рефераты бесплатно

МЕНЮ


Примерные ответы на экзамене по истории политических и правовых учений

повиноваться царю или князю. Таким образом, Иосиф впервые в

русской политической литературе открыл возможность обсуждать

и критиковать личность и действия венценосной персоны. Эти

положения Иосиф выдвигал как программные, когда вел борьбу с

великокняжеской властью, отстаивая имущественные права

церковной организации. В это же время он обосновал и теорию о

превосходстве духовной власти над светской. Царь не должен

забывать, что он не первое лицо в государстве, ибо "церкови

подобает поклонятися паче, нежели царем или князем и друг

другу".

Но после Соборов 1503—1504 гг., когда Иван III

переориентировался в своих действиях на прочный союз с

церковью, а значит, и с главенствующими в ней иосифлянскими

иерархами, постепенно стала изменяться и политическая позиция

игумена и возглавляемого им направления. Теперь Иосиф

преследует другие цели: возвеличить властвующую персону и

доказать необходимость безоговорочного подчинения ее

авторитету. При этом он не отрекается от мысли, что все-таки

"царь естеством подобен всем человекам", но подчеркивает факт

его божественного избранничества, который, по мысли Иосифа,

сам по себе лишает простых людей возможности критиковать царя

или князя. Он возвеличивает личность царя, сравнивая ее с

богом и даже уподобляя богу. Единственное ограничение

княжеской власти, которое сохраняется неизменным, так это

соблюдение тех пределов, которые поставлены перед властителем

божественными заповедями и государственными законами. Иосиф

первым в истории русской политической мысли показал, что

священный характер верховной власти может быть утрачен, если

власть реализуется с нарушением предъявляемых к ней

требований. Постановка вопроса о правомерности самой

верховной власти и средств ее реализации была чрезвычайно

плодотворна.

17. Основные ПП идеи периода образования росс. государства

(Филофей, З.Оттенский и др.).

Политическая концепция Филофея «Москва - третий Рим».

Учение Филофея развивало и уточняло главные иосифлянские идеи

о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с

подданными и церковной организацией.

Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значении

законной царской власти для всей русской земли. В Послании к

великому князю Василию Ивановичу он возводит династическое

родословие русских князей к византийским императорам,

указывая Василию III.

Много внимания он уделял теме о божественном происхождении

царской власти. Ему поручено в силу божественного промысла

«осуществлять наказание всем людям содеювающим неправду». На

нем лежит обязанность заботиться о своих подданных, а для

этого необходимо содержать свое «царствие со страхом Божиим».

Высокое представление о царской власти подтверждается

требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны

подданных. Духовная власть подчиняется светской, правда, с

оставлением за духовными пастырями права «говорить правду»

лицам, облеченным высокой властью. Он, как и его

предшественники, настаивает на необходимости законных форм

реализации власти.

Анализ современных мыслителю исторических событий приводит

его к мысли, что именно сейчас и наступил тот момент, когда

Россия стала объектом высшей провиденции. В данный момент,

считал Филофей, есть все доказательства, что ныне «вся

христианские царства попраны от неверных... придоша в конец и

снидошася во едино Царство нашего государя». И произошло это

в осуществление древних пророчеств: «два убо Рима падоша, а

третий стоит, а четвертому не быти». Сохранившая верность

православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго.

Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой

Рима, и особенно Византии. Ее блеск, слава и могущество не

исчезли, а перешли к стране возглавляемой великим русским

князем.

Развитая Филофеем в политическую теорию формула «третьего

Рима» была не нова для литературы XV—XVI столетий. Сказания о

наследовании той или иной страной религиозно-политического

величия были известны еще в Византии. Но провиденциализм

Филофея не означает стремления к внешней агрессии. В доктрине

отсутствуют призывы к захвату других стран с целью их

присоединения к Московскому государству. Нет в ней и речи о

том, чтобы отдельные лица, не исповедующие православие

перешли бы в эту религиозную конфессию.

Большое внимание уделялось Филофеем и формам идеологического

воздействия на население со стороны государственной власти,

вопросам внутренней свободы православного христианина в

государстве. Резко и категорически он выступил против свободы

суждений и особенно против научных исследований. Видимый мир,

по мнению Филофея, в только не следует преобразовывать, но

грешно даже изучать. Наука - запретный плод для всех людей,

ибо это опасное и вредное занятие. Всю дохристианскую

культуру автор Посланий отрицает.

Отдельные формулы доктрины "Москва - третий

Рим"воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в

этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей

официальное признание.

В XVI в. большое распространение получили полемические

политико-публицистические произведения Зиновия Отенского.

Поводом к публицистическому выступлению Зиновия послужило

широкое распространение «нового учения» Феодосия Косого,

завоевавшее к тому времени большое число приверженцев.

Зиновий поставил себе задачей доказать его теоретическую

несостоятельность, а также противоцерковную и

противогосударственную направленность.

Подневольный люд вызывал у Зиновия глубокое презрение, и ему

представлялись совершенно нелепыми притязания таких людей на

участие политической жизни общества, поскольку они по

скудости ум подобны зверям. Но особой злобы обличения Зиновия

достигают тогда, когда он говорит о распространении среди это

«чади» идей, призывающих к обобществлению или уравнению

имуществ. Зиновий пытался обнаружить причины таких идей не

только в распространении «вредоносных учений», но и в

реальных порока современной действительности. Он дает

довольно резкую критику деятельности властей как в области

политической , так и экономической (политика цен, налоги).

Зиновий обвиняет правящий слой в бесчувственности, считая,

что богатый не может быть для «убогих законоположником».

Когда богатый законополагает, то убогого он может только

«обезнемоществити... и похитити». Образ наилучшей формы

правления Зиновий выводит из анализа тринитарного сюжета.

Царь должен с синклитами, как бог с ангелами, «вкупе

глаголати и вкупе повелевати — бог един есть в трех лицах

единым господством». Он так же, как Максим Грек и Федор

Карпов, формулировал идею сословно-представительной монархии.

Царь выше своих «синклитов», утверждает Зиновий, но править

ему следует по согласию с ним, направляя свое государство «к

достижении общей пользы, крепости, покою и тишине».

По вопросу о монастырском землевладении и его правовом Режиме

Зиновий занял ортодоксально-иосифлянскую позицию.

В его доктрине содержится развернутое обоснование

обязательности власти в человеческом обществе. Он развивает

мысли Ф.Карпова о том, что люди по своей природе не могут

жить без власти. При определении цели государства Зиновий

близок к Аристотелю, предусматривая прежде всего «общую

пользу» и достижение «благо жизни» для всех.

Если царь сам исполняет наказания, то он уподобляется тирану.

Осуждение тиранических способов правления тесно связано с

проблемой законной реализации власти в обществе. Отенский

старец развивает мысль о том, что праведная и угодная богу

жизнь может быть организована только на основании закона.

Царь, по мысли Зиновия, фигура подзаконная, и сила его

основана на «правде» — законе. Бог допустил завоевание

великого православного греческого народа «худым и малым»

мусульманским только в силу того, что «турцы... правду и суд

творяху», хотя и «веру Христову ненавидяху и обидяху, Бог же

правду любит больше всего». Эту же тему в дальнейшем разовьет

И. С. Пересветов, написав на ее основе целое «Сказание о

Магмет-салтане и о царе Константине», исходя из того же

сопоставления «верного» (православного), но неправедного

царства Константина с «неверным», но праведным царством

Магмет-салтана. Зиновий рассматривает закон как ступень в

достижении человечеством нравственного совершенства: «закон

пестун нам бысть приводя всех ко Христу».

Зиновий делит законы на три категории. К первой относятся

законы божественные - заповеди бога, святоотеческие писания и

постановления церковных соборов. Во вторую категорию

мыслитель включает обычные нормы сложившиеся в каждой стране

на основе конкретных географических и климатических условий,

ибо в каждой земле существу ют свои обычаи и нравы. К третьей

категории причисляется так называемое положительное

законодательство. Оно представлено у Зиновия в двух видах: 1)

законы царские и 2) законы градские. Они имеют своим

источником историчекую практику людей. Основы этого

законодательства изложили философы Зенон, Платон и другие.

Применение «милости» к виноватому является, по мнению

Зиновия, «грубостью» по отношению к правому. Суд и правда

должны неизменно настигать совершающих беззаконие. В случае

же, если «обличенный» человек осознает свою вину, вполне

возможно явить к нему милость.

18. Политическая полемика Грозного и Курбского.

В России периода правления Ивана IV сформировались две

тенденции в развитии русской государственности и политической

теории. Одна из них, опиравшаяся на реформы 1550-х гг.,

предполагала развитие органов сословного представительства в

центре и на местах. Другая, проводимая непосредственно самим

Иваном IV, заключалась в обосновании права неограниченной

власти в руках царя. Князь Андрей Михайлович Курбский,

принимавший активное участие в деятельности правительства

(Избранной Рады), был сторонником сословного

представительства в центральных и местных органах власти.

Курбский традиционно считал источником власти в государстве

божественную волю, а цель верховной власти усматривал в

справедливом и милостивом управлении державой на благо всех

ее подданных и в праведном (правосудном) разрешении всех дел.

Нынешняя власть, по мнению боярина, уклонила от выполнения

задач, возложенных на нее высшей волей, поэтому он считает ее

лишенной божественного покровительства. На царском престоле

оказался человек, не подготовленный к управлению государством

ни образованием, ни воспитанием. Он груб, неучен и воспитан

«во злострастиях и самодовольстве». При правлении Избранной

Рады совместно с царем в делах государства чувствовалось

мудрое управление, в войсках учреждался порядок, верное

служение отечеству щедро вознаграждалось. Упадок в делах

государства и сопутствующие ему военные неудачи Курбский

связывает со введением опричнины. Обобщив свои критические

замечания, Курбский сделал вывод о законопреступности такой

власти.

Основной характеристикой такого политического режима Курбский

считает беззаконие. В правопонимании Курбского ясно

прослеживается представление о тождестве права и

справедливости. Курбский подчеркивает, что закон должен

содержать реально выполнимые требования, ибо беззаконие - это

не только несоблюдение, но и создание жестоких и неисполнимы

законов. В его политико-правовых воззрениях намечаются

элементы естественно-правовой концепции. Принцип коллективной

ответственности, использовавшийся в карательной практике

опричного террора, характеризовался Курбским к проявление

беззакония. Результатом такого правления Курбский считает

оскудение царства, падение его международного престижа и

внутреннее недовольство и смуту.

19. Политическая программа И.Пересветова.

В 1549 г. И.Пересветов подал Ивану IV две челобитные (малую и

большую) с проектами различных государственных и социальных

преобразований. Пересветов анализирует причины падения

Византии, а в качестве положительного примера приводит

государство Магмет-салтана (возможно, вымышленного). Основная

причина гибели Византии - бесконтрольность вельмож, которые

грабили государство, вершили неправильный суд, попирали веру.

Искоренить подобные недостатки может сильная центральная

власть. Магмет-салтан построил свое государство на следующих

принципах:

- все доходы поступают в царскую казну;

- ликвидируются крайние формы рабского состояния (холопство);

- в управлении необходимо опираться не на бояр, а на дворян;

не на родовитость, а на преданность;

- войско предано царю и от него получает жалованье; в войско

набираются представители низших слоев, за преданность их

возвышают;

- регулярное войско, основанное на дисциплине;

- жестокие наказания за воровство и трусость в войске,

коллективные наказания;

- суд осуществляется особыми лицами, назначаемыми царем; суд

беспошлинный и равный для всех сословий;

- сословная монархия: султан опирается на совет из наиболее

преданных людей.

20. Критика теократической идеи в учении М.Падуанского.

Марсилий Падуанский (1275-1343). Сочинение "Защитник мира".

Марсилий возлагает на церковь ответственность за все беды и

несчастья мира. Они устранимы, если церковь впредь будет

заниматься только сферой духовной жизни людей, перестанет

стравливать государства между собой. Церковь должна быть

отделена от государства и подчинена светской власти.

Власть и государство возникли в ходе постепенного усложнения

форм человеческого общежития

(семья>род>племя>город>государство). Цель таких усложнений -

достижение общего блага. Настоящий источник всякой власти и

верховный законодатель - народ. Но под народом Марсилий

понимал лишь лучшую, достойнейшую часть населения. Высшая,

лучшая категория людей (военные, священники, чиновники)

заботится об общем благе, а низшая (торговцы, земледельцы,

ремесленники) - о своих частных интересах.

Государство действует прежде всего путем издания законов.

Законы государства обещают награду или наказание в реальной

жизни (а божественные - в загробной жизни). Наказание и

поощрение из загробного мира должны быть перенесены в

реальный. Законы обязательны как для населения, так и для

издающих их выборных лиц. Законодательная и исполнительная

власти должны различаться: исполнительная действует в рамках,

установленных законодательной, а законодательная осуществляет

волю народа. Выборность всех правителей, в том числе монарха,

основывается на положительном опыте ряда итальянских

республик.

21. Переворот в идеологии Зап.Европы. Позднесредневековое

возрождение и реформация.

Суть возрождения и реформации - отход от феодального уклада

жизни, утверждение принципиально новых стандартов

человеческого бытия. Возрождение (в разных странах 14-17 вв.)

- период кризиса римско-католической церкви, формирования

антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры,

искусства и мировоззрения. Реформация (16 век) - это

облеченное в религиозную форму антифеодальное движение,

выступление против защищавшего феодальный строй католицизма.

Общие черты возрождения и реформации: ломка феодальных и

возникновение раннекапиталистических отношений, возвышение

буржуазии, пересмотр религиозных учений, обращение к

духовному наследию античности, разработка гуманистических

философских взглядов, возвращение понятий

"гражданственность", "общее благо". Отличие реформации в том,

что главным ее источником была Библия.

Мыслители возрождения: Макиавелли. Мыслители реформации -

Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Жан Боден. Лютер -

умеренная критика существующих порядков. Идея всесвященства

(каждый сам себе священник) и социального равенства.

Критикует сословную замкнутость. Цель государства -

обеспечить людям возможность вести христианский образ жизни.

Законы должны создаваться на основе ествественных законов.

Мюнцер - радикал, выступал против монархического государства,

призывал свергнуть его и создать христианские союзы и

братства. Кальвин - божественная предопределенность судьбы

каждого человека, но судьбу можно предугадать. Происхождение

на судьбу не влияет. Предлагал церковную реформу для

устранения влияния римской церкви.

22. Ж.Боден и его учение о государстве.

В последней трети XVI века во Франции яростно боролись

католики и протестанты (кальвинисты). Мир, в условиях этой

гражданской войны, становился приоритетной ценностью. Надежда

на обеспечение мира связывалась с монархом. Жан Боден (1530-

1596 гг.) создал теоретическое обоснование того, как

королевская власть может быть способна в любом случае

защищать общегосударственные интересы, которые выше

религиозных распрей. Главный труд - "6 книг о республике"

(т.е. о государстве вообще). Государство - это управление

множеством семейств и тем, что является общим у них всех,

осуществляемое суверенной властью сообразно праву". Ячейкой

государства у Бодена выступает семья; власть главы семьи -

прообраз государственной власти. Государственность возникает

посредством договора. Высшая цель государства - гарантировать

мир внутри общности и заботиться об истинном счастье

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.