рефераты бесплатно

МЕНЮ


Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

философских наук Пишун С.В.

«Социальная философия В.В. Розанова»3 ( 1993 год ) и «Религия жизни

В.В. Розанова»4 ( 1994 год ), которые можно рассматривать как итог

того, что было сделано в разработке данной проблемы ранее.

Религиозные взгляды Л.Н. Толстого в русской философии исследованы

очень поверхностно и односторонне, новых работ по данной теме

практически не выходило. Книга А.П. Богданова «Перо и крест: Русские

писатели под церковным судом»5 раскрывает причины отлучения графа от

церкви, но не дает исчерпывающего анализа религиозно-философского

наследия Л.Н. Толстого.

В книге Замалеева А.Ф. «Лекции по истории русской философии»6 есть

раздел, посвященный религиозному реформаторству, в частности,

толстовству, который содержит вывод о том, что принципы этического

индивидуализма, которые исповедовал Л.Н. Толстой, стали знаменем всего

«русского религиозного ренессанса» конца ХIХ – начала ХХ веков.

Общая характеристика, освятившие «русского религиозно-философского

ренессанса» с позиций современной философской мысли, содержатся в

работе Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской «Русская философия истории»7.

____________________________________________________________

1. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М.: Соратник, 1995.

2. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев.- 2 изд., доп. – М.: Мысль, 1994.

3. Пишун С.В. Социальная философия В.В. Розанова. – Владивосток: Изд-во

Дальнвост. ун-та,1993

4. Пишун В.К., Пишун С.В. «Религия жизни» В. Розанова. - Владивосток:

Изд-во Дальнвост. ун-та, 1994. – 208 с.

5. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. –

М.: Политиздат, 1990

6. Замолеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – С.-П.: Изд-во

С.-П. ун-та, 1995.

7. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: курс

лекций. - Изд. 2-е, дополн. –М.: Аспект Пресс, 1999.

Проблема религиозного сознания в России в кризисный для Церкви

период конца ХIХ- начала ХХ веков имеет благоприятные перспективы для

научных разработок. Залогом тому стали пробудившийся интерес к

религиозным и философским традициям в России, стремление восстановить

утерянную духовную связь поколений.

В целом историографический обзор показывает, что в эпоху, когда над

отечественной исторической и философской науками довлели догмы

диалектического материализма и классовых оценок, история церкви и

философской мысли освещалась однобоко и неполно, что привело к

недостатку общей историко-философской культуры в настоящее время.

Цель дипломной работы – исследовать истоки и сущность кризиса

официальной Церкви и взгляды представителей различных общественных

групп от церковных деятелей до философов и писателей на пути выхода из

него.

Задачами данной дипломной работы являются:

1. Рассмотреть вопросы организации, идеологии, экономики Церкви в

условиях реформ второй половины ХIХ века.

2. Попытаться выявить внутрицерковные тенденции, направленные на

улучшение положения Церкви в обществе; а также причины

консервации церковных устоев, несмотря на недовольство

синодальной системой.

3. Исследуя феномен Распутина, показать морально-психологическую

обстановку, сложившуюся в русском обществе и в РПЦ в начале

нынешнего столетия. На примере Распутина показать всю

нервозность и смуту, царившую в РПЦ.

4. Рассмотреть вклад философских школ и течений

( Несмелов В.И., Толстой Л.Н., Леонтьев К.П., Соловьев В.С.,

Бердяев Н.А., Мережковский Д.С., Розанов В.В. ) как попытку

модернизации ортодоксального православия и преодоления кризиса

религиозного самосознания русского общества.

Для написания работы использовались следующие группы источников:

во-первых, философские труды религиозных мыслителей – В. Соловьева,

Л.Н. Толстого, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, Н.А. Бердяева.

Сочинения В. Соловьева конца 80-х годов особенно отличаются

критикой византийско-московского православия. Критика была настолько

сильной, что сочинения не могли быть напечатаны в России. Впервые В.

Соловьев опубликовал их за границей на французском языке. Только после

смерти философа труды «Россия и вселенская Церковь», «Русская идея»

были опубликованы в Москве в 1911 году на русском языке Они вошли в

собрание сочинений В. Соловьева , вышедшее в 1988 году1. Его работа «Об

упадке средневекового мировоззрения»2 ( 1891 год ) наполнена чувством

катастрофизма по отношению к традиционному православию. Труд «Чтение о

Богочеловечестве»3 посвящен обоснованию процесса развития природного

человека к идеальному человечеству, к построению Царства Божьего на

земле ( Богочеловество ).

В отличии от трудов В. Соловьева религиозно-философское наследие

Л.Н. Толстого наименее доступно. До сих пор мало известны современному

читателю произведения «Исповедь» и «В чем моя вера?»4. До революции они

были запрещены духовной цензурой. В «Исповеди» автор пытается осмыслить

собственный жизненный путь и дать основание новой религии,

соответствующей развитию человечества, «религии Христа, но очищенной от

веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее

блаженство, но дающей блаженство на земле». В трактате « В чем моя

вера?» (1894 год ) под знаком истинного христианства Л.Н. Толстой

поднимает «мятеж» против всей культуры и цивилизации в целом, отрицая

все общественные институты и Церковь.

Для понимания религиозных взглядов Розанова В.В. важны его труды

«Русская Церковь», «О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира», «Л.Н.

Толстой и Русская Церковь», «Уединенное».

Статья «Русская Церковь»5 впервые опубликована в журнале «Полярная

звезда» в 1906 году № 8. В то время статья преследовалась «за

Богохуление и поношение предметов веры, с целью произвести соблазн».

Здесь автор пытается доказать, что «вообще все Христианство тает…, а

Русская Церковь увядает своим особым способом, по своему особому типу».

Вопрос о взаимоотношениях между Толстым и православием был одним из

главных в проблематике розановского толкования христианства и русской

Церкви. В работе «Л.Н. Толстой и Русская

____________________________________________________________

1. Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988.

Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988. – Т 2.

Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988. – Т 2.

2. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? – Л.: Худож. лит-ра, 1990.

3. Розанов В.В. Русская Церковь // Религия и культура: Сб.: В 2-х т.

Т1

Церковь»1 ( 1911 год ) звучит интересная мысль о том, что сам акт

Святейшего Синода об отлучении «потряс веру русскую более чем учение

Толстого».

В начале ХХ века наблюдалось резкое ухудшение человеческого

качества, что привело к нарастанию хамства в общественной и личной

жизни – вот одна из главных идей Д.С. Мережковского в сборнике статей

«Грядущий хам»2, изданного в Санкт-Петербурге в 1906 году. В статье

«Теперь или никогда» данного сборника Мережковский оправдывает Петра I

в том смысле, что он ничего не сделал с Церковью; он только подвел итог

тому, что было сделано до него и помимо него. Здесь же автор поднимает

проблему векового бездейственного отношения Церкви к общественно-

политической жизни мира. Решение этого вопроса нужно искать в основе

всего исторического христианства

Сборник статей о русской интеллигенции «Вехи»3 опубликованный в

1909 году был не только призывом к смене парадигмы интеллигентского

сознания и общественной мысли в целом, но и предостережением,

основанным на предчувствии той моральной и политической катастрофы,

которая обозначилась в 1905-1907 годах и разразилась в октябре 1917

года.

Все религиозно философское наследие вышеперечисленных авторов

явилось неоценимым источником;

во-вторых, дневники, воспоминания современников, которые в основном

касаются личности Г.Е. Распутина. В разных источниках личность «старца»

трактуется по разному и встречаются самые противоречивые характеристики

его образа жизни, его натуры, масштабов влияния на политику, на царскую

семью, на окружение.

В «Моих воспоминаниях о Г.Е. Распутине»4 Жуковской «старец»

интересен, главным образом, со стороны своего воздействия на людей.

Психологической стороне этого вопроса в литературе уделено очень мало

внимания. В.А. Жуковская признает Распутина натурой во всяком случае

исключительной и обладающей огромной силой.

____________________________________________________________

1. Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь: Сб. : В 2-х т. – Т1. –

М.: Правда, 1990.

2. Мережковский Д.С. Грядущий хам. - М.: Молодая гвардия, 1992.

3. Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции: - Свердловск: Изд-во Урал.

Ун-та, 1991.

4. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Г.Е. Распутине 1914-1916 год //

Григорий Распутин: Сб.: в 4т. Т 4 – М.: Терра, «Книжная лавка –

РТР», 1997.

В условиях жесткой цензуры похождения «старца» осуждались

общественностью посредством эпиграмм, памфлетов, карикатур и сатир.

Авторами тогдашнего «самиздата», наряду с профессионалами выступали и

высокопоставленные чиновники. И только после смерти «старца» занавес

был прорван. Волна книг, брошюр и статей приходится на 1917 – 1919

годы. Вся эта литература написанная на фактическом материале, носила

ярко выраженный разоблачительный характер.

Свидетельства из первых уст дают богатейший материал для оценки

роли Распутина и являются наиболее ценными документами о распутинской

эпохе, особенно если учесть, что документы, связанные с деятельностью

царского фаворита, в большинстве своем погибли.

Книги о Распутине большей частью выходили за рубежом. Среди них:

«Распутин» Тоубе ( 1923 год ); «Конец Г. Распутина» Гроссберга (1924

год ); «Конец Распутина» Юсупова ( 1927 год ); дневники дочери «старца»

Матрены и многие другие. Часть изданных за рубежом мемуарных книг

написаны сторонниками «старца», его поклонницами, а часть –

противниками и заклятыми врагами. Вся эта литература у нас в стране

была недоступной, хранилась в фондах.

В настоящее время вышел сборник «Григорий Распутин», который

содержит все сколько-нибудь ценные, известные и мало известные

российскому читателю воспоминания и документы людей, знавших Распутина.

Большой интерес представляют в нем воспоминания Великого князя

Александра Михайловича1, записки князя Н.Д. Жевахова2 и графа В.Н.

Коковцова3, влиятельных царедворцев: А.А. Мосолова4, В.Н. Воейкова5,

генералов В.И. Гурко6

____________________________________________________________

1. Великий Кн. Александр Михайлович. Из книги воспоминаний //

Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.: Терра, «Книжная лавка –

РТР», 1997.

2. Жевахов Н.Д. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

3. Коковцев В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. // Григорий Распутин:

Сб.: В 4т. Т 1 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

4. Мосолов А.А. При дворе последнего российского императора. //

Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.: Терра, «Книжная лавка –

РТР», 1997.

5. Воейков В.Н. С царем и без царя // Григорий Распутин: Сб: В 4-х т. Т

2 –М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

6. Гурко В.И. Царь и царица // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

и Н.Т. Курлов1, общественных и государственных деятелей тех лет – М.В.

Родзянко2, П.М. Милюкова3, В.В. Сухомлинова4, А.Ф. Керенского5,

начальника департамента полиции С.П. Белецкого6.

Свои воспоминания оставили поклонницы Распутина – А. Вырубова7 и Е.

Джанумова8. Книги написали и убийцы Распутина: Н.М. Пуришкевич9 и князь

Ф. Юсупов10.

Причем сейчас в зарубежной историографии считается, что мемуары

Юсупова и «дневниковые записи» Пуришкевича лишь в небольшой степени

могут рассматриваться как достоверные источники истории заговора и

убийства Распутина, так как их рассказы очень похожи

на пересказ слухов, широко ходивших в народе.

Представлены очерки П. Ковалевского11, __

Н. Еврейнова12, З. Гиппиус13 и ряда других. Наиболее ценными

источниками для данной работы стали:

__________________________________________________________

1. Курлов П.Г. Гибель императорской России // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

2. Родзянко М.Д. Крушение империи // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

3. Милюков П.Н. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

4. Сухомлинов В.А. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

5. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары// Григорий

Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

6. Белецкий С.П. Григорий Распутин // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

7. Вырубова А.А. Страницы из моей жизни. Дневник // Григорий Распутин:

Сб.: В 4т. Т 3 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

8. Джанумова Е.Ф. Мои встречи с Распутиным // Григорий Распутин: Сб.: в

4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

9. Пуришкевич. Дневник // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 4 – М.: Терра,

«Книжная лавка – РТР», 1997.

10. Юсупов В.В. Конец Распутина // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

11. Ковалевский П. Гришка Распутин // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

12. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина // Григорий Распутин: Сб.: В 4-х т. Т 3 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

13. Гиппиус З.Н. Живые лица . // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т

4М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

воспоминания французского посла Мориса Палеолог «Царская Россия

накануне революции»1, где в свете личности Распутина раскрывается

кризисное состояние всего русского духовенства и церкви; совершенно по

новому раскрывается сущность «старца» в воспоминаниях его ближайшей

поклонницы А. Вырубовой, которая полностью опровергает слухи о

причастности Распутина к секте хлыстов, а также пытается доказать, что

Царица и Распутин явились жертвой политических интриг.

Воспоминания С. Труфанова «Святой черт»2 очень важны для понимания

общего состояния церкви в начале ХХ века. На примере Флорищевой

пустыни, куда он был сослан после ссоры с Распутиным, бывший иеромонах

Иллиадор очень ярко описывает все кризисные явления поразившие

православную Церковь; указывает на пагубное влияние Распутина на

духовенство.

Исследование Н. Еврейнова «Тайна Распутина» отличается

нетрадиционным подходом к теме. В частности он проводит анализ половой

распущенности героя и делает заключение о его «маниакальных»

наклонностях. Исследую его сектантские наклонности, Еврейнов неоспоримо

доказывает его хлыстовство.

Известно, что в марте 1917 года Временным правительством был издан указ

об учреждении Верховной чрезвычайной комиссии «для расследования

действий бывших министров и других высших должностных лиц». Публикуются

фрагменты допросов А. Вырубовой, А.Д. Протопопова, А.Н. Хвостова и

др.3, близко знавших Распутина. В сборник вошли «Мысли и размышления»4

самого Г.Е. Распутина, его переписка, а также выписка из данных

наружного наблюдения филеров за «старцем».

Воспоминания – специфический вид источников, характеризующийся

известной степенью субъективизма. Так, например, наибольшей

субъективностью страдают воспоминания А. Вырубовой, С, Труфанова, а

на объективность претендуют

____________________________________________________________

1. Палеолог М. Царская Россия накануне революции // Григорий Распутин:

Сб.: В 4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

2. Труфанов С. Святой черт // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

3. Материалы чрезвычайной следственной комиссии Временного

правительства // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.: Терра,

«Книжная лавка – РТР», 1997.

4. Распутин Г.Е. Мои мысли и размышления // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т 4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

воспоминания С.В. Завадского1, В.А. Жуковской. Большинство воспоминаний

о Распутине или тенденциозны и стараются оправдать гонения, каким он

подвергался, или недостаточно глубоко разъясняют природу его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.