Примерные ответы на экзамене по истории политических и правовых учений
В вопросе отмены крепостного права Вольтер высказывал
умеренные взгляды: на освобождение частновладельческих
крестьян должен дать согласие помещик. Власть в новом
обществе должна принадлежать собственникам. Отвергал
социальное и политическое равенство: свободы предназначены
для имущих людей. Форма правления - парламентские учреждения
при просвещенном монархе.
31. Монтескье - теория разделения властей.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представитель радикального
крыла. Произведения: "Персидские письма" и "О духе законов".
Материалист, отвергал теологические концепции общественного
развития. В качестве методов познания предлагал рационализм и
эмпиризм, а также сравнительно-исторический метод.
Монтескье впервые разделил понятия "общество" и
"государство". Государство возникает не одновременно с
обществом, а тогда, когда между людьми возникает вражда. Люди
заключают договор. Цель государства - примирение противоречий
между людьми и направление этих противоречий в правовые
рамки.
Формы правления: выступает против абсолютизма, за множество
естественных форм правления. 4 типичные формы: демократия,
аристократия, монархия и деспотия. Противопоставлял умеренные
и неумеренные формы (критерии - наличие принципа разделения
властей и права). Неумеренной являлась, т.о., только
деспотия.
Монтескье разработал концепцию будущего государства,
основанного на разделении властей. Цель разделения - гарантия
безопасности граждан от произвола и злоупотребления власти.
Мерой свободы является только право. Но в природе человека
лежит стремление творить произвол, злоупотреблять властью.
Поэтому для сохранения законова требуется разделить власть.
Законодательная власть имеет главенствующую роль, выражает
общую волю. Цель - формирование права в виде положительных
законов. Исполнительная власть (монарх и правительство)
исполняет законы, созданные законодательной властью. Судебная
власть карает преступников и разрешает столкновения частных
лиц.
32. Руссо об этапах общественного неравенства, об
общественном договорном и народном суверенитете.
Жан-Жак Руссо (1818-1878) относился к крайнему левому крылу
просветителей. Работы: "Рассуждения о происхождении и
причинах неравенства" и "Об общественном договоре".
Причина неравенства - частная собственность. Изначально люди
были равны. Ступени неравенства: имущественное, и неравенство
в государстве (имущественное + политическое). Богатые и
бедные заключают договор, ведущий к созданию государства ради
мира и справедливости. Следующая ступень неравенства
появляется при превращении власти в деспотию. Власть и законы
обманывают часть народа, а деспот обманывает и законы, и
народ. Изменяется понятие равенства: все равны в своем
бесправии по отношению к деспоту. Народ имеет право на
сопротивление деспоту.
Руссо критикует всю предшествующую цивилизацию, основанную на
неравенстве и частной собственности. Создает концепцию нового
общественного договора: единственным правителем станет
"объединенный народ", каждый из отдавших свою личность и все
свои силы становится нераздельной частью целого.
Суверенитет един, речь может идти только о суверенитете
народа. Под народом понимаются все участники общественного
соглашения. Человек как частное лицо и человек как гражданин
различаются. Суверен не связан ничем, в т.ч. собственными
обязательствами и общественным договором. Он стоит выше
закона. Общественное соглашение дает политическому организму
неограниченную власть над всеми его членами. Подчинение
суверену должно быть абсолютным; по приказу суверена человек
должен умереть, т.к. своим прежним безопасным существованием
он обязан в том числе и суверену. У индивидов нет никаких
гарантий защиты своих прав. Суверенитет неотчуждаем и
неотделим. Он не может быть разделен между ветвями власти.
Передаваться может власть, но никак не воля; народ может быть
представлен только самим собой; т.е. Руссо отвергал
разделение властей и представительную форму власти.
Законодательная власть принадлежит всему народу, а
исполнительная м.б. вручена всем, некоторым или одному. Народ
имеет право не только изменить форму правления, но и вообще
расторгнуть соглашение, т.е. вернуть себе естественную
свободу.
33. ППУ Марата и Робеспьера.
Жан-Поль Марат (1743-1793) - работы "Цепи рабства" и "План
уголовного законодательства". Центральная тема работ -
деспотизм: его истоки, методы и средства установления
деспотической власти, ее последствия, пути и формы борьбы с
ней и т.п. Деспотизм вырастает из стремления-страсти индивида
первенствовать, властвовать. Государственность возникает в
результате насилия, а потому деспотизм изначально
предопределен. Но впоследствии Марат воспринял взгляды
сторонников договорной теории, и потому у него одновременно
существовали 2 противоречивых взгляда на генезис государства.
В хорошо устроенном государстве власть принадлежит всему
народу в целом. Он один (сам или через представителей)
является законодателем и контролирует исполнение законов.
Целью политического сообщества является обеспечение прав
людей. Права разделяются на естественные и гражданские
(производные от естественных). Права человека вытекают из его
потребностей.
По мнению Марата, существующий порядок вещей невозможно
реформировать. Он надеется на восстание масс. Восстание
должно быть организованным (т.е. здесь в зародыше содержится
идея о диктатуре). Назначение диктатуры - "уничтожить
изменников и заговорщиков", т.е. всех, кто находится вне
неимущих классов. Методы диктатуры - революционный террор,
кровавые расправы. Пролитие "нескольких капель" крови нужно
лишь затем, чтобы предотвратить пролитие ее потоков. Таким
образом, во взглядах Марата совмещаются концепция народного
суверенитета, разделения властей, прав человека и критика
произвола с идеями единовластного диктатора и беспощадного
террора.
Максимилиан Робеспьер (1758-1794) не создал отдельных
произведений на политические темы, однако его взгляды можно
проследить по речам "О конституции", "О принципах
революционного правления" и "О принципах политической
морали". За 5 лет он произнес более 600 речей.
Социальный идеал Робеспьера: общество мелких производителей,
где каждый владеет землей, маленькой мастерской, лавкой, и
где люди обмениваются продуктами труда между собой. Многие
идеи Робеспьера взяты из трудов Руссо и Монтескье. В
фундаменте политического союза должны лежать 3 начала:
обеспечение естественных прав человека, право гражданина на
участие в законодательстве и управлении, и верховенство
власти народа. Поначалу он не отдавал предпочтение какой-либо
форме правления, но затем он начал отстаивать республиканскую
форму.
До прихода к власти Робеспьер отвергал диктатуру и призывал
казнить за высказывание идеи о диктатуре. Но затем он
выдвинул концепцию двух типов правительства: конституционного
и революционного. Конституционное правительство действует в
спокойное время, сохраняет уже установившуюся республику.
Революционное правительство создает республику, действует в
период революции (войны внутри общества). Поэтому оно имеет
право вести борьбу - уничтожать лиц, противодействующих
революции, а заодно и всех носителей "безнравственного",
"неблагоразумного" и "растленного". Обстановка войны
обязывает правительство действовать менее скованно, т.е. он
оправдывает концентрацию всех властных полномочий в центре и
жесткую гос.регламентацию всех общественных процессов. Но
Робеспьер считает, что его правительство избегнет крайностей
благодаря добродетели своих членов. Благодаря террору удастся
переделать страну и ввести конституционное правительство.
Террором можно заставить людей построить свободное и
справедливое общество.
34. Русские просветители XVIII века (Щербатов, Десницкий,
Радищев).
Князь Щербатов (1733-1790) создал работы: "О надобности и
пользе градских законов", "Размышления о законодательстве
вообще" и др.
В вопросе о происхождении государства Щербатов придерживался
договорной теории. В догосударственном состоянии все люди
были равны, но произошло неравенство из-за различия в силах и
способностях людей. Вследствии ума, чести, силы и прочих
добродетелей некоторое люди были возвышены, избраны
начальниками. Общественный договор предусматривает отъем у
людей меньшего количества прав, чем у них было бы отнято при
отсутствии такого договора.
Формы правления: монархия, аристократия, демократия и
деспотия. В чистом виде ни одна из них никогда не
существовала. Форма правления зависит от климата страны,
размера территории, численности населения и т.п. В Зап.Европе
(и для России) Щербатову наиболее привлекательной казалась
конституционная монархия. В более поздних работах Щербатов
стал находить также положительные стороны республики.
Предлагаемый Щербатовым представительный орган - Высшее
правительство - состоит из 5 коллегиальных департаментов.
Существует также местное самоуправление с широкими
полномочиями. Принятие законов должно сопровождаться
всенародным обсуждением. Монарх за нарушение законов м.б.
заключен в темницу.
В сословном обществе Щербатову нравилась устойчивость. Он
выступал против крепостного права, но считал освобождение
крестьян делом будущего. Задолго до Аракчеева он придумал
военные поселения. В последние годы жизни Щербатов критиковал
абсолютную монархию, описывал масштабы злоупотреблений, не
усматривал никаких изменений в абс.монархии после
присоединения к ее названию слова "просвещенная". Он
предлагал ограничить власть монарха и соблюдать законность во
всех сферах гос.деятельности.
Десницкий (1740-1789) - "Представление о учреждении
законодательной, судительной и наказательной власти в
Российской Империи". Высказал предположение о прохождении
человечеством исторически последовательных состояний: охота,
скотоводство, хлебопашество и коммерческое состояние. В
первых двух состояниях существует коллективное владение
вещами, а затем в результате труда возникает собственность.
Причины неравенства: физические качества человека, его
трудолюбие и умение накапливать. Государство возникает только
в коммерческом состоянии.
Цель государства - достижение наибольшего числа благ
наибольшим числом людей. Лучшая форма государства -
конституционная монархия. В представительном органе должны
быть депутаты от всех сословий. Также Десницкий считал
необходимым отделение судопроизводства от администрации. Он
настаивал на введении демократических принципов в
судопроизводстве: равенства всех перед законом, равного
наказания за равные деяния и т.п.
Радищев (1749-1802) - "Путешествие из Петербурга в Москву".
Рассматривал самодержавие (неограниченную власть) как
состояние, противное человеческому естеству; ставил знак
равенства между всеми видами монархической власти.
Просвещенных монархов не бывает. В России, к тому же,
бюрократия не связана ни с народом, ни с монархом.
Причина образования государства - природная социальность
людей. В естественном состоянии все были равны, но равенство
разрушилось с появлением частной собственности. Государство -
результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям
благой жизни, защиты слабых и угнетенных. Народ оставляет
суверенитет за собой.
Положительное законодательство должно быть основано на
естественном праве. Крепостное право - это нарушение
естественных законов. Злыми являются не помещики, а само
крепостное право. Социальный идеал Радищева - общество
свободных и равных собственников. Наилучшая форма правления -
республика типа новгородской или псковской. Будущее России
Радищев представлял как добровольную федерацию городов с
вечевыми собраниями.
35. ПП воззрения Крижанича.
Юрий Крижанич (1618-1683) - сторонник идей панславизма, т.е.
создания славянского государства с центром в России и с
единой православной церковью. Работы: "Политика", "Вопрос о
законе и справедливости". На Крижанича оказали влияние
античные мыслители; в т.ч. он выделяет 3 правильных и 3
неправильных формы правления: совершенное самовластие,
боярское правление и общевластво; тирания, олигархия и
анархия. Самая древняя и крепкая форма - самовластие.
Крижанич обосновывает божественность царской власти,
идеальным монархом считает Ал.Мих. Правитель - просвещенный
монарх, философ; в его руках вся полнота власти, без опоры на
сеймы и соборы. Цели государя: действовать в интересах
общества, для достижения справедливости, покоя и изобилия.
Основы государства: вера, суд, мир и дешевизна.
Для предотвращения превращения правильных форм государства в
неправильные требуются: монарх-философ, принятие и соблюдение
хороших законов, законодательная регламентация прав и
обязанностей сословий и чинов.
Закон равнозначен справедливости. Законы должны быть для
всех, но царь, кроме законов, руководствуется общественным
мнением.
36. Учение Канта о ГП.
Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкого
классического идеализма. Работы: "Критика чистого разума",
"Критика способности к суждению", "К вечному миру". Кант
приходит к агностицизму: природа вещей принципиально
недоступна человеческому познанию. Человек познает только
явления, т.е. способы, посредством которых вещи
обнаруживаются в нашем опыте.
Также Кант рассматривал проблему свободы. Он был против
истолкования человека как пассивного создания природы.
Человек - это субъект автономного поведения и
самосовершенствования. Основное проявление свободы -
самоограничение и уважение свободы других. Категорический
императив: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения но
основе твоей воли могла стать общим естественным законом",
"Поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и
никогда как средство. Гарантией следования императиву
является самоконтроль. Императив известен человеку априорно,
независимо от его социального положения и т.п.
Кант признает, что существуют индивиды, не способные
следовать категорическому императиву, и потому должно
существовать право. Право возникает тогда, когда
индивидуальная свобода перерастает в произвол. Для реализации
права существует государство, т.е. носитель принуждения. Цели
государства - соблюдение права как гаранта соблюдения
нравственного закона. Кант считается одним из создателей
теории правового государства. Классификация права:
естественное, положительное и справедливость. Цели и функции
государства он ограничивает соблюдением нравственных
принципов права.
Кант является сторонником договорной теории происхождения
государства. Нравственный долг и стремление следовать
естественному праву побуждают людей заключить общественный
договор. Содержание договора: обязательство соблюдать
нравственный закон.
В будущем человечество придет к созданию федерации
самостоятельных равноправных государств, к прекращению войн.
Путь к этому - просвещение народов, благоразумие правителей.
37. Учение Гегеля о государстве.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) рассматривал
проблемы ГП в сочинениях: "Философия права", "О научных
способах исследования естественного права", "Феноменология
духа" и др.
Три основные ступени развития духа: субъективный дух
(антропология, психология), объективный дух (право, мораль) и
абсолютный дух (искусство, религия, философия). ГП относятся
к объективному духу, учение Гегеля о ГП является философским
учением об объективном духе, т.е. анализ объективного духа с
позиции абсолютного духа. В отличие от юриспруденции,
изучающей позитивное право, философская наука о государстве и
праве призвана постичь мысли, лежащие в их основании, т.е.
идею государства и права.
Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: как
непосредственная действительность в виде индивидуального
государства, в отношениях между государствами как внешнее
государственное право, и во всемирной истории. В своем
развитом и разумном виде индивидуальное государство
представляет собой основанную на разделении властей
конституционную монархию. Ветви власти: законодательная,
правительственная и власть государя. Гегель считает точку
зрения о самостоятельности ветвей ложной, т.к. при этом как
бы предполагается враждебность этих ветвей друг другу. Он
выступает за органическое единство ветвей власти, в этом
состоит внутренний суверенитет государства.
Гегель критикует идею народного суверенитета и обосновывает
суверенитет наследственного конституционного монарха.
Представительный орган должен состоять из двух палат: верхняя
формируется по принципу наследственности из владельцев
имений, а нижняя образуется от остальной части общества путем
выделения депутатов от общин, товариществ и т.п. (не путем
индивидуального голосования).
Идеальность суверенитета: государства относятся друг к другу
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|