рефераты бесплатно

МЕНЮ


Римское право

Обычно считалось, что правоспособность появляется в момент рождения и

прекращается в момент смерти. Исключения из этого делалось для нерожденного

младенца, то есть римское право защищало нерожденного младенца. То есть

раньше закон запрещал прекращение жизни зачатого, но нерожденного младенца.

Это же учитывалось при разборе наследственных дел. В связи с этим возникал

вопрос о том, что считать рождением и смертью.

В Риме различали естественную рождаемость и искусственную.

Искусственное рождение - ???

Естественное рождение – необходимо, чтобы выход ребенка был из утробы

матери естественным или искусственным путем (а не разрезания пуповины);

чтобы младенец вышел живым (независимо от состояния, продолжительности

жизни и того как он себя проявит - движением, криком,…); чтобы младенец был

доношен (то есть причиной его смерти не должна была стать недоношенность);

он не должен был чудовищем; ребенок должен родиться от свободной женщины

(этому требованию дается очень широкое толкование: то есть если она была

свободна, а потом стала рабыней то ребенок будет правоспособен, так как не

оговаривается время, когда женщина должна быть свободна).

Смерть тоже различалась на естественную (физическую) и смерть

юридическую.

Иногда надо было решить кто из двух лиц пережил один другого (здесь были

детально разработанные правила ), а иногда умер ли человек вообще (в случае

его исчезновения). Последний случай в римском праве решался так:

заинтересованные лица доказывали его смерть (здесь отличие от современного

права, где есть срок (от 10 до 25 лет) после которого, при неполучении

информации о его жизни или смерти, лицо считается умершим ).

Римское право признавало правоспособность только свободных лиц. Рабы – не

субъекты, а объекты права ( вещи обладающие членораздельной речью). Римляне

считали рабство необходимым злом.

Также римляне разделяли (с точки зрения статуса гражданства):

. римские граждане

. другие свободные лица, но неримские граждане (латины, пилигримы, …)

Долгое время свободные лица не признавались правоспособными. Но в

результате естественных исторических процессов стали получать некоторые

права и другие лица (латины, пилигримы, …), а потом появились особенные

категории вольноотпущенных. Вольноотпущенные получали статус, того кто их

отпустил на свободу (если римский гражданин отпускал, то вольноотпущенный

получал статус римского гражданина). Достаточно скоро Рим стал вступать в

контакты с дальними чужеземцами, которых стали называть (?). Сначала (?),

чтобы хоть как-то не уступать Риму пользовались институтом климинтека(?).

(?) выступал клиентом для римского гражданина, который клятвенно обещал

защищать интересы клиента как свои собственные. Позднее появилось

специальное должностное лицо для рассмотрения споров между иностранцами и

гражданами Рима. Позже было предоставлено римское гражданство сначала всем

жителем Аппеннинского полуострова, а потом и всем жителям римской империи.

С точки зрения семейно-правового статуса, различались:

. ??

. отцы семейств

. семейно подвластные

В Риме считали, что крепость государства зависит от крепости семьи, а

крепость семьи зависит от единовластия в семье. Поэтому в семье вся власть

была у отца семейства, ему давались все права в отношении всех вещей и

людей в доме. Даже если сыновья были уже взрослые, то это ничего не

значило, так как освобождение из под власти отца семейства было сродни

освобождению из рабства. Освобождение также происходило в случае смерти

отца или в случае создания детьми своих семей. Но если ты выпадал из семьи,

то по римским мировоззрениям, ты терял правоспособность. Это мировоззрение

связано с культом предков. Римляне считали, что через отца семейства

происходит общение с предками. Поэтому если домашние приобретали какие-то

права, то эти права принадлежали отцу, а не им.

Пиурия – то имущество которое является подвластным, будь то раб или

сын.

Пиурия военного – все, что ты взял в результате военных действий

(жену, вещи, …).

Понятие дееспособности

Дееспособность

Дееспособность, в отличие от правоспособности, предполагает самому

осуществлять свои права и обязанности.

Римляне отдавали себе отчет, что даже родившийся человек, в силу различных

причин мог потерять возможность осуществления своих прав (Например: в силу

возраста)

По возрасту различались 3 группы:

. до 7 лет – полностью недееспособны;

. мальчики от 7 до 14 и девочки от 7 до 12 – способны были совершать сделки

на приобретение некоторого имущества;

. мальчики с 14 и девочки с 12 лет – время, когда возможно вступление в

брак.

Но человек в возрасте 15-16 лет еще не совсем дееспособен, хотя уже

правоспособен. Лицо в этом возрасте мог попросить назначить себе куратора

(по-современному – попечителя). Позднее считалось, что имеющие куратора

ограничивают себя в дееспособности. Куратор мог контролировать деятельность

своего подвластного и давать соглашение на сделки ведущие к уменьшению

имущества.

Отличие от опеки состоит в том, что опекун давал предварительное согласие

на сделку, а куратор мог дать и последующее.

Для лиц, обманывавших молодых людей было возможно сильное умаление

правоспособности /лат/. А для самих молодых людей существовала возможность

реституции (возврат вспять невыгодной последнему сделки).

Пол также сильно влиял на дееспособность.

Женщины в публичном праве были полностью бесправны. Они не могли быть

опекунами, не могли осуществлять сделки без согласия мужчины. Правда,

позднее появились значительные послабления.

Здоровье лица. Например: отсутствие какого-либо органа или функции которые

могли бы повлиять на дееспособность лица (глухота, слепота, …). Римляне

столкнулись и с наличием душевных болезней. Душевнобольные люди считались

совершенно недееспособными, но оговаривались моменты, когда им становилось

лучше.

Мудрость в дееспособности не учитывалась, хотя позднее разрешалось

ссылаться на недостаток образования. Также не дееспособными считались лица,

которые были в состоянии внезапного искажения психического здоровья

(пьяны, взбешены, …), но только на период искажения.

Еще в римском праве существовало понятия ограничения дееспособности.

Например: в случае расточительства лица себе во вред, его право совершать

продажу ограничивали.

Вероисповедание. Римские граждане были обязаны исповедывать государственную

религию, а чужеземцы и латины – любую другую, но только если она не была

опасна для государства. На христиан эта терпимость не распространялась из-

за того невозможности последних сказать о Зевсе, что он бог, так как это

значило предать свою веру. Кроме того христиан обвиняли в

противоестественных пороках, что было связано с тайной исповеди. Правда

позднее был короткий момент, когда существовала терпимость и в отношении

христиан, но потом, в результате того, что императоры стали христианами,

начался обратный процесс гонений на язычников (но язычники не терпели

поражений в правах).

Проблемы правоспособности некоторых слоев населения.

Кроме римских граждан, существовали еще и свободные римские граждане. Эти

два статуса зависят от способа приобретения гражданства:

1. по рождению;

2. из-за отпуска на волю.

Свободными римскими гражданами считались вольноотпущенные.

Вольно рожденные римские граждане были полностью правоспособными как в

публичном (участвовать в собраниях, избираться на общественные должности и

???), так и в частном праве (составлять завещание, вступать в сделки,

заключать брак)

Вольноотпущенные же не могли принимать участия в собраниях и занимать

публичные должности, не могли вступать в брак с свободнорожденными. Кроме

того они имели ряд частноправовых обязанностей перед прежним господином:

. обязаны проявлять почтительность к патрону (иски на патрона невозможны);

. бесплатное оказание услуг;

. помощь, но взаимная, если один из них беден, а другой богат;

. если умирал без завещания, то наследник – патрон.

Эти обязанности отменялись в случае:

1. Вольноотпущенный получал присвоение;

/лат/ присвоение – государственный акт, после которого

вольноотпущенный как бы переставал быть таковым, становился полностью

правоспособным.

2. В случае если патрон уступал это право 3-му лицу.

Если любое лицо попадало в плен, то считалось, что оно умирало, но

если бежало из плена и возвращалось, то полностью восстанавливались в

правах.

Особый статус имели латины. Они даже имели некоторые публичные права

(участие в собрании), могли иммигрировать, а в случае иммиграции обратно в

Рим полностью восстанавливались в своих правах. Но латины не могли, в

отличии от граждан завещать.

Лицо, выдающее себя за римского гражданина, но таковым не являющееся

подлежало казни.

Если рабы участвовали в восстании, то их клеймили, а если позже становились

вольноотпущенными, то могли получить статус не выше пилигрима.

Рабство первоначально было патриархальным (взятие в плен) и отношение к ним

было довольно мягким почти как к домашним, но позже когда основным

средством добычи рабов стала покупка последних на рынке, то отношение к ним

сильно ожесточилось (брак, семья, дети, … - запрещены). Если свободная

женщина вступала в связь с рабом, то могла сама стать рабыней. Наряду с

этим умственные способности рабов использовались и они могли быть

капитанами кораблей и т.п., могли вступать в сделки (естественно, что

только в интересах хозяина).

Хозяин же не имел права убивать раба и т.п.

Освобождение раба было довольно трудно:

1. Если третье лицо подтверждало что этот субъект не является рабом.

2. Если сам хозяин (например: на вечеринке) сообщал об этом, то есть он

брал на себя ответственность поддерживать его статус свободы

3. Преторный способ: если к свободному человеку предъявляли иск о том, что

он раб, то претор мог дать соответствие /лат/ (документ)

4. Физиополис – неформальное завещание (устное, перед смертью) об

освобождении одно или нескольких рабов (позднее появился законодательный

акт в котором такой раб получал статус латина, но был и закон, который

ограничивал количество освобождаемых рабов)

5. С появлением христианской религии раб мог быть освобожден и церковью.

6. В случае спасения своего господина от неминуемой гибели.

7. По договору с третьим лицом о выкупе раба у хозяина.

Способы умаления правоспособности:

1. Утрата свободы.

2. Утрата гражданства.

3. Умаление семейного статуса.

Дополнительные способы:

4. Если лицо свидетельствует при завещании, а потом отказывается

подтвердить, то санкция – не мог оставлять завещание.

5. Инфатинг (?) /лат/ - опорочивание репутации лица в публичном праве (не

мог быть избран на публичные должности). Применялось ввиду аморального

поведения.

6. Не могли оставлять завещания и лица позорных профессий (актеры,

проститутки)

Понятие юридического лица по римскому праву

Некоторые гражданские права могут принадлежать группе лиц. Римское право

признало, что объектами права могут быть объединения лиц ( С XIX века

появился термин “юридическое лицо”).

В древнем Риме такими объединениями были:

. Государство ( в лице казны)

. Фиск (казна императора)

. Союзы публичного права (сельские общины, городские общины или муниципалы)

. Частноправовые союзы (братства, которые позднее стали клубами

аристократии; коллегии (лица обслуживающие храмы))

. Профессиональные объединения – ремесленники, …

. При Юстиане - репарации – учреждения, больницы, странные дома (по

современному – гостиницы)

Для определения сущности юридического лица использовали прием – фикцию:

права принадлежат вымышленному лицу.

Классификация прав юридических лиц:

1. Имело имущественные права

2. Не имеет тех прав, для которых нужна сама личность: брак и т.п.

3. Имеет правоспособность, но не дееспособность

4. Могло иметь представителя

5. Не могло совершить преступления

Введение к лекции:

Профессор Шашиневич 1995 г. “Учебник Русского Гражданского права”. В

нем очень хорошо изложены некоторые теоретические вопросы применительно к

“Российскому праву”. Это классика стилистической мысли.

Вещные права, вещные обязательства

Классификация на вещные права и обязательства.

В римском частном праве появились такие объекты

1. Вещь

2. Действия другого лица по поводу вещи

Различия исков:

1. Вещные

2. Личные

Вещные права:

. Право владения

. Право собственности

. Право на чужие вещи

. Владение и пользование земельным участком

. Садовые

Понятия и виды вещей по Римскому праву.

Из-за того, что некоторые классификации вещей огромны, так как Тема

проходит и по Гражданскому праву и многие современные классификации вещей

из Римского права.

Из источников можно заключить, что вещь – это определенная

часть живой и неживой природы отделенная пространственной и физической

оболочкой.

Наряду с такими физическими вещами как они называли RES CORPORADES

существовали еще и бестелесные, как их называли.

Под бестелесными вещами Римляне, по сути дела, понимали определенные

права. Гай в конституции в качестве примера бестелесных вещей приводит –

обязательство наследства, это он считает бестелесными вещами.

Определенные права или комплекс прав тоже принимались определенным

источником как вещи. Все это является понятием вещей.

Конечно, как бестелесные вещи они не имеют определенную часть живой

природы, они не имеют темы, но они вполне реальны. В этом смысле они

понимают как вещи. Хотя это понятие бестелесных вещей в современном

правоведение не удержалось. комментатором Римского права

пояснялось, что в данном случае, по сути дела, речь идет все таки о

правах.

Классификация вещей:

. Движимые

. Недвижимые

В Римском праве, первоначально, оно не имело большого значения, но тем

не менее это значение потом появилось, что связанно с критерием движимости

и недвижимости вещей. Критерий движимости и недвижимости вещей зависит от

связи с землей. Земля, ее поверхность, и все что намертво связанно с нею,

дома, сады, пашни, леса – все это относится к недвижимым вещам, все что

может двигаться: повозки, скот, рабы - все относится к вещам движимым.

Нужно сказать, что при передвижении вещи на теряют своей структуры, не

разрушаются(, однако было много исключений из правил, в Римских поместьях

было распространено устраивать “давильни”[1], они считались недвижимыми

вещами, однако относились к хозяйственному инвентарю, вещам движимым. Общий

критерий, который они выработали, сохранился. Особого права по движимым и

недвижимым вещам в Римском праве поначалу не содержалось.

Не все движимые, как в прочем, и недвижимые вещи подвергались

единообразной кульминации, из дальнейшей классификации видно, что различия

существовали.

Классификация вещей(продолжение):

. манцифирные

. неманцифирные

От слова ,- что означает обряд передачи собственности, в

которых рассматриваются способы передачи собственности. Определенные вещи

можно было передать только по этому обряду, с остальными все было проще,

без этого обряда.

К манцифирным вещам древние римляне относили: пахотные участки на

территории Италии, скот, рабы, сельскохозяйственный инвентарь. Если

посмотреть круг этих вещей, то можно увидеть, что они необходимы для

обработки итальянской земли, для сельскохозяйственного производства на

территории Италии. Поэтому первоначальное Римское право, будучи замкнутым,

охраняло перевод этих вещей, но только на территории Италии, тоже касалось

и сельскохозяйственных угодий, валов и крупного рогатого скота.

Вещи в обороте и вещи взятые из оборота

Какие-то вещи могут оборачиваться, то есть быть предметом каких-либо

сделок, а какие-то вещи не могут быть предметом сделок.

Вещи исключаемые римскими юристами из оборота:

. Во-первых, те вещи, которые по своей природе не могут принадлежать

кому-либо одному: море, атмосферный воздух, текучая вода по своей

природе не могут принадлежать кому-либо, поэтому их изымают из

оборота.

. Во-вторых, вещи божественного права, не принадлежащие природе и

изъятые из оборота, те вещи. Которые просвещенны публичной власти

богов: храмы, жертвенники, алтари.

. В-третьих, к необоротным вещам относятся места захоронения –

места, где были погребены останки какого-либо человека, даже раба,

т.е. то безобразие, которое творится на нашем современном

кладбище, когда на месте какого-либо человека, участки земли

продают снова на захоронения, потому что она всегда считалась

священной ... .

В виду особенности древнего восприятия к числу изъятых из оборота вещей

относились также и городские стены.

. В-четвертых, вещи публичные – “respublika” (в переводе с латыни,

публичные вещи ). К ним относились: крепости, казармы, строения

публичного назначения, построенные в общественных целях, но не

путем предоставления их в общее пользование. Вещи общего

пользования, в отличии от них, дороги, реки, не считая рек,

которые судоходны в течении года, бани театры и т.п..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.