; власть государя

ограничена законами). Аквинский предпочитает политическую

монархию.

Словом "закон" Аквинский обозначал самые различные явления.

Все законы связаны единой субординацией. Вечный закон -

универсальные нормы, общие принципы божественного разума.

Вечный закон тождественен богу, существует сам по себе, от

него производны иные виды законов. Естественный закон -

отражение вечного закона в человеческом разуме; он

предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода,

искать истину (бога) и уважать достоинство людей.

Конкретизацией естественного закона служит человеческий

(позитивный) закон. Его предназначение - силой и страхом

принуждать людей к достижению добродетели. Позитивный закон

может меняться. Акты, противоречащие естественному закону, не

могут считаться позитивными законами. А божественный закон

дан в Библии и необходим по двум причинам: (1) позитивный

закон не способен полностью истребить зло; (2) люди не могут

сами прийти к единому представлению о правде (якобы из-за

несовершенства человеческого разума).

15. Становление ПП идеологии в Др.Руси (IX-XIII вв.).

Генезис русской политической мысли принято связывать с

возникновением и развитием Древнерусского государства. В XI-

XII вв. оно переживало свой культурный расцвет: принятие

христианства и распространение письменности обусловили

появление различных исторических и правовых произведений

(хроники, трактаты, правовые сборники).

Первый русский политический трактат "Слово о Законе и

Благодати" был написан в XI веке киевским митрополитом

Иларионом. Начинается произведение с выяснения взаимодействия

закона и истины. Закон рассматривается как проведение чужой

воли (бога или государя). Истина связана с достижением

христианином высокого нравственного статуса, связанного с

постижением новозаветного учения и воплощением его требований

в своем поведении и деятельности. Закон и истина не

противопоставляются друг другу. Тот, кто живет согласно

постулатам Нового Завета, не нуждается в законах. Т.е. закон

призван регулировать поступки людей на той стадии их

развития, когда они еще не достигли совершенства. Закон лишь

приготовляет людей к Благодати, к замене закона истиной.

Иларион утверждает идею о равноправии всех народов (перед

богом), избранничество одного народа прошло. Источник власти

- божественная воля.

Владимир Мономах (1053-1125 гг.) свою политическую программу

сформулировал в "Поучении детям", "Послании Олегу

Черниговскому" и в "Отрывке" (автобиографии). В "Поучении"

ведущее место занимает проблема организации и осуществления

верховной власти. Мономах советует будущим князьям все дела

решать вместе с Советом дружины, судебные функции

осуществлять самому. Отрицал кровную месть, не признавал

смертную казнь, считал, что мир всегда лучше войны. Затронул

проблему ответственности великого князя перед подданными. Во

взаимоотношениях власти и церкви отдает церкви почетное, но

явно подчиненное место.

Даниил Заточник: "Моление". Произведение выражало тенденции,

направленные на укрепление великокняжеской власти, способной

преодолеть внутренние раздоры и приготовить страну к обороне

от завоевателей. Стержнем произведения является образ

великого князя. Он явно идеализирован: привлекателен внешне,

милостив, его управление крепко и справедливо. Но важно не

только умелое управление князя, но и хорошо устроенная

система власти. Даниил проводит мысль о необходимости князю

опираться на Совет; князь должен выбирать одно из мнений,

предложенных советниками. Главное богатство князя - не

золото, а войско; но войско требуется только для обороны.

Боярское самоуправство Даниилом не приветствуется.

16. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян.

С конца XV века острую полемику стали вызывать экономическое

положение церкви и ее владельческие права, в особенности

право владеть населенными землями и использовать подневольный

труд живущих на ней крестьян. При этом активно обсуждались

претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь

страны.

Направление политической мысли, выступившее с предложением

реорганизации деятельности церкви и потребовавшее отторжения

от нее земельных владений, а также категорически отрицавшее

возможность вмешательства со стороны церкви в политическую

деятельность государства, получило название

«нестяжательство». Напротив, приверженцы сохранения

существующих форм церковной организации и ее экономического

статуса стали называться стяжателями. Представители обоих

этих направлений мысли принадлежали к внутрицерковным кругам

и ставили перед собой задачу улучшения работы всей церковной

организации, но по-разному представляли себе идеалы

монашеского служения и статус монастыря.

Основателем доктрины нестяжания принято считать Нила Сорского

(1433—1508). Концепция Нила Сорского во многом совпадает с

положениями школы естественного права. Он рассматривает

человека как неизменную величину с присущими ей «от века»

страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие.

Идеалом Нила является общинное устройство. Наемный труд

допустим только для оказания помощи немощным и старым.

Главный принцип: довольствоваться плодами «делания своего» и

не собирать «по насилию от чужих трудов». Нил полагает, что

накопление богатств нельзя оправдать даже «благими целями» в

виде частичного его использования на подаяния. Логика

рассуждений Нила не допускала владения частной собственностью

ни отдельным монахом, ни монастырем. Именно поэтому великий

князь Иван III предпринял попытку обосновать с помощью его

идеала секуляризацию церковных и монастырских земель в пользу

государства. Но великий князь потерпел поражение от

иерархически организованного духовенства. Собор признал, что

все церковные стяжания «не продаваема, не отдаваема, не

емлимы никим и во веки нерушима».

При разрешении вопроса о соотношении духовной и светской

властей Нил придерживался позиции, согласно которой каждая из

них должна иметь свою сферу деятельности и свои способы и

методы ее осуществления. Церковь ограничена только духовной

областью, в которой не могут применяться государственные

методы воздействия. Проблему еретичества Нил связал с

постулатом о свободе воли человека. Поиски духовного спасения

каждым христианином глубоко индивидуальны и выбираются им

самостоятельно по внутреннему убеждению на основе личного

опыта и знаний. Если человек уклонился от правой веры

(православия), то только бог способен внушить ему

исправление. Нил прямо поставил вопрос о недопустимости

преследования людей за их убеждения и образ мысли.

Учение Нила было развито его учеником и последователем

Вассианом Патрикеевым, который поставил вопрос о ликвидации

монашества как института, разграничении сфер деятельности

церкви и государства, запрещении преследования за убеждения.

Вассиан выступил также с защитой интересов черносошных

крестьян, страдавших от монастырской земельной экспансии.

Основные положения учения нестяжания наиболее полно были

разработаны Максимом Греком (ум. 1556), подлинное имя

которого Михаил Триволис. Он прибыл в Москву по приглашению

Василия III для исправления богослужебных книг, но

значительную часть жизни провел в заточении. В своих работах

большое внимание он уделил вопросам законности в действиях

верховной власти, устройству правосудия в стране, определению

курса внешней политики, проблемам войны и мира. К законным

способам происхождения власти Максим Грек относит не только

наследственное восприятие престола, но и занятие его выборным

путем, считая его вполне законным получением царского

достоинства и трона. Причем он подчеркивает, что в выборах

должны участвовать не только бояре и дворяне, но и

«простейшие». Предпочтительной формой власти, по Максиму

Греку, является такая организация, в которой царь управляет

своим народом «в синклитских советах царских». В наличии,

совета мыслитель усматривает реальное противодействие само

волию властвующей персоны. Развивает он и положение о

необходимости ограничения верховной власти законом. При

рассмотрении проблем войны и мира Максим Грек подчеркивал,

что войны допустимы только в случае «крепчайшия нужи». Никто

не должен подстрекать правителя к войне.

Крайние выводы из нестяжательской доктрины были сделаны

Феодосием Косым. Следует отметить, что если Нил Сорский,

Вассиан Патрикеев и Максим Грек оставались внутрицерков ными

мыслителями и при всей критичности своих позиций они хотели

добиться улучшения деятельности церковной организации,

особенно в монашеском ее звене, то Феодосий Косой порывает не

только с церковью, но и выступает с критикой ряда догматов

вероучения и почти полностью отрицает обрядовую технику.

Социальное освобождение человека он связывал с полным

уничтожением форм подчинения и церкви и государству. Его

идеалом является община, основанная на общей собственности.

Стяжательская (или иосифлянская) позиция представлена

основателем этого направления мысли Иосифом Волоцким (1439-

1515). Теоретическим оправданием монастырского стяжания

служило требование использовать его на «благие дела» (строить

церкви и монастыри, кормить монахов, подавать бедным и т.

д.).

Центральным в политической теории Иосифа Волоцкого является

учение о власти. Он придерживается традиционных взглядов в

определении сущности власти, но предлагает отделить

представление о власти как о божественном установлении от

факта ее реализации определенным лицом - главой государства.

Властитель выполняет божественное предназначение, оставаясь

при этом простым человеком, допускающим, как и все, люди на

земле, ошибки, которые способны погубить не только его

самого, но и весь народ. Поэтому не всегда следует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.