рефераты бесплатно

МЕНЮ


Общие положения подряда

оформлен квитанцией (договором). При этом допускается еще более упрощенный

вариант оформления договорных отношений — выдача жетона или кассового чека.

В п. 7 Правил бытового обслуживания установлены требования к порядку

оформления договора бытового подряда: заказ на оказание услуги (выполнение

работы) оформляется договором (квитанцией) или иным документом

установленной формы, в котором заполняются все указанные в нем реквизиты:

юридический адрес исполнителя, фамилия и инициалы заказчика, его телефон

или адрес; дата приема заказа, сроки начала и окончания исполнения заказа,

сумма аванса (полная сумма), подписи принявшего и сдавшего заказ; вид

услуги (работы), полное наименование материалов (вещи) исполнителя и

потребителя, их стоимость и количество, необходимое для оказания услуги

(выполнения работы), заводской номер сдаваемого в ремонт изделия; другие

реквизиты.

Прием заказов на изготовление изделий производится по журналам мод или

образцам, а также по эскизам потребителя. По его желанию, подтвержденному

подписью, могут быть сделаны согласованные с исполнителем отступления от

образцов и технологии изготовления изделия, если они не угрожают

безопасности, жизни и здоровью потребителя, окружающей среде, а также не

причинят вреда имуществу потребителя.

Предметом договора бытового подряда является результат работы,

предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности

граждан. Закон связывает потребительский характер не с результатом, а с

самой работой, которую выполняет подрядчик. Так, не будет бытовым подрядом

договор, заключенный гражданином с промышленным предприятием на

изготовление хозяйственных сумок. Хотя результат работы и имеет

потребительский характер, однако, сама работа и возникающие при этом

отношения не могут рассматриваться как отношения бытового подряда ввиду

отсутствия потребительского характера самой работы.

В практике предприятий сферы обслуживания нередки случаи навязывания

гражданам дополнительных работ или услуг. Например, гражданин хотел бы

заказать пошив пиджака, а ему предлагается пошив только костюма в целом и

т. п. В качестве гарантии защиты интересов заказчиков в п. 1 ст. 731 ГК

установлено, что заказчик не вправе навязывать заказчику включение в

договор бытового подряда дополнительной работы или услуги, а подрядчик

вправе отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной

договором. Так, если заказчик заключил договор на покрытие кафелем пола в

ванной комнате, а подрядчик в ходе выполнения работ по собственной

инициативе заменил трубы, то заказчик вправе отказаться от оплаты не

заказанной работы. Указанная гарантия вытекает из общего правила о том, что

работа выполняется только по заданию заказчика.

Работа может выполняться из материала, как подрядчика, так и

заказчика. Наряду с общими требованиями, предусмотренными нормами о

подряде, в бытовом подряде особо устанавливаются правила оценки и расчетов

за материалы. Так, при выполнении работ из материала заказчика обязательно

указание в квитанции или ином документе, выдаваемом подрядчиком заказчику,

точного наименования, описания и цены материала. Цена материала заказчика

должна быть определена соглашением сторон, однако в практике часты случаи,

когда приемщик настаивает на заниженной цене материала и заказчик вынужден

с этим согласиться. В этом случае закон предоставляет право заказчику

оспорить произведенную оценку материала в суде (ст. 734 ГК). Разумеется,

обращение в суд последует только в случае нарушения договора подрядчиком,

когда встанет вопрос о компенсации стоимости материала или его замене

аналогичным. Кроме того, ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей»

предусматривает обязанность подрядчика в случае полной или частичной утраты

(повреждения) материала (вещи), принятого от заказчика, в трехдневный срок

заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по

желанию заказчика изготовить изделие из однородного материала (вещи) в

разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного

качества — возместить потребителю двукратную цену утраченного

(поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные заказчиком.

Если работа выполняется из материала подрядчика, то для защиты

интересов заказчика от последствий возможных изменений цен закон требует,

чтобы материал был оплачен заказчиком при заключении договора полностью или

в части, указанной в договоре (с предоставлением отсрочки, окончательным

расчетом после выполнения работы или в кредит). В этом случае последующее

изменение цен на материал не влечет перерасчета (ст. 733 ГК).

В договоре бытового подряда предусмотрено государственное

регулирование цен на выполняемые работы. Как и в общем случае, цена

определяется соглашением сторон, она не может быть выше устанавливаемой или

регулируемой соответствующими государственными органами (ст. 735 ГК).

Расчеты за выполненную работу производятся, как правило, после

окончательной сдачи работы подрядчиком. Выплата аванса либо оплата работы

полностью при заключении договора может быть произведена только с согласия

заказчика. Подрядчик не вправе самостоятельно требовать внесения каких-либо

сумм в счет оплаты работ. Однако п. 20 Правил бытового обслуживания

предусмотрено, что при заключении договора полностью оплачиваются

потребителем: все виды услуг, работ, выполняемых в присутствии потребителя,

а также методом самообслуживания; кинофотолабораторий и фотографий,

предприятий по обслуживанию торжественных мероприятий и ритуальных услуг;

по покупке, доставке или пересылке подарков, сувениров и других изделий; по

апробированию и клеймению ювелирных изделий и некоторые другие. Кроме того,

за услуги по изготовлению и ремонту мебели, ремонту и строительству жилых и

нежилых помещений, изготовлению, крупному ремонту и обновлению обуви,

швейных и трикотажных изделий потребитель вносит аванс в размере не менее

50% стоимости выполняемой работы. Указанная норма была установлена на

основании ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии, с

которой потребитель обязан, был оплатить выполненную исполнителем в полном

объеме работу (оказанную услугу) по окончании ее, если иное не установлено

законом или иными правовыми актами Российской Федерации или договором между

потребителем и исполнителем. В настоящее время эта норма, как и п. 20

Правил бытового обслуживания, противоречат ст. 735 ГК и не подлежат

применению.

За нарушение сроков в договоре бытового подряда может применяться

неустойка, установленная п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»

в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена

выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании

услуг) не определена — общей цены заказа за каждый день (час, если срок

определен в часах) просрочки. Договором о выполнении работ (оказании услуг)

между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий

размер неустойки (пени). Кроме того, Закон РФ «О защите прав потребителей»

предусматривает возможность введения нормативных сроков выполнения работ,

устанавливаемых в правилах выполнения отдельных видов работ (ст. 27), а

также сроков удовлетворения отдельных требований потребителя. Так,

требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную

услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы

(оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возмещении

убытков, причиненных расторжением договора о выполнении работы (оказании

услуги), должны быть удовлетворены в десятидневный срок; требования

потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного

материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании

услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного

выполнения работы (оказания услуги), а если этот срок не установлен,— в

срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги),

который был нарушен (ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Заказчику Предоставлено право в любое время до сдачи ему работы

отказаться от договора бытового подряда, выплатив подрядчику часть

установленной цены пропорционально части выполненной работы, а также

возместив ему расходы (если они не входят в соответствующую часть цены),

произведенные в целях исполнения договора до получения извещения о

расторжении договора. В отличие от общего правила ст. 717 ГК, заказчик в

договоре бытового подряда не обязан возмещать подрядчику убытки,

причиненные расторжением договора о выполнении работы, в пределах разницы

между частью цены, выплаченной за выполненную до получения извещения о

расторжении договора работу, и ценой всей выполняемой работы (п. 2 ст. 731

ГК). Отмеченное ограничение ответственности заказчика за односторонний

отказ от договора является императивным, любые условия договора, лишающие

заказчика права отказаться от договора на условиях, предусмотренных ст. 731

ГК, ничтожны.

Правило о передаче заказчику информации при сдаче работы в бытовом

подряде прежде всего направлено на обеспечение безопасности граждан. В

связи с этим подрядчик при сдаче работы обязан сообщить заказчику о

требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного

использования результата работы, а также о возможных последствиях их

несоблюдения (ст. 736 ГК). Правила безопасности подчеркивают специфику

бытового подряда и при обнаружении недостатков в выполненной работе. Так,

устранение недостатков производится в соответствии с общими правилами ст.

723, 725 ГК, однако недостатки, которые могут представлять опасность для

жизни и здоровья, как заказчика, так и других лиц, подлежат устранению

независимо от сроков их обнаружения. Требование об их устранении может быть

предъявлено в течение 10 лет (ст. 737 ГК).

Статья 738 ГК предусматривает права подрядчика в случае неявки или

иного уклонения заказчика от приемки выполненной работы. Подрядчик вправе,

письменно предупредив заказчика, по истечении двух месяцев с момента

предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную

сумму, за вычетом причитающие ему платежей, внести в депозит. В отличие от

сходного правила п. 6 ст. 720 ГК, подрядчик не связан месячным сроком

ожидания и необходимостью двукратного предупреждения, ему достаточно в

любой момент после наступления срока приемки работы письменно уведомить

заказчика, и через два месяца он вправе реализовать результат работы. Права

подрядчика в случае неявки заказчика за получением результата работы

изложены исчерпывающе. Вследствие этого положения Правил бытового

обслуживания, устанавливающие нормативную неустойку в случае получения

заказа по истечении Ю дней после назначенного срока его исполнения в

размере 1% стоимости работы, а по видам работ, по которым стоимость работ

отдельно от стоимости материалов не определена,— 1% полной стоимости заказа

за каждый день ее хранения, но не более 50% стоимости работы, с момента

принятия части второй ГК утратили силу и применению не подлежат.

Договор строительного подряда

Общие положения. Договоры строительного подряда заключаются на

строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприятий, зданий (в

том числе жилых домов), сооружений или иных объектов, а также на выполнение

монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся

объектом работ. Согласно ранее действовавшему законодательству возникающие

при этом гражданско-правовые отношения в основном охватывались договорами

подряда на капитальное строительство, которые занимали заметное место в

системе хозяйственных договоров. Порядок заключения указанных договоров,

права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение

принятых обязательств детально регламентировались императивными нормами

обширного законодательства о капитальном строительстве. При этом

первостепенное внимание уделялось плановым предпосылкам данных договоров, с

которыми они были неразрывно связаны и которые определяли их основное

содержание.

Изменения, происшедшие в социально-экономическом строе страны, внесли

существенные коррективы во взаимоотношения между заказчиками строящихся

(реконструируемых) объектов и подрядчиками, выполняющими соответствующие

работы. Объемы строительных работ, осуществляемых за счет бюджетных

средств, особенно в сфер жилищного строительства, многократно сократились,

а в некоторых регионах сошли практически на нет. Инвестиционные вложения

области капитального строительства носят в основном негосударственный

характер. Из-под опеки государства в результате приватизации вышло

большинство предприятий строительной индустрии. Таким образом, уже к

середине 90-х годов в рассматриваемой сфере явно преобладали

частнособственнические отношения, которые потребовали адекватного правового

регулирования. Указанная потребность была реализована в ходе очередной

кодификации российского гражданского законодательства. С принятием части

второй ГК в РФ создана, в сущности, новая правовая база отношений в области

капитального строительства.

Основное ядро действующего законодательства о капитальном

строительстве составляют правила, закрепленные главой 37 ПС Принципиально

новым моментом является то, что в рассматриваемой сфере отныне действует

подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время

многие правила, которые раньше применялись в основном лишь в области

капитального строительства, например о системе генерального подряда,

приобрели значение общих норм, а другие вопросы, например о риске случайной

гибели предмета подряда, которые применительно к обычному подряду и подряду

на капитальное строительство прежде решались по-разному, сейчас

регулируются одинаково.

Наряду с общими правилами о договорах подряда отношения в области

капитального строительства регулируются нормами § 3 главы 37 ГК, специально

рассчитанными на строительный подряд. Характеризуя правила, содержащиеся в

данном параграфе, отметим два момента. Во-первых, с принятием части второй

ГК гражданско-правовое регулирование отношений в такой важной отрасли

хозяйственной деятельности, как капитальное строительство, впервые

обеспечено на законодательном уровне. Хотя ГК 1964 г. и содержал

специальную главу о подряде на капитальное строительство, ее нормы носили

самый общий характер и не играли существенной роли на практике. Основным

источником правового регулирования традиционно были Правила о Договорах

подряда на капитальное строительство, утверждавшиеся на правительственном

уровне. Действующий ГК существование подобного акта, равно как и принятие

специального закона о строительном подряде, не предусматривает и исходит из

того, что закрепленные им Правила являются достаточной правовой базой для

регулирования отношений в рассматриваемой области[8].

Во-вторых, содержащиеся в ГК нормы о строительном подряде отражают

лишь специфику данной разновидности договора подряда.

Те вопросы, которые решаются одинаково для любых договоров подрядного

характера, в § 3 главы 37 ГК в основном не затрагиваются. Поэтому полное

представление о том, как обеспечивается ГК правовое регулирование подрядных

отношений в области капитального строительства, может сложиться только при

одновременном учете как специальных правил о строительном подряде, так и

общих положений о договорах подряда, которые закреплены § 1 главы 37 ГК.

Помимо ГК к источникам правового регулирования отношений в области

капитального строительства относятся и другие законодательные акты РФ.

Важнейшее место среди них занимают два закона — Закон РСФСР «Об

инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г.[9] и Закон РСФСР

«Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г.[10] Указанные акты

регламентируют хотя и не совпадающие, но тесно связанные с подрядными

отношения между субъектами инвестиционной деятельности, т. е. деятельности

по вложению инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов.

В Законах РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от

14 июля 1992 г.[11] и «Об архитектурной деятельности в Российской

Федерации» от 17 ноября 1995 г.[12] решаются вопросы, связанные с

организационными предпосылками ведения работ по капитальному строительству,

в частности подготовкой, проведением экспертизы и утверждением проектов

строительства, с осуществлением архитектурного и градостроительного надзора

и т.д.

Положения названных, а также других законов[13] развиты в подзаконных

актах, утверждаемых Правительством РФ, Министерством строительства РФ (ныне

— Госкомитет РФ по жилищной и строительной политике) и другими ведомствами.

По сравнению с прошлым периодом число таких актов значительно сократилось.

Следует также отметить, что среди ныне действующих подзаконных актов многие

рассчитаны лишь на случаи, когда строительные работы ведутся за счет

бюджетных средств. Наиболее важными из них являются: постановление

Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 585 «О государственной экспертизе

градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов

строительства»[14]; постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №

220 «Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании

капитального строительства на территории Российской Федерации»[15];

постановление Министерства строительства РФ от 16 февраля 1995 г. № 18-18

«Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы проектов

строительства объектов с привлечением иностранного капитала в Российской

Федерации»[16]; Положение о подрядных торгах в Российской Федерации,

утвержденное распоряжением Госкомимущества РФ и Государственного комитета

РФ по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18-

7[17] и др.

Наряду с подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне, в

рассматриваемой области действует немало актов, принятых субъектами РФ.

Так, в Санкт-Петербурге в развитие Положения о подрядных торгах в

Российской Федерации распоряжением губернатора от 16 декабря 1996 г. № 551-

р утверждено Положение о подрядных торгах в Санкт-Петербурге[18].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.