Примерные ответы на экзамене по истории политических и правовых учений
свойства олигархии и демократии, но свободна от их
недостатков. В политии средний элемент доминирует во всем: в
нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во
властвовании - средний слой.
Идеальное государство, описываемое Аристотелем, - это, по его
мнению, логическое построение, не очень точное. Население
такого государства должно быть достаточным и легко обозримым.
Гражданских прав не должны иметь ремесленники, матросы,
торговцы. Предполагается большое число рабов. Территория
должна быть достаточной, хорошо ориентированной к морю и к
материку. Земля делится на 2 части: одна находится в общем
пользовании гос-ва, другая - в частном владении граждан
(продукты этой части предоставляются на дружеских началах
другим гражданам).
13. Основные черты ПП мысли в религиозном мировоззрении
Средневековья.
В начале средних веков доминирует схоластическое
мировоззрение. Особенности ППУ:
1) решающая роль принадлежит христианской религии;
2) наука развивается как отрасль богословия;
3) христианская религия отвергла прогрессивные воззрения
античности, в т.ч. что законы природы лежат в основе
действующего права, что человеческий разум способен познать
право и конкретные политические формы. В противовес
античности схоластика использовала тезис о сотворении мира
богом из ничего и учение о том, что мир познать невозможно;
4) схоласты утверждали дуалистическую схему устроения мира и
общества ("О граде Божьем");
5) центральный вопрос ППУ: какая власть должна быть первичной
- духовная или светская. Победила светская власть (хотя и на
основе Библии), монархи начали выходить из-под власти Папы
римского.
Аврелий Августин.
Политические взгляды Августина изложены в работах "О граде
Божьем", "О свободной воле" и др. Все социальные,
государственные и правовые установления предстают как
следствие греховности человека. Греховность предопределена
замыслом творца, наделившего людей свободной волей. Людей
Августин разделяет на два разряда (града), одним из которых
предназначено вечно царствовать с богом, а другим -
подвергнуться вечному наказанию с дьяволом.
Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется
в существующих отношениях управления и повиновения,
господства и рабства. Существующее положение является
естественным; в том числе естественно рабство, хотя оно и
противоречит созданной богом человеческой природе. Такой
порядок продлится до второго пришествия Христа. До этого
момента Августин берет земные социальн-политические порядки
под свою защиту, но при условии, что они не чинят препятствий
христианской религии и церкви.
Резко противопоставляются "град земной" (земная деятельность
человека, гос-во, законы) и "град божий" (добродетель). В
граде земном допустимы элементы града божьего в виде
праведных людей, но эти люди не определяют жизнь града
земного. Вражда земного и божьего града перерастает в борьбу
добра со злом. Но Августин до конца не отвергает земной град,
он допускает существование государства, создающего условия
для движения человека к богу. Критикуя человеческую власть,
Августин тем не менее признавал за избранными (гражданами
небесного града) право господствовать над грешниками и над
всеми противниками, которых они смогут победить в
"справедливой войне".
Историю человечества Августин уподобляет развитию
человеческого организма. Постижение бога (развитие
христианства) соответствует зрелости и старости организма;
этот период продлится до второго пришествия. Человек -
существо немощное, неспособное своими силами избежать греха
или создать на земле какое-либо совершенное общество. Он не
цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении
божественного порядка.
Также Августин, подобно Цицерону, рассматривает формы
человеческой общности (семья, государство, общность языка,
человеческое общество, и универсальная общность, объединяющая
бога и людей). Предпочтение отдает не мировой римской
державе, а множеству малых национальных государств. Формы
правления различаются Августином в зависимости от тех
обязанностей, которые возлагаются на верховную власть.
Главные среди них - моральные и религиозные, в т.ч. уважение
к богу и к человеку. Ему не интересны утилитарные
преимущества и неудобства той или иной формы: несправедливого
правителя и несправедливый народ он называет тираном,
несправедливую аристократию - кликой. Если в государстве
сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы
правления достойны того, чтобы им подчиняться.
Августин проводит идею господства церкви над государством, не
отождествляет христианскую общину и государство. Обязанность
христиан по отношению к христианскому правителю - лояльность,
а обязанность церкви - быть наставницей (для правителя).
Право восходит к божественному вечному закону. Законы делятся
на божественные, естественные и человеческие. Божественный
закон нарушить невозможно.
14. Учение Ф.Аквинского о видах законов, соотношении
государства и церкви.
Фома Аквинский (1225-1274).
Работы о гос-ве и праве: "О правлении властителей", "Сумма
теологии" и др. Аквинский пытается приспособить взгляды
Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем
укрепить ее позиции. От Аристотеля он перенял мнение о том,
что человек по природе есть "животное общительное и
политическое". Люди объединяются в государства для
удовлетворения тех потребностей, которые по-одиночке они
удовлетворить не могут. При этом роль монарха подобна роли
бога: перед тем как управлять, монарх создает государство,
упорядочивает жизнь.
Цель государства - "общее благо", обеспечение условий для
достойной, разумной жизни. Для реализации этой цели требуется
сословная иерархия, исключение из сферы политики
земледельцев, мелких ремесленников и торговцев. Высшее
сословие правителей олицетворяет собой государство.
Для доказательства превосходства духовной власти над
светской, Аквинский рассмотрел 3 элемента гос.власти:
сущность, форму и использование. Сущность власти - это
порядок отношений господства и подчинения. Такой порядок
заведен богом, т.е. власть есть установление божественное,
она символизирует добро. А способы происхождения и формы
власти могут быть дурными и несправедливыми. Иногда
пользование властью вырождается в злоупотребление ею.
Неправедный приход к власти и несправедливое правление -
результат нарушения заветов бога и католической церкви. Чем
больше действия правителя отклоняются от божественной воли,
тем больше прав имеют люди на сопротивление. Но окончательное
решение о необходимости противостояния тому или иному тирану
принадлежит все же церкви.
Тиранию Аквинат отличал от монархии, которую считал лучшей
формой правления. Монархия сходна с мирозданием (один бог -
один монарх), с человеческим организмом (разнообразные части
тела направляются одним разумом). А исторический опыт
показал, что устойчивыми и преуспевающими являются
государства, где правит один, а не множество. Монархия м.б.
двух видов: абсолютная и политическая (где значительную роль
играют светские и духовные феодалы; власть государя
ограничена законами). Аквинский предпочитает политическую
монархию.
Словом "закон" Аквинский обозначал самые различные явления.
Все законы связаны единой субординацией. Вечный закон -
универсальные нормы, общие принципы божественного разума.
Вечный закон тождественен богу, существует сам по себе, от
него производны иные виды законов. Естественный закон -
отражение вечного закона в человеческом разуме; он
предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода,
искать истину (бога) и уважать достоинство людей.
Конкретизацией естественного закона служит человеческий
(позитивный) закон. Его предназначение - силой и страхом
принуждать людей к достижению добродетели. Позитивный закон
может меняться. Акты, противоречащие естественному закону, не
могут считаться позитивными законами. А божественный закон
дан в Библии и необходим по двум причинам: (1) позитивный
закон не способен полностью истребить зло; (2) люди не могут
сами прийти к единому представлению о правде (якобы из-за
несовершенства человеческого разума).
15. Становление ПП идеологии в Др.Руси (IX-XIII вв.).
Генезис русской политической мысли принято связывать с
возникновением и развитием Древнерусского государства. В XI-
XII вв. оно переживало свой культурный расцвет: принятие
христианства и распространение письменности обусловили
появление различных исторических и правовых произведений
(хроники, трактаты, правовые сборники).
Первый русский политический трактат "Слово о Законе и
Благодати" был написан в XI веке киевским митрополитом
Иларионом. Начинается произведение с выяснения взаимодействия
закона и истины. Закон рассматривается как проведение чужой
воли (бога или государя). Истина связана с достижением
христианином высокого нравственного статуса, связанного с
постижением новозаветного учения и воплощением его требований
в своем поведении и деятельности. Закон и истина не
противопоставляются друг другу. Тот, кто живет согласно
постулатам Нового Завета, не нуждается в законах. Т.е. закон
призван регулировать поступки людей на той стадии их
развития, когда они еще не достигли совершенства. Закон лишь
приготовляет людей к Благодати, к замене закона истиной.
Иларион утверждает идею о равноправии всех народов (перед
богом), избранничество одного народа прошло. Источник власти
- божественная воля.
Владимир Мономах (1053-1125 гг.) свою политическую программу
сформулировал в "Поучении детям", "Послании Олегу
Черниговскому" и в "Отрывке" (автобиографии). В "Поучении"
ведущее место занимает проблема организации и осуществления
верховной власти. Мономах советует будущим князьям все дела
решать вместе с Советом дружины, судебные функции
осуществлять самому. Отрицал кровную месть, не признавал
смертную казнь, считал, что мир всегда лучше войны. Затронул
проблему ответственности великого князя перед подданными. Во
взаимоотношениях власти и церкви отдает церкви почетное, но
явно подчиненное место.
Даниил Заточник: "Моление". Произведение выражало тенденции,
направленные на укрепление великокняжеской власти, способной
преодолеть внутренние раздоры и приготовить страну к обороне
от завоевателей. Стержнем произведения является образ
великого князя. Он явно идеализирован: привлекателен внешне,
милостив, его управление крепко и справедливо. Но важно не
только умелое управление князя, но и хорошо устроенная
система власти. Даниил проводит мысль о необходимости князю
опираться на Совет; князь должен выбирать одно из мнений,
предложенных советниками. Главное богатство князя - не
золото, а войско; но войско требуется только для обороны.
Боярское самоуправство Даниилом не приветствуется.
16. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян.
С конца XV века острую полемику стали вызывать экономическое
положение церкви и ее владельческие права, в особенности
право владеть населенными землями и использовать подневольный
труд живущих на ней крестьян. При этом активно обсуждались
претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь
страны.
Направление политической мысли, выступившее с предложением
реорганизации деятельности церкви и потребовавшее отторжения
от нее земельных владений, а также категорически отрицавшее
возможность вмешательства со стороны церкви в политическую
деятельность государства, получило название
«нестяжательство». Напротив, приверженцы сохранения
существующих форм церковной организации и ее экономического
статуса стали называться стяжателями. Представители обоих
этих направлений мысли принадлежали к внутрицерковным кругам
и ставили перед собой задачу улучшения работы всей церковной
организации, но по-разному представляли себе идеалы
монашеского служения и статус монастыря.
Основателем доктрины нестяжания принято считать Нила Сорского
(1433—1508). Концепция Нила Сорского во многом совпадает с
положениями школы естественного права. Он рассматривает
человека как неизменную величину с присущими ей «от века»
страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие.
Идеалом Нила является общинное устройство. Наемный труд
допустим только для оказания помощи немощным и старым.
Главный принцип: довольствоваться плодами «делания своего» и
не собирать «по насилию от чужих трудов». Нил полагает, что
накопление богатств нельзя оправдать даже «благими целями» в
виде частичного его использования на подаяния. Логика
рассуждений Нила не допускала владения частной собственностью
ни отдельным монахом, ни монастырем. Именно поэтому великий
князь Иван III предпринял попытку обосновать с помощью его
идеала секуляризацию церковных и монастырских земель в пользу
государства. Но великий князь потерпел поражение от
иерархически организованного духовенства. Собор признал, что
все церковные стяжания «не продаваема, не отдаваема, не
емлимы никим и во веки нерушима».
При разрешении вопроса о соотношении духовной и светской
властей Нил придерживался позиции, согласно которой каждая из
них должна иметь свою сферу деятельности и свои способы и
методы ее осуществления. Церковь ограничена только духовной
областью, в которой не могут применяться государственные
методы воздействия. Проблему еретичества Нил связал с
постулатом о свободе воли человека. Поиски духовного спасения
каждым христианином глубоко индивидуальны и выбираются им
самостоятельно по внутреннему убеждению на основе личного
опыта и знаний. Если человек уклонился от правой веры
(православия), то только бог способен внушить ему
исправление. Нил прямо поставил вопрос о недопустимости
преследования людей за их убеждения и образ мысли.
Учение Нила было развито его учеником и последователем
Вассианом Патрикеевым, который поставил вопрос о ликвидации
монашества как института, разграничении сфер деятельности
церкви и государства, запрещении преследования за убеждения.
Вассиан выступил также с защитой интересов черносошных
крестьян, страдавших от монастырской земельной экспансии.
Основные положения учения нестяжания наиболее полно были
разработаны Максимом Греком (ум. 1556), подлинное имя
которого Михаил Триволис. Он прибыл в Москву по приглашению
Василия III для исправления богослужебных книг, но
значительную часть жизни провел в заточении. В своих работах
большое внимание он уделил вопросам законности в действиях
верховной власти, устройству правосудия в стране, определению
курса внешней политики, проблемам войны и мира. К законным
способам происхождения власти Максим Грек относит не только
наследственное восприятие престола, но и занятие его выборным
путем, считая его вполне законным получением царского
достоинства и трона. Причем он подчеркивает, что в выборах
должны участвовать не только бояре и дворяне, но и
«простейшие». Предпочтительной формой власти, по Максиму
Греку, является такая организация, в которой царь управляет
своим народом «в синклитских советах царских». В наличии,
совета мыслитель усматривает реальное противодействие само
волию властвующей персоны. Развивает он и положение о
необходимости ограничения верховной власти законом. При
рассмотрении проблем войны и мира Максим Грек подчеркивал,
что войны допустимы только в случае «крепчайшия нужи». Никто
не должен подстрекать правителя к войне.
Крайние выводы из нестяжательской доктрины были сделаны
Феодосием Косым. Следует отметить, что если Нил Сорский,
Вассиан Патрикеев и Максим Грек оставались внутрицерков ными
мыслителями и при всей критичности своих позиций они хотели
добиться улучшения деятельности церковной организации,
особенно в монашеском ее звене, то Феодосий Косой порывает не
только с церковью, но и выступает с критикой ряда догматов
вероучения и почти полностью отрицает обрядовую технику.
Социальное освобождение человека он связывал с полным
уничтожением форм подчинения и церкви и государству. Его
идеалом является община, основанная на общей собственности.
Стяжательская (или иосифлянская) позиция представлена
основателем этого направления мысли Иосифом Волоцким (1439-
1515). Теоретическим оправданием монастырского стяжания
служило требование использовать его на «благие дела» (строить
церкви и монастыри, кормить монахов, подавать бедным и т.
д.).
Центральным в политической теории Иосифа Волоцкого является
учение о власти. Он придерживается традиционных взглядов в
определении сущности власти, но предлагает отделить
представление о власти как о божественном установлении от
факта ее реализации определенным лицом - главой государства.
Властитель выполняет божественное предназначение, оставаясь
при этом простым человеком, допускающим, как и все, люди на
земле, ошибки, которые способны погубить не только его
самого, но и весь народ. Поэтому не всегда следует
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|