Роль женщины в российском обществе
необходимость предоставления им прав, равных правам мужчин, во всех сферах
жизни, умело выстроив логическую цепочку аргументов. Они поддержали женское
движение за равноправие, активно участвовали в работе Первого
Всероссийского Женского Съезда (1908 г.). В 1911 г. женщины получили
избирательное право при выборах в волостное земство. Политические же права
были даны им в полном объеме в 1917 г, конституционно закрепленные в 1918
г.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Изменения в различных сферах деятельности Российского общества
оказывают значительное влияние на положение женщин, реализацию их прав и
свобод. В условиях перехода к рынку, усиления экономического кризиса
проблемы ликвидации дискриминации женщин, вовлечения их в процесс развития
приобретают особую остроту и требуют выработки единой государственной
политики. Одним из ее важнейших направлений является ее законодательное
оформление.
Конституция РФ (1993 г.) содержит статью 19 п.3, где говорится о
равноправии женщин, однако отсутствуют гарантии его реализации и санкции за
нарушения этого принципа.
Еще до принятия действующей Конституции был издан Указ Президента РФ
«О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (от
4:03.1993 г. № 337), в котором отмечалось, что Россия не выполняет свои
обязательства по Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин.
Данным Указом признавалась необходимость осуществления целостной
государственной политики по улучшению положения женщин в качестве одного из
приоритетных направлений социально-экономической политики государства.
В целях реализации этого Указа распоряжением Президента была создана
Комиссия по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской
Федерации (от 11.05.1993г.).
В Положении об этой Комиссии говорится, что она является коллегиальным
консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и
подготовку предложений по вопросам женщин, семьи и детей для Президента РФ.
В связи с подготовкой к IV Всемирной конференции по положению женщин
«Действия в интересах равенства, развития и мира» правительственным
распоряжением был создан Национальный Совет (от 19.06.93 г. № 1103),
которому вменялось в обязанность организовать всю подготовительную работу
на государственном и местном уровнях, включая подготовку правительственного
доклада, а также работу по участию РФ в международных мероприятиях,
проводимых в рамках подготовки и проведения указанной конференции.
В 1996 году (от 8.01.96 г. № 6) было принято Постановление
Правительства РФ«О концепции улучшения положения женщин в РФ», где
определена общая стратегия и приоритетные направления государственной
политики в отношении женщин. Концепция исходит из того, что права женщин
являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное
участие женщин в политике, экономике, социальной и культурной жизни на всех
уровнях, включая международный, должно стать главной целью государственной
политики в области улучшения положения женщин в России.
4. ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ, ЗАЩИТА ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН КАК ОСНОВНАЯ
ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Впервые поставленный еще в конце 19 — начале 20 века вопрос о правовом
положении женщины в российском государстве сегодня, на пороге нового
столетия возникает вновь с не меньшей актуальностью. В современном
обществе, когда права человека и гражданина провозглашаются «высшей
ценностью», а государство считает приоритетной обязанностью соблюдать и
защищать эти права и свободы, зачастую на практике существует ситуация
фактического неравенства правового положения мужчин и женщин, отсутствие
равных возможностей для реализации этих прав и свобод. Статья 19 (ч.2.ч.3)
Конституции Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод
независимо от пола, но, очевидно, провозглашение равных прав мужчин и
женщин должно основываться не только на запрещении дискриминации женщин, но
и дополняться созданием оптимального, достаточно эффективного механизма
реализации этих прав и свобод. Роль женщины как основы семьи, социальное
значение материнства позволяют говорить о том, что общество и государство
обязаны создавать женщине специальные гарантии для реализации их прав,
данный вопрос нельзя сводить только к формальному равенству прав женщины и
мужчины.
Конституционное формула «высшая ценность» (ст. 2 Конституции РФ) —
понятие, прежде всего, правовое. Исполнение этой обязанности государством
состоит, главным образом, в осуществлении трех важных моментов: признание,
соблюдение, защита прав женщины в России.
К 90-м годам нашего столетия, думается, мы пришли не с лучшими
результатами. Накопленный в течение десятилетий опыт создания системы
правовой защиты женщины разрушался и терялся на глазах. Государство не
реализовывало одну из главных своих целей: забота о женщине, обеспечение ее
свободного и достойного развития, ее прав и свобод.
Только спустя три года после принятая Конституции, после
провозглашения формального равенства в правах мужчин и женщин, в 1996 году
начинает формироваться система нормативных актов о правах женщины в России,
необходимая для осуществления на практике конституционного принципа равных
прав и равных возможностей, для соблюдения прав женщины в единстве общих
прав и свобод человека (указе Президента РФ «О повышении роли женщин в
системе федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации»).
На федеральном уровне признается, что существуют отличительные черты
статуса женщин, вызывающие «особую озабоченность» органов государственной
власти и управления РФ. Это такие особенности правового положения женщин,
как крайне низкое представительство женщин в федеральных и органах власти
субъектов Федерации, на руководящих производственных постах и в
предпринимательстве; не обеспечение равных прав на рынке труда;
неблагоприятная ситуация, влияние негативных последствий межнациональных и
военных конфликтов и т.п. К сожалению, в Концепции Правительство РФ
практически не обозначает причины сложившейся ситуации, а лишь
ограничивается констатацией фактов. Важен сам подход, попытка обозначить
проблемные моменты, и на основании их наметить первые шаги по реализации
политики равноправного участия женщин в политической, экономической,
социальной и культурной областях жизни на всех уровнях.
В качестве основных направлений деятельности государство предлагает как
обобщение информации о правовом положении женщины (экспертиза
законодательства РФ на предмет соответствия законодательства РФ о правах
женщин международным стандартам о правах человека, организация сбора
статистических данных об участии женщин в государственной и общественной
жизни), так и проведение конкретных мероприятий по реализации плана
(обеспечение необходимого минимального уровня потребления продуктов питания
для беременных, кормящих матерей, по доступным ценам; развитие сети
физкультурно-оздоровительных и спортивных женских, семейных клубов;
развитие учреждений социального обслуживания и др.).
Хотелось бы отметить, что реализация целого комплекса задач в сфере
правового положения женщин возможна только при активном участии регионов,
которым, согласно данной программе, всего лишь рекомендовано составить
подобные планы в течение нескольких лет. Кроме того, вызывают некоторое
сомнение сроки исполнения многих мероприятий, определенные в федеральной
программе достаточно неоднозначно.
Тем не менее, государство приступило к обязанности разрешить проблему в
сфере правового положения женщины в России, признав и определив на
государственном уровне основные направления, задачи, методы их разрешения
на ближайшие три-четыре года. Следующие шаги — соблюдение и защита прав
российских женщин — напрямую связаны с изложенным выше механизмом и,
хочется верить, будут решительными и эффективными, ибо только тогда можно
говорить и о новой российской государственности, и о гуманистической
сущности конституционного строя в целом.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН НА ТРУД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В ходе социально-экономических перемен в России состоялся переход к
рыночной экономике, образовался рынок труда. Ситуация усугубляется
продолжающимся кризисом российской экономики, который привел к падению
производства на 50% и резкому сокращению числа рабочих мест. В результате
только за 1992—1995 гг. численность занятых в экономике уменьшилась на 10%
(7,4 млн. чел.). В 1996г. численность работников сократилась еще на 2 млн.
чел. При этом за весь период высвобождено (по инициативе администрации)
7—8%, остальные увольнялись по собственному желанию и выбыли в не
учитываемые госстатистикой сектора экономики. Главные причины уменьшения
численности работников: спад производства, большие размеры неполной
занятости в 1996 г. ежемесячно в среднем около 3,2 млн. (6,7% общей
численности) работали в режиме неполного рабочего дня или недели. Побывали
в вынужденных административных отпусках в 1996 г. 7,5 млн. (3.6%)
работников крупных и средних предприятий*(12).
Естественно, в этой ситуации возросла конкуренция за рабочие места.
Процесс трудоустройства ведется в рыночном режиме. Четко выявились слабо
социально защищенные социально-демографические группы населения — женщины,
молодежь, инвалиды, у которых низкие шансы на трудоустройство, на достойную
зарплату, на полноценную социальную защиту. Им достаются рабочие места, не
популярные у мужчин. Наиболее уязвимыми (самая многочисленная категория —
более 50% работающего населения) оказались женщины.
В силу своего природного предназначения женщины относятся к особой
категории работников, т.к. производят не только материальные и духовные
блага, но и человеческий род, выполняя материнские обязанности, что
неизбежно связано с большими трудовыми затратами по воспитанию детей,
обслуживанию семьи. Именно поэтому рыночные условия занятости более всего
привели к ущемлению женщин в сфере труда. К нерешенным ранее проблемам,
таким как недооценка роли женщин в сфере управления, политике, чрезмерная
занятость их в отраслях производства и на участках с неудовлетворительными
условиями труда, отставание в квалификационном уровне, в оплате труда (по
признанию бывшего министра социальной защиты Л.Безлепкиной*(12) в
интервью 8.08.96 г.) — зарплата женщин в среднем по народному хозяйству
России меньше, чем у мужчин, на одну треть. К этому следует добавить
несовершенство, а главное — нарушение правовых норм по охране труда. К
перечисленным проблемам добавились новые — неизвестность перспектив,
неуверенность, снижение уровня жизни многих семей, невыплаты зарплаты,
пособий на детей, сокращение детских дошкольных учреждений, расширение
платности медицины, образования, страх за будущее своих детей. В
общественном мнении все чаще высказывается идея возврата женщины к
домашнему очагу. Женщины-работницы в значительном ряде отраслей, профессий
и видов работ работают лучше. И здесь очень важно для общества, чтобы
женщина могла свободно выбирать свой жизненный путь, решать, чем ей и где
заняться. Существенную роль в решении этой проблемы могла бы сыграть
целенаправленная, адресная государственная политика в сфере женской
занятости, которая формально существует, но мало эффективна.
Рынок труда с его неизменными атрибутами спроса и предложения рабочей
силы, конкуренцией, безработицей усилил существовавшую всегда дискриминацию
женщин в сфере занятости. В немалой степени это обусловлено механизмом
предоставления женщинам дорогостоящих социальных льгот. Это увеличивает
стоимость женской рабочей силы и ограничивает возможности произвола
работодателя в использовании женской рабочей силы. А поскольку работодатели
ориентированы на получение максимальной прибыли, они не заинтересованы
содержать экономически невыгодного и «хлопотного», в плане соблюдения
правовых норм, контингента работников. Сегодня на предприятиях свернуты
социальные программы. Женщины увольняются первыми (и в большинстве) по
сравнению с мужчинами, а принимаются на работу весьма неохотно (например, в
числе заявленных на высвобождение в Санкт-Петербурге в 1996 г. было 58,6%
женщин, в 1997 г. — 56,4%).
Конституционно декларируемое равенство прав, свобод и равных
возможностей их реализации для мужчин и женщин (ст. 19 Конституции)
фактически не достигнуто. Предусмотренное законом равноправие женщин еще не
означает фактического равенства, поскольку важнейшим условием ее
равноправия является труд женщин в общественном производстве. Женский труд
— особая категория, для ее регулирования устанавливаются государством
специальные нормы права, охраняющие здоровье женщины и материнство. Когда-
то классики ставили задачу втянуть женщину в общественно-производительный
труд, вырвать ее из домашнего рабства.
Путь достижения полного социального равенства женщин прошел несколько
этапов:
1. установление равенства прав женщин по закону;
2. создание равенства возможностей, условий, гарантий для осуществления
равных прав;
3. достижение и обеспечение реального равноправия женщин;
4. в перестроечный период вместо достижения полного социального равенства
мы имеем откат позиций.
Законодательство о трудовых правах женщин развивалось интенсивно.
Существует большой перечень очень хороших нормативных актов и в плане
особой охраны труда, облегчения условий труда, сокращения норм труда,
особенно в период материнства, расширения социальной помощи по материнству
(пособия), развитие сети дошкольных учреждений, и в плане защиты прав
женщин в труде. Однако, с обеспечением гарантий, с обязательным исполнением
законодательных актов дело обстоит проблематично. Гарантии означают:
условия, способы и средства обеспечения фактической возможности
пользоваться правами и свободами, закрепленными в законе, реально их
осуществлять, а также способы и средства охраны и защиты этих прав и
свобод.
Сформировался рынок женской рабочей силы, характеризующийся зауженным
кругом доступных профессий, низким социальным статусом труда,
нестабильностью занятости, ограниченными возможностями должностного роста,
низкой зарплатой. Стартовые условия женщин в сфере занятости гораздо менее
благоприятны по сравнению с мужчинами, не говоря уж о сфере политики.
В Санкт-Петербурге, например, в критической зоне рынка труда (КЗРТ)
(или зона риска рынка труда)*(12) по данным мониторинга Комитета по
занятости населения Санкт-Петербурга за 1997 г. — численность женщин в КЗРТ
почти в два раза выше, чем у мужчин. В отраслевой структуре КЗРТ первое
место по удельному весу занимает бюджетная сфера, где, как известно,
сосредоточено большинство работающих женщин, а также в сфере обслуживания,
торговли*(12).
Перестройка сломала наметившийся путь сокращения занятости женщин на
тяжелых и вредных работах, занятых ручным, тяжелым физическим,
малоквалифицированным трудом. Система стимулирования непривлекательного
труда (большая зарплата и другие льготы) оказалась предпочтительной для
женщин, там наблюдается рост занятости женщин, что чревато для генофонда
России. Тем более, как показал опрос — 70% опрошенных женщин не
удовлетворены 10-ю из 14 элементов условий труда, ухудшающих самочувствие и
рабочее состояние (шум, физическая нагрузка, запыленность, вредные
химические вещества, неудобная рабочая поза и т.д.).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предшествующая
рыночной ситуации политика государства в области женской занятости была
направлена на защиту материнства и детства, но мало уделялось внимания
повышению конкурентоспособности женщин в сфере труда, особенно после
рождения ребенка; повышения заинтересованности работодателей в
использовании женского труда с помощью налоговых льгот.
6. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЕТЕ
РЕФОРМЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В соответствии со ст. 19 Конституции России мужчина и женщина имеют
равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Что касается
прав и свобод, с этим положением еще можно согласиться, если рассматривать
проблему с формальной точки зрения, что же касается равной возможности их
реализации, то эта конституционная сентенция не находит надлежащего
подкрепления в текущем законодательстве и не согласуется с реалиями нашей
общественной жизни.
Советское и затем российское трудовое законодательство всегда содержало
особые нормы, регулирующие отдельные вопросы использования труда женщин.
Часть этих норм относится ко всем женщинам по признаку их половой
принадлежности, часть связана с исполнением женщинами особой социальной
функции — рождения и воспитания детей. Первая группа норм посвящена особым
правилам охраны труда женщин (запрещение работы в тяжелых и вредных
условиях по специальным перечням работ, ограничение труда в ночное время,
установление предельных норм подъема тяжестей и т.д.). Эти группы норм
Страницы: 1, 2, 3
|