рефераты бесплатно

МЕНЮ


Россия на пути экономических реформ

млрд. рублей. Она же стала причиной того, что из продажи исчезли сахар,

вследствие резкого роста самогоноварения, варварского уничтожения

виноградников, роста потребления алкогольных суррогатов и наркотиков,

увеличившего смертность и болезни среди пьющих.

Рост бюджетного дефицита, скрытая инфляция и товарный голод явились

следствием экономической политики Горбачева, т.е. такого определения

приоритетов, при котором сверхзадачей становилось ускорения развития

машиностроения.

Капиталовложения в тяжелую промышленность, импортные закупки для нее

привели в 85 – 85 гг. к дефициту бюджета, но никакого позитивного эффекта в

экономике от этих вливаний на товарном и продовольственном рынке не

ощущалось, более того, этот рынок стал жертвой «ускорения» машиностроения,

т.к. импортные поставки для последнего вели к сокращению закупок

продовольствия и товаров народного потребления.

На XXVII съезде КПСС в начале 1986 г. задачей №1 было признано

ускоренное развитие машиностроения, в котором усматривалась основа быстрого

перевооружения всего народного хозяйства.

Программа ускорения намечала опережающее (в 1,7 раз) развитие

машиностроения по отношению ко всей промышленности и достижение им мирового

уровня уже в конце 90-х гг. Но мощные вливания в машиностроение не дало

никаких положительных результатов.

Также нужно отметить, что с середины 70-х гг. продовольственная проблема

стала резко обостряться. В сфере потребления и распределения продовольствия

возросли потери, ухудшилось качество и существенно сократился ассортимент

продуктов, увеличился разрыв между производством сельскохозяйственного

сырья и его переработкой, распределением и сбытом. Усилилась

территориальная и зональная неравномерность снабжения продовольствием, что

породило, в частности, распространение «продовольственных туров» внутри

нашей страны.

Ухудшение продовольственной ситуации было связано с тем, что с середины 70-

х гг. рост номинальных денежных доходов населения стал существенно

опережать рост производства продовольствия. Поэтому в условиях

централизованного распределения продовольственных ресурсов обострился

невиданный после войны рыночный дефицит продовольствия, проявившийся в

пустых полках большинства продовольственных магазинов, особенно на

периферии.

Это объяснялось еще и тем, что деньги, полученные от продажи наших

национальных богатств – нефти, газа, золота, цветных металлов – пожирал

военный молох, или ВПК, т.к. соотношение групп промышленности А и Б было

76:24.

Двигаясь к рынку, наша экономика, к сожалению, в первую очередь

усваивает его отрицательные черты. Понятно, что трудности освобождения от

хозяйственного тоталитаризма и отсутствие опыт государственного

регулирования в условиях рынка часто вызывают неудачи поначалу. Но вряд ли

удастся быстро стряхнуть с себя тяжесть денежного кризиса при помощи

административных мер его подавления. Это очень напоминает российские

традиции и чаяния сделать побыстрее и, затрачивая минимум усилий, получить

максимум, т.е. попытаться совершить скачок из страны, которая охвачена

финансовым кризисом, в рыночное государство со стабильной валютой.

2.3. Демократические преобразования в жизни российского общества и

экономики.

Перестройка. Экономические и политические преобразования в

постсоветской России.

В 1990 г. прошел XXVIII съезд КПСС. На нем был сделан важный вывод:

единственной альтернативой командно-административной системе являются

рыночные отношения.

В июне того же года Верховный Совет (далее ВС) принял важное

Постановление. В нем раскрывались правительственные концепции перехода к

рынку:

1) разгосударствление собственности;

2) демонополизация экономики и децентрализация и т.д.

А в июле Б.Н. Ельцин, избранный в июне 1990 г. президентом РСФСР,

представил альтернативный российский проект программы перехода к рынку,

разработанный специально созданной комиссией под руководством академика

Шаталина и Явлинского и получивший название «500 дней». Проект предполагал

переход к рыночной системе за 500 дней ( около 1,5 лет ). Основой его была

приватизация большей части государственной собственности, т.е. ее

разгосударствление. На последнем этапе предполагалось произвести

либерализацию цен. Проект не был принят, а приняли менее радикальную

программу Рыжкова, премьер-министра СССР в то время.

Путч 19 – 21 августа 1991 г. поставил российскую власть перед

проблемой реального конкретного реформирования, потому что до этого у

радикалов была лишь общая идеология реформ без конкретной программы. За три

месяца проект был составлен.

В лагере радикалов не было единого мнения по этому вопросу. Но все

сходились на том, что нужны свободные до предела экономические отношения;

ими полностью отвергалась роль государства в экономике. Таким образом, они

хотели воплотить в России экономическую модель Тэтчер и Рейгана. Радикалы

были уверены, что рынок выведет страну из кризиса и что экономическая

свобода – также основа и демократии. Значит, эти реформаторы пытались

построить новую экономическую. систему, отрицая ту, которая существовала

раньше, и сложившиеся в России менталитет и экономические традиции.

В октябре 1991 г. с этой программой выступил Ельцин в ВС. Основными

этапами реформы являлись:

а) разовая либерализация цен с января 1992 г.;

b) либерализация торговли;

с) широкая приватизация государственных предприятий.

В программе не назывались конкретные сроки, но президент говорил в своей

речи, что уже в 1992 г. пройдет радикальная реформа и будут видны ее

положительные результаты.

С помощью разового отпуска цен хотели решить проблему товарного

дефицита и заставить людей «зарабатывать деньги». Либерализацией торговли

думали создать инфраструктуру для сбыта отечественной продукции за рубежом,

а путем приватизации намечалось создать класс собственников, т.е. среднюю

прослойку населения – будущую опору страны и власти. За 1992 г.

предполагалось приватизировать не менее 1/2 промышленных предприятий.

В конце 1991 г. вице-премьером правительства по экономике был

назначен Егор Гайдар, ученый-экономист. В него также вошли другие молодые

экономисты – Чубайс и др. Во главе правительства стал президент Ельцин для

того, чтобы придать исполнительной власти большую значимость. Гайдар стоял

на позициях перехода к рыночной экономике путем «прыжка» и радикальных

методов борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом, или программы «шоковой

терапии.

Как же реализовались эти позитивные меры на практике ?

С января 1992 г. цены на товары были опущены. Но результат превзошел

ожидания. Планировалось, что цены увеличатся в 3 – 5 раз, но они возросли в

8 – 11. Результатом этой меры стало то, что: 1) многие люди потеряли свои

сбережения в сбербанках по причине обесценивания вкладов, произошло

обнищание людей, у них зародились недоверие к правительству и проводимому

им курсу; 2) это повлекло за собой резкое несоответствие зарплаты и цен,

снизилось потребление даже товаров первой необходимости (зарплаты и пенсии

индексировали всего на 20%); 3) промышленные предприятия(включая

энергетический комплекс), не имея опыта рыночного хозяйствования, во время

начавшегося хаоса начали специально взвинчивать цены на свою не всегда

конкурентноспособную продукцию. Завязался порочный круг. В итоге, к

середине года общая задолженность между предприятиями составила 2 трл.

рублей.

В том же году началась приватизация. Главой Государственного комитета

по имуществу России был назначен Анатолий Чубайс. Было предложено два

варианта.

Первый – работникам предлагалось приобрести отчасти бесплатно, отчасти на

льготных условиях чуть менее 50% акций своего предприятия. По второму

работникам предлагалось купить по закрытым спискам контрольный пакет

акций на более жестких условиях. Оставшаяся государственная собственность

поступала в открытую продажу. Был выбран первый вариант. Общая стоимость

всех предприятий составила 1 млрд. 200 млн. рублей (когда общая

задолженность предприятий друг другу уже в 1992 г. составила 2 млрд. руб.).

Каждому гражданину России выдали ваучер, или приватизационный чек,

стоимостью 10 тыс. руб., на который он мог купить акции какого-либо

предприятия и которым правительство пыталось возместить людям потерю ими

своих вкладов. Со стороны государства не было проведено соответствующих

разъяснений населению, которое не имело понятия, как обращаться с этими

ценными бумагами. В итоге, по вышеназванной причине и вследствие черт

национального характера, большая часть населения поместила свои ваучеры в

так называемые пирамиды, чтобы поскорее разбогатеть, и вскоре прогорела.

Таким образом, национальное достояние досталось небольшому количеству

обогатившихся до этого людей. В России произошла резкая социальная

стратификация общества, а не создание среднего класса. К концу 1992 г. было

приватизировано около 110 тыс. промышленных предприятий.

Каковы итоги? 1. Приватизировано ок. 110 тыс. промпредприятий.

2. Галопирующая инфляция при так называемом монетаристском курсе Гайдара.

3. Продолжение обнищания населения.

4. Количество рогатого скота стало меньше на 20 млн. голов.

5. Идея бездефицитного бюджета провалилась.

6. Радикальная реформа без учета российской специфики и в условиях

кризисного состояния страны не улучшила, а еще более усугубила его.

На VII съезде ВС депутаты выразили недоверие курсу Гайдара. Президент

предложил три кандидатуры. В итоге был выбран Черномырдин.

Глава 3. Современный этап реформирования российской экономики.

3.1. Экономические потенциалы национальной экономики.

Общие данные: население, протяженность границ, страны-соседи,

геополитическое положение. Природные и энергетические ресурсы.

Россия занимает первое место в мире по размерам территории (17,1 млн.

кв. км), протяженности границ ( 58,6 тыс. км ) и количеству стран-соседей.

По численности населения ( 147,1 млн. ) страна находится на шестом месте в

мире, равно как и по ВНП. Это говорит о том, что в России относительно

низкая плотность населения, хотя по ВП РФ входит в первую шестерку

государств.

Большая часть площади страны находится в экстремальных климатических

условиях, в зоне критического земледелия. Север страны отличается суровым

климатом, люди в северных регионах не могут жить без систематических

поставок предметов потребления. Опираясь на эти данные ряд западных

экспертов считает, что есть вероятность того, что Россия из-за низкой

плотности населения и тяжелых климатических условий не сможет сама

справиться со своими широтами. К тому же в последнее время отмечаются

минусовой прирост людей и возрастающая активность миллиардного соседа на

юго-востоке – Китая, которого привлекают наши Сибирь и Дальний Восток.

Удачным выглядит наше геополитическое положение. Страна граничит с 16

государствами, имеет выходы к трем океанам, правда, из-за распада СССР в

1991 г. РФ лишилась многих незамерзающих портов. Вследствие этого она

превращается во внутриконтинентальную страну с малым числом грузовых

портов[18]. В XVIII в. известный экономист того времени П.И. Рычков

сказал: «Натуральное положение земель государства Российского для коммерции

за лучшее в Свете почитается»[19].

Россию характеризует разнообразие природных ресурсов и неоднородность

их размещения. В нашей стране добывают и природный газ с нефтью, и уголь, и

никель с алюминием, и железную руду одновременно. Мы занимаем первое место

в мире по добыче природного газа и никеля, второе – по добыче алюминия,

третье – по добыче сырой нефти. В нашей стране находятся огромные запасы

нефти и газа, но проблема в том, что большая их часть находится в

труднодоступных районах Севера и Сибири и поэтому законсервирована.

Проблемой же энергетического баланса является расточительность. Ежегодно

Россия теряет энергоресурсов на 40 млн. долл. Россия прочно занимает второе

место по добыче таких редкоземельных металлов, как платина и палладий. Наша

стран также является одним из крупнейших производителей алмазов. Но

использование этого ресурса имеет свои проблемы. И главной здесь является

проблема огранки, т.е. превращения алмазов в бриллианты.

Составной частью природного комплекса, источником кислорода являются

лесные массивы. В России они традиционно считаются огромными (лесами

покрыто 45% территории страны, и наши запасы леса составляют около 22%

общемировых). В лесозаготовках и лесопереработке на первый план выступают

два недостатка. Первый связан с использованием лесного фонда: в среднем

вырубка не превышает нормативы, но в то же время происходит сведение лесов

Урала, западных областей, второй – с состоянием индустриальной переработки

лесоматериалов.

По всем своим природным и историческим характеристикам Россия

призвана быть крупным сельскохозяйственным производителем. Провал в этой

сфере можно считать тяжелым ударом для экономики страны. Что касается

потребляемого в стране продовольствия, то почти его имеет сегодня

иностранное происхождение.

3.2. Государство – Общество – Экономика.

Определение. История роли государства в России. Современность.

В широком смысле слова государственное регулирование – это

распространение макроэкономического воздействия политических структур на

национальное хозяйство. Но здесь также нужно еще учитывать социально-

психологический фактор, т.е. национальную ментальность и традиции, степень

рациональности ожиданий публики, доверия к действиям правительства и т.д.

Вот схема прохождения регулирующего импульса:

Государственное воздействие

на экономику

Социальная среда

(налоги, субсидии, ограничения

и пр.)

Обоснованность

Психологическая реакция

(корректность)

экономических субъектов

решений

(предпринимателей,

наемных работников

средних слоев)

Характер и степень восприятия

государственного воздействия

( от согласия и готовности

выполнять до сопротивления –

активного или пассивного );

эффективность воздействия

Рис. 1

Государственное регулирование подразумевает собой принуждение в той

или иной степени, при котором свобода индивидуального выбора заменена

волей, выражающей якобы интересы большинства. В лучшем случае государство

может эффективно перераспределять блага и услуги, непосредственно не

преумножая их. К тому же история свидетельствует о том, что длительное

ограничение права экономического выбора порождает пассивность граждан,

неспособность к самостоятельным действиям, надежды на всемогущество власти.

Но все же при всем вышесказанном активное государственное

вмешательство в экономику необходимо, по крайней мере, в отношении товаров

и услуг, потребляемых совместно, и при наличии законодательства,

ограничивающего произвол бюрократии, численность которой обычно возрастает

при особенно сильном социальном возбуждении.

По мере совершенствования системы государственного регулирования

вырисовываются два противоположных начала: давление фискальной, директивной

политики, творимой чиновничеством, которое претендует на монополию в

области принуждения и его реализации, с одной стороны; с другой, меры

индикативного воздействия. Оно осуществляется в основном посредством

кредитно-денежной политики. Эта политика направлена на создание условий,

при которых экономический субъект сам выбирает путь, соответствующий

государственным интересам.

Сочетания этих направлений экономической политики разнообразны,

зависят от национальных традиций, времени и конъюнктуры.

Масштабы государственного присутствия в экономике определяются такими

агрегированными показателями, как объем государственного потребления

(расходы на покупку товаров и услуг, на зарплату госслужащих), вес расходов

государства в ВВП.

Для российской экономики было всегда традиционным большая степень

государ-

ственного присутствия в экономике, ей также присущ меркантилизм.

Государственные монополии появились в России еще при Иване IV. Они

принимали форму откупов и служили для пополнения казны. В торговле с

соседями были установлены государственные монополии на продажу пеньки,

поташа, смол, икры; наложены запреты на вывоз соли и воска. Издавна

существовал и сохранялся довольно долго запрет на вывоз серебра и золота, а

также полноценных монет. В XVII в. действовал указ об обязательной сдаче

казне (продаже по принудительному курсу) золота и инвалюты, привозимых из-

за границы (Новоторговый устав 1667 г.[20]). При Петре I любой вид торговли

с иностранцами, в том числе внутри своей страны, должен был осуществляться

при посредстве золота или ефимок[21] и при обязательной их сдаче в казну, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.