рефераты бесплатно

МЕНЮ


Управление культуры администрации области

культуры нависла серьезная угроза. Поэтому разработка и принятие

федеральной программы должны были решить две основные задачи. Во-первых,

определить цели и приоритетные направления культурной политики государства

в кардинально изменившейся политической и социально-экономической ситуации.

Во-вторых, установить гарантии поддержки государством сферы культуры в

сложный период перехода к рыночной экономике.

Задачи, перечисленные как самые приоритетные, были в основном

решены.Она была построена по предметно-тематическому принципу: ее части

соответствовали определенным секторам сферы культуры. Однако приоритеты

реализации отдельных подпрограмм, отдельных направлений в рамках

подпрограмм не были четко установлены. Это и способствовало тому,что

фактически выделяемые из бюджета средства "размазывались" и расходовались

неэффективно.

Социально-экономическая ситуация в стране не позволяла в короткие

сроки разрешить сложный комплекс проблем, стоящих перед российской

культурой. Ряд задач остался нереализованным из-за недостаточного

финансирования и сохранил свою актуальность.

Эти факторы были учтены разработчиками при подготовке новой программы.

В 1995 году Министерство культуры РФ инициировало разработку Концепции

развития культуры и искусства Российской Федерации, которая определила

генеральное направление государственной культурной политики на новом этапе

политического и социально-экономического развития России. Основные

положения Концепции получили одобрение Правительства (протокол от 14

сентября 1995 года) и на их основе разработано и принято Постановление

Правительства РФ от 19.06.1996г. N 715 "О федеральной целевой программе

развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999

годы)".

Выдвинулся ряд новых задач в сфере культуры,которые потребовали

корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные

акценты перенесены с задач сохранения ранее накопленного культурного

потенциала на задачи его дальнейшего развития.

Программа исходила из фундаментального значения отечественной культуры

в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только

как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система

духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной

жизни. В условиях светского демократического государства именно культура

берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа

/10/.

Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной

политики государства. Важнейшими из них являются:

формирование идеологических и нравственных основ демократического

правового государства, в том числе уважения свободы творчества и

инакомыслия, гражданственности и патриотизма;

создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала

общества;

сохранение культурных традиций народов Российской Федерации,

формирование неискаженного исторического сознания, создание единого

культурного пространства страны.

Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение

следующих приоритетных задач:

поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и

искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех

социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

сохранение историко-культурного наследия России и его использование

как важного фактора морально-нравственной консолидации народов страны;

развитие принципов федерализма в осуществлении государственной

политики на основе четкого разграничения полномочий и эффективного

взаимодействия органов государственной власти и органов местного

самоуправления, сохранение и развитие национальных культур народов РФ,

поддержка всех форм национально-культурной самоорганизации граждан;

всемерное содействие развитию как государственных, так и

негосударственных организаций культуры, укрепление взаимодействия и

сотрудничества органов исполнительной власти в сфере культуры с Российским

фондом культуры, творческими союзами и другими общественными объединениями

деятелей культуры и искусства, осуществление ими совместных проектов

развития и сохранения культуры;

ряд других задач /10/.

Программа охватывает сферы деятельности Министерства культуры РФ,

Комитета РФ по кинематографии, Государственной архивной службы России,

Российской государственной цирковой компании.

В подпрограмму "Развитие культуры и сохранение культурного наследия

России" федеральной программы Тамбовская область вошла тремя пунктами,

финансируемыми из федерального бюджета:

Государственный архив, г.Тамбов,строительство здания

1998 - 1,5 млрд.руб., 1999 - 2,0 млрд.руб.;

Областная картинная галерея, реконструкция

1997 - 2,75 млрд.руб.

Музыкальное училище им.Рахманинова, реконструкция

1997 - 1,15 млрд.руб.

(итого по 1997 году - 3,9 млрд.руб.

по 1998 году - 1,5 млрд.руб.)

Однако финансирование программных мероприятий в 1997 году составило

3,9 млн.рублей (0,2%), в 1998 году - 4,3тыс.рублей (0,3%).

В 1997 году за счет федерального бюджета были выделены дополнительные

государственные инвестиции на реконструкцию здания Мичуринского

государственного драматического театра в сумме 1,0 млрд.руб. Этому театру в

1997 году исполнилось 100 лет, в течение последних 6 лет он был закрыт на

реконструкцию.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать определенные выводы.

Важнейшей целью культурной политики должно стать установление связи

между культурой и развитием вообще и распространение подхода к культуре как

к одному из важнейших измерений развития.Задача культурной политики -

организовать спокойный и конструктивный диалог в процессе перехода к новой

системе ценностных установок и идей. Целью культурной политики является

создание богатого гражданского общества, основанного на существовании

разнообразных общественных и частных, институциализированных и

неинституциализированных инициатив и проектов /33/. Важнейшей ролью

сильного Министерства должна стать организация взаимодействия всех

участников культурной жизни и регулирование рынка культурной продукции и

услуг.

Для того, чтобы культура не на словах, а на деле стала приоритетной

сферой, ее финансирование должно осуществляться полностью,в предусмотренном

законодательством объеме.

В качестве стратега культурного развития Министерство культуры должно

изменить свои отношения с внешним миром и методы работы, для чего

необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена

прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных

структур. Политика, проводимая властью, не всегда объяснима. Почему,

например, по данным Министерства культуры, в 1994 году музеи получили 48%

финансовых средств Министерства культуры? Каковы процедуры финансирования и

его приоритеты? Это не может произойти без изменения менталитета, но

свободное циркулирование информации и разъяснение даже внутренней работы

властных структур есть неотъемлимая составляющая демократического

государства /33/.

Необходимо также увеличить число людей, принимающих участие в принятии

решений, создавая различные комитеты и комиссии экспертов, сотрудничающих с

Министерством. Необходимо перейти от методов "пожалования" финансовой

помощи к выделению ее на основе голосования, основанного на ясных критериях

и системе оценки результатов.

Необходимо развитие законотворческой деятельности , принятие

федеральных законов:"О минимальных социальных гарантиях", "Об адресной

социальной помощи", "О театре", "О творческих работниках и творческих

союзах", "О порядке реорганизации и приватизации учреждений культуры", "О

меценатстве", порядок налогообложения объектов культуры.

Если в Программе сохранения и развития культуры и искусства на 1993-

1995 годы была подпрограмма "Развитие материально-технической базы культуры

в регионах", то в новой программе этот раздел вообще исчез.

Отсутствие единого подхода к установлению налогов в области культуры,

разночтения в законах создают значительные трудности в работе

государственных и муниципальных учреждений культуры. Для обеспечения

единого подхода к налогообложению следовало бы освободить все

некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать

им возможность направлять полученные доходы на расширение и

совершенствование культурной деятельности /52/.

В целях привлечения средств меценатов и спонсоров Указом Президента РФ

"О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ

от 12.11.93г. № 1904 увеличена до 5% доля необлагаемой прибыли,

перечисляемой государственным учреждениям культуры и искусства. Однако, на

практике эта налоговая льгота не работает.

Сегодня расходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь

в затратах на рекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных

размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсорства и не позволяют

потенциальным инвесторам активно использовать свои средства для поддержки

культуры и формирования ими своего имиджа.

Совершенствование форм государственной поддержки культуры должно

привести к созданию целостной системы государственного протекционизма,

призванной обеспечить сохранение и развитие культурного потенциала России.

ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

СФЕРОЙ

2.1. Характерные особенности разработки региональной политики в области

культуры

Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции,

сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в

самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока

преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее

сказать - возрождается идеология регионализма.

Региональная политика понимается как деятельность государства по

регулированию экономического, социального, этнополитического развития

страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что

такая политика должна строиться дифференцированно /57/.

С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство

(территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления

развития всех его структур - экономических, этнических, демографических,

социокультурных и других /29/. При этом отмечается, что территория региона

может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или

административными границами. В плане экономического регионализма в России

насчитывается традиционно десять-одиннадцать регионов (Северо-Западный,

Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и другие), которые

относятся к числу укрупненных экономических регионов. С другой стороны, под

"регионом" подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку

территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным,

то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы /29/, чем и

обусловлено применение термина "региональная система культуры" при

рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры

Тамбовской области.

Основной смысл государственной региональной политики заключается в

переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных

органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного

и научно-технического развития в регионах России.

Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе

культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование

его крайне затруднительно, но и крайне необходимо.

Необходимость разработки новой государственной региональной политики

обусловлена следующими факторами:

развалом командно-административной системы управления и утратой

сложившихся в старой системе принципов взаимодействия центра с регионами;

несогласованностью государственных и региональных структур управления

в проведении рыночных реформ по вертикали и горизонтали;

деформацией логики ценностных ориентаций: система интересов (частных,

коллективных, региональных, государственных) не имеет пока единого

критерия.

Необходимость формирования региональной системы культуры и новой

системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической,

кадровой и социальной политике и характеризующейся следующим:

1. Возрастают финансовые потребности культуры, а государственное

финансирование данной сферы все еще происходит по остаточному принципу.

Решение рассматриваемой проблемы в рамках региональной системы позволит

распределять интегрированные средства, поступающие из бюджета и прочих

источников в состав единого регионального фонда финансирования, наиболее

рационально и эффективно.

2. Жестко регламентированный жизненный путь человека в условиях

унитарного государства сегодня постепенно начинает сменяться собственной

стратегией личности, принимаемой в условиях выбора. Образуется все больший

разрыв между государственными и личными планами человека /25/.

3. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры

приводят к изменению всей модели управления и стиля управления. Отношения

между органами управления федерального, регионального и местного уровней

строятся на основе новых моделей управления, одним из механизмов реализации

которых являются соглашения, заключенные между органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль

управления культурным процессом приобретает системный уровень.

Министерство культуры России начало активно развивать вертикальные

связи, определялся характер взаимодействия между федеральными и

региональными органами власти. Они строились на партнерской основе и были,

как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о

культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и

их межрегиональными формированиями. Такие документы были подписаны с

ассоциацией "Сибирское соглашение", с администрациями Приморского края,

Псковской, Тульской областями.

С Тамбовской областью был подписан протокол от 20.03.95г. №17 "О

совместном финансировании организаций и проведении работ по Федеральной

программе "Сохранение и развитие культуры и искусства в 1995 году"(от

20.03.95г.№17) . По протоколу предусмотрено выделение 1170,0 млн.рублей,

выделено 930,6 млн.руб.(79,6%). На 1996 год действие Протокола было

продлено. Однако из запланированных 1350,0 млн.руб. выделено 70,0 или 5,2%.

В последующие годы Министерство отказало области в подписании договора.

Как показывает практика, всякое обновление начинается с изменений в

первую очередь формальных характеристик, и не всегда вслед за этим идут

изменения по существу. В сфере социального управления формализм проявляется

в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении

к его смыслу и духу.

2.2. Анализ социокультурной ситуации в области

Под социокультурной сферой подразумевается совокупность учреждений,

организаций, творческих групп и индивидов, создающих,воспроизводящих и

тиражирующих материальные и нематериальные культурные элементы /28/.

Состояние социокультурной сферы Тамбовской области можно

охарактеризовать следующими показателями.

Наличие объектов:

муниципальные клубные учреждения - 765

библиотеки - 735

музеи - 10

театры и филармония - 4

кинотеатры - 7

киноустановки - 362

профессиональные коллективы

(симфонический оркестр, камерный хор,

государственные танцевальные ансамбли

"Ивушка", "Цвета радуги", оркестр русских

народных инструментов "Россияне",

фольклорно-этнографический театр "Иван да Марья") - 6

парки культуры и отдыха - 5

центр творчества молодежи - 1

центр культуры и спорта - 1

областной научно-методический центр

самодеятельного творчества - 1

редакций газет - 51

телевизионных и радиовещательных компаний - 27

В области сложился богатый творческий потенциал:

Это творческие союзы - тамбовские отделения Союзов России - писателей,

художников, архитекторов, театральных деятелей, журналистов, концертных

деятелей;

общества - музыкальное, охраны памятников истории и культуры,

книголюбов, отделение Рахманиновского общества.

Свыше 10 тысяч детей и подростков обучаются в 51 детской музыкальной,

художественной, хореографической школе, школе искусств.

Кроме того, для социокультурной сферы области готовят

высококвалифицированных специалистов профессорско-преподавательский состав

учреждений высшего и среднего профессионального образования:

Тамбовский государственный университет имени Державина (факультеты

культурологии,информационных ресурсов, культуры и искусств);

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени

Рахманинова;

колледж искусств;

Моршанский муниципальный областной естественно-гуманитарный колледж

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.