рефераты бесплатно

МЕНЮ


Органы исполнительной власти состав, полномочия, функции

Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации,

Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная

пограничная служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой

полиции Российской Федерации и др.

Таким образом, Президенту Российской Федерации напрямую подчинены в

основном органы, представляющие атрибуты государства как политической

организации, обладающей аппаратом принуждения.

Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в

силу необходимости их осуществления в сфере его ведения оказываются другие

федеральные органы исполнительной власти. Не оговорены также ограничения

для законодательного решения этого вопроса. Формальность проступает

особенно ярко при понимании того, что Президент Российской Федерации

назначает и освобождает от должности руководителей этих органов.

Проблема в другом: прямое подчинение федеральных органов

исполнительной власти Президенту Российской Федерации ограничивает

полномочия Правительства Российской Федерации по руководству

соответствующими органами, ослабляет его влияние на них и контроль их

деятельности.

Руководители федеральных органов (министерств и др.) обладают рядом

однородных полномочий в решении определённых вопросов. Они утверждают

структуру и штатное расписание центрального аппарата данного органа; в

пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников;

утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают другие

вопросы.

Руководители этих органов несут персональную ответственность за

выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление

ими своих функций.

В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы

исполнительной власти могут быть сведены с известным допуском условности в

следующие группы:

a) Органы, осуществляющие руководство отраслями, либо их однородными

комплексами;

b) Органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию;

c) Органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах

предоставленной им компетенции специализированные функции

вневедомственного значения;

d) Органы по определённым общегосударственным социально-экономическим

и иным проблемам;

e) Иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции.

Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:

a) Экономики. Это министерства топлива и энергетики; экономики;

сельского хозяйства и продовольствия; природных ресурсов; торговли;

Государственный земельный комитет; Федеральная служба лесного

хозяйства; Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;

Федеральный горный и промышленный надзор и др.

b) Социально-культурной деятельности. Министерства общего и

профессионального образования; культуры; науки и технологий; труда

и социального развития; здравоохранения; Государственные комитеты

по делам молодёжи; по кинематографии; по физической культуре и

туризму; по печати; Федеральная служба по телевидению и

радиовещанию и др.

c) Административно-политической деятельности. Министерства обороны;

иностранных дел; внутренних дел; юстиции; региональной политики; по

делам Содружества Независимых Государств; Федеральная пограничная

служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба налоговой

полиции; Федеральная служба охраны Российской Федерации и др.

В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы

устанавливали общие основы правового положения федеральных органов

исполнительной власти.

Объём и характер их полномочий определяются особенностями порученных

им отраслей и сфер деятельности.

Федеральные органы, действующие в экономической и социальной сферах,

осуществляют общее руководство соответствующими отраслями.

Как правило, предприятия, учреждения и организации выведены из их

прямого административного подчинения по вопросам их основной деятельности.

В компетенцию федеральных органов исполнительной власти не входит

всестороннее руководство этими объектами.

Главные функции федеральных органов — анализ состояния,

прогнозирование и определение основных направлений развития профильных сфер

и отраслей; создание более благоприятных условий для работы соответствующих

предприятий, учреждений и организаций, в установленных случаях

лицензирование их деятельности; получение и обработка информации по

вопросам компетенции данного органа.

Федеральные, в том числе отраслевые, органы лишены права

непосредственного распорядительства в отношении предприятий, учреждений и

организаций. Свои функции они выполняют путём подготовки проектов решений,

принимаемых Президентом или Правительством Российской Федерации, а также

издания собственных нормативно-правовых актов. По строго определённым

вопросам, требующим безотлагательного решения, отдельные Министерства

наделяются распорядительными полномочиями. Например, Министерство путей

сообщения по вопросам обеспечения безопасности движения; Министерство по

атомной энергии — по вопросам, связанным с обеспечением эксплуатации

соответствующих объектов и др.

Однако распорядительство во всех случаях исключает вмешательство

федеральных органов, действующих в экономической и социальной сферах, в

производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий,

учреждений и организаций.

Министерства, государственные комитеты и ведомства, замкнутые на

административно-политической деятельности, в большинстве своём наделены

более широкими полномочиями в области оперативного распорядительства. Это

объясняется тем, что их функционирование подчинено задаче обеспечения

обороны страны, государственной и общественной безопасности,

правоохранительной деятельности. Хотя и не все. Своеобразие функций

Министерства иностранных дел, Министерства юстиции предопределяет общий

характер их деятельности. Оперативные связи Министерства иностранных дел

Российской Федерации с учреждениями, находящимися за рубежом (посольствами,

консульствами) нетождественно административному распорядительству, хотя и

оно при этом не исключается.

Межотраслевые органы федеральной исполнительной власти имеют

неодинаковый статус. Одни из них осуществляют функции нормативно-

координационного характера; разрабатывают и часто самостоятельно принимают

нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение исполнения законов,

указов Президента и Правительства Российской Федерации. При этом они не

обладают правом применения административных принудительных мер, связанных с

осуществлением возложенных на них функций.

Другая группа органов, наряду с аналогичными полномочиями в области

нормотворчества, наделена широкими административными полномочиями по

применению мер административного принуждения. В большинстве своём это

органы, на которых возложены контрольно-надзорные функции. К ним следует

отнести прежде всего Министерство по антимонопольной политике и поддержке

предпринимательства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной

безопасности и др.

Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти,

ориентированные на осуществление общего руководства, могут быть наделены

также полномочиями в области решения конкретных вопросов деятельности

предприятий, учреждений и организаций. Это бывает связано с значимостью

таких вопросов и спецификой функции того или иного органа. Например,

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет регистрацию

общественных объединений Российской Федерации; Министерство транспорта

Российской Федерации выдаёт лицензии на внешние перевозки автотранспортом и

т.д.

Основы правового статуса таких органов нередко определяются законами,

Указами Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми

утверждаются положения о каждом из них.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Что представляет собой действующая система органов исполнительной

власти в субъектах РФ, формируемая ими самостоятельно?

Дать однозначный ответ на этот вопрос не представляется возможным,

прежде всего в силу того, что слишком разнохарактерны 89 субъектов РФ.

Нельзя также забывать при этом, что сама государственно-правовая

природа субъектов РФ весьма различна. С одной стороны, республики, вошедшие

в состав РФ со своими конституциями и вытекающими отсюда особенностями

организации исполнительной власти; с другой стороны - края и области, т.е.

типично административно-территориальные единицы, живущие по собственным

уставам; с третьей стороны - автономные образования (область и округа) как

форма государственного определения малых народов; в-четвёртых, города

федерального значения (г. Москва и г. Санкт-Петербург), в ряде случаев

превосходящие по своему потенциалу все иные образования в отдельности, а

иногда и вместе взятые.

В силу этого в настоящее время приходится учитывать существенные

различия в организованных системах органов исполнительной власти на

соответствующих уровнях Российской Федерации.

1. Органы исполнительной власти в республиках, входящих в состав РФ (их

21). Они имеют много общего, одновременно выражая известную специфику,

оказывающую определённое влияние на те звенья системы органов

государственной власти республик, которые олицетворять исполнительную

власть. При этом обнаруживаются следующие варианты:

a) Президентская республика (ст.25 Степного уложения (Основного закона)

Республики Калмыкия; ст.65 Конституция Республики Саха (Якутия) -

Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной

власти в республике). В ряде случаев роль Президента характеризуется

значительно шире. Так, Президент Республики Бурятия одновременно

является Главой Республики, её исполнительной власти и Председателем

республиканского Правительства (ст.69 Конституции Республики Бурятия);

Президент Кабардино-Балкарской Республики является главой государства

и исполнительной власти (ст.73 Конституции Кабардино-Балкарской

Республики). Иногда исполнительную власть осуществляет Глава

Республики и возглавляемое им Правительство (ст. 80 Конституции

Республики Коми); фактически он выполняет президентские функции,

возглавляя систему органов государственного управления республики

Главой государства признаётся и Президент республики Татарстан, но он

также возглавляет систему органов государственного управления республики и

направляет деятельность местных администраций (ст. 106, 111 Конституции

Республики Татарстан). Президент Республики Марий Эл является главой

государства и высшим должностным лицом в системе исполнительной власти.

b) Республика, в которой главой исполнительной власти признаётся

Правительство. Наиболее характерна в этом смысле Республика Хакасия.

Её Конституция не предусматривает пост Президента республики;

исполнительную власть в ней осуществляют Председатель Правительства

Республики, возглавляемое им Правительство (ст.88 Конституции

Республики Хакасия). Впрочем, высшим органом исполнительной власти в

Республики Мордовия (Президента здесь сейчас нет) также является её

Правительство (ст.93 Конституции Республики Мордовия). Аналогичная

картина наблюдается в Республике Ингушетия, где Президент Республики –

только глава государства, а Правительство осуществляет исполнительную

власть (ст.48 Конституции Республики Ингушетия). Наконец, главой

исполнительной власти и высшим должностным лицом Республики Карелия

является избираемый всем населением Председатель Правительства (ст.64

Конституции Республики Карелия).

c) Республика, в которой исполнительная власть принадлежит особому органу

государственной власти. В этом отношении показательна Республика

Дагестан, в соответствии со ст.87 Конституции которой возглавляет

исполнительная власть и обеспечивает взаимодействие органов

государственной власти республики Государственный Совет Республики

Дагестан.

Независимо от того, кто реально возглавляет исполнительную власть в

данной республике (президент, правительство и т.п.), её исполнительно-

распорядительная суть выражается достаточно определённо.

Так, Президент Республики Татарстан, возглавляя систему органов

государственного управления Республики, представляет Государственному

Совету Республики на утверждение кандидатуру на пост премьер-министра

Республики; по согласованию с Государственным Советом формирует Кабине

Министров республики, вносит в его состав изменения, освобождает от

должности премьер-министра и членов Кабинета Министров; представляет

Государственному Совету предложения об образовании и упразднении

министерств и государственных комитетов; отменяет постановления и

распоряжения Кабинета Министров; издаёт указы и распоряжения (ст.111 – 112

Конституции Республики Татарстан).

Президенты республик вправе утверждать структуру правительств,

председательствовать на их заседаниях (см. ст.83 Конституции Республики

Северная Осетия-Алания); устанавливать структуру органов исполнительной

власти республики (см. ст.79 Конституции Республики Марий Эл); возглавлять

Правительство Республики (см. ст. 73 Конституции Республики Тыва) и т.п.

Практически действия высших должностных лиц республик осуществляются на

основаниях, аналогичным тем, которыми руководствуется в подобных случаях

Президент РФ.

Конституции Республик, входящих в состав Российской Федерации,

достаточно подробно регламентируют все основные стороны организации

деятельности республиканских правительств (кабинетов министров). Некоторые

различия наблюдаются лишь в тех случаях, когда правительство существует

наряду с президентом либо действует в качестве единственного

республиканского органа исполнительной власти.

Характерной чертой республиканских правительств является то, что они

осуществляют исполнительную власть в республике по руководством Президента

Республики, являющегося одновременно его Председателем (ст.92 Конституции

Республики Бурятия), либо являются исполнительным и распорядительным

органом государственной власти, лишь формируемый Президентом Республики

(ст.67 Конституции Республики Ингушетия), либо исполнительным органом

государственной власти, подотчётным Президенту Республики (ст.110

Конституции Кабардино-Балкарской Республики), либо высшим органом

исполнительной власти (ст.93 Конституции Республики Мордовия). Только

Республика Калмыкия не имеет своего исполнительного органа государственной

власти.

В республиках, где не действует институт президентской власти

(Дагестан, Карелия, Хакасия), роль республиканских правительств достаточно

высока. Но и здесь имеются определённые различия. Так, в Республике

Дагестан, где исполнительную власть возглавляет Государственный Совет

Республики, Правительство образуется им в составе Председателя

Правительства, его заместителей и министров; имеется возможность введения в

состав Правительства по предложению Государственного Совета руководителей

других республиканских органов управления (ст.103 Конституции Республики

Дагестан). Правительство осуществляет управление республиканской

собственностью, участвует в управлении совместно с Российской Федерацией

собственностью; объединяет и направляет деятельность министерств, других

органов исполнительной власти; образует в случае необходимости комитеты,

управления и другие ведомства Правительства по вопросам экономического и

социально-культурного управления; издаёт постановления и распоряжения.

Исполнительно-распорядительные функции в Республике Карелия

осуществляются главой исполнительной власти (т.е. Председателем

Правительства) и органами государственного управления (министерствами,

государственными комитетами и другими ведомствами, должностными лицами).

Председатель Правительства представляет на утверждение Законодательного

Собрания Республики структуру исполнительной власти республики, назначает

руководителей республиканских органов государственного управления,

освобождает от должности руководителей и других должностных лиц

республиканских органов государственного управления; формирует из числа

руководителей республиканских органов государственного управления

Правительство Республики и определяет порядок его деятельности; издаёт

постановления и распоряжения (ст. 63, 68 Конституции Республики Карелия).

В Республике Хакасия исполнительную власть осуществляет Председатель

Правительства, возглавляемое им Правительство, органы исполнительной власти

районов и городов республиканского значения (ст. 88 Конституции Республики

Хакасия). Правительство является коллегиальным органом и работает в составе

Председателя, его заместителей, министров и председателей государственных

комитетов.

Следует добавить, что, как правило, в республиканских конституциях

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.