рефераты бесплатно

МЕНЮ


Примерные ответы на экзамене по истории политических и правовых учений

индивидов (познание бога, человека и природы).

Суверенитет - это абсолютная, единая и постоянная власть.

Неподчинение власти исключается. Признаки суверенитета:

издание общеобязательных законов, решение вопросов войны и

мира, назначение должностных лиц, действие в качестве суда

высшей инстанции, помилование. Обязанности государственной

власти - блюсти естественные и божественные законы, не

вмешиваться в дела семьи, не нарушать принцип веротерпимости

и не взимать подати без согласия собственников. Кроме того,

единство суверенитета не означает отсутствия дифференциации

власти. Суверенитет является собственностью народа. Однако

народ может подарить его одному из граждан, т.е. монарху. При

едином правителе могут быть аристократические и

демократические органы управления (это лучшее из государств,

"королевская монархия").

По способу осуществления власти государства делятся на

законные, вотчинные и тиранические. В законных правитель

создает законы для подданных, а сам подчиняется природным

законам. В вотчинных правитель силой захватил власть и правит

как отец в семье. В тиранических государствах правитель

презирает естественные законы, распоряжается людьми и их

имуществом как своей собственностью.

23. ПП идеи раннего социализма. Мор и Кампанелла.

Произведение Томаса Мора "Утопия" (1516) начинается с критики

современного ему строя. Корнем всех зол является частная

собственность: из-за нее возникают нищета масс, преступность,

социальная несправедливость. Государство - это орудие

заговора богачей; основная функция государства - силой и

законом держать народ в повиновении. Идеальное государство

(Утопия) избавилась от этих пороков: в ней нет частной

собственности. Тотальная регламентация всей жизни. Каждая

семья занимается определенным ремеслом. Сельскохозяйственные

работы ведутся на началах трудовой повинности. За порядком

следят особые должностные лица. Люди пребывают в достатке, но

этот достаток достигается как обязанностью трудиться, так и

сокращением норм потребления. Излишества и роскошь

недопустимы.

В Утопии есть рабы, т.к. на грязные работы добровольцев не

найдется. Рабами м.б. военнопленные, преступники, а также

люди, приговоренные к смерти в других странах. Рабство по

наследству не передается, да и сами рабы могли быть

освобождены.

Города одинаково удалены друг от друга, в каждом городе

проживает 6000 семей. Структура управления: каждые 30

семейств избирают филарха из числа ученых людей (особого

слоя), 10 филархов - протофиларха. Филархи избирают также

пожизненного правителя - принцепса. Остальные должностные

лица избираются ежегодно.

В "Городе солнца" Томазо Кампанелла не занимается критикой

существующих порядков (она дается в подтексте). Основное

место занимает описание жизни соляриев. Во главе государства

стоит метафизик, ему помогают 3 правителя: мощь (силовик),

мудрость (науки) и любовь (брачно-семейные отношения).

Каждому из трех правителей подчиняются еще 3 должностных

лица, и т.д. Полномочия метафизика не пожизненные - он обязан

отказаться от власти, если появится человек, превосходящий

его в знаниях, научных успехах и способностях управлять

государством. Четверо высших правителей не могут быть смещены

по воле народа.

В государстве нет частной собственности. Земледелие и ремесла

являются совместным делом соляриев, произведенное

распределяется справедливо (по меркам необходимости). Никто

не должен получать больше, чем ему следует. Правители

заботятся также о состоянии духа соляриев, регулируют

культуру, искусство, брачно-семейные отношения.

Общие черты двух произведений: отсутствие личности,

отсутствие гарантий прав человека. Предполагается высокая

сознательность людей, конформизм, аскетизм. Существует

тотальная регламентация всей жизни людей.

24. Политические взгляды Макиавелли.

Труды "Государь", "Рассуждения о 1й декаде Тита Ливия",

"История Флоренции". Никколо Макиавелли (1469-1527) является

основателем светской политической науки. Первопричина

политики, государства и права - объективная историческая

необходимость и закономерность. Религию он рассматривает с

т.з. государственных интересов - не отвергает, а ставит на

службу государства. Обосновал подход к политике как к опытной

науке. Критерий истинности в политике - не Библия, а

исторический опыт. Политическими процессами движет не мораль,

а выгода и сила. Необходимо изучать политические процессы и

на их основе строить государство. Народ - это пассивная

масса, объект для действий власти.

Государственные формы делит по числу правящих (один,

немногие, весь народ) и по цели правления (общее благо, и

благо одного или группы). Соответственно выделяются монархия,

аристократия и демократия, а также тирания, олигархия и

распущенность.

Отделял вопросы государства от этики. Главная цель власти -

сохранение и упрочение государства. Фундамент прочной власти

- законы и войско. Нет упоминаний о справедливости, общем

благе. Нет упоминания о правах и свободах, об их гарантиях.

Прагматизм.

Государь может отступать в случае необходимости от принципов

морали, нарушать слово, обещание, закон. Функции политика -

военная, охранительная, и покровительство предпринимательской

деятельности. Деятельность государя - это сложное сочетание

наказаний и благодеяний. Прямые обязанности правителя должны

считаться благодеянием. К наградам нельзя приучать. Наказания

должны быть мгновенными и жесткими. Предпочтительнее

правление при помощи страха, что объясняется антиобщественной

природой человека.

25. Политические взгляды Посошкова и Прокоповича.

Купец Иван Тихонович Посошков (1652-1726) состоял в переписке

с различными влиятельными лицами, высказывая предложения по

многим аспектам экономической, политической, юридической и

культурной жизни государства. В 1724 году он написал для царя

"Книгу о скудости и богатстве". Главная цель книги -

выяснение причин народной скудости и существующего в

государстве беззакония.

Посошков требовал запрещения занятия торговой деятельностью

для всех, кроме купцов; призывал упорядочить и единообразить

внутренние пошлины. Он отстаивал положение купечества как

сословия. Для крестьян должен был быть издан специальный

закон, точно определяющий размеры крестьянских повинностей и

пределы барщинных работ. Подушную подать Посошков призывал

заменить на поземельную, отделить помещичьи земли от

крестьянских. Отмены крепостного права он не требовал, но

постоянно сталкивался с тем, что государственное богатство и

крепостное право несовместимы. Он утверждал, что помещики -

лишь временные держатели крестьян.

Посошков покушался на дворянские привилегии и в вопросе

организации гос.службы. За дворянами оставалась военная

служба, а административный аппарат он призывал формировать

согласно личным качествам претендентов. При характеристике

духовенства Посошков отмечал его необразованность, призывал

царя к повышению авторитета священников и к наделению их

полицейскими функциями (выявление старообрядцев).

Посошков не разделяет понятия "правда" и "закон". Он требует

введения должностей судей (т.е. отстранить дворян от

судопроизводства), а также наказания за неправильный суд.

Судьи должны следить за правильностью задержаний. Для

удобства судебной деятельности законодательство должно быть

кодифицировано (составлена Судебная книга). К участию в

составлении Судебной книги необходимо привлечь представителей

всех сословий из всех губерний.

Феофан Прокопович (1681-1736) - архиепископ новгородский,

автор религиозных и политических произведений "Слово о власти

и чести царской", "Духовный регламент" и др. Соединил

аргументы естественно-правовой теории с догматами богословия.

Исходил из предположения о естественном преддоговорном

состоянии общества, которое он характеризовал как эпоху войн

и кровопролитий. Естественные законы и божественная воля

привели людей к заключению договора об образовании

государства. Народ полностью отказался от своего

суверенитета. При этом могла быть выбрана любая форма

государства: монархия, аристократия, демократия и смешанная

форма. Республики (аристократия и демократия) не вызывают

одобрения Прокоповича, они пригодны лишь для малого по

численности народа и для маленькой территории.

Для России предпочтительна наследственная монархия, т.к. она

более устойчива. Также устойчивостью Прокопович объясняет

петровский указ "О престолонаследии". Власть должна быть

абсолютной, монарх в своей деятельности реализует

божественное призвание и требования естественного права.

Термин "самодержавие" Прокопович стал употреблять в смысле

неограниченной власти императора. Царь руководит не только

светскими делами, но и церковными. Церковь обязана соблюдать

интересы государства.

26. Возникновение теории естественного права. Гроций.

Гуго Гроций (1583-1643) - основатель рационалистической

доктрины естественного и международного права. Для Гроция

характерна последовательная критика схоластических взглядов.

У Аристотеля он берет деление права на естественное

("предписания здравого разума") и волей установленное.

Источник естественного права - разумная природа человека как

социального существа. К естественным он относит общение,

стремление не красть, стремление трудиться и т.п. Волей

установленное право является правом лишь когда оно не

противоречит естественному.

Гроций является сторонником договорной теории (вслед за

Аристотелем и Цицероном). Государство - это совершенный союз

свободных людей, заключаемый ради общей пользы и реализации

права. До Гроция право трактовалось либо как проявление

божьего суда, либо как результат договора людей; Гроций

считал, что право - это результат природы человека.

Философским основанием естественно-правовой теории является

рационалистическое мировоззрение. Разум является верховным

судьей. Но в учении Гроция есть и элементы схоластического

мировоззрения: он говорит о двойственной истине (существует и

божественное, и естественное право).

Догосударственная жизнь людей - естественное состояние, при

котором нет частной собственности. В ходе развития ремесел и

искусств имущественное равенство исчезает. Возникают

противоречия, начинается борьба внутри общества. Люди,

опираясь на разум, заключили договор о владении тем, что

каждый успел захватить. Государство - это союз слабых и

угнетенных (большинства) против сильных и могущественных

(меньшинства). Подданные имеют право сопротивляться верховной

власти, но государство может наложить запрет на это право

ради сохранения общественного мира и порядка.

27. ПП учение Спинозы.

Баррух Спиноза (1632-1677) создал работы "Богословско-

политический трактат" и "Политический трактат", в которых

разрабатывал теорию естественного права. Он делит развитие

общества на естественное и государственное состояние. Разум

толкает человека на создание государства. В естественном

состоянии доминируют вражда, войны. Чтобы сочетать интересы

разных людей, составляется договор. Ради самосохранения

человек вынужден подчиняться договору, т.е. из двух зол

выбирается меньшее. Каждый человек, заключивший договор,

передает свою волю и естественные права властям. Власть

обладает высшим естественным правом, и каждый должен

подчиняться власти добровольно или под страхом наказания.

В отличие от Гроция, Спиноза считает, что в гражданском

состоянии естественное право каждого не прекращается, т.к. и

в этом состоянии человек действует по законам своей природы.

Различие между естественным и гражданским состоянием: наличие

высшего естественного права государства. Функции государства

очень широкие: суд и толкование законов, война и мир,

регулирование общественных отношений. Наряду с этим

существует частное гражданское право - свобода каждого

сохранять себя в своем состоянии при соблюдении указов

верховной власти, и при условии, что эта верховная власть

охраняет права каждого. Частное гражданское право - это

разрешенные в условиях гражданского состояния естественные

права индивида (дозволенная гос.властью часть естественных

прав).

Спиноза выступает за формирование представительских

институтов во власти. В вопросе о сопротивлении власти он

говорит, что народ может изменить форму государства, если

нарушается общественный договор.

28. Особенности правовых взглядов Гоббса.

Томас Гоббс (1588-1679) создал произведения "Философское

начало учения о гражданине" и "Левиафан". Он считал, что в

естественном состоянии все были равны, имели равные права.

Человек - существо эгоистическое, склонное к порокам, и

потому в естественном состоянии происходили постоянные войны.

Над человеческими пороками доминируют страх смерти и инстинкт

самосохранения. Естественное состояние, помноженное на разум

(предвидение последствий), приводит к тому, что в обществе

начинает действовать главный естественный закон - стремление

к миру.

Тогда в силу вступает 2й естественный закон - отказ каждого

от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира

и самозащиты. Люди заключают договор, и вступает в силу 3й

закон - люди обязаны соблюдать заключенные ими соглашения.

Далее следуют еще несколько законов, и в итоге человек

приходит к следующему естественному закону: не делай другому

того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе (основной принцип

гражданского общества).

Однако претворить в жизнь естественные законы может лишь

сильная абсолютная власть государства. Абсолютная власть

ограничивает стремления людей, принуждает человека соблюдать

естественные законы.

29. Учение Локка о ГП.

Джон Локк (1632-1704) после англ. революции занимался

теоретической деятельностью, был сподвижником Вильгельма

Оранского. Произведения: "Два трактата об управлении

государством" и "Письма о терпимости". Критиковал взгляды

Гоббса, исходя из естественных прав общества. Считал, что

период естественного состояния - это не борьба всех против

всех, а состояние равенства. И в естественном состоянии

человек не имеет полной свободы - ее ограничивает

естественный закон (никто не имеет права ограничивать другого

в его жизни, здоровье и имуществе).

Локк считал, что власть правителя, полученная на основе

договора, не может быть абсолютной; она ограничена

естественными законами. К естественным правам относил

равенство, личную свободу, свободу предпринимательства. Среди

принципов государства называл опору на законы, разделение

властей, оптимальную форму правления, право народа на

восстание. Закон - это документ, который предписывает

разумному существу поведение, соответствующее его собственным

интересам и служащее общественному благу. Кто бы ни управлял

государством, он должен управлять согласно законам,

провозглашенным народом и известным ему. Ничто не может не

подчиняться закону (предвосхитил идею правового государства).

В целях предотвращения тирании полномочия государства надо

поделить между различными органами. Законодательную власть

должен осуществлять парламент, исполнительную - монарх и

кабинет министров, федеративную (иностр. дела) - также особый

орган. Полит.власть должна представлять собой систему сдержек

и противовесов.

Локк отдавал предпочтение конституционной монархии, т.к. она

обеспечивает соблюдение прав человека. Но у народа существует

право на сопротивление власти, т.е. суверенитет народа выше.

30. Европейское просвещение. Вольтер.

В XVIII веке Франция становится крупным центром

промышленности и торговли. К политическим причинам и

предпосылкам просвещения относится усиливающееся

противостояние буржуазии и абсолютизма. Идеологические

причины - религиозные войны, в ходе которых победил

католицизм. Идеи просветителей носили более радикальный

характер, чем идеи английских и голландских мыслителей. В

просветительстве выделяются правое крыло (интересы буржуазии)

и левое крыло (интересы горожан и крестьян). Представитель

правого крыла - Вольтер.

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) последовательно

критиковал католическую церковь и религиозный фанатизм.

Правовые взгляды достаточно размытые. Работа: "Философские

письма". Вольтер - сторонник деизма; т.е. бог существует как

первопричина мира, но не вмешивается в жизнь природы и

общества. Христианская вера им отрицалась; ей

противопоставлялась "естественная религия", основанная на

законах природы и естественного разума. Вольтер признавал

идеологические функции церкви в государстве, в т.ч. карающую

("Если бы бога не было, его следовало бы выдумать"), но в

критике церкви доходил до категоричности ("Раздавите

гадину!").

Критиковал феодальные порядки с позиций рационализма. На

смену феодальному обществу должно прийти царство разума и

свободы. Оно базируется на праве частной собственности и

личной неприкосновенности. Неотъемлемой частью нового

общества будет накопление богатств и повышение уровня жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.