рефераты бесплатно

МЕНЮ


Примерные ответы на экзамене по истории политических и правовых учений

В вопросе отмены крепостного права Вольтер высказывал

умеренные взгляды: на освобождение частновладельческих

крестьян должен дать согласие помещик. Власть в новом

обществе должна принадлежать собственникам. Отвергал

социальное и политическое равенство: свободы предназначены

для имущих людей. Форма правления - парламентские учреждения

при просвещенном монархе.

31. Монтескье - теория разделения властей.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представитель радикального

крыла. Произведения: "Персидские письма" и "О духе законов".

Материалист, отвергал теологические концепции общественного

развития. В качестве методов познания предлагал рационализм и

эмпиризм, а также сравнительно-исторический метод.

Монтескье впервые разделил понятия "общество" и

"государство". Государство возникает не одновременно с

обществом, а тогда, когда между людьми возникает вражда. Люди

заключают договор. Цель государства - примирение противоречий

между людьми и направление этих противоречий в правовые

рамки.

Формы правления: выступает против абсолютизма, за множество

естественных форм правления. 4 типичные формы: демократия,

аристократия, монархия и деспотия. Противопоставлял умеренные

и неумеренные формы (критерии - наличие принципа разделения

властей и права). Неумеренной являлась, т.о., только

деспотия.

Монтескье разработал концепцию будущего государства,

основанного на разделении властей. Цель разделения - гарантия

безопасности граждан от произвола и злоупотребления власти.

Мерой свободы является только право. Но в природе человека

лежит стремление творить произвол, злоупотреблять властью.

Поэтому для сохранения законова требуется разделить власть.

Законодательная власть имеет главенствующую роль, выражает

общую волю. Цель - формирование права в виде положительных

законов. Исполнительная власть (монарх и правительство)

исполняет законы, созданные законодательной властью. Судебная

власть карает преступников и разрешает столкновения частных

лиц.

32. Руссо об этапах общественного неравенства, об

общественном договорном и народном суверенитете.

Жан-Жак Руссо (1818-1878) относился к крайнему левому крылу

просветителей. Работы: "Рассуждения о происхождении и

причинах неравенства" и "Об общественном договоре".

Причина неравенства - частная собственность. Изначально люди

были равны. Ступени неравенства: имущественное, и неравенство

в государстве (имущественное + политическое). Богатые и

бедные заключают договор, ведущий к созданию государства ради

мира и справедливости. Следующая ступень неравенства

появляется при превращении власти в деспотию. Власть и законы

обманывают часть народа, а деспот обманывает и законы, и

народ. Изменяется понятие равенства: все равны в своем

бесправии по отношению к деспоту. Народ имеет право на

сопротивление деспоту.

Руссо критикует всю предшествующую цивилизацию, основанную на

неравенстве и частной собственности. Создает концепцию нового

общественного договора: единственным правителем станет

"объединенный народ", каждый из отдавших свою личность и все

свои силы становится нераздельной частью целого.

Суверенитет един, речь может идти только о суверенитете

народа. Под народом понимаются все участники общественного

соглашения. Человек как частное лицо и человек как гражданин

различаются. Суверен не связан ничем, в т.ч. собственными

обязательствами и общественным договором. Он стоит выше

закона. Общественное соглашение дает политическому организму

неограниченную власть над всеми его членами. Подчинение

суверену должно быть абсолютным; по приказу суверена человек

должен умереть, т.к. своим прежним безопасным существованием

он обязан в том числе и суверену. У индивидов нет никаких

гарантий защиты своих прав. Суверенитет неотчуждаем и

неотделим. Он не может быть разделен между ветвями власти.

Передаваться может власть, но никак не воля; народ может быть

представлен только самим собой; т.е. Руссо отвергал

разделение властей и представительную форму власти.

Законодательная власть принадлежит всему народу, а

исполнительная м.б. вручена всем, некоторым или одному. Народ

имеет право не только изменить форму правления, но и вообще

расторгнуть соглашение, т.е. вернуть себе естественную

свободу.

33. ППУ Марата и Робеспьера.

Жан-Поль Марат (1743-1793) - работы "Цепи рабства" и "План

уголовного законодательства". Центральная тема работ -

деспотизм: его истоки, методы и средства установления

деспотической власти, ее последствия, пути и формы борьбы с

ней и т.п. Деспотизм вырастает из стремления-страсти индивида

первенствовать, властвовать. Государственность возникает в

результате насилия, а потому деспотизм изначально

предопределен. Но впоследствии Марат воспринял взгляды

сторонников договорной теории, и потому у него одновременно

существовали 2 противоречивых взгляда на генезис государства.

В хорошо устроенном государстве власть принадлежит всему

народу в целом. Он один (сам или через представителей)

является законодателем и контролирует исполнение законов.

Целью политического сообщества является обеспечение прав

людей. Права разделяются на естественные и гражданские

(производные от естественных). Права человека вытекают из его

потребностей.

По мнению Марата, существующий порядок вещей невозможно

реформировать. Он надеется на восстание масс. Восстание

должно быть организованным (т.е. здесь в зародыше содержится

идея о диктатуре). Назначение диктатуры - "уничтожить

изменников и заговорщиков", т.е. всех, кто находится вне

неимущих классов. Методы диктатуры - революционный террор,

кровавые расправы. Пролитие "нескольких капель" крови нужно

лишь затем, чтобы предотвратить пролитие ее потоков. Таким

образом, во взглядах Марата совмещаются концепция народного

суверенитета, разделения властей, прав человека и критика

произвола с идеями единовластного диктатора и беспощадного

террора.

Максимилиан Робеспьер (1758-1794) не создал отдельных

произведений на политические темы, однако его взгляды можно

проследить по речам "О конституции", "О принципах

революционного правления" и "О принципах политической

морали". За 5 лет он произнес более 600 речей.

Социальный идеал Робеспьера: общество мелких производителей,

где каждый владеет землей, маленькой мастерской, лавкой, и

где люди обмениваются продуктами труда между собой. Многие

идеи Робеспьера взяты из трудов Руссо и Монтескье. В

фундаменте политического союза должны лежать 3 начала:

обеспечение естественных прав человека, право гражданина на

участие в законодательстве и управлении, и верховенство

власти народа. Поначалу он не отдавал предпочтение какой-либо

форме правления, но затем он начал отстаивать республиканскую

форму.

До прихода к власти Робеспьер отвергал диктатуру и призывал

казнить за высказывание идеи о диктатуре. Но затем он

выдвинул концепцию двух типов правительства: конституционного

и революционного. Конституционное правительство действует в

спокойное время, сохраняет уже установившуюся республику.

Революционное правительство создает республику, действует в

период революции (войны внутри общества). Поэтому оно имеет

право вести борьбу - уничтожать лиц, противодействующих

революции, а заодно и всех носителей "безнравственного",

"неблагоразумного" и "растленного". Обстановка войны

обязывает правительство действовать менее скованно, т.е. он

оправдывает концентрацию всех властных полномочий в центре и

жесткую гос.регламентацию всех общественных процессов. Но

Робеспьер считает, что его правительство избегнет крайностей

благодаря добродетели своих членов. Благодаря террору удастся

переделать страну и ввести конституционное правительство.

Террором можно заставить людей построить свободное и

справедливое общество.

34. Русские просветители XVIII века (Щербатов, Десницкий,

Радищев).

Князь Щербатов (1733-1790) создал работы: "О надобности и

пользе градских законов", "Размышления о законодательстве

вообще" и др.

В вопросе о происхождении государства Щербатов придерживался

договорной теории. В догосударственном состоянии все люди

были равны, но произошло неравенство из-за различия в силах и

способностях людей. Вследствии ума, чести, силы и прочих

добродетелей некоторое люди были возвышены, избраны

начальниками. Общественный договор предусматривает отъем у

людей меньшего количества прав, чем у них было бы отнято при

отсутствии такого договора.

Формы правления: монархия, аристократия, демократия и

деспотия. В чистом виде ни одна из них никогда не

существовала. Форма правления зависит от климата страны,

размера территории, численности населения и т.п. В Зап.Европе

(и для России) Щербатову наиболее привлекательной казалась

конституционная монархия. В более поздних работах Щербатов

стал находить также положительные стороны республики.

Предлагаемый Щербатовым представительный орган - Высшее

правительство - состоит из 5 коллегиальных департаментов.

Существует также местное самоуправление с широкими

полномочиями. Принятие законов должно сопровождаться

всенародным обсуждением. Монарх за нарушение законов м.б.

заключен в темницу.

В сословном обществе Щербатову нравилась устойчивость. Он

выступал против крепостного права, но считал освобождение

крестьян делом будущего. Задолго до Аракчеева он придумал

военные поселения. В последние годы жизни Щербатов критиковал

абсолютную монархию, описывал масштабы злоупотреблений, не

усматривал никаких изменений в абс.монархии после

присоединения к ее названию слова "просвещенная". Он

предлагал ограничить власть монарха и соблюдать законность во

всех сферах гос.деятельности.

Десницкий (1740-1789) - "Представление о учреждении

законодательной, судительной и наказательной власти в

Российской Империи". Высказал предположение о прохождении

человечеством исторически последовательных состояний: охота,

скотоводство, хлебопашество и коммерческое состояние. В

первых двух состояниях существует коллективное владение

вещами, а затем в результате труда возникает собственность.

Причины неравенства: физические качества человека, его

трудолюбие и умение накапливать. Государство возникает только

в коммерческом состоянии.

Цель государства - достижение наибольшего числа благ

наибольшим числом людей. Лучшая форма государства -

конституционная монархия. В представительном органе должны

быть депутаты от всех сословий. Также Десницкий считал

необходимым отделение судопроизводства от администрации. Он

настаивал на введении демократических принципов в

судопроизводстве: равенства всех перед законом, равного

наказания за равные деяния и т.п.

Радищев (1749-1802) - "Путешествие из Петербурга в Москву".

Рассматривал самодержавие (неограниченную власть) как

состояние, противное человеческому естеству; ставил знак

равенства между всеми видами монархической власти.

Просвещенных монархов не бывает. В России, к тому же,

бюрократия не связана ни с народом, ни с монархом.

Причина образования государства - природная социальность

людей. В естественном состоянии все были равны, но равенство

разрушилось с появлением частной собственности. Государство -

результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям

благой жизни, защиты слабых и угнетенных. Народ оставляет

суверенитет за собой.

Положительное законодательство должно быть основано на

естественном праве. Крепостное право - это нарушение

естественных законов. Злыми являются не помещики, а само

крепостное право. Социальный идеал Радищева - общество

свободных и равных собственников. Наилучшая форма правления -

республика типа новгородской или псковской. Будущее России

Радищев представлял как добровольную федерацию городов с

вечевыми собраниями.

35. ПП воззрения Крижанича.

Юрий Крижанич (1618-1683) - сторонник идей панславизма, т.е.

создания славянского государства с центром в России и с

единой православной церковью. Работы: "Политика", "Вопрос о

законе и справедливости". На Крижанича оказали влияние

античные мыслители; в т.ч. он выделяет 3 правильных и 3

неправильных формы правления: совершенное самовластие,

боярское правление и общевластво; тирания, олигархия и

анархия. Самая древняя и крепкая форма - самовластие.

Крижанич обосновывает божественность царской власти,

идеальным монархом считает Ал.Мих. Правитель - просвещенный

монарх, философ; в его руках вся полнота власти, без опоры на

сеймы и соборы. Цели государя: действовать в интересах

общества, для достижения справедливости, покоя и изобилия.

Основы государства: вера, суд, мир и дешевизна.

Для предотвращения превращения правильных форм государства в

неправильные требуются: монарх-философ, принятие и соблюдение

хороших законов, законодательная регламентация прав и

обязанностей сословий и чинов.

Закон равнозначен справедливости. Законы должны быть для

всех, но царь, кроме законов, руководствуется общественным

мнением.

36. Учение Канта о ГП.

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкого

классического идеализма. Работы: "Критика чистого разума",

"Критика способности к суждению", "К вечному миру". Кант

приходит к агностицизму: природа вещей принципиально

недоступна человеческому познанию. Человек познает только

явления, т.е. способы, посредством которых вещи

обнаруживаются в нашем опыте.

Также Кант рассматривал проблему свободы. Он был против

истолкования человека как пассивного создания природы.

Человек - это субъект автономного поведения и

самосовершенствования. Основное проявление свободы -

самоограничение и уважение свободы других. Категорический

императив: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения но

основе твоей воли могла стать общим естественным законом",

"Поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и

никогда как средство. Гарантией следования императиву

является самоконтроль. Императив известен человеку априорно,

независимо от его социального положения и т.п.

Кант признает, что существуют индивиды, не способные

следовать категорическому императиву, и потому должно

существовать право. Право возникает тогда, когда

индивидуальная свобода перерастает в произвол. Для реализации

права существует государство, т.е. носитель принуждения. Цели

государства - соблюдение права как гаранта соблюдения

нравственного закона. Кант считается одним из создателей

теории правового государства. Классификация права:

естественное, положительное и справедливость. Цели и функции

государства он ограничивает соблюдением нравственных

принципов права.

Кант является сторонником договорной теории происхождения

государства. Нравственный долг и стремление следовать

естественному праву побуждают людей заключить общественный

договор. Содержание договора: обязательство соблюдать

нравственный закон.

В будущем человечество придет к созданию федерации

самостоятельных равноправных государств, к прекращению войн.

Путь к этому - просвещение народов, благоразумие правителей.

37. Учение Гегеля о государстве.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) рассматривал

проблемы ГП в сочинениях: "Философия права", "О научных

способах исследования естественного права", "Феноменология

духа" и др.

Три основные ступени развития духа: субъективный дух

(антропология, психология), объективный дух (право, мораль) и

абсолютный дух (искусство, религия, философия). ГП относятся

к объективному духу, учение Гегеля о ГП является философским

учением об объективном духе, т.е. анализ объективного духа с

позиции абсолютного духа. В отличие от юриспруденции,

изучающей позитивное право, философская наука о государстве и

праве призвана постичь мысли, лежащие в их основании, т.е.

идею государства и права.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: как

непосредственная действительность в виде индивидуального

государства, в отношениях между государствами как внешнее

государственное право, и во всемирной истории. В своем

развитом и разумном виде индивидуальное государство

представляет собой основанную на разделении властей

конституционную монархию. Ветви власти: законодательная,

правительственная и власть государя. Гегель считает точку

зрения о самостоятельности ветвей ложной, т.к. при этом как

бы предполагается враждебность этих ветвей друг другу. Он

выступает за органическое единство ветвей власти, в этом

состоит внутренний суверенитет государства.

Гегель критикует идею народного суверенитета и обосновывает

суверенитет наследственного конституционного монарха.

Представительный орган должен состоять из двух палат: верхняя

формируется по принципу наследственности из владельцев

имений, а нижняя образуется от остальной части общества путем

выделения депутатов от общин, товариществ и т.п. (не путем

индивидуального голосования).

Идеальность суверенитета: государства относятся друг к другу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.