Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков
философских наук Пишун С.В.
«Социальная философия В.В. Розанова»3 ( 1993 год ) и «Религия жизни
В.В. Розанова»4 ( 1994 год ), которые можно рассматривать как итог
того, что было сделано в разработке данной проблемы ранее.
Религиозные взгляды Л.Н. Толстого в русской философии исследованы
очень поверхностно и односторонне, новых работ по данной теме
практически не выходило. Книга А.П. Богданова «Перо и крест: Русские
писатели под церковным судом»5 раскрывает причины отлучения графа от
церкви, но не дает исчерпывающего анализа религиозно-философского
наследия Л.Н. Толстого.
В книге Замалеева А.Ф. «Лекции по истории русской философии»6 есть
раздел, посвященный религиозному реформаторству, в частности,
толстовству, который содержит вывод о том, что принципы этического
индивидуализма, которые исповедовал Л.Н. Толстой, стали знаменем всего
«русского религиозного ренессанса» конца ХIХ – начала ХХ веков.
Общая характеристика, освятившие «русского религиозно-философского
ренессанса» с позиций современной философской мысли, содержатся в
работе Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской «Русская философия истории»7.
____________________________________________________________
1. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М.: Соратник, 1995.
2. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев.- 2 изд., доп. – М.: Мысль, 1994.
3. Пишун С.В. Социальная философия В.В. Розанова. – Владивосток: Изд-во
Дальнвост. ун-та,1993
4. Пишун В.К., Пишун С.В. «Религия жизни» В. Розанова. - Владивосток:
Изд-во Дальнвост. ун-та, 1994. – 208 с.
5. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. –
М.: Политиздат, 1990
6. Замолеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – С.-П.: Изд-во
С.-П. ун-та, 1995.
7. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: курс
лекций. - Изд. 2-е, дополн. –М.: Аспект Пресс, 1999.
Проблема религиозного сознания в России в кризисный для Церкви
период конца ХIХ- начала ХХ веков имеет благоприятные перспективы для
научных разработок. Залогом тому стали пробудившийся интерес к
религиозным и философским традициям в России, стремление восстановить
утерянную духовную связь поколений.
В целом историографический обзор показывает, что в эпоху, когда над
отечественной исторической и философской науками довлели догмы
диалектического материализма и классовых оценок, история церкви и
философской мысли освещалась однобоко и неполно, что привело к
недостатку общей историко-философской культуры в настоящее время.
Цель дипломной работы – исследовать истоки и сущность кризиса
официальной Церкви и взгляды представителей различных общественных
групп от церковных деятелей до философов и писателей на пути выхода из
него.
Задачами данной дипломной работы являются:
1. Рассмотреть вопросы организации, идеологии, экономики Церкви в
условиях реформ второй половины ХIХ века.
2. Попытаться выявить внутрицерковные тенденции, направленные на
улучшение положения Церкви в обществе; а также причины
консервации церковных устоев, несмотря на недовольство
синодальной системой.
3. Исследуя феномен Распутина, показать морально-психологическую
обстановку, сложившуюся в русском обществе и в РПЦ в начале
нынешнего столетия. На примере Распутина показать всю
нервозность и смуту, царившую в РПЦ.
4. Рассмотреть вклад философских школ и течений
( Несмелов В.И., Толстой Л.Н., Леонтьев К.П., Соловьев В.С.,
Бердяев Н.А., Мережковский Д.С., Розанов В.В. ) как попытку
модернизации ортодоксального православия и преодоления кризиса
религиозного самосознания русского общества.
Для написания работы использовались следующие группы источников:
во-первых, философские труды религиозных мыслителей – В. Соловьева,
Л.Н. Толстого, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, Н.А. Бердяева.
Сочинения В. Соловьева конца 80-х годов особенно отличаются
критикой византийско-московского православия. Критика была настолько
сильной, что сочинения не могли быть напечатаны в России. Впервые В.
Соловьев опубликовал их за границей на французском языке. Только после
смерти философа труды «Россия и вселенская Церковь», «Русская идея»
были опубликованы в Москве в 1911 году на русском языке Они вошли в
собрание сочинений В. Соловьева , вышедшее в 1988 году1. Его работа «Об
упадке средневекового мировоззрения»2 ( 1891 год ) наполнена чувством
катастрофизма по отношению к традиционному православию. Труд «Чтение о
Богочеловечестве»3 посвящен обоснованию процесса развития природного
человека к идеальному человечеству, к построению Царства Божьего на
земле ( Богочеловество ).
В отличии от трудов В. Соловьева религиозно-философское наследие
Л.Н. Толстого наименее доступно. До сих пор мало известны современному
читателю произведения «Исповедь» и «В чем моя вера?»4. До революции они
были запрещены духовной цензурой. В «Исповеди» автор пытается осмыслить
собственный жизненный путь и дать основание новой религии,
соответствующей развитию человечества, «религии Христа, но очищенной от
веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее
блаженство, но дающей блаженство на земле». В трактате « В чем моя
вера?» (1894 год ) под знаком истинного христианства Л.Н. Толстой
поднимает «мятеж» против всей культуры и цивилизации в целом, отрицая
все общественные институты и Церковь.
Для понимания религиозных взглядов Розанова В.В. важны его труды
«Русская Церковь», «О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира», «Л.Н.
Толстой и Русская Церковь», «Уединенное».
Статья «Русская Церковь»5 впервые опубликована в журнале «Полярная
звезда» в 1906 году № 8. В то время статья преследовалась «за
Богохуление и поношение предметов веры, с целью произвести соблазн».
Здесь автор пытается доказать, что «вообще все Христианство тает…, а
Русская Церковь увядает своим особым способом, по своему особому типу».
Вопрос о взаимоотношениях между Толстым и православием был одним из
главных в проблематике розановского толкования христианства и русской
Церкви. В работе «Л.Н. Толстой и Русская
____________________________________________________________
1. Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988.
Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988. – Т 2.
Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988. – Т 2.
2. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? – Л.: Худож. лит-ра, 1990.
3. Розанов В.В. Русская Церковь // Религия и культура: Сб.: В 2-х т.
Т1
Церковь»1 ( 1911 год ) звучит интересная мысль о том, что сам акт
Святейшего Синода об отлучении «потряс веру русскую более чем учение
Толстого».
В начале ХХ века наблюдалось резкое ухудшение человеческого
качества, что привело к нарастанию хамства в общественной и личной
жизни – вот одна из главных идей Д.С. Мережковского в сборнике статей
«Грядущий хам»2, изданного в Санкт-Петербурге в 1906 году. В статье
«Теперь или никогда» данного сборника Мережковский оправдывает Петра I
в том смысле, что он ничего не сделал с Церковью; он только подвел итог
тому, что было сделано до него и помимо него. Здесь же автор поднимает
проблему векового бездейственного отношения Церкви к общественно-
политической жизни мира. Решение этого вопроса нужно искать в основе
всего исторического христианства
Сборник статей о русской интеллигенции «Вехи»3 опубликованный в
1909 году был не только призывом к смене парадигмы интеллигентского
сознания и общественной мысли в целом, но и предостережением,
основанным на предчувствии той моральной и политической катастрофы,
которая обозначилась в 1905-1907 годах и разразилась в октябре 1917
года.
Все религиозно философское наследие вышеперечисленных авторов
явилось неоценимым источником;
во-вторых, дневники, воспоминания современников, которые в основном
касаются личности Г.Е. Распутина. В разных источниках личность «старца»
трактуется по разному и встречаются самые противоречивые характеристики
его образа жизни, его натуры, масштабов влияния на политику, на царскую
семью, на окружение.
В «Моих воспоминаниях о Г.Е. Распутине»4 Жуковской «старец»
интересен, главным образом, со стороны своего воздействия на людей.
Психологической стороне этого вопроса в литературе уделено очень мало
внимания. В.А. Жуковская признает Распутина натурой во всяком случае
исключительной и обладающей огромной силой.
____________________________________________________________
1. Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь: Сб. : В 2-х т. – Т1. –
М.: Правда, 1990.
2. Мережковский Д.С. Грядущий хам. - М.: Молодая гвардия, 1992.
3. Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции: - Свердловск: Изд-во Урал.
Ун-та, 1991.
4. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Г.Е. Распутине 1914-1916 год //
Григорий Распутин: Сб.: в 4т. Т 4 – М.: Терра, «Книжная лавка –
РТР», 1997.
В условиях жесткой цензуры похождения «старца» осуждались
общественностью посредством эпиграмм, памфлетов, карикатур и сатир.
Авторами тогдашнего «самиздата», наряду с профессионалами выступали и
высокопоставленные чиновники. И только после смерти «старца» занавес
был прорван. Волна книг, брошюр и статей приходится на 1917 – 1919
годы. Вся эта литература написанная на фактическом материале, носила
ярко выраженный разоблачительный характер.
Свидетельства из первых уст дают богатейший материал для оценки
роли Распутина и являются наиболее ценными документами о распутинской
эпохе, особенно если учесть, что документы, связанные с деятельностью
царского фаворита, в большинстве своем погибли.
Книги о Распутине большей частью выходили за рубежом. Среди них:
«Распутин» Тоубе ( 1923 год ); «Конец Г. Распутина» Гроссберга (1924
год ); «Конец Распутина» Юсупова ( 1927 год ); дневники дочери «старца»
Матрены и многие другие. Часть изданных за рубежом мемуарных книг
написаны сторонниками «старца», его поклонницами, а часть –
противниками и заклятыми врагами. Вся эта литература у нас в стране
была недоступной, хранилась в фондах.
В настоящее время вышел сборник «Григорий Распутин», который
содержит все сколько-нибудь ценные, известные и мало известные
российскому читателю воспоминания и документы людей, знавших Распутина.
Большой интерес представляют в нем воспоминания Великого князя
Александра Михайловича1, записки князя Н.Д. Жевахова2 и графа В.Н.
Коковцова3, влиятельных царедворцев: А.А. Мосолова4, В.Н. Воейкова5,
генералов В.И. Гурко6
____________________________________________________________
1. Великий Кн. Александр Михайлович. Из книги воспоминаний //
Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.: Терра, «Книжная лавка –
РТР», 1997.
2. Жевахов Н.Д. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.:
Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
3. Коковцев В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. // Григорий Распутин:
Сб.: В 4т. Т 1 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
4. Мосолов А.А. При дворе последнего российского императора. //
Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.: Терра, «Книжная лавка –
РТР», 1997.
5. Воейков В.Н. С царем и без царя // Григорий Распутин: Сб: В 4-х т. Т
2 –М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
6. Гурко В.И. Царь и царица // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.:
Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
и Н.Т. Курлов1, общественных и государственных деятелей тех лет – М.В.
Родзянко2, П.М. Милюкова3, В.В. Сухомлинова4, А.Ф. Керенского5,
начальника департамента полиции С.П. Белецкого6.
Свои воспоминания оставили поклонницы Распутина – А. Вырубова7 и Е.
Джанумова8. Книги написали и убийцы Распутина: Н.М. Пуришкевич9 и князь
Ф. Юсупов10.
Причем сейчас в зарубежной историографии считается, что мемуары
Юсупова и «дневниковые записи» Пуришкевича лишь в небольшой степени
могут рассматриваться как достоверные источники истории заговора и
убийства Распутина, так как их рассказы очень похожи
на пересказ слухов, широко ходивших в народе.
Представлены очерки П. Ковалевского11, __
Н. Еврейнова12, З. Гиппиус13 и ряда других. Наиболее ценными
источниками для данной работы стали:
__________________________________________________________
1. Курлов П.Г. Гибель императорской России // Григорий Распутин: Сб.: В
4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
2. Родзянко М.Д. Крушение империи // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 –
М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
3. Милюков П.Н. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.:
Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
4. Сухомлинов В.А. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.:
Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
5. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары// Григорий
Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
6. Белецкий С.П. Григорий Распутин // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 –
М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
7. Вырубова А.А. Страницы из моей жизни. Дневник // Григорий Распутин:
Сб.: В 4т. Т 3 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
8. Джанумова Е.Ф. Мои встречи с Распутиным // Григорий Распутин: Сб.: в
4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
9. Пуришкевич. Дневник // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 4 – М.: Терра,
«Книжная лавка – РТР», 1997.
10. Юсупов В.В. Конец Распутина // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.:
Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
11. Ковалевский П. Гришка Распутин // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 –
М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
12. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина // Григорий Распутин: Сб.: В 4-х т. Т 3 –
М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
13. Гиппиус З.Н. Живые лица . // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т
4М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
воспоминания французского посла Мориса Палеолог «Царская Россия
накануне революции»1, где в свете личности Распутина раскрывается
кризисное состояние всего русского духовенства и церкви; совершенно по
новому раскрывается сущность «старца» в воспоминаниях его ближайшей
поклонницы А. Вырубовой, которая полностью опровергает слухи о
причастности Распутина к секте хлыстов, а также пытается доказать, что
Царица и Распутин явились жертвой политических интриг.
Воспоминания С. Труфанова «Святой черт»2 очень важны для понимания
общего состояния церкви в начале ХХ века. На примере Флорищевой
пустыни, куда он был сослан после ссоры с Распутиным, бывший иеромонах
Иллиадор очень ярко описывает все кризисные явления поразившие
православную Церковь; указывает на пагубное влияние Распутина на
духовенство.
Исследование Н. Еврейнова «Тайна Распутина» отличается
нетрадиционным подходом к теме. В частности он проводит анализ половой
распущенности героя и делает заключение о его «маниакальных»
наклонностях. Исследую его сектантские наклонности, Еврейнов неоспоримо
доказывает его хлыстовство.
Известно, что в марте 1917 года Временным правительством был издан указ
об учреждении Верховной чрезвычайной комиссии «для расследования
действий бывших министров и других высших должностных лиц». Публикуются
фрагменты допросов А. Вырубовой, А.Д. Протопопова, А.Н. Хвостова и
др.3, близко знавших Распутина. В сборник вошли «Мысли и размышления»4
самого Г.Е. Распутина, его переписка, а также выписка из данных
наружного наблюдения филеров за «старцем».
Воспоминания – специфический вид источников, характеризующийся
известной степенью субъективизма. Так, например, наибольшей
субъективностью страдают воспоминания А. Вырубовой, С, Труфанова, а
на объективность претендуют
____________________________________________________________
1. Палеолог М. Царская Россия накануне революции // Григорий Распутин:
Сб.: В 4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
2. Труфанов С. Святой черт // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.:
Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
3. Материалы чрезвычайной следственной комиссии Временного
правительства // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.: Терра,
«Книжная лавка – РТР», 1997.
4. Распутин Г.Е. Мои мысли и размышления // Григорий Распутин: Сб.: В
4т. Т 4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
воспоминания С.В. Завадского1, В.А. Жуковской. Большинство воспоминаний
о Распутине или тенденциозны и стараются оправдать гонения, каким он
подвергался, или недостаточно глубоко разъясняют природу его
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|