рефераты бесплатно

МЕНЮ


Россия на рубеже ХIХ-ХХ веков

государственных органов. В состав временных комитетов входили высшие

сановники государства, назначаемые лично императором.

Общие черты, свойственные системе правительственных секретных

комитетов, можно определить следующим образом:

1) Комитеты были правительственными органами чрезвычайного управления.

В их состав входили высшие должностные лица империи, подбираемые царем для

каждого комитета. Временно действующие, он функционировали параллельно с

обычными органами государственного управления и во многом подменяли их

деятельность.

2) Создание этих комитетов свидетельствовало о стремлении самодержавия

сосредоточить в своих руках все нити государственного управления, найти

необычные средства разработки вопросов, нуждающихся в решении.

3) Многие из разрабатываемых положений, проектов никогда не были

осуществлены, а реализованные - не приносили желаемых результатов, скорее

всего потому, что для устройства государственных дел нужны были не

полумеры, а решительное обновление всего феодально-крепостнического

государства.

Общей тенденцией перестройки государственного управления во второй

четверти XIX века была военизация государственного аппарата. Некоторые

ведомства, например: горное, лесное, путей сообщения, - были военизированы.

Обычное гражданское управление также постепенно превращалось в управление -

военное. К середине XIX в. во главе 41 губернии из 53 существовавших стояли

военные губернаторы. Система управления страной достигла предельной

централизации.

Число чиновников в России за первую половину XIX в. увеличилось с 16

тысяч в 1801 г. до 76 тысяч к середине века. Этот слой становился

практически бесконтрольным со стороны императора, не имеющего возможности

следить за ежедневной работой государственного аппарата. Вместе с тем,

отсутствовал контроль за деятельностью чиновничьего аппарата со стороны

российского общества, а в результате страной правил не только Зимний

дворец, но и бюрократия. Чиновничество, бессильное перед самодержавием в

лице своих министров, становилось практически неуязвимым как

самостоятельная сила.

Какой порядок существовал в Российском государстве по приему в

государственную службу?

Общие положения о принятии в гражданскую службу учитывали следующие

критерии:

1) состояние лица или его происхождение;

2) возраст;

3) познания.

I. В гражданскую службу по праву происхождения разрешалось вступать:

1) Дворянам родовым и детям личных дворян.

2) Детям финляндских чиновников недворян, занимавших в гражданских

управлениях Финляндии классные должности.

3) Детям священников и дьяконов православного и армянского вероисповеданий,

кроме рожденных до получения их отцами сего сана; также детям

евангелических и реформатских пасторов.

4) Детям купцов первой гильдии.

5) Детям приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов.

Императорские указы 1762 и 1801 г. были направлены на привлечение к

государственной службе дворян и их детей.

II. Возраст, с которого начиналась государственная служба в начале XIX в.,

определялся 16 годами. Специальным положением, утвержденным в 1831 г.,

предписывалось воспитывать российское юношество от 10 до 18 лет либо в

отечественных учебных заведениях, либо под надзором родителей и опекунов

(т.е. домашнее образование), но обязательно в России, в противном случае

человек лишался права на вступление в гражданскую службу. Исключение из

этого правила допускалось лишь с разрешения императора по каким-либо важным

причинам.

III. Последний критерий - познания - требовал соответствующего

свидетельства учебного заведения. Если же человек хотел вступить в

гражданскую службу по праву своего происхождения, не имея соответствующего

свидетельства об окончании учебного заведения, то он был обязан на

предварительном испытании-экзамене доказать, что имеет познания грамматики

и арифметики. Причем, экзамен приходилось держать в том месте, куда желает

определиться поступающий на службу, выдержав испытание, он принимался

канцелярским служителем сообразно его происхождению. Все канцелярские

служители гражданского ведомства по различию званий, из которых они

поступали на службу, делились на 3 разряда званий при желании могли быть

приняты по учебной и искусственной части в действительную службу и принять

присягу на верность службы.

Все лица, имеющие право участвовать в государственной службе на основе

аттестатов, выданных учебными заведениями, делились на З разряда:

1) Лица, совершившие курс наук в высших в государственных заведениях и

получившие установленные аттестаты.

2) Лица, совершившие курс наук и получившие аттестаты средних учебных

заведений и воспитанники и ученики, высших учебных заведений, не

окончившие в них полного курса наук, но оставившие занятия по

уважительным причинам н одобренные правительством в отношении

нравственном.

3) Лица, не имеющие аттестатов ни тех, ни других учебных заведений.

Лицам, имеющим право на вступление в службу по их происхождению, какое

бы образование не получили, давалось право сдать экзамен на получение

учебного аттестата. Такой экзамен проводился в университетах. Для получения

аттестата на вступление в первый разряд следовало сдать экзамен по учебным

дисциплинам, составляющим курс учения университетского студента по одному

из факультетов.

Испытание на получение аттестата по второму разряду проводилось по

дисциплинам, составляющим курс обучения в гимназии. Лица, получившие такие

аттестаты, при вступлении на государственную службу, определялись в

канцелярские служители.

Учебными заведениями, которым отдавалось предпочтение при приеме в

канцелярские служащие были следующие:

1) гимназии;

2) уездные училища;

3) училища для детей канцелярских служащих;

4) воспитательные дома;

5) Московский сиротский дом;

6) Ярославское и Полтавское отделения для приготовления писцов;

7) дом воспитания бедных детей, подведомственный Совету Императорского

Человеколюбивого Общества. Лица, окончившие полный курс гимназии и

удостоенные похвальных аттестатов, определялись на места канцелярских

служителей высшего по жалованию разряда с чином 14 класса.

Воспитанники сибирских гимназий из детей тамошних чиновников,

окончившие с успехом полный курс, принимались в службу 14 классом.

Какие учебные заведения готовили кадры для государственной службы?

Учебные заведения делились на три разряда:

Первый разряд: Университеты, Главный Педагогический институт в Санкт-

Петербурге, лицеи, Военная Академия, училища.

Второй разряд: гимназии, Московский Армянский Лазоревых Институт

Восточных языков, Школа землемеров при Киевской Гимназии, Московский

дворянский институт, корпуса, коммерческие училища.

Третий разряд: воспитанники всех прочих учебных заведений причислялись

к III разряду.

Лица, окончившие учебные заведения: университеты, духовные училища,

лицеи, военно-учебные заведения и институт корпуса путей сообщения,

определялись во все ведомства гражданской службы с классными чинами.

Ученые степени в российских университетах, открывающие путь к

вступлению в гражданскую службу, были следующими:

1) студент;

2) кандидат;

3) магистр;

4) доктор.

Вступая в какой-либо род государственной службы студенты и кандидаты

зачислялись чинами 12 и 10 классов; магистры - чином 9 класса; доктора -

чином 8 класса.

Какой был порядок для производства в чин на государственной службе?

С 1834 г. был установлен строгий порядок производства в чин. Лица,

имеющие ученые аттестаты общих высших учебных заведений, при доброй

нравственности и похвальной службе производились за выслугу лет: из 14

класса в 12 - через 3 года; из 12 в 10 класс - через 3 года; из 10 в 9

класс - через 4 года; из 9 в 8 класс: а) дворяне родовые - через 4 года; б)

не имеющие родового дворянства - через 6 лет; из 8 в 7 класс - через 3

года; из 7 в 6 класс - через 3 года; из 6 в 5 класс - через 4 года. За

особые отличия порядок продвижения по служебной лестнице предусматривал

сокращение срока "выслуги" с 3-х до 2-х лет.

Лица, окончившие средние учебные заведения и по происхождению своему,

вступающие в канцелярское звание, производились в чин 14 класса:

1) из родовых дворян - через 1 год:

2) из детей личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей -

через 2 года;

3) из детей приказнослужителей, ученых и художников, не имеющих чинов,

- через 4 года.

Воспитанники и ученики высших учебных заведений, не окончившие в них

полного курса наук, сравнивались в преимуществах по чинопроизводству с

лицами, получившими среднее образование.

Лица, не имеющие аттестатов учебных заведении, либо обучавшиеся только

в низших заведениях и входящие в разряд канцелярских служителей,

производились в 14 класс следующим порядком:

1)дворяне родовые - через 2 года:

2) дети личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей - через 4

года;

3) дети приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов -

через 6 лет. Чиновники III разряда, т.е. те: кто не имел свидетельств

учебных заведений, либо обучавшиеся только в низших учебных заведениях,

предоставлялись к производству из чина 1 класса до чина 9 класса

включительно не ранее, как по выслуге 4 лет в каждом чине.

Иностранные дворяне, присягнувшие на подданство России и представившие

соответствующие происхождению документы, обязывались прослужить до первого

классного чина 6 лет.

Для производства в чины выше Статского Советника никакого срока не

полагалось, а происходило только пожалование в данные чины и зависело такое

решение единственно от Высочайшего усмотрения.

Правила для производства в чины по гражданской службе распространялись

и на тех, кто служил по гражданскому ведомству, и на тех, кто перешел в

оные из военной службы.

Какова форма присяги на верность государственной службе? Кому и как

присягали?

При вступлении в службу каждый человек приводился к присяге по строго

определенной форме: присяга на верность службы совершалась в ведомстве по

месту будущей службы сначала словесно, а потом подписанием печатного

присяжного листа. Присяжные листы после подписания доставлялись из всех

ведомств в Правительствующий Сенат.

Каковы права и обязанности государственных служащих?

Основные права:

1. Каждый служащий пользовался правами и преимуществами, присвоенными его

чину, причем эти права сохранялись и при выходе в отставку или увольнении

от службы.

2. Никто из государственных служащих не мог быть лишен чинов, приобретенных

службой, без утверждения судебного приговора императором.

3. Никто не мог именовать себя Российским чином по званию, в иностранных

службах полученному.

4. Гражданским чиновникам запрещалось именоваться военными чинами при

переходе из военной службы в гражданскую. В равных чинах гражданские

чиновники уступали место военным.

5. Состоящие на службе в Российской империи и царстве Польском носили

мундир, установленный специальным положением о гражданских мундирах в

Империи от 30 марта 1834 г.

6. Для каждого чина устанавливались различия в экипажах и ливреях.

7. Жены чиновников пользовались личными правами и преимуществами их мужей.

8. Лицам, состоящим в гражданской службе, для их содержания определялось

жалованье, столовые и квартирные деньги или квартиры; канцелярские

служащие получали сверх этого одежду и паек.

Обязанности государственных служащих:

1) Здравый рассудок.

2) Добрая воля к отправлениям порученного.

3) Человеколюбие.

4) Верность к службе Императорского Величества.

5) Усердие к общему добру.

6) Радение о должности.

7) Местность бескорыстное воздержание от взяток.

8) Правый и равный суд всякому состоянию.

9) Покровительство невинному и скорбящему.

10) Всякий служащий должен поставить себе в непременную обязанность ведать

все уставы и законы государственные.

11) Всякую вверенную тайну, касающуюся службы и пользы Императорского

Величества, каждое состоящее в службе лицо обязано хранить свято и

ненарушаемо.

12) Никто из служащих не должен простирать своей власти за пределы,

предназначенные оной законом.

13) Всякое неуважение к начальству, изъявленное в делах службы письменно ли

словесно, взыскивается строго по законам.

Каковы преимущества службы в Сибири?

Всем классным чиновникам, направлявшимся на государственную службу в

Сибирь, выдавалось безвозмездно денежное пособие на подъем и обзаведение.

Размер подъем определялся следующим образом:

а) для чиновников, оправляющихся на службу по предварительному

назначению в должность - годовой оклад штатного сей должности звания;

б) для посылаемых в распоряжение местного начальства без

предварительного назначения должности, годовой оклад жалованья,

присвоенного месту прежней службы.

За каждые 5 лет усердной службы в Сибири чиновникам полагалась прибавка

к жалованью по четверти оклада до тех пор, пока сумма такой прибавки не

сравняется с полным окладом.

Чиновникам, прослужившим в Сибири усердно и беспорочно не менее 3 лет,

даруется сокращение 35-летнего срока для получения Ордена Св. Владимира.

Упомянутое сокращение заключается в том, что 3 года службы в Сибири и

Кавказской области считаются за 4 года, с распространением сего

преимущества за все время служения и на тех чиновников, кои впоследствии

перейдут на службу в другие губернии.

Культура, наука, образование.

Прогресс русской культуры, культуры других народов России во

второй половине XIX в. определялся общественно политическим подъемом в

стране, отменой крепостного права, проведением реформ 60-70-х г.г.,

высокими темпами развития капитализма в промышленности и др.

Определяя особенности развития культуры этого периода, следует

назвать, во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических

идей на формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-

нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды – истины,

ее веру в особую миссию русского народа; в-третьих, русская культура, с

успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая

свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального

происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызвала к себе огромный

интерес во всем мире.

По подсчетам историков в середине XIXв. число грамотных людей

составляло лишь 6% всего населения. Начальных школ насчитывалось 8227, в

них обучалось 450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях – 18 тыс., а в 6

университетах – 3,5 тыс. студентов. Восемьдесят процентов учащихся средней

и высшей школ были дворяне.

В период школьных реформ 60-х г.г. для низших сословий расширилась

сеть начальных школ, народных городских, сельских и уездных училищ,

церковно-приходских школ. В городах также возникали новые учебные заведения

– воскресные школы для взрослых. С конца 80-х г.г. их деятельность

активизировалась.

Но основным звеном начального образования была земская общественная

школа. В 1864-1874г.г. открылось около 10 тыс. земских школ, которые

отличались лучшей, чем в государственных, методикой обучения.

В пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а

также высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882г. был открыт

женский медицинский институт. К концу XIX в. в России функционировало более

60-ти государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.

Тяга к знаниям народа была велика, поэтому большую долю расходов на

начальное образование нес народ.

В целом возможности российского образования отставали от

потребностей страны. Полиграфическая промышленность, ставшая во второй

половине XIX в. отдельной отраслью капиталистического производства,

увеличила выпуск продукции.

В 80-90-х г.г. крупными издателями были И.Д. Сытин (1851-1934),

выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа; братья А.Н. и И.Н.

Гранаты, А.С. Суворин (1834-1912), Ф.Ф. Павленков (1839-1900), П.Г. Сойкин

(1862-1938).

Во второй половине XIX в. по сравнению с предшествующим периодом

возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек.

В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи,

Третьяковская галерея. В Петербурге в 1898г. был открыт Императорский

Русский музей.

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина

XIX в. – это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших

русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку.

Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской

наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных

исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки.

В стране возникали новые научные центры: Общество людей

естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей,

Русское техническое общество (1866).

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где

сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика

П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на

развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.