рефераты бесплатно

МЕНЮ


Гражданское право

органы опеки и попечительства . Доходы подопечного гражданина расходуются

опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного( статья 37

ГК). Содержание подопечного, затраты на это не требуют предварительного

разрешения органов опеки. Без предварительного разрешения органа опеки

опекаемый не в праве совершать, а попечитель давать согласие на совершение

сделок :

n сделки по отчуждению (обмену и дарению) имущества подопечного.

n сдачу его в наем или аренду.

n сдачу в залог имущества.

n сделок , влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав ( по разделу

имущества, выдел из его долей и других сделок, влекущих уменьшение

имущества подопечного)

Доверительное управление имуществом подопечного.

Его предполагается внедрить. Есть указ президента о паевых фондах. Статья

38, 39. В некоторых случаях необходимо постоянно управлять имуществом

гражданина( например статья 43 при безвестном отсутствии ). При

необходимости постоянного управления имуществом, заключается договор о

доверительном управлении, в отношении имущества подопечного.

Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от своих обязанностей:

1) В случае возвращения несовершеннолетнего родителям

2) В случае усыновления

3) При помещении подопечного в воспитательное или лечебное учреждение.

4) В некоторых случаях по просьбе попечителя или опекуна:

n болезнь

n изменение имущественного положения

n отсутствие взаимопонимания с подопечным

8) Когда опекун или попечитель не надлежащим образом исполняю свои

обязанности.

Прекращение состояния опеки и попечительства. Признание судом решения об

отмене опеки или попечительства. Достижение подопечным 14 лет, опека

перерастает в попечительство. Попечительство прекращается по достижении 18

лет (а так же можно вступить в брак или быть эмансипированным ). Новый

семейный кодекс России (29 декабря 1995 года)- введен с 1 марта 1996

года.(Российская Газета 21 мая 1996 года).

Патронаж над дееспособными гражданами. Новый ГК в статье 41 ввел в первые

институт патронажа. Суть патронажа - по просьбе совершеннолетнего

дееспособного гражданина , который по состоянию здоровья не может

самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности ,

над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа. Попечитель

- помощник , назначается только с согласия гражданина. Распоряжение

имуществом - помощник может использовать договор доверительного управления

и договор поручения. Эти 2 формы договора могут использоваться помощником.

Помощник освобождается от своих обязанностей е тех же случаях, что и

попечитель. Этот блок статей кодекса преподавался раньше в блоке семейного

права, сегодня он развивается . Граждане как субъекты гражданского права.

Нужно посмотреть постановление пленума от 1 июля 1996 года . вместе с тем

,если граждан не зарегистрирован в качестве предпринимателя, то суд в праве

применить. Подведомственны и дела о банкротстве индивидуального

предпринимателя. Могут заявлять в суд требования для признания лица

банкротом.

Тема юридические лица как субъекты права.

1 октября.

Юридические лица

Это второй массовый вид субъектов Гражданского права. Эта конструкция

придумана еще римскими юристами. Применяется при развитии товарного

производства. Это коллективный субъект права. Такую трактовку нужно

воспринимать осторожно. Т.к. некоторые юр. Лица могут быть созданы одним

физическим лицом (одночленная компания) One man company. Чем объясняется

то ,что закон допускает создание одним физическим лицом создание

юридического лица. Закон формально разрешает делать это. И он допускает

функционирование юр лица, если все участники выбыли кроме одного (кто -то

умер , кто-то вышел т т.д.) . Оно сохраняется как лицо юридическое . Дело в

том, что конструкция юридического лица выполняет функцию ограничения

предпринимательского риска размерами вложенного капитала ( имущества) .

Если юридическое лицо обанкротится, то по требованием кредиторов -

взыскание только из имущества юридического лица. Но на имущество личного

лица оно не распространяется . Это причина по которой 20% лиц создаются в

виде одночленных компаний. Юридическое лицо - его понятие дает статья 48

ГК. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в

собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении

обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные

неимущественные права, нести обязанности , быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица :

1) Организационная упорядоченность ( единство ). Этот признак выполнен на

лицо, если учредитель подготовит документы в соответствии с

законодательством (законом) и зарегистрирует юридическое лицо в органах

юстиции (статья 51 ГК). Такого закона пока нет , был проект , но

президент наложил на него вето. Сегодня действует ряд актов касающихся

регистрации. Положение о порядке государственной регистрации субъектов

предпринимательской деятельности. Статья 52 ГК - Учредительные документы

юридического лица. Юридическое лицо оформлено с момента государственной

регистрации.

2) Имущественная обособленность . Обособленное имущество , как минимум по

7 линиям:

n От имущества учредителей (участников)

n От имущества физических лиц

n От имущества других юридических лиц

n От имущества РФ

n Субъектов РФ

n От имущества рабочих и служащих

n От имущества управленческого персонала.

Юридические свойства имущественной обособленности - баланс и смета.

Банковский счет. Имущество (вклады, деньги, здания, продукция, станки,

сырье). Имущественные права - право требовать от кого -либо выплаты долга и

т.д.

3) Выступление в суде от своего имени.( именем служит наименование

Юридического лица. Для коммерческих - фирменное наименование. Оно

присваивается в момент его государственной регистрации. Должно быть

исключение повторений, но сегодня еще не сделано. Использование этого

наименования не допускается. Если кто-то незаконно использует

наименование, несет ответственность. Специального закона на счет этого

пока нет. ) Органы юридического лица - Статья 53. Учредители могут

подробно расписать права органов, и их компетенцию. Статья 53 - говорит о

значениях этих документов.

4) Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица. Оно

изначально само по статье 48 ГК - несет ответственность по своим

обязательствам своим имуществом. Статья 56 ГК - Юридические лица отвечают

по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, кроме

финансированных собственником учреждений. Учреждения государственные - не

являются собственником имущества , они наделяются имуществом. Статья 120

ГК. Если не могут сами расплатиться то отвечает собственник, в данном

случае государство . Казенные предприятия. Это предприятия, созданные на

базе федерального имущества России. В сфере оборонной промышленности.

Государство помогает им, т.к. они часто не рентабельны . Государство

дополнительно субсидиарно отвечает по их долгам.

Отсутствие одного из признаков ведет к недействительности юридического

лица.

Филиалы и представительства Юридических лиц. Само их название означает , то

что это не юридическое лицо. Здесь нет одного или нескольких признаков

юридического лица. Это обособленное подразделение юридического лица,

расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его

функций. Представительство - выполняет функцию только защиты прав

юридического лица или представительство в данной местности. По статье 55 -

они наделяется имуществом юридическим лицом, действуют на основании

положений установленных юридическим лицом. Создания филиалов и

представительств оговорены в уставе. Действуют по доверенности. По его

долгам отвечает юридическое лицо.

Правоспособность юридического лица. Оно может иметь гражданские права,

соответствующе цели его деятельности, предусмотренной учредительными

документами и нести адекватные обязанности. Они самостоятельно осуществляют

свои права и обязанности с момента регистрации. Однако некоторыми видами

деятельности можно заниматься только по лицензии. Коммерческие организации

на основании общей правоспособности могут заниматься любой не запрещенной

законом деятельности. Некоторые организации имеют специальную

правоспособность. Обязательно надо писать в уставе для муниципальных

государственных предприятий и некоммерческих юридических лиц род

деятельности. О правоспособности кроме статьи 49 ГК говорит 24/12/1994 года

постановление правительства «О лицензировании различной деятельности» (РГ 6

января 1995 года) там порядок ведения лицензионной деятельности и перечень

видов деятельности, требующей лицензии и уполномоченных на их выдачу

органов. Постановление от 17/7/1996 года № 830 « О лицензировании

деятельности в сфере социального обслуживания».

Реорганизация и ликвидация юридических лиц. Существует как минимум 5 форм

реорганизации юридического лица:

1) Слияние

2) Присоединение

3) Разделение

4) Выделение

5) Преобразование, когда количество юридических лиц не меняется.

Реорганизация юридического лица.

Она осуществляется по решению собственника имущества, учредителей

(участников) юридического лица, уполномоченного ими органа (согласно

учредительным документам) и по решению суда. Она может служить в некоторых

случаях служить способом избежания ликвидации предприятия, в том числе по

банкротству. Во всех формах нужно иметь одно обстоятельство, что всякая

ликвидация предприятия несет зачатки монополизации. Форма - слияние,

присоединение и преобразование - требуется согласие антимонопольного

комитета. Начиная с федерального. В некоторых случаях требуется

преобразовать одно юридическое лицо в другое (например при превышении 50

человек ЗАО преобразуется в Открытое АО. Статья 57. Как и создание

реорганизация сопровождается регистрацией. Она завершается организацией

новых юридических лиц. Процедура осуществления регистрации юридических лиц,

это правопреемство - переход прав от реорганизованного лица - к вновь

создаваемому. Она сопровождается в каждом конкретном случае . Оформление

реорганизации 2 способа: Составляется разделительный баланс (при первых 4

формах ), в котором определяются права и обязанности , которые получает

правопреемник, какие обязательства оно на себя берет. В передаточном акте

то же должно быть указано, чьи требования будут удовлетворяться. Один из

документов передается регистрирующим органам , вместе с уставами новых

юридических лиц. В процессе установления разделительного баланса

устанавливается - кто какие права на себя берет . Важно установить кому

переходят обязанности. Это может быть неточно или неполно определено,

иначе говоря - невозможно определить правопреемника старого юридического

лица. В интересах обеспечения защиты прав кредиторов - принцип солидарной

ответственности правопреемников реорганизованного юридического лица в ГК

(пункт 3 статьи 60 ).

8 октября 1996 года

Ликвидация Юридического лица.

Существует 2 способа ликвидации юридического лица:

n Добровольный

n Принудительный

В обоих случаях при ликвидации юридического лица оно прекращается ,

утрачивает свой статус , никакого правопреемства не происходит.

Добровольная ликвидация - в добровольном порядке юридическое лицо может

быть ликвидировано по желанию его учредителей (участников) или

уполномоченного ими органа ( согласно учредительным документам ). В связи с

определенными основаниями. Наиболее распространенными основаниями являются

:

1) Истечения срока.

2) Достижение цели деятельности.

3) Признание судом недействительной регистрации юридического лица.

Принудительная ликвидация - осуществляется по решению суда.

Основания принудительной ликвидации :

1) Деятельность без лицензии.

2) Деятельность запрещенная законом.

3) Неоднократное нарушение закона (например неуплата налогов, невыполнение

предписаний СЭС).

4) Грубое нарушение закона.

5) Банкротство или несостоятельность (невозможность удовлетворения

требования кредиторов) оно применяется только к коммерческим организациям

. Кроме казенных предприятий. Из некоммерческих некоторые - потреб.

кооперативы, благотворительные или иные фонды. Источники : Статьи ГК -

статья 61-65. Федеральные законы, Указы Президента и Постановления

Правительства.

Процедура ликвидации :

1) Обязанности лиц и органов, принявших лишение о ликвидации:

n Они письменно уведомляют о своем решении регистрирующий орган.

n Назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) по согласованию с

регистрирующим органом.

n Устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Это основные 3 обязанности .

2) Обязанности (функции) ликвидационной комиссии:

n Публикация информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроке

заявлений требований его кредиторов ( срок не менее 2 месяцев ).

n Принятие мер к выявлению кредиторов и их письменному уведомлению о

ликвидации.

n Принятие мер к получению дебиторской задолженности.

n Составление промежуточного ликвидационного баланса ( по окончанию срока

предоставления требований кредиторов ) В этом балансе должны быть

указанны сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица,

сведения о перечне предъявленных требований кредиторов и о результатах их

рассмотрения. Активы и пассивы ( что есть и что надо отдать ).

n Удовлетворение требований кредиторов, в соответствии с имущественным

состоянием.

n Составление ликвидационного баланса.

n Информирование регистрирующего органа о завершении ликвидации.

Юридическое лицо считается ликвидированным после внесения записи об этом в

государственный реестр о ликвидации. Все требования после этого считаются

погашенными. Статья 61 ГК Установлена очередность и источники ( за счет

какого имущества и каких средств ) удовлетворения требований кредиторов

ликвидируемого юридического лица :

1) Требования граждан о возмещении вреда жизни или здоровью (эти суммы

должны быть просчитаны и обобщены, выделены из имущества ) .

2) Расчеты по выплате выходных пособий наемным работникам и некоторых видов

вознаграждений по авторским договорам.

3) Требования залоговых кредиторов, т.е. тех требований, которые обеспечены

залогом имущества должника (ликвидируемого юридического лица), при этом

требования удовлетворяются за счет не только залога , но и всего

имущества, которое есть на данный момент у должника.

4) Задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

5) Расчеты с другими кредиторами .

Статья 64 ГК. Так было до февраля 1996 года. В соответствии с законом от

20/2/1996 года № 18- ФЗ ( РГ 24/02/1996 «Закон спичечной этикетки» )

Дополнение в первую очередь - стало удовлетворение требований вкладчиков -

граждан. Формулировка : «При ликвидации банков или других кредитных

учреждений привлекающих средства граждан в первую очередь удовлетворяются

требования граждан являющихся кредиторами банков или других кредитных

учреждений , привлекающих средства граждан». Этих средств может хватить

только на первую очередь, или не на всю очередь. Тогда эти требования

удовлетворяются пропорционально суммам требований в пределах очереди .

Актуальным стала процедура ликвидации по банкротствам.

15 октября 1996 года.

Несостоятельность (банкротство Юридического лица).

Ее особенности . Одно из оснований принудительной ликвидации. Сергей Беляев

- 2 года назад был директор федерального управления по делам о банкротстве.

Чуть больше 200 дел о признании банкротами -1994 год. 1995 год - 469 дел,

но подано заявлений 1108 . Признание банкротом предусмотрено статьей 65 ГК.

Признаны банкротами и ликвидированы могут быть коммерческие организации

кроме казенного предприятия, потребительские кооперативы, благотворительные

или иные фонды. Возможность этим юридическим лицам по соглашению с

кредиторами принять решение о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

Процедура устанавливается законом. Очередность удовлетворения требований

статья 64 ГК. Закон от 19/10/1992 года «О несостоятельности (банкротстве)

предприятий» (ВВС 1993 год №1 статья 6). Этот закон введен в действие с 1

марта 1993 года во избежание социальной напряженности. Содержит 51 статью.

Он дает понятия : арбитражный управляющий, конкурсная масса, конкурсный

управляющий, конкурсное производство.

1 раздел - Общие положения , дают признаки несостоятельности.

2 раздел - Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде.(кто подает

заявление в арбитражный суд: сам должник, кредиторы, прокурор)

3 раздел - Реорганизационные процедуры.(Внешнее управление имуществом

должника, т.е. привлечение управляющего , Санация, т.е. принятие мер по

оздоровлению деятельности предприятия ).

4 раздел - Принудительная ликвидация предприятия - должника по решению

арбитражного суда. Конкурсное производство (процедура направленная на

принудительную или добровольную ликвидацию).

5 раздел - Мировое соглашение ( между должником и кредиторами). Можно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.