Россия на рубеже ХIХ-ХХ веков
сельскохозяйственной продукции. Около трети ее производилось в крупных
аграрных хозяйствах. В крестьянско-общинном землепользовании преобладали
рутинные агротехнические приемы и архаичные сельскохозяйственные
орудия. Продуктивность подобного производства была чрезвычайно низка, хотя
крестьянские хозяйства и поставляли большую часть товарного зерна.
Уровень промышленного развития.
Национальный доход страны равнялся 16.4 миллиардов рублей (7.4%
от общемирового). Поэтому показателю Россия занимала четвёртое место после
США, Германии и Британской империи. Однако по темпам прироста
национального дохода Россия опережала многие страны, а в отдельные периоды,
например с 1908 по 1916 года, они были самыми высокими в мире (свыше 7%) .
По валовому промышленному производству – 5.7 миллиардов рублей
(3.8% от общемирового)- Россия уже уступала и Франции, находясь на пятом
месте.
По длине железнодорожных дорог Российской империи занимала
второе место в мире, уступая только США (правда, в 5 раз).
Промышленность в конце ХIX века
России насчитывалось 26,6 млн. лошадей и 31,6 млн. крупного рогатого
скота.
Реформы 60-70-х годов значительно улучшили политические и правовые
условия для развития производительных сил и капиталистических отношений.
Другим непременным условием перестройки народного хозяйства на рыночных
отношениях было создание соответствующей инфраструктуры — комплекса
вспомогательных отраслей хозяйства (шоссейных и железных дорог, каналов,
портов, средств связи). В России особо строго стоял вопрос о сухопутных
путях сообщения.
Железнодорожное строительство началось в России еще при Николае I. 1
ноября 1851 года было открыто движение по железной дороге от Петербурга в
Москву.
В 60-е годы железнодорожное строительство ускорилось. Широко
привлекался частный капитал, в том числе иностранный. Центром
железнодорожной сети стала Москва. Особое значение имело строительство
дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. 1 августа 1862 года из Нижнего
Новгорода в Москву ушел первый поезд. Эта дорога связала обе столицы и
заграничный рынок с Нижегородской ярмаркой и Волгой - основной транспортной
магистралью того времени.
В 1869 году вошла в строй дорога, соединившая Москву с южными
хлебородными губерниями (Москва - Рязань - Козлов - Воронеж). Особенно
перспективным оказалось открытое этой дорогой рязанское направление. От
Рязани линия была продолжена до Самары, а затем - до Урала. Железная дорога
вышла к воротам Сибири. В 1891 году началось строительство Транссибирской
железной дороги. К 1894 году общая протяженность железных дорог России
составила 27,9 тыс. верст.
Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном
развитии страны. Многие отрасли, прежде всего металлургическая, должны были
перейти с принудительного труда на вольнонаемный. Но вскоре промышленное
развитие пошло по восходящей. В середине 60-х годов в России наблюдался
подъем предпринимательства. Даже офицеры нередко подавали в отставку и
открывали книжную или бельевую лавку. Правительство закрыло или передало в
частные руки некоторые убыточные казенные предприятия.
Самых значительных успехов в эти годы достигло текстильное
производство, которое тогда было ведущей отраслью русской промышленности.
За 20 пореформенных лет потребление хлопчатобумажных тканей на душу
населения в России удвоилось. Этот рост был, достигнут за счет вытеснения
домотканых льняных тканей.
Значительный рост наблюдался в пищевой промышленности, особенно в
сахарной. Среднедушевое потребление сахара за эти же годы также удвоилось
(до 2-ух кг в год в начале 80-х годов). Начался экспорт сахара.
Очень трудно приспособление к новым условиям происходило в
металлургической промышленности, где требовалось не только перейти к
вольнонаемному труду, но и произвести техническое перевооружение. Между тем
уральские горнозаводчики, давно сомкнувшиеся с верхами аристократии,
привыкли проживать свои доходы в столицах или за границей. Их
капиталовложения в предприятия были недостаточны. Производство железа в
первые годы после отмены крепостного права снизилось. Лишь в 1870 году
выплавка чугуна достигла уровня 1860 года. Медленные темпы роста
производства в черной металлургии сохранялись до конца 70-х годов. Причиной
тому была затянувшаяся перестройка уральской промышленности. Однако в это
же время (с середины 70-х годов) стала набирать силу горная и
металлургическая промышленность в Донецком бассейне.
Русское машиностроение в первые пореформенные десятилетия еще не могло
обеспечить нужды железных дорог в подвижном составе. Паровозы и вагоны в то
время ввозились из-за границы. Правительство поощряло развитие
отечественного машиностроения, и со второй половины 70-х годов железные
дороги стали снабжаться подвижным составом в основном отечественного
производства.
Народное хозяйство России, постепенно смыкавшееся с мировой
экономикой, начинало испытывать колебания ее конъюнктуры. В 1873 году
Россию впервые затронул мировой промышленный кризис.
1
В первое пореформенное 20-летие окончательно сформировались основные
промышленные районы России — Московский, Петербургский, Уральский и Южный.
В Московском районе преобладала текстильная промышленность. Петербургский
район приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения. Уральский
и Южный были базой металлургической промышленности.
Самым мощным из них был Московский, опиравшийся на развитую кустарную
промышленность центральных губерний (Московской, Владимирской, Костромской,
Ярославской, Тверской). Кустарь-одиночка — основа и начало промышленного
развития в любой стране. Выходя на рынок, кустарь попадает под власть
скупщика. Скупщик постепенно стягивает кустарей в свою мастерскую. Со
временем мастерская превращается в фабрику, где ручной труд заменяется
машинным. Переход от ремесленной мастерской (мануфактуры) к фабрике
называется промышленным переворотом.
Промышленный переворот — это долговременный процесс. Показателем его
завершения в той или иной стране является наступление такого момента, когда
в главных отраслях промышленности основная масса продукции изготовляется
предприятиями, оборудованными машинами, работающими на паровой или
электрической тяге.
В России промышленный переворот начался в середине ХIХ века. В разных
регионах и отраслях он протекал неодинаково. В хлопчатобумажной
промышленности он раньше начался и быстрее закончился. А в целом по стране
машинное производство победило к концу ХIХ века. Это было связано с
промышленным подъемом 90-х годов.
2
Всюду, где происходил промышленный переворот, он в какие-нибудь
несколько десятков лет ломал укоренившиеся географические представления
современников о своем отечестве. Железные дороги выхватывали из захолустий
города и местечки, о которых прежде никто не слышал. Проселочные дороги
вдруг наполнялись движением, а прежние тракты зарастали травой.
Административные центры отбрасывались на периферию, но зато какое-нибудь
село, прежде известное лишь своими искусными кузнецами или ткачами, словно
по мановению чьей=то таинственной руки превращалось в огромный город,
поднявший к небу десятки фабричных труб.
В 1871 году из села Иванова и Вознесенского посада Шуйского уезда
Владимирской губернии был образован город Иваново-Вознесенск — крупный
центр текстильной промышленности. Сам же Владимир в это время остановился в
своем развитии, как и два других древних города — Новгород и Псков.
На юге стремительно возвысился Ростов-на-Дону, ставший крупным
портовым городом и затмивший не только соседний Таганрог, но и
Новочеркасск, столицу Донского казачества.
Промышленные районы тесным кольцом сомкнулись вокруг Петербурга и
отрезали его от моря. В Петербурге в это время насчитывалось 667 тыс.
жителей. Он превратился в город с резкими социальными контрастами. В слегка
обветшавших дворцах на Миллионной и Литейном доживали свой век николаевские
царедворцы и фрейлины. В эти же районы втискивали свои особняки в стиле
эклектики дельцы новейшей формации, вчерашние приказчики и подрядчики. А
недалеко то Сенной площади располагался огромный комплекс ночлежных домов,
где ютилась беднота.
Москва быстро догоняла Петербург по числу жителей (601 тыс.) и тоже
превращалась в промышленно-капиталистический город. Рабочий класс,
скапливавшийся в крупных городах, в огромной своей массе состоял из
пришедших на заработки крестьян. На время сева, покоса, жатвы они
возвращались в свои деревни. В это время останавливались многие фабрики. Со
временем некоторые рабочие оседали в городе и порывали связь с деревней. Но
этот процесс шел гораздо медленнее, чем росли ряды промышленной армии
труда. В 60-70-е годы рабочие, не связанные с землей, составляли лишь
небольшое ядро рабочего класса. Обычно это были самые квалифицированные
рабочие.
Третьим по величине городом была Одесса, население которой превысило
100 тыс. человек. В Сибири в пореформенный период самым большим городом
стоял Томск (33 тыс. жителей). Большой Сибирский тракт, проложенный в
середине ХIХ века, сделал его основным центром сибирской торговли.
Тобольск, оказавшийся в стороне то тракта, почти не рос и терял прежнее
значение.
В целом же промышленное развитие России в первое пореформенное 20-
летие шло успешно. Оно отличалось органичностью, естественностью. Торговля
выявляла потребности рынка, потребности человека. На их основе
формировалась легкая промышленность. На основе ее потребностей в машинах, а
торговли — в средствах доставки товаров развивались транспорт и тяжелая
промышленность.
90-е годы стали периодом бурного развития промышленного сектора
экономики. По темпам среднегодового прироста промышленной продукции Россия
в конце прошлого века обгоняла все европейские страны и шла вровень в США.
В конце 90-х годов средний прирост промышленной продукции в ведущих
отраслях промышленности составлял 12 % и более в год.
Особенно ускорено развивались новые отрасли производства: тяжелое
машиностроение, химические производства, электроиндустрия, железнодорожный
транспорт. В 1895 году Россия произвела 338 млн. пуд. нефти и стала
крупнейшим мировым производителем этого важнейшего вида топлива. В 90-е
годы удельный вес промышленного сектора в валовом национальном продукте
постоянно возрастал, и Россия постепенно превращалась из страны аграрной в
индустриально - аграрную. Наряду со старыми промышленными зонами, такими
как Центрально-промышленный район, Польский регион, Урал, к концу ХIХ века
возникли новые, выросшие на волне капиталистической индустриализации:
Донбасс, Бакинский район, Кузбасс. Владельцы наиболее устойчивых крупных
предприятий стали формировать монополистические объединения.
Первые монополии появились в России в конце ХIХ века. Всего их
насчитывалось около 20-ти. Они возникали, как правило, в форме синдикатов
(сохранение производственной самостоятельности при полном объединении
коммерческих структур) и картелей (объединение с целью регулирования цены
на сырье и конечную продукцию, условий найма рабочей силы при сохранении
производственной и коммерческой самостоятельности).
Монополия ограничивает действие свободного рынка. Официально
регистрируются знаменитые монополии: “Продамет”, “Продвагон”, “Продуголь”,
“Особая распределительная контора заказов спичечной промышленности”,
контролировавшая 95% всего производства спичек.
Органы государственной власти в XIX-ХХ веках
Государственный Совет
Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его создания
принадлежит М.М.Сперанскому, по проектам которого Совет должен был стать
одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть
Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной
Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов:
законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии,
наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не
были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства
Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало
значение департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго
определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.)
состоял всего из 40 человек.
При Госсовете действовала Государственная канцелярия, которая готовила
дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала
очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность. При
Гос. канцелярии действовала Государственная типография.
Сенат
Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объявлялся
верховным местом империи и наделялся большими правами:
1) власть Сената ограничивалась только императором;
2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения
не было апелляции;
3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке
направлялись в Сенат и им распубликовывались;
4)Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз
когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого
затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами;
5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и
обеспечивал общий порядок в стране;
6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве;
7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.
По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) председателем Сената
являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью
выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении стояли обер-
прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената генерал-прокурор; при
Московском общем собрании Сената - особый обер-прокурор. Сенату были
приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом.
В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы,
взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган,
осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал
возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-
крепостнического государства.
Комитет министров
Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.
Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике.
Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые
во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-
вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в
разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.
Статья 11 учреждений государственных Свода законов Российской империи
подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела текущие
и дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров. Все
дела, относящиеся к ведению Комитета министров, поступали на рассмотрение
по представлению министерств и главных управлений.
При Комитете министров действовала канцелярия, состоящая из нескольких
отделений, общей экспедиции и архива.
Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия
императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался
фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы
внутреннего управления.
Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не
выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не обладал правом
законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после
утверждения их императором. Комитет министров не имел силы исполнительной
власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими
министерствами и ведомствами.
Министерства
Министерства, как постоянно действующие учреждения, были созданы в
России в 1802 г.
Первоначально были созданы 8 министерств:
1) Военных сухопутных дел;
2) Морских сил;
3) Иностранных дел;
4) Юстиции;
5) Внутренних дел;
6) Финансов;
7) Коммерции;
8) Народного просвещения
Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление
путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д.
Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочими органами в
системе царского самодержавия были именно министерства. Они оказались
более, чем другие российские органы государственного управления,
приспособленными к нуждам развивающихся буржуазных отношений в стране.
Собственная Его Императорского Величества канцелярия
Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812
г., в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. В первые годы своего
существования канцелярия занималась, в основном, военными вопросами.
Позднее крут ее деятельности расширяется и включает многие вопросы
гражданского управления. Канцелярию возглавлял А.А.Аракчеев.
В 1818 г. было составлено "Образование Собственной Его Величества
канцелярии", содержащее 11 глав. В составе канцелярии действовали два
особых учреждения: 1) Комитет о службе членов гражданского ведомства;
2)Комитет о наградах и призрении заслуженных гражданских чиновников.
Временные комитеты
Это были неофициальные органы, не имеющие своих учреждений, т.е.
официальных правил, определяющих цели и круг задач соответствующих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|