рефераты бесплатно

МЕНЮ


Роль женщины в российском обществе

необходимость предоставления им прав, равных правам мужчин, во всех сферах

жизни, умело выстроив логическую цепочку аргументов. Они поддержали женское

движение за равноправие, активно участвовали в работе Первого

Всероссийского Женского Съезда (1908 г.). В 1911 г. женщины получили

избирательное право при выборах в волостное земство. Политические же права

были даны им в полном объеме в 1917 г, конституционно закрепленные в 1918

г.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Изменения в различных сферах деятельности Российского общества

оказывают значительное влияние на положение женщин, реализацию их прав и

свобод. В условиях перехода к рынку, усиления экономического кризиса

проблемы ликвидации дискриминации женщин, вовлечения их в процесс развития

приобретают особую остроту и требуют выработки единой государственной

политики. Одним из ее важнейших направлений является ее законодательное

оформление.

Конституция РФ (1993 г.) содержит статью 19 п.3, где говорится о

равноправии женщин, однако отсутствуют гарантии его реализации и санкции за

нарушения этого принципа.

Еще до принятия действующей Конституции был издан Указ Президента РФ

«О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (от

4:03.1993 г. № 337), в котором отмечалось, что Россия не выполняет свои

обязательства по Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в

отношении женщин.

Данным Указом признавалась необходимость осуществления целостной

государственной политики по улучшению положения женщин в качестве одного из

приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

В целях реализации этого Указа распоряжением Президента была создана

Комиссия по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской

Федерации (от 11.05.1993г.).

В Положении об этой Комиссии говорится, что она является коллегиальным

консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и

подготовку предложений по вопросам женщин, семьи и детей для Президента РФ.

В связи с подготовкой к IV Всемирной конференции по положению женщин

«Действия в интересах равенства, развития и мира» правительственным

распоряжением был создан Национальный Совет (от 19.06.93 г. № 1103),

которому вменялось в обязанность организовать всю подготовительную работу

на государственном и местном уровнях, включая подготовку правительственного

доклада, а также работу по участию РФ в международных мероприятиях,

проводимых в рамках подготовки и проведения указанной конференции.

В 1996 году (от 8.01.96 г. № 6) было принято Постановление

Правительства РФ«О концепции улучшения положения женщин в РФ», где

определена общая стратегия и приоритетные направления государственной

политики в отношении женщин. Концепция исходит из того, что права женщин

являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное

участие женщин в политике, экономике, социальной и культурной жизни на всех

уровнях, включая международный, должно стать главной целью государственной

политики в области улучшения положения женщин в России.

4. ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ, ЗАЩИТА ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН КАК ОСНОВНАЯ

ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Впервые поставленный еще в конце 19 — начале 20 века вопрос о правовом

положении женщины в российском государстве сегодня, на пороге нового

столетия возникает вновь с не меньшей актуальностью. В современном

обществе, когда права человека и гражданина провозглашаются «высшей

ценностью», а государство считает приоритетной обязанностью соблюдать и

защищать эти права и свободы, зачастую на практике существует ситуация

фактического неравенства правового положения мужчин и женщин, отсутствие

равных возможностей для реализации этих прав и свобод. Статья 19 (ч.2.ч.3)

Конституции Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод

независимо от пола, но, очевидно, провозглашение равных прав мужчин и

женщин должно основываться не только на запрещении дискриминации женщин, но

и дополняться созданием оптимального, достаточно эффективного механизма

реализации этих прав и свобод. Роль женщины как основы семьи, социальное

значение материнства позволяют говорить о том, что общество и государство

обязаны создавать женщине специальные гарантии для реализации их прав,

данный вопрос нельзя сводить только к формальному равенству прав женщины и

мужчины.

Конституционное формула «высшая ценность» (ст. 2 Конституции РФ) —

понятие, прежде всего, правовое. Исполнение этой обязанности государством

состоит, главным образом, в осуществлении трех важных моментов: признание,

соблюдение, защита прав женщины в России.

К 90-м годам нашего столетия, думается, мы пришли не с лучшими

результатами. Накопленный в течение десятилетий опыт создания системы

правовой защиты женщины разрушался и терялся на глазах. Государство не

реализовывало одну из главных своих целей: забота о женщине, обеспечение ее

свободного и достойного развития, ее прав и свобод.

Только спустя три года после принятая Конституции, после

провозглашения формального равенства в правах мужчин и женщин, в 1996 году

начинает формироваться система нормативных актов о правах женщины в России,

необходимая для осуществления на практике конституционного принципа равных

прав и равных возможностей, для соблюдения прав женщины в единстве общих

прав и свобод человека (указе Президента РФ «О повышении роли женщин в

системе федеральных органов государственной власти и органов

государственной власти субъектов Российской Федерации»).

На федеральном уровне признается, что существуют отличительные черты

статуса женщин, вызывающие «особую озабоченность» органов государственной

власти и управления РФ. Это такие особенности правового положения женщин,

как крайне низкое представительство женщин в федеральных и органах власти

субъектов Федерации, на руководящих производственных постах и в

предпринимательстве; не обеспечение равных прав на рынке труда;

неблагоприятная ситуация, влияние негативных последствий межнациональных и

военных конфликтов и т.п. К сожалению, в Концепции Правительство РФ

практически не обозначает причины сложившейся ситуации, а лишь

ограничивается констатацией фактов. Важен сам подход, попытка обозначить

проблемные моменты, и на основании их наметить первые шаги по реализации

политики равноправного участия женщин в политической, экономической,

социальной и культурной областях жизни на всех уровнях.

В качестве основных направлений деятельности государство предлагает как

обобщение информации о правовом положении женщины (экспертиза

законодательства РФ на предмет соответствия законодательства РФ о правах

женщин международным стандартам о правах человека, организация сбора

статистических данных об участии женщин в государственной и общественной

жизни), так и проведение конкретных мероприятий по реализации плана

(обеспечение необходимого минимального уровня потребления продуктов питания

для беременных, кормящих матерей, по доступным ценам; развитие сети

физкультурно-оздоровительных и спортивных женских, семейных клубов;

развитие учреждений социального обслуживания и др.).

Хотелось бы отметить, что реализация целого комплекса задач в сфере

правового положения женщин возможна только при активном участии регионов,

которым, согласно данной программе, всего лишь рекомендовано составить

подобные планы в течение нескольких лет. Кроме того, вызывают некоторое

сомнение сроки исполнения многих мероприятий, определенные в федеральной

программе достаточно неоднозначно.

Тем не менее, государство приступило к обязанности разрешить проблему в

сфере правового положения женщины в России, признав и определив на

государственном уровне основные направления, задачи, методы их разрешения

на ближайшие три-четыре года. Следующие шаги — соблюдение и защита прав

российских женщин — напрямую связаны с изложенным выше механизмом и,

хочется верить, будут решительными и эффективными, ибо только тогда можно

говорить и о новой российской государственности, и о гуманистической

сущности конституционного строя в целом.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН НА ТРУД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В ходе социально-экономических перемен в России состоялся переход к

рыночной экономике, образовался рынок труда. Ситуация усугубляется

продолжающимся кризисом российской экономики, который привел к падению

производства на 50% и резкому сокращению числа рабочих мест. В результате

только за 1992—1995 гг. численность занятых в экономике уменьшилась на 10%

(7,4 млн. чел.). В 1996г. численность работников сократилась еще на 2 млн.

чел. При этом за весь период высвобождено (по инициативе администрации)

7—8%, остальные увольнялись по собственному желанию и выбыли в не

учитываемые госстатистикой сектора экономики. Главные причины уменьшения

численности работников: спад производства, большие размеры неполной

занятости в 1996 г. ежемесячно в среднем около 3,2 млн. (6,7% общей

численности) работали в режиме неполного рабочего дня или недели. Побывали

в вынужденных административных отпусках в 1996 г. 7,5 млн. (3.6%)

работников крупных и средних предприятий*(12).

Естественно, в этой ситуации возросла конкуренция за рабочие места.

Процесс трудоустройства ведется в рыночном режиме. Четко выявились слабо

социально защищенные социально-демографические группы населения — женщины,

молодежь, инвалиды, у которых низкие шансы на трудоустройство, на достойную

зарплату, на полноценную социальную защиту. Им достаются рабочие места, не

популярные у мужчин. Наиболее уязвимыми (самая многочисленная категория —

более 50% работающего населения) оказались женщины.

В силу своего природного предназначения женщины относятся к особой

категории работников, т.к. производят не только материальные и духовные

блага, но и человеческий род, выполняя материнские обязанности, что

неизбежно связано с большими трудовыми затратами по воспитанию детей,

обслуживанию семьи. Именно поэтому рыночные условия занятости более всего

привели к ущемлению женщин в сфере труда. К нерешенным ранее проблемам,

таким как недооценка роли женщин в сфере управления, политике, чрезмерная

занятость их в отраслях производства и на участках с неудовлетворительными

условиями труда, отставание в квалификационном уровне, в оплате труда (по

признанию бывшего министра социальной защиты Л.Безлепкиной*(12) в

интервью 8.08.96 г.) — зарплата женщин в среднем по народному хозяйству

России меньше, чем у мужчин, на одну треть. К этому следует добавить

несовершенство, а главное — нарушение правовых норм по охране труда. К

перечисленным проблемам добавились новые — неизвестность перспектив,

неуверенность, снижение уровня жизни многих семей, невыплаты зарплаты,

пособий на детей, сокращение детских дошкольных учреждений, расширение

платности медицины, образования, страх за будущее своих детей. В

общественном мнении все чаще высказывается идея возврата женщины к

домашнему очагу. Женщины-работницы в значительном ряде отраслей, профессий

и видов работ работают лучше. И здесь очень важно для общества, чтобы

женщина могла свободно выбирать свой жизненный путь, решать, чем ей и где

заняться. Существенную роль в решении этой проблемы могла бы сыграть

целенаправленная, адресная государственная политика в сфере женской

занятости, которая формально существует, но мало эффективна.

Рынок труда с его неизменными атрибутами спроса и предложения рабочей

силы, конкуренцией, безработицей усилил существовавшую всегда дискриминацию

женщин в сфере занятости. В немалой степени это обусловлено механизмом

предоставления женщинам дорогостоящих социальных льгот. Это увеличивает

стоимость женской рабочей силы и ограничивает возможности произвола

работодателя в использовании женской рабочей силы. А поскольку работодатели

ориентированы на получение максимальной прибыли, они не заинтересованы

содержать экономически невыгодного и «хлопотного», в плане соблюдения

правовых норм, контингента работников. Сегодня на предприятиях свернуты

социальные программы. Женщины увольняются первыми (и в большинстве) по

сравнению с мужчинами, а принимаются на работу весьма неохотно (например, в

числе заявленных на высвобождение в Санкт-Петербурге в 1996 г. было 58,6%

женщин, в 1997 г. — 56,4%).

Конституционно декларируемое равенство прав, свобод и равных

возможностей их реализации для мужчин и женщин (ст. 19 Конституции)

фактически не достигнуто. Предусмотренное законом равноправие женщин еще не

означает фактического равенства, поскольку важнейшим условием ее

равноправия является труд женщин в общественном производстве. Женский труд

— особая категория, для ее регулирования устанавливаются государством

специальные нормы права, охраняющие здоровье женщины и материнство. Когда-

то классики ставили задачу втянуть женщину в общественно-производительный

труд, вырвать ее из домашнего рабства.

Путь достижения полного социального равенства женщин прошел несколько

этапов:

1. установление равенства прав женщин по закону;

2. создание равенства возможностей, условий, гарантий для осуществления

равных прав;

3. достижение и обеспечение реального равноправия женщин;

4. в перестроечный период вместо достижения полного социального равенства

мы имеем откат позиций.

Законодательство о трудовых правах женщин развивалось интенсивно.

Существует большой перечень очень хороших нормативных актов и в плане

особой охраны труда, облегчения условий труда, сокращения норм труда,

особенно в период материнства, расширения социальной помощи по материнству

(пособия), развитие сети дошкольных учреждений, и в плане защиты прав

женщин в труде. Однако, с обеспечением гарантий, с обязательным исполнением

законодательных актов дело обстоит проблематично. Гарантии означают:

условия, способы и средства обеспечения фактической возможности

пользоваться правами и свободами, закрепленными в законе, реально их

осуществлять, а также способы и средства охраны и защиты этих прав и

свобод.

Сформировался рынок женской рабочей силы, характеризующийся зауженным

кругом доступных профессий, низким социальным статусом труда,

нестабильностью занятости, ограниченными возможностями должностного роста,

низкой зарплатой. Стартовые условия женщин в сфере занятости гораздо менее

благоприятны по сравнению с мужчинами, не говоря уж о сфере политики.

В Санкт-Петербурге, например, в критической зоне рынка труда (КЗРТ)

(или зона риска рынка труда)*(12) по данным мониторинга Комитета по

занятости населения Санкт-Петербурга за 1997 г. — численность женщин в КЗРТ

почти в два раза выше, чем у мужчин. В отраслевой структуре КЗРТ первое

место по удельному весу занимает бюджетная сфера, где, как известно,

сосредоточено большинство работающих женщин, а также в сфере обслуживания,

торговли*(12).

Перестройка сломала наметившийся путь сокращения занятости женщин на

тяжелых и вредных работах, занятых ручным, тяжелым физическим,

малоквалифицированным трудом. Система стимулирования непривлекательного

труда (большая зарплата и другие льготы) оказалась предпочтительной для

женщин, там наблюдается рост занятости женщин, что чревато для генофонда

России. Тем более, как показал опрос — 70% опрошенных женщин не

удовлетворены 10-ю из 14 элементов условий труда, ухудшающих самочувствие и

рабочее состояние (шум, физическая нагрузка, запыленность, вредные

химические вещества, неудобная рабочая поза и т.д.).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предшествующая

рыночной ситуации политика государства в области женской занятости была

направлена на защиту материнства и детства, но мало уделялось внимания

повышению конкурентоспособности женщин в сфере труда, особенно после

рождения ребенка; повышения заинтересованности работодателей в

использовании женского труда с помощью налоговых льгот.

6. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЕТЕ

РЕФОРМЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии со ст. 19 Конституции России мужчина и женщина имеют

равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Что касается

прав и свобод, с этим положением еще можно согласиться, если рассматривать

проблему с формальной точки зрения, что же касается равной возможности их

реализации, то эта конституционная сентенция не находит надлежащего

подкрепления в текущем законодательстве и не согласуется с реалиями нашей

общественной жизни.

Советское и затем российское трудовое законодательство всегда содержало

особые нормы, регулирующие отдельные вопросы использования труда женщин.

Часть этих норм относится ко всем женщинам по признаку их половой

принадлежности, часть связана с исполнением женщинами особой социальной

функции — рождения и воспитания детей. Первая группа норм посвящена особым

правилам охраны труда женщин (запрещение работы в тяжелых и вредных

условиях по специальным перечням работ, ограничение труда в ночное время,

установление предельных норм подъема тяжестей и т.д.). Эти группы норм

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.