Управление культуры администрации области
культуры нависла серьезная угроза. Поэтому разработка и принятие
федеральной программы должны были решить две основные задачи. Во-первых,
определить цели и приоритетные направления культурной политики государства
в кардинально изменившейся политической и социально-экономической ситуации.
Во-вторых, установить гарантии поддержки государством сферы культуры в
сложный период перехода к рыночной экономике.
Задачи, перечисленные как самые приоритетные, были в основном
решены.Она была построена по предметно-тематическому принципу: ее части
соответствовали определенным секторам сферы культуры. Однако приоритеты
реализации отдельных подпрограмм, отдельных направлений в рамках
подпрограмм не были четко установлены. Это и способствовало тому,что
фактически выделяемые из бюджета средства "размазывались" и расходовались
неэффективно.
Социально-экономическая ситуация в стране не позволяла в короткие
сроки разрешить сложный комплекс проблем, стоящих перед российской
культурой. Ряд задач остался нереализованным из-за недостаточного
финансирования и сохранил свою актуальность.
Эти факторы были учтены разработчиками при подготовке новой программы.
В 1995 году Министерство культуры РФ инициировало разработку Концепции
развития культуры и искусства Российской Федерации, которая определила
генеральное направление государственной культурной политики на новом этапе
политического и социально-экономического развития России. Основные
положения Концепции получили одобрение Правительства (протокол от 14
сентября 1995 года) и на их основе разработано и принято Постановление
Правительства РФ от 19.06.1996г. N 715 "О федеральной целевой программе
развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999
годы)".
Выдвинулся ряд новых задач в сфере культуры,которые потребовали
корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные
акценты перенесены с задач сохранения ранее накопленного культурного
потенциала на задачи его дальнейшего развития.
Программа исходила из фундаментального значения отечественной культуры
в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только
как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система
духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной
жизни. В условиях светского демократического государства именно культура
берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа
/10/.
Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной
политики государства. Важнейшими из них являются:
формирование идеологических и нравственных основ демократического
правового государства, в том числе уважения свободы творчества и
инакомыслия, гражданственности и патриотизма;
создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала
общества;
сохранение культурных традиций народов Российской Федерации,
формирование неискаженного исторического сознания, создание единого
культурного пространства страны.
Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение
следующих приоритетных задач:
поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и
искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех
социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
сохранение историко-культурного наследия России и его использование
как важного фактора морально-нравственной консолидации народов страны;
развитие принципов федерализма в осуществлении государственной
политики на основе четкого разграничения полномочий и эффективного
взаимодействия органов государственной власти и органов местного
самоуправления, сохранение и развитие национальных культур народов РФ,
поддержка всех форм национально-культурной самоорганизации граждан;
всемерное содействие развитию как государственных, так и
негосударственных организаций культуры, укрепление взаимодействия и
сотрудничества органов исполнительной власти в сфере культуры с Российским
фондом культуры, творческими союзами и другими общественными объединениями
деятелей культуры и искусства, осуществление ими совместных проектов
развития и сохранения культуры;
ряд других задач /10/.
Программа охватывает сферы деятельности Министерства культуры РФ,
Комитета РФ по кинематографии, Государственной архивной службы России,
Российской государственной цирковой компании.
В подпрограмму "Развитие культуры и сохранение культурного наследия
России" федеральной программы Тамбовская область вошла тремя пунктами,
финансируемыми из федерального бюджета:
Государственный архив, г.Тамбов,строительство здания
1998 - 1,5 млрд.руб., 1999 - 2,0 млрд.руб.;
Областная картинная галерея, реконструкция
1997 - 2,75 млрд.руб.
Музыкальное училище им.Рахманинова, реконструкция
1997 - 1,15 млрд.руб.
(итого по 1997 году - 3,9 млрд.руб.
по 1998 году - 1,5 млрд.руб.)
Однако финансирование программных мероприятий в 1997 году составило
3,9 млн.рублей (0,2%), в 1998 году - 4,3тыс.рублей (0,3%).
В 1997 году за счет федерального бюджета были выделены дополнительные
государственные инвестиции на реконструкцию здания Мичуринского
государственного драматического театра в сумме 1,0 млрд.руб. Этому театру в
1997 году исполнилось 100 лет, в течение последних 6 лет он был закрыт на
реконструкцию.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать определенные выводы.
Важнейшей целью культурной политики должно стать установление связи
между культурой и развитием вообще и распространение подхода к культуре как
к одному из важнейших измерений развития.Задача культурной политики -
организовать спокойный и конструктивный диалог в процессе перехода к новой
системе ценностных установок и идей. Целью культурной политики является
создание богатого гражданского общества, основанного на существовании
разнообразных общественных и частных, институциализированных и
неинституциализированных инициатив и проектов /33/. Важнейшей ролью
сильного Министерства должна стать организация взаимодействия всех
участников культурной жизни и регулирование рынка культурной продукции и
услуг.
Для того, чтобы культура не на словах, а на деле стала приоритетной
сферой, ее финансирование должно осуществляться полностью,в предусмотренном
законодательством объеме.
В качестве стратега культурного развития Министерство культуры должно
изменить свои отношения с внешним миром и методы работы, для чего
необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена
прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных
структур. Политика, проводимая властью, не всегда объяснима. Почему,
например, по данным Министерства культуры, в 1994 году музеи получили 48%
финансовых средств Министерства культуры? Каковы процедуры финансирования и
его приоритеты? Это не может произойти без изменения менталитета, но
свободное циркулирование информации и разъяснение даже внутренней работы
властных структур есть неотъемлимая составляющая демократического
государства /33/.
Необходимо также увеличить число людей, принимающих участие в принятии
решений, создавая различные комитеты и комиссии экспертов, сотрудничающих с
Министерством. Необходимо перейти от методов "пожалования" финансовой
помощи к выделению ее на основе голосования, основанного на ясных критериях
и системе оценки результатов.
Необходимо развитие законотворческой деятельности , принятие
федеральных законов:"О минимальных социальных гарантиях", "Об адресной
социальной помощи", "О театре", "О творческих работниках и творческих
союзах", "О порядке реорганизации и приватизации учреждений культуры", "О
меценатстве", порядок налогообложения объектов культуры.
Если в Программе сохранения и развития культуры и искусства на 1993-
1995 годы была подпрограмма "Развитие материально-технической базы культуры
в регионах", то в новой программе этот раздел вообще исчез.
Отсутствие единого подхода к установлению налогов в области культуры,
разночтения в законах создают значительные трудности в работе
государственных и муниципальных учреждений культуры. Для обеспечения
единого подхода к налогообложению следовало бы освободить все
некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать
им возможность направлять полученные доходы на расширение и
совершенствование культурной деятельности /52/.
В целях привлечения средств меценатов и спонсоров Указом Президента РФ
"О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ
от 12.11.93г. № 1904 увеличена до 5% доля необлагаемой прибыли,
перечисляемой государственным учреждениям культуры и искусства. Однако, на
практике эта налоговая льгота не работает.
Сегодня расходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь
в затратах на рекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных
размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсорства и не позволяют
потенциальным инвесторам активно использовать свои средства для поддержки
культуры и формирования ими своего имиджа.
Совершенствование форм государственной поддержки культуры должно
привести к созданию целостной системы государственного протекционизма,
призванной обеспечить сохранение и развитие культурного потенциала России.
ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
СФЕРОЙ
2.1. Характерные особенности разработки региональной политики в области
культуры
Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции,
сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в
самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока
преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее
сказать - возрождается идеология регионализма.
Региональная политика понимается как деятельность государства по
регулированию экономического, социального, этнополитического развития
страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что
такая политика должна строиться дифференцированно /57/.
С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство
(территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления
развития всех его структур - экономических, этнических, демографических,
социокультурных и других /29/. При этом отмечается, что территория региона
может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или
административными границами. В плане экономического регионализма в России
насчитывается традиционно десять-одиннадцать регионов (Северо-Западный,
Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и другие), которые
относятся к числу укрупненных экономических регионов. С другой стороны, под
"регионом" подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку
территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным,
то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы /29/, чем и
обусловлено применение термина "региональная система культуры" при
рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры
Тамбовской области.
Основной смысл государственной региональной политики заключается в
переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных
органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного
и научно-технического развития в регионах России.
Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе
культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование
его крайне затруднительно, но и крайне необходимо.
Необходимость разработки новой государственной региональной политики
обусловлена следующими факторами:
развалом командно-административной системы управления и утратой
сложившихся в старой системе принципов взаимодействия центра с регионами;
несогласованностью государственных и региональных структур управления
в проведении рыночных реформ по вертикали и горизонтали;
деформацией логики ценностных ориентаций: система интересов (частных,
коллективных, региональных, государственных) не имеет пока единого
критерия.
Необходимость формирования региональной системы культуры и новой
системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической,
кадровой и социальной политике и характеризующейся следующим:
1. Возрастают финансовые потребности культуры, а государственное
финансирование данной сферы все еще происходит по остаточному принципу.
Решение рассматриваемой проблемы в рамках региональной системы позволит
распределять интегрированные средства, поступающие из бюджета и прочих
источников в состав единого регионального фонда финансирования, наиболее
рационально и эффективно.
2. Жестко регламентированный жизненный путь человека в условиях
унитарного государства сегодня постепенно начинает сменяться собственной
стратегией личности, принимаемой в условиях выбора. Образуется все больший
разрыв между государственными и личными планами человека /25/.
3. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры
приводят к изменению всей модели управления и стиля управления. Отношения
между органами управления федерального, регионального и местного уровней
строятся на основе новых моделей управления, одним из механизмов реализации
которых являются соглашения, заключенные между органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль
управления культурным процессом приобретает системный уровень.
Министерство культуры России начало активно развивать вертикальные
связи, определялся характер взаимодействия между федеральными и
региональными органами власти. Они строились на партнерской основе и были,
как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о
культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и
их межрегиональными формированиями. Такие документы были подписаны с
ассоциацией "Сибирское соглашение", с администрациями Приморского края,
Псковской, Тульской областями.
С Тамбовской областью был подписан протокол от 20.03.95г. №17 "О
совместном финансировании организаций и проведении работ по Федеральной
программе "Сохранение и развитие культуры и искусства в 1995 году"(от
20.03.95г.№17) . По протоколу предусмотрено выделение 1170,0 млн.рублей,
выделено 930,6 млн.руб.(79,6%). На 1996 год действие Протокола было
продлено. Однако из запланированных 1350,0 млн.руб. выделено 70,0 или 5,2%.
В последующие годы Министерство отказало области в подписании договора.
Как показывает практика, всякое обновление начинается с изменений в
первую очередь формальных характеристик, и не всегда вслед за этим идут
изменения по существу. В сфере социального управления формализм проявляется
в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении
к его смыслу и духу.
2.2. Анализ социокультурной ситуации в области
Под социокультурной сферой подразумевается совокупность учреждений,
организаций, творческих групп и индивидов, создающих,воспроизводящих и
тиражирующих материальные и нематериальные культурные элементы /28/.
Состояние социокультурной сферы Тамбовской области можно
охарактеризовать следующими показателями.
Наличие объектов:
муниципальные клубные учреждения - 765
библиотеки - 735
музеи - 10
театры и филармония - 4
кинотеатры - 7
киноустановки - 362
профессиональные коллективы
(симфонический оркестр, камерный хор,
государственные танцевальные ансамбли
"Ивушка", "Цвета радуги", оркестр русских
народных инструментов "Россияне",
фольклорно-этнографический театр "Иван да Марья") - 6
парки культуры и отдыха - 5
центр творчества молодежи - 1
центр культуры и спорта - 1
областной научно-методический центр
самодеятельного творчества - 1
редакций газет - 51
телевизионных и радиовещательных компаний - 27
В области сложился богатый творческий потенциал:
Это творческие союзы - тамбовские отделения Союзов России - писателей,
художников, архитекторов, театральных деятелей, журналистов, концертных
деятелей;
общества - музыкальное, охраны памятников истории и культуры,
книголюбов, отделение Рахманиновского общества.
Свыше 10 тысяч детей и подростков обучаются в 51 детской музыкальной,
художественной, хореографической школе, школе искусств.
Кроме того, для социокультурной сферы области готовят
высококвалифицированных специалистов профессорско-преподавательский состав
учреждений высшего и среднего профессионального образования:
Тамбовский государственный университет имени Державина (факультеты
культурологии,информационных ресурсов, культуры и искусств);
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени
Рахманинова;
колледж искусств;
Моршанский муниципальный областной естественно-гуманитарный колледж
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|