рефераты бесплатно

МЕНЮ


Защита прав потребителей

а также акты проверок продавцов (изготовителей, исполнителей) ГКАП России

(его территориальными управлениями).

Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей

рассматриваются в месячный срок с момента вынесения определения о

возбуждении дела. О времени и месте рассмотрения дела извещают продавца

(изготовителя. исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, других

лиц, привлекаемых к участию в деле (заинтересованных лиц).

Дела рассматриваются в присутствии представителей продавца (изготовителя,

исполнителя) и с участием заинтересованных лиц, в отсутствие представителей

продавца (изготовителя, исполнителя) дело рассматривается, если имеются

данные, подтверждающие своевременное извещение продавца (изготовителя,

исполнителя) о месте и времени рассмотрения дела ( уведомление о вручении,

отдельная квитанция) и если от него не поступило мотивированное ходатайство

об отложении рассмотрения дела.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле могут быть привлечены

физические лица (граждане российские, иностранные, лица без гражданства) и

юридические лица (организации, являющиеся самостоятельными субъектами

гражданского оборота, удовлетворяющие признакам юридического лица,

сформулированным в статье 48 Гражданского кодекса РФ), на объем прав и

обязанностей которых может повлиять решение комиссии.

В рассмотрении дела может принимать участие в качестве заинтересованного

лица заявитель, а также потребитель, чьи права были нарушены. Комиссия не

вправе рассматривать дело без участия заявителя и потребителя, если они

настаивают на своем участии в рассмотрении дела. Неявка заинтересованных

лиц не является препятствием к рассмотрению дела.

Комиссия на заседании выясняет следующие вопросы:

•относится ли к ее компетенции рассмотрение данного дела; •о наличии

фактов, свидетельствующих о нарушениях прав потребителей; •были ли приняты

все возможные меры для устранения нарушений прав потребителя продавцом (

изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.

Рассмотрение дела завершается вынесением решения, в котором излагаются

обстоятельства дела, установленные комиссией, и выводы, к которым она

пришла. Решение может быть вынесено: о выдаче предписания; о прекращении

дела в связи с отсутствием события и состава нарушения, устранением

нарушения до выдачи предписания, невозможностью применения мер воздействия

в связи с ликвидацией организации (смертью индивидуального

предпринимателя), допустившей нарушение, а также в случае, если меры

воздействия выходят за рамки компетенции ГКАП России (его территориального

управления).

В решении могут быть даны рекомендации:

•о предъявлении иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей,

в том числе о ликвидации продавца (изготовителя, исполнителя) или о

прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное

или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав

потребителей; •о направлении материалов о нарушении прав потребителей в

орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида

деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной

лицензии или о ее досрочном аннулировании; •о направлении в органы

прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения

вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с

нарушением прав, предусмотренных законом о защите прав потребителей; •о

направлении материалов в федеральные органы исполнительной власти (их

территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и

безопасностью товаров (работ, услуг).

Решение комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела. По

особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено

на срок не более 3 дней, но резолютивную часть решения комиссия объявляет

на том же заседании, на котором закончилось разбирательство дела.

Предписание подлежит добровольному исполнению продавцом (изготовителем.

исполнителем) в срок, указанный в предписании. Примерно такой же порядок

предусмотрен для рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от

исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний ГКАП России

(территориальных управлений). Подробно особенности рассмотрения дел о

защите прав потребителей в ГКАП и формы документов представлены в

изложенном Положении.

Когда лучше обратиться в антимонопольные органы

Поскольку ГКАП - это не суд, он не может заставить нарушившую Ваши права

организацию выплатить Вам неустойку или возместить убытки. Если Ваши

требования заключаются в том, чтобы продавец или исполнитель выполнили

какое-либо действие( например, заменили вам неисправный холодильник) или

наоборот не совершали бы какое-то действие, то проще и быстрее защитить

свои интересы обратившись в ГКАП.

Комитет по торговле

Государственный Комитет Российской Федерации по торговле - это центральный

орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий государственную

политику в сфере торговли и общественного питания, направленную на

удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и

торговых услугах, организацию торгового обслуживания в соответствии с

современными требованиями, формирование рыночных отношений и развитие

рыночной инфраструктуры в отрасли, защиту интересов покупателей.

В связи с этим на Комитет возложены следующие задачи:

•- организация работ по реализации государственной стратегии в области

развития торговли и общественного питания; •- воздействие на формирование

потребительского рынка и его товарное насыщение, на производство,

ассортимент и качество товаров народного потребления и сельскохозяйственной

продукции с учетом спроса населения, его региональных особенностей,

поставок указанных товаров для государственных нужд; •- участие в

соответствии с решениями Правительства РФ в разработке и осуществлении

федеральных целевых программ, выполнение функций государственного заказчика

по организации работ, связанных с реализацией этих целевых программ и

обеспечением других государственных нужд; •- всемерное содействие

коммерциализации, приватизации, демонополизации, развитию конкуренции,

созданию равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов в

сфере торговли и общественного питания, активная поддержка новых

коммерческих структур различных форм собственности, малого и среднего

предпринимательства; •- осуществление взаимодействия с органами местного

самоуправления в вопросах торгового обслуживания населения и контроля за

деятельностью торговых предприятий; - разработка предложений по

совершенствованию организации торгового обслуживания, экономического,

правового регулирования и стимулирования деятельности предприятий торговли

и общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной

принадлежности, в условиях рыночной экономики; •- координация работы по

развитию инфраструктуры сферы торговли и общественного питания, по

организации научно-технического и информационного обслуживания предприятий

отрасли, внедрению достижений научно-технического прогресса, передового

отечественного и зарубежного опыта; •- организация подготовки,

переподготовки и повышения квалификации кадров, разработка мер по

социальной защите работников отрасли; •- оказание методологической,

консультативной и организационной помощи предприятиям торговли и

общественного питания различных форм собственности и ведомственной

принадлежности, органам местного самоуправления по вопросам, относящимся к

компетенции Комитета.

В соответствии с этими задачами определены и функции, осуществляемые

Комитетом. В целом их можно разбить на несколько групп: функции

организационно-координационные, функции контрольные, функции аналитические

(анализ и прогнозирование спроса и т. п.), функции консультационные и

методологические.

Подробно эти функции расписаны в Положении о Комитете Российской Федерации

по торговле, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря

1992 г. № 1028.

В целом, роль Комитета по торговле - это роль выразителя спроса, роль

посредника между спросом и федеральными органами исполнительной власти, а

поэтому отчасти - и предложением. В связи с этим, деятельность этого

Комитета имеет особо важное значение для реализации интересов потребителей.

Госторгинспекция

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав

потребителей Комитета Российской Федерации по торговле (Госторгинспекция) -

государственная служба, основными задачами которой являются контроль за

соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком

применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления,

деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном

питании и недопущению поступлений на потребительский рынок

недоброкачественных товаров. Её правовой статус определяется

соответствующим Положением (утверждено постановлением Совета Министров

Правительства РФ 27 мая 1993 г.).

Объектами контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее

задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм

собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие,

производящие товары или услуги (далее именуются: продавец, изготовитель).

Госторгинспекция состоит из Управления Госторгинспекции Комитета РФ по

торговле и территориальных управлений в субъектах РФ.

Территориальные управления Госторгинспекции

•- проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров

народного потребления у продавца, а также проверки качества продукции у

изготовителя; •- контролируют соблюдение порядка применения цен на

предприятиях торговли и общественного питания, правильность пользования

весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим

оборудованием; •- принимают меры по устранению выявленных недостатков и

нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок; •-

приостанавливают реализацию товаров (и оказываемые при этом услуги), не

соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных

(вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; •- рассматривают письма,

заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе

предприятий торговли и общественного питания и после соответствующих

проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом,

изготовителем.

При несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель

вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом

действие решения управления Госторгинспекции не приостанавливается до

решения суда. Для обжалования принятого решения заинтересованные лица

вправе обратиться и в Управление Госторгинспекции. Управление должно ее

рассмотреть втечение месяца.

Территориальные управления Госторгинспекции обязаны предоставлять

Управлению Госторгинспекции всю необходимую информацию. Территориальные

управления Госторгинспекции обязаны координировать свою деятельность с

органами государственной власти и управления, общественными организациями

потребителей в деле защиты прав и интересов граждан. Управление

Госторгинспекции может также непосредственно осуществлять контроль за

продавцом и изготовителем, но в целом его функции носят организационно-

методический характер: оно - организует и контролирует деятельность

территориальных управлений, разрабатывает соответствующие методические

материалы и инструкции; •- по поручению Комитета РФ по торговле участвует

при рассмотрении проектов нормативных документов по стандартизации на

товары народного потребления; участвует в разработке предложений по

совершенствованию правил торговли; •- вносит в Комитет РФ по

стандартизации. метрологии и сертификации предложения о снятии с

производства товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества

граждан; •- анализирует информацию территориальных управлений и вносит в

соответствующие органы исполнительной власти предложения о мерах по

улучшению качества товаров и повышению культуры обслуживания населения; •-

проводит мероприятия по повышению уровня профессиональной подготовки кадров

Госторгинспекции.

Для осуществления своих функций Госторгинспекция вправе

•- осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и

промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной

принадлежности; •- производить контрольные покупки товаров с целью

определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы)

товаров для проведения исследования их качества; требовать у продавца,

изготовителя сертификат на реализуемые товары и проверять его соответствие

требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа; •-

давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве

сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия

стандарту; получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-

исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию,

характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике)

товаров и другие необходимые материалы; •- составлять акты и давать

обязательные к исполнению продавцом, исполнителем предписания. Это могут

быть предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и

технологической дисциплины при производстве товаров; о снятии с реализации

товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; о

приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров,

изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до

устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции.

Кроме того госторгинспекция вправе передавать материалы в следственные

органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих

неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации

недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам

потребителей; выступать стороной в органах суда и арбитражного суда;

выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к

изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных

(оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение

дисциплины цен при реализации товаров (услуг).

Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами

проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об

этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.

Управления и территориальные управления Госторгинспекции являются

юридическими лицами, то есть самостоятельными участниками гражданско-

правовых (имущественных и связанных с ними личных неимущественных)

отношений.

Управление Госторгинспекции возглавляет начальник - заместитель

председателя Комитета РФ по торговле. Начальники территориальных управлений

Госторгинспекции назначаются на должность и освобождаются от занимаемой

должности председателем Комитета РФ по торговле по согласованию с

соответствующими органами исполнительной власти.

Особенности деятельности каждого из территориальных управлений

Госторгинспекции обусловлены спецификой развития регионов, в которых они

действуют.

Поскольку Управление Госторгинспекции является одним из федеральных органов

исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью

товаров (работ, услуг), на него распространяются соответствующие положения

Закона РФ "О защите прав потребителей".

Госторгинспекция - это один из органов реально помогающих потребителю

защитить свои права. Если Вас обманули в магазине, продали прокисшее молоко

или плохо пахнущую колбасу, лучше всего обратиться в торговую инспекцию.

Представители торгинспекции по вашей жалобе проведут проверку деятельности

магазина, нарушившего Ваши права и заставят нарушителя возместить Вам

ущерб.

Госстандарт России

Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации - это

центральный орган исполнительной власти РФ, осуществляющий государственное

регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации,

метрологии и сертификации.

В настоящее время таким органом является Комитет РФ по стандартизации,

метрологии и сертификации.

Его основные задачи:

•- формирование и реализация государственной политики в области

стандартизации, метрологии и сертификации; •- обеспечение функционирования

систем стандартизации, метрологии и сертификации, их гармонизация

(приведение в соответствие) с международными, региональными и зарубежными

национальными системами; •- обеспечение единства измерений в стране; •-

организация работ по обязательной сертификации продукции; •- осуществление

государственного надзора за соблюдением обязательных требований стандартов,

правил метрологии и сертификации.

Госстандарт вправе:

•- выдавать и аннулировать лицензии на издание и переиздание утвержденных

им государственных стандартов, на поверку, прокат средств измерений, на

проведение работ по обязательной сертификации, на право применения

установленных им сертификационных знаков; •- направлять предписания об

устранении нарушений обязательных требований стандартов к товарам, работам,

услугам, о снятии их с производства, прекращении выпуска и реализации,

отзыве от потребителя; •- налагать штраф на изготовителей, продавцов

товаров, исполнителей работ, услуг, на руководителей предприятий и органов

сертификации в случаях, предусмотренных законодательством; принимать в

пределах своей компетенции решения по вопросам государственной

стандартизации, метрологии и сертификации, обязательные для выполнения

юридическими и физическими лицами; •- предъявлять в суды, арбитражные суды

иски к изготовителям (исполнителям, продавцам) товаров (работ, услуг) в

случае нарушения ими требований стандартов; •- проводить в соответствии с

действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и

образцов продукции для контроля ее соответствия обязательным требованиям

государственных стандартов (стоимость израсходованных проб и образцов,

затраты на проведение испытания относятся при этом на издержки производства

продукции проверяемого предприятия, предпринимателя).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.