Управление культуры администрации области
В свете указанных обобщений мирового сообщества национальное развитие
и реформирование государственности Российской Федерации реально и
основательно настолько, насколько эти исторические цели будут увязаны с
фундаментальной ролью культуры в жизни человека и общества, ибо именно
культура определяет образ жизни людей, восприятие ими себя и других, их
действия, убеждения и систему ценностей /39/.
Функции современного государства предполагают необходимость
государственной политики в области культуры (культурной политики). Средства
выработки и реализации такой политики - разработка и принятие
государственных программ, создание специализированных исполнительных
органов (министерств,госкомитетов и т.п.),государственных организаций,
учреждений, предприятий культуры.
В Российской Федерации такие функции исполняет Министерство культуры.В
соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от
06.06.97г. N 679, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры
России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим
государственную политику в области культуры, искусства, охраны и
использования историко-культурного наследия (далее именуется сфера
культуры), а также осуществляющим государственное регулирование и
координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в
этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами
Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской
Федерации.
Существование полноценного и самостоятельного Министерства культуры
представляется целесообразным в контексте национальных традиций
государственного управления. Это обеспечивает отрасли лучшее
финансирование, а также - определенное равенство с другими отраслями в
государственном механизме и дает свободу инициативы /33/. Существование
Министерства необходимо, поскольку государственный сектор в культуре
сохраняет свою важность, существует значительное число учреждений культуры,
находящихся под государственным управлением, а финансирование из
небюджетных источников только формируется.
В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятельности органов
государственного управления становится социальное регулирование. Оно
необходимо прежде всего потому, что именно государство по Конституции
приняло на себя роль гаранта в обеспечении принципа доступности для своих
граждан источников удовлетворения культурных потребностей.
Право человека свободно участвовать в культурной жизни само по себе
недостаточно - культурную деятельность необходимо еще и стимулировать.
Мировое сообщество осознало,что "культурное развитие должно в возрастающей
мере стать заботой и долгом современного государства и всех других
институтов,принимающих решения о стратегиях, программах,проектах
общественного развития" /36/.
Существуют два способа государственного финансирования культуры -
прямое выделение бюджетных ассигнований и косвенное финансирование
посредством выделения кредитов, предоставления налоговых льгот и т.д. В
соответствии со ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской
Федерации о культуре", государство гарантирует создание условий для
сохранения и развития культуры посредством прямого финансирования.
В целях создания системы гарантированного государственного
финансирования в законе закреплена минимальная доля (норматив) бюджетных
ассигнований, направляемых на нужды культуры. Предусмотрено, что на эти
цели ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета и
не менее 6% средств местных бюджетов.
Однако данная норма не выполняется уже на стадии формирования
бюджетов. Ниже приведены цифры (в процентах), выделяемые федеральным
бюджетом на культуру по отношению к самому бюджету /52/:
1993 - 0,35% 1996 - 0,87%
1994 - 0,82% 1997 - 0,62%
1995 - 0,93% 1998 - 0,71%
Ситуация еще более усугубляется тем обстоятельством, что даже эти
средства выделяются не полностью. Практика исполнения бюджета последних лет
показала,что бюджет перестал быть законом, в соответствии с которым
осуществляется реальное финансирование.
В 1997 - 1998 годах и эти средства, выделенные на культуру, не
поступили в полном объеме из-за секвестирования федерального бюджета.
Кризисное состояние культуры в Российской Федерации очевидно, хотя
глубина духовной деградации и трудности ее преодоления, видимо, еще
осознаны далеко не полностью. Достаточно оснований полагать, что не оценен
в должной мере и громадный культурный потенциал России, который, вопреки
всему, сохранился, а в некоторых отношениях и возрос.
1.2. Развитие законодательства в области культуры
Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об
исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране
и в особенности в переломные моменты общественного развития. Суть права в
области культуры - это гарантии свободы культуры и культурной деятельности
личности посредством гармонизации отношений различных субъектов культурной
жизни личности, объединений граждан и государства.
В современном мире правосознание в этой области учитывает
необходимость участия государства в культуре посредством принятия на себя
обязанностей гаранта ее свободы, материальной поддержки, защиты
национального и культурного достояния, регулирования отношений
собственности, обеспечения культурно-национальной автономии нацменьшинств,
протекционизма в отношении особо одаренных граждан, новаций в области
культуры, доступности культурной деятельности для социально-ослабленных
групп населения (детей,пенсионеров, инвалидов) и т.д./51/.
Развитие рыночной экономики, строительство новой российской
государственности потребовали уделить особое внимание формированию
правового пространства деятельности в сфере культуры. Тем более, что
до 1992 года мы имели лишь один специальный закон, регулирующий отношения
в сфере культуры. Это Закон "Об охране и использовании памятников
истории и культуры", принятый в 1978 году.
В 1992 году были приняты "Основы законодательства Российской Федерации
о культуре", в которых впервые в развернутом виде определены права и
свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры.
Установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение
компетенции между федеральными органами государственной власти,органами
государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления,
определены принципы государственного финансирования культуры и
регулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия в
международных культурных обменах.
Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную
нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начинается
наработка законодательной базы.
Многолетняя практика работы автора в сфере культуры, постоянный анализ
позволяют выделить ряд наиболее значимых и необходимых для развития отрасли
федеральных законов и программ.
Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ О библиотечном деле" явился правовой
базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он
установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека,
общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный
доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям
национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и
образовательную деятельность.Закон регулирует общие вопросы организации
библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами,
предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в
соответствии с принципами и нормами международного права.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на
библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств
федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных
бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования
библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской
Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм
и форм собственности.
Учитывая большой вклад государственных библиотек в развитие
отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего
повышения их роли в жизни общества, Указом Президента РФ в 1995 году был
установлен общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая. Это
единственный профессиональный праздник работников культуры.
Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации
и музеях в Российской Федерации" определяет особенности правового положения
музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение
музеев в РФ.
В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля
1998 года N 179 были утверждены Положение о музейном фонде Российской
Федерации, Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской
Федерации, Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской
Федерации.
Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 "О мерах по усилению
государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации"
определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы
культурной сферы. Программе "Развитие и сохранение культуры и искусства в
РФ (1997-1999 годы)" присвоен статус президентской, учреждено 100 грантов
Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения,
повышены стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства,
рассмотрены вопросы о передаче собственности, образован Совет при
Президенте РФ по культуре и искусству.
В октябре 1996 года утверждено Положение о данном Совете, его состав.
Это постоянно действующий консультативный орган, информирующий Президента
РФ о процессах, происходящих в области культуры и искусства и
обеспечивающий взаимодействие Президента Российской Федерации с
организациями и деятелями культуры и искусства. Одна из основных задач
Совета - подготовка предложений Президенту РФ по определению направлений
государственной политики в области культуры и искусства и конкретных мер по
ее реализации.
Кинематография России является неотъемлимой частью культуры и
искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства.
Закон РФ от 22.08.96г. №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии
в Российской Федерации" определил основные направления деятельности
государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок
государственной поддержки кинематографии.
В целях дальнейшего развития отрасли Постановлением Правительства РФ
18 декабря 1997 года принимается Концепция развития кинематографии
Российской Федерации до 2005 года.
Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановление ГосДумы
ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД "О проекте Федерального Закона "О
творческих работниках и творческих союзах". Этого закона давно ждут все
работники культуры и искусства. Он должен определить правоотношения
государства с творческими работниками литературы и искусства, а также
порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих
союзов. Цель закона - обеспечить правовые гарантии и способствовать
деятельности творческих объединений в интересах развития литературы и
искусства, сохранения художественных школ и традиций, повышения престижа
творческих профессий в обществе, защиты прав творческих работников на
свободное самовыражение, правовые, материальные, социальные и иные гарантии
их конституционных прав. Закон должен определить правовой статус
творческого работника, а также правовой статус специфического вида
общественного объединения - творческого союза, порядок его создания,
деятельности, реорганизации и ликвидации, его правоотношения с органами
государственной власти и органами местного самоуправления, общественными
объединениями, юридическими и физическими лицами. К сожалению, работа над
проектом закона идет очень трудно, до настоящего времени он не принят.
В 1992-1993 годах возникали острые проблемы в связи с передачей
памятников истории и культуры в собственность Церкви. Нередко выселяемым из
этих зданий учреждениям культуры не предоставлялись необходимые для
продолжения их работы помещения. В мае 1994 годы было принято постановление
Правительства, устанавливающее порядок передачи религиозным объединениям
имущества, относящегося к федеральной собственности. Этот порядок учитывает
интересы учреждений культуры и обеспечения охраны историко-культурного
наследия. Например, в Тамбовской области областной краеведческий музей,
расположенный в Покровском кафедральном соборе с 1937 года, был переведен в
здание бывш.Дома политпросвещения.
Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует
выделить также:
"Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках
истории и культуры";
"Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры";
"Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры
и искусства".
Принятие последнего положения имеет особое значение. До этого
учреждения культуры работали согласно документу, принятому еще в 1989 году
комиссией под руководством Л.И.Абалкина при Совете Министров России. После
принятия множества законодательных актов об основах хозяйствования в
условиях рыночной экономики крайне важно было юридически закрепить те
права, которыми сейчас пользуются учреждения культуры. Это и было сделано
благодаря принятию нового положения.
1.3. Реализация программно-целевого подхода при осуществлении
государственной культурной политики
Российская Федерация является государством, уникальным по степени
территориальной, социально-экономической и этнической мозаичности. В
последние годы интенсивно разрушались действовавшие в течение длительного
времени системы отношений, обеспечивающих территориальную целостность и
управляемость развитием страны. Происходит локализация социально-
культурного развития, которая создает ситуацию увеличивающейся социально-
культурной дифференциации жителей разных частей страны и становится
фактором ослабления общероссийской государственности /51/.
Размывание вертикальных хозяйственных и управленческих связей требует
поиска новых интеграционных механизмов, которые способны предотвратить
нарастание социально-экономического развала, позволят сохранить целостность
государства и усилят потенциал его развития.
Масштабные изменения в политике и экономике, в социально-экономическом
положении разных групп населения сопровождаются усилением социальной
напряженности, потерей многими людьми ценностных ориентиров, развитием
процессов социальной дезинтеграции. Все актуальнее становится потребность в
формировании нового "ценностного восприятия" происходящих перемен /39/. Как
показывает реальная практика, происходящее в нашей стране развитие
религиозной деятельности не снимает эту проблему. Необходимо формирование
новых ценностей, адекватных характеру и глубине происходящих перемен,
обеспечивающих сглаживание социального напряжения и интеграцию разных
социальных и территориальных групп как граждан единого государства. В
противном случае будет нарастать общественное недовольство и будут
постепенно усиливаться тенденции социально-культурной и государственной
дезинтеграции.
И именно сфера культуры может и должна стать в нашем обществе таким
интеграционным механизмом. Она оформляет и предопределяет новые цели и
ценности общественной жизни и может способствовать формированию нового
"ценностного восприятия" происходящих перемен, а значит и отношения к
власти, осуществляющей политику перехода к демократическому государству с
рыночной экономикой.
В качестве важнейшей цели политики государства в сфере культуры было
определено сохранение накопленного культурного потенциала и системы
государственных институтов, обеспечивающих культурную деятельность. На
достижение этой цели была направлена федеральная целевая программа
"Сохранение и развитие культуры и искусства (1993-1995 годы)" (продлена на
1996 год постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. N 541 "О продлении
сроков реализации федеральных целевых программ на 1996 год"). Сфера куль-
туры оказалась первой среди отраслей социальной сферы, для которой была
разработана и принята специальная федеральная программа.
Это программа была по своей сути программой охранительной. Важно было
защитить культуру и искусство, защитить организации и работников отрасли в
период, когда ведущие политики многим готовы были пожертвовать ради чисто
экономических реформ.
Федеральная программа разрабатывалась на рубеже 1992/93 годов, когда
стало очевидным, что преодоление кризисного состояния экономики России
потребует не одного года. В условиях продолжающегося спада производства и
значительного сокращения бюджетных возможностей государства над сферой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|