Защита прав потребителей
а также акты проверок продавцов (изготовителей, исполнителей) ГКАП России
(его территориальными управлениями).
Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей
рассматриваются в месячный срок с момента вынесения определения о
возбуждении дела. О времени и месте рассмотрения дела извещают продавца
(изготовителя. исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, других
лиц, привлекаемых к участию в деле (заинтересованных лиц).
Дела рассматриваются в присутствии представителей продавца (изготовителя,
исполнителя) и с участием заинтересованных лиц, в отсутствие представителей
продавца (изготовителя, исполнителя) дело рассматривается, если имеются
данные, подтверждающие своевременное извещение продавца (изготовителя,
исполнителя) о месте и времени рассмотрения дела ( уведомление о вручении,
отдельная квитанция) и если от него не поступило мотивированное ходатайство
об отложении рассмотрения дела.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле могут быть привлечены
физические лица (граждане российские, иностранные, лица без гражданства) и
юридические лица (организации, являющиеся самостоятельными субъектами
гражданского оборота, удовлетворяющие признакам юридического лица,
сформулированным в статье 48 Гражданского кодекса РФ), на объем прав и
обязанностей которых может повлиять решение комиссии.
В рассмотрении дела может принимать участие в качестве заинтересованного
лица заявитель, а также потребитель, чьи права были нарушены. Комиссия не
вправе рассматривать дело без участия заявителя и потребителя, если они
настаивают на своем участии в рассмотрении дела. Неявка заинтересованных
лиц не является препятствием к рассмотрению дела.
Комиссия на заседании выясняет следующие вопросы:
•относится ли к ее компетенции рассмотрение данного дела; •о наличии
фактов, свидетельствующих о нарушениях прав потребителей; •были ли приняты
все возможные меры для устранения нарушений прав потребителя продавцом (
изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.
Рассмотрение дела завершается вынесением решения, в котором излагаются
обстоятельства дела, установленные комиссией, и выводы, к которым она
пришла. Решение может быть вынесено: о выдаче предписания; о прекращении
дела в связи с отсутствием события и состава нарушения, устранением
нарушения до выдачи предписания, невозможностью применения мер воздействия
в связи с ликвидацией организации (смертью индивидуального
предпринимателя), допустившей нарушение, а также в случае, если меры
воздействия выходят за рамки компетенции ГКАП России (его территориального
управления).
В решении могут быть даны рекомендации:
•о предъявлении иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей,
в том числе о ликвидации продавца (изготовителя, исполнителя) или о
прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное
или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав
потребителей; •о направлении материалов о нарушении прав потребителей в
орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида
деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной
лицензии или о ее досрочном аннулировании; •о направлении в органы
прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения
вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с
нарушением прав, предусмотренных законом о защите прав потребителей; •о
направлении материалов в федеральные органы исполнительной власти (их
территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и
безопасностью товаров (работ, услуг).
Решение комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела. По
особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено
на срок не более 3 дней, но резолютивную часть решения комиссия объявляет
на том же заседании, на котором закончилось разбирательство дела.
Предписание подлежит добровольному исполнению продавцом (изготовителем.
исполнителем) в срок, указанный в предписании. Примерно такой же порядок
предусмотрен для рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от
исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний ГКАП России
(территориальных управлений). Подробно особенности рассмотрения дел о
защите прав потребителей в ГКАП и формы документов представлены в
изложенном Положении.
Когда лучше обратиться в антимонопольные органы
Поскольку ГКАП - это не суд, он не может заставить нарушившую Ваши права
организацию выплатить Вам неустойку или возместить убытки. Если Ваши
требования заключаются в том, чтобы продавец или исполнитель выполнили
какое-либо действие( например, заменили вам неисправный холодильник) или
наоборот не совершали бы какое-то действие, то проще и быстрее защитить
свои интересы обратившись в ГКАП.
Комитет по торговле
Государственный Комитет Российской Федерации по торговле - это центральный
орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий государственную
политику в сфере торговли и общественного питания, направленную на
удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и
торговых услугах, организацию торгового обслуживания в соответствии с
современными требованиями, формирование рыночных отношений и развитие
рыночной инфраструктуры в отрасли, защиту интересов покупателей.
В связи с этим на Комитет возложены следующие задачи:
•- организация работ по реализации государственной стратегии в области
развития торговли и общественного питания; •- воздействие на формирование
потребительского рынка и его товарное насыщение, на производство,
ассортимент и качество товаров народного потребления и сельскохозяйственной
продукции с учетом спроса населения, его региональных особенностей,
поставок указанных товаров для государственных нужд; •- участие в
соответствии с решениями Правительства РФ в разработке и осуществлении
федеральных целевых программ, выполнение функций государственного заказчика
по организации работ, связанных с реализацией этих целевых программ и
обеспечением других государственных нужд; •- всемерное содействие
коммерциализации, приватизации, демонополизации, развитию конкуренции,
созданию равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов в
сфере торговли и общественного питания, активная поддержка новых
коммерческих структур различных форм собственности, малого и среднего
предпринимательства; •- осуществление взаимодействия с органами местного
самоуправления в вопросах торгового обслуживания населения и контроля за
деятельностью торговых предприятий; - разработка предложений по
совершенствованию организации торгового обслуживания, экономического,
правового регулирования и стимулирования деятельности предприятий торговли
и общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности, в условиях рыночной экономики; •- координация работы по
развитию инфраструктуры сферы торговли и общественного питания, по
организации научно-технического и информационного обслуживания предприятий
отрасли, внедрению достижений научно-технического прогресса, передового
отечественного и зарубежного опыта; •- организация подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров, разработка мер по
социальной защите работников отрасли; •- оказание методологической,
консультативной и организационной помощи предприятиям торговли и
общественного питания различных форм собственности и ведомственной
принадлежности, органам местного самоуправления по вопросам, относящимся к
компетенции Комитета.
В соответствии с этими задачами определены и функции, осуществляемые
Комитетом. В целом их можно разбить на несколько групп: функции
организационно-координационные, функции контрольные, функции аналитические
(анализ и прогнозирование спроса и т. п.), функции консультационные и
методологические.
Подробно эти функции расписаны в Положении о Комитете Российской Федерации
по торговле, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря
1992 г. № 1028.
В целом, роль Комитета по торговле - это роль выразителя спроса, роль
посредника между спросом и федеральными органами исполнительной власти, а
поэтому отчасти - и предложением. В связи с этим, деятельность этого
Комитета имеет особо важное значение для реализации интересов потребителей.
Госторгинспекция
Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав
потребителей Комитета Российской Федерации по торговле (Госторгинспекция) -
государственная служба, основными задачами которой являются контроль за
соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком
применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления,
деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном
питании и недопущению поступлений на потребительский рынок
недоброкачественных товаров. Её правовой статус определяется
соответствующим Положением (утверждено постановлением Совета Министров
Правительства РФ 27 мая 1993 г.).
Объектами контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее
задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм
собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие,
производящие товары или услуги (далее именуются: продавец, изготовитель).
Госторгинспекция состоит из Управления Госторгинспекции Комитета РФ по
торговле и территориальных управлений в субъектах РФ.
Территориальные управления Госторгинспекции
•- проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров
народного потребления у продавца, а также проверки качества продукции у
изготовителя; •- контролируют соблюдение порядка применения цен на
предприятиях торговли и общественного питания, правильность пользования
весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим
оборудованием; •- принимают меры по устранению выявленных недостатков и
нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок; •-
приостанавливают реализацию товаров (и оказываемые при этом услуги), не
соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных
(вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; •- рассматривают письма,
заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе
предприятий торговли и общественного питания и после соответствующих
проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом,
изготовителем.
При несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель
вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом
действие решения управления Госторгинспекции не приостанавливается до
решения суда. Для обжалования принятого решения заинтересованные лица
вправе обратиться и в Управление Госторгинспекции. Управление должно ее
рассмотреть втечение месяца.
Территориальные управления Госторгинспекции обязаны предоставлять
Управлению Госторгинспекции всю необходимую информацию. Территориальные
управления Госторгинспекции обязаны координировать свою деятельность с
органами государственной власти и управления, общественными организациями
потребителей в деле защиты прав и интересов граждан. Управление
Госторгинспекции может также непосредственно осуществлять контроль за
продавцом и изготовителем, но в целом его функции носят организационно-
методический характер: оно - организует и контролирует деятельность
территориальных управлений, разрабатывает соответствующие методические
материалы и инструкции; •- по поручению Комитета РФ по торговле участвует
при рассмотрении проектов нормативных документов по стандартизации на
товары народного потребления; участвует в разработке предложений по
совершенствованию правил торговли; •- вносит в Комитет РФ по
стандартизации. метрологии и сертификации предложения о снятии с
производства товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества
граждан; •- анализирует информацию территориальных управлений и вносит в
соответствующие органы исполнительной власти предложения о мерах по
улучшению качества товаров и повышению культуры обслуживания населения; •-
проводит мероприятия по повышению уровня профессиональной подготовки кадров
Госторгинспекции.
Для осуществления своих функций Госторгинспекция вправе
•- осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и
промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности; •- производить контрольные покупки товаров с целью
определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы)
товаров для проведения исследования их качества; требовать у продавца,
изготовителя сертификат на реализуемые товары и проверять его соответствие
требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа; •-
давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве
сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия
стандарту; получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-
исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию,
характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике)
товаров и другие необходимые материалы; •- составлять акты и давать
обязательные к исполнению продавцом, исполнителем предписания. Это могут
быть предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и
технологической дисциплины при производстве товаров; о снятии с реализации
товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; о
приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров,
изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до
устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции.
Кроме того госторгинспекция вправе передавать материалы в следственные
органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих
неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации
недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам
потребителей; выступать стороной в органах суда и арбитражного суда;
выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к
изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных
(оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение
дисциплины цен при реализации товаров (услуг).
Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами
проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об
этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.
Управления и территориальные управления Госторгинспекции являются
юридическими лицами, то есть самостоятельными участниками гражданско-
правовых (имущественных и связанных с ними личных неимущественных)
отношений.
Управление Госторгинспекции возглавляет начальник - заместитель
председателя Комитета РФ по торговле. Начальники территориальных управлений
Госторгинспекции назначаются на должность и освобождаются от занимаемой
должности председателем Комитета РФ по торговле по согласованию с
соответствующими органами исполнительной власти.
Особенности деятельности каждого из территориальных управлений
Госторгинспекции обусловлены спецификой развития регионов, в которых они
действуют.
Поскольку Управление Госторгинспекции является одним из федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью
товаров (работ, услуг), на него распространяются соответствующие положения
Закона РФ "О защите прав потребителей".
Госторгинспекция - это один из органов реально помогающих потребителю
защитить свои права. Если Вас обманули в магазине, продали прокисшее молоко
или плохо пахнущую колбасу, лучше всего обратиться в торговую инспекцию.
Представители торгинспекции по вашей жалобе проведут проверку деятельности
магазина, нарушившего Ваши права и заставят нарушителя возместить Вам
ущерб.
Госстандарт России
Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации - это
центральный орган исполнительной власти РФ, осуществляющий государственное
регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации,
метрологии и сертификации.
В настоящее время таким органом является Комитет РФ по стандартизации,
метрологии и сертификации.
Его основные задачи:
•- формирование и реализация государственной политики в области
стандартизации, метрологии и сертификации; •- обеспечение функционирования
систем стандартизации, метрологии и сертификации, их гармонизация
(приведение в соответствие) с международными, региональными и зарубежными
национальными системами; •- обеспечение единства измерений в стране; •-
организация работ по обязательной сертификации продукции; •- осуществление
государственного надзора за соблюдением обязательных требований стандартов,
правил метрологии и сертификации.
Госстандарт вправе:
•- выдавать и аннулировать лицензии на издание и переиздание утвержденных
им государственных стандартов, на поверку, прокат средств измерений, на
проведение работ по обязательной сертификации, на право применения
установленных им сертификационных знаков; •- направлять предписания об
устранении нарушений обязательных требований стандартов к товарам, работам,
услугам, о снятии их с производства, прекращении выпуска и реализации,
отзыве от потребителя; •- налагать штраф на изготовителей, продавцов
товаров, исполнителей работ, услуг, на руководителей предприятий и органов
сертификации в случаях, предусмотренных законодательством; принимать в
пределах своей компетенции решения по вопросам государственной
стандартизации, метрологии и сертификации, обязательные для выполнения
юридическими и физическими лицами; •- предъявлять в суды, арбитражные суды
иски к изготовителям (исполнителям, продавцам) товаров (работ, услуг) в
случае нарушения ими требований стандартов; •- проводить в соответствии с
действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и
образцов продукции для контроля ее соответствия обязательным требованиям
государственных стандартов (стоимость израсходованных проб и образцов,
затраты на проведение испытания относятся при этом на издержки производства
продукции проверяемого предприятия, предпринимателя).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|