рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реализация норм права

том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права ни

данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие. Нельзя применять

норму права, которая хотя и действует в данный момент, но которой не было,

когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку "закон

обратной силы не имеет". По той же причине нельзя применять принятую норму,

не вступившую в законную силу.

Выбрав правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста

правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста

официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется не внесены ли

изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования

относящегося к применительной норме. При этом необходимо учитывать правила

действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Выбор и

анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие

действия касаются здесь прежде всего текста закона, иного акта. Они могут

быть обозначены как "критика" нормы (акта) это значит, что перед

применением закона нужно его покритиковать т.е. тщательно, всесторонне, с

разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к

данному случаю. Такая «критика» подразделяется на "высшую" и "низшую".

"Высшая" критика относится к самому закону, иному акту правомерен ли

сам закон, не приостановлено ли его действие, распространяется ли его

действие на данных лиц. Например, распространяется ли Закон "О залоге" на

граждан по их частным делам, на коммерческие банки. Сюда же включается

"высшая" критика подзаконного акта с точки зрения его соответствия закону.

Этот акт нельзя применить, если несоответствие обнаружено. "Низшая критика"

касается только законодательного текста, словесно-документального изложения

юридических норм, когда должны быть устранены погрешности, допущенные при

напечатании (перепечатывании) текста, т.е. погрешности полиграфического или

машинописного характера. Основное правило здесь - пользоваться официальным

текстом содержащимся в "Собрании", других официальных источниках или в

крайнем случае выверенной и завизированной копией официального текста.

Выбор юридических норм на основании доставленного и точного

законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой

квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Правовая

квалификация - имеет при применении юридических норм "сквозное" значение:

она завершает и сводит воедино две стадии во многом предварительного

характера - установление фактических обстоятельств, а так же охватывает

решение юридического дела. Это юридическая оценка всей совокупности

фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного

факта) к определенным юридическим нормам.

На первых стадиях применения закона происходит предварительная

правовая квалификация, в результате которой определяется круг

обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона

(предмет доказывания). Окончательная правовая квалификация фактов

осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый

вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай и которые

положены в основу решения.

3. Анализ юридических пределов действия нормы права

После выбора нормы права осуществляется проверка выбранной нормы на

предмет ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В частности,

устанавливают:

1. Действует ли она на момент разрешения конкретного дела

2. Действует ли она на той территории, где решается дело

3. Распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками

возникающего правоотношения

Здесь же необходимо руководствоваться общим положением – «закон

обратной силы не имеет», согласно которому нельзя применять норму права,

хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда

рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять

норму, не вступившую в законную силу.

Наконец, осуществляя проверку выбранной нормы, необходимо установить

ее подлинный текст. Для этого следует пользоваться официальным текстом

нормативного акта, опубликованного в официальных источниках, например в

«Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете»,

кодексах.

Работники правоприменительных органов часто пользуются различного рода

сборниками законодательства, справочниками, составленными издательствами,

фирмами, информационными изданиями ведомств и другими неофициальными

материалами. Обычно пользование такими текстами не вызывает каких-либо

недоразумений. Однако на неофициальные издания не распространяется

презумпция (предположение) их полного соответствия оригиналу акта и,

следовательно, в каждом конкретном случае их использования следует сличать

эти издания с официальными источниками. Во избежание нарушений законности

недопустимо основываться при применении права на изданиях, лишь

перелагающих содержание нормативных актов.

4. Толкование правовых нормативных актов.

Толкование правовых норм – это сложное явление интеллектуально-

волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права.

Существуют несколько точек зрения об общем понятии толкования права:

- толкование норм права означает уяснение смысла правовых норм;

- сущность толкования составляет разъяснение норм права;

- толкование – это уяснение и разъяснение норм права;

Первые два определения неполны и односторонни. По-моему третья точка

зрения, которой придерживается Н.Н.Вопленко, наиболее точно отражает

сущность определения толкования права.

Деятельность по толкованию норм права объективируется в виде

определённых актов.

В теории толкования норм права можно выделить две части:

правотолковательную технику, т.е. учение о способах толкования и учение об

актах толкования.

Термин «толкование» связан с понятием «познание». Толкование – есть

смысл, разумное содержание чего-нибудь.[5]

Первый элемент толкования – это уяснение, т.е. характеристика

гносеологической природы процесса толкования, его направленность на

познание и объяснение смысла правовых явлений. С точки зрения А.С.Пиголкина

толкование-уяснение – это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за

рамки сознания самого интерпретатора.[6]

Различают несколько способов толкования, которые обеспечивают ясность

смысла толкуемых норм: грамматический, филологический, исторический,

телеологический, функциональный, языковой, логический, систематический.[7]

Разделяют термины способ и приём толкования. Способ – это технические

приёмы и средства познания. Приём – это конкретное познавательное действие,

движение мысли: сравнение, аналогия, выведение одних знаний из других,

логическое преобразование и др., т.е. инструменты познания права. Способы

толкования определены основными сферами правовой деятельности, те сферами

бытия права: основные виды правовых предписаний; специфика языка права;

правовые отношения; правосознание. Поэтому основными способами толкования

права являются: систематический, филологический, историко-политический,

логический.

Систематический способ

Систематический способ это уяснение смысла правовой нормы путём

сравнения её с другими нормами, выявление её связей в общей системе

правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или

системе права. В ходе уяснения познаются системообразующие связи права:

субординации, координации, управления, происхождения и др. В результате

устраняются противоречия (коллизии) между нормами и актами. Существуют

несколько правил устранения противоречий:

- Если в противоречие вступают нормы права, изданные разными

органами, то руководствуются нормой права, установленной

вышестоящим органом.

- Если возникает противоречие между нормами, изданными одним органом,

то руководствуются нормой, установленной позже повремени издания.

Филологический способ

В словаре русского языка сказано, что филология культуру народа,

выраженную в языке и литературном творчестве. Сущность филологического

способа заключается в выяснении смысла правовых норм средствами

грамматического анализа текста закона (в жизни этот способ применяется

наиболее часто). Содержанием филологического способа является совокупность

мыслительных операций, позволяющих путём грамматического разбора письменной

речи законодателя устранить возможные противоречия смысла нормы. При этом

внимание обращается на роль союзов, предлогов, запятых, точек и тд.

Примером может служить известная фраза: "Казнить, нельзя помиловать.

Казнить нельзя, помиловать". Неясность закона возникает из-за применения

специфических терминов и слов, которые могут употребляться в обычном и

исключительном значении, в основном и переносном смысле, в обширном и узком

значении, в обычном и техническом.

Историко-политический способ толкования.

При этом способе учитываются исторические условия издания

нормативного акта и социально-политические цели, которые преследовал

законодатель, так же учитываются социально-экономические факторы. При

толковании используются другие дополнительные источники: партийные

документы, материалы обсуждения проектов нормативных актов, обычаи,

научные комментарии юридической практики. При этом интерпретатор

переносится в исторические условия появления правовой нормы. Примером может

служить глава 34 УК РФ "Преступления против мира и безопасности

человечества". Содержание данной главы УК РФ из прошлой истории России

(участие во многих войнах, борьба за мирное существование).

Логический способ.

При логическом способе толкования используются средства формальной и

диалектической логики при познании правовых явлений. Объектом исследования

в логическом способе являются внутренние связи между частями нормативного

акта, логическая структура правовых предписаний. Особенности

законодательной техники отражаются на логической структуре правовых

предписаний, и поэтому при уяснении смысла закона необходимо будет

осуществить мыслительное преобразование текста нормативного акта. Например,

в УК РФ говорится, что #G0убийство, то есть умышленное причинение смерти

другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести до

пятнадцати лет.[8] Ясно, что законодатель имел в виду наказание не самого

убийства, а лица, которое его совершает. Такие преобразования

осуществляются часто интуитивно, не задумываясь. Необходимость логического

преобразования объясняется внутренней логической структурой правовой нормы,

так как структурные элементы правовых норм (гипотеза, диспозиция, санкция)

могут подразумеваться (быть опущены) законодателем для лаконичности, либо

находится в других статьях и нормах права.

Соблюдение, использование и применение права невозможно без познания

смысла правовых велений. От этого зависит эффект внедрения в общественную

жизнь.

Разъяснение права является объективизацией предшествующей мыслительной

работы. Объективизация осуществляется в виде акта разъяснения,

мотивировочной части правоприменительного акта или юридического совета.

Разъяснение норм права – есть изложение смысла государственной воли,

выраженной в нормативном акте, которое стало возможным в результате

деятельности по её уяснению. Содержание разъяснения включает в себя приёмы

и способы объяснения смысла и целей правовых норм.

Толкование права это опосредованное познание в форме понятий,

суждений, умозаключений. Нельзя уяснить смысл правовой нормы вне

деятельности по её объяснению (раскрытие содержания). Также нельзя

представить разъяснение правовой нормы без процесса познания. Тогда можно

сделать вывод, что уяснение и разъяснение – это диалектически связанные

стороны толкования. Поэтому существуют различные приёмы, способы,

интерпретации правовых норм. Существует несколько приёмов и способов

уяснения права: реконструирование правовых норм, конкретизация,

доказательство, опровержение тезисов, иллюстрация.

Разъяснение и уяснение сливаются вместе в акте толкования. Уяснение

может не перейти в разъяснение, но разъяснение всегда перерастает в акт

толкования. Отсюда следует, что толкование – это выражающаяся в особом акте

интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла норм

права в целях их наиболее правильной реализации.

В зависимости от субъектов различают два вида толкования права:

официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование – это разъяснение смысла и целей правовых норм,

осуществляемое компетентными органами и влекущее определённые юридические

последствия. Те существует два признака официального толкования:

принадлежность его компетентным органам и юридические следствия. Эти

признаки производны от субъектов толкования. И.Сабо рассматривает виды

толкования с учётом трёх обстоятельств: кто компетентен осуществлять

толкование, толкование каких органов является обязательным, и для кого оно

обязательно.[9]

Официальное толкование это разъяснение смысла нормы права, исходящее

от государственно-властного органа и имеет обязательный характер для всех

субъектов, относящихся к данной норме. Официальное толкование

характеризуется формой и особым порядком осуществления. Форма официального

толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма

является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и

обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приёма

должностными лицами посетителей. Официальное толкование ещё часто

называется легальным, те официальное разъяснение, имеющее общественный

характер и обязательное для всех органов и лиц, подпадающих под действие

нормы.

Официальное толкование правовых норм по признаку юридических

последствий подразделяется на: нормативное и казуальное.

Нормативное толкование характеризуется:

- государственной обязательностью;

- распространяется на широкий круг общественных отношений;

- обладает возможностью неоднократного использования в юридической

практике;

Нормативное толкование выражено в актах Президиума Верховного Совета

РФ, Верховного Суда РФ. Разновидностью нормативного толкования является

аутентическое толкование. Это разъяснение норм права органом ранее её

установившим. Акт аутентического толкования следует отличать от

нормотворческого акта. Он выступает как разъяснение позитивного права, и

иногда содержит элементы развития законодательства. Поэтому акты

аутентического толкования можно рассматривать, как толкование действующего

права и как нормотворчество. Но при этом следует учесть, что акт толкования

носит вспомогательный характер и находится в состоянии соподчинения с

нормативным актом.

Казуальное толкование – такое толкование, которое применительно к

конкретному случаю. Оно обязательно только для лиц в отношении которых оно

даётся. Часто оно является мотивировочной частью правоприменительного акта

(судебных решений, приговоров). Казуальное толкование нельзя распространять

на другие аналогичные случаи.

Под неофициальным толкованием подразумевается разъяснение смысла

права, осуществляемое неуполномоченными на это органами и лицами.

Неофициальное толкование не имеет обязательного характера и не порождает

юридических последствий. Такое толкование даётся адвокатами, учёными,

отдельными гражданами. Не обладая юридической силой, этот вид толкования

оказывает большое влияние на формирование общественного и индивидуального

правосознания, на поведение конкретных субъектов (комментарии к кодексам

учёных-юристов).

Неофициальное толкование является доктринальным, когда оно

осуществляется специалистами в области права, имеет научный характер

(статьи, монографии). Особенность заключается в их убедительности,

основанной на авторитете и научном подходе лица, дающего толкование.

Доктринальное толкование играет важную роль в единстве понимания правовых

норм.

Обыденное неофициальное толкование осуществляется при разъяснении

права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.

5. Принятие акта применения норм права.

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения

права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях

правоприменения.

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают

действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой

необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который

характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт

применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит

государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается

государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.