рефераты бесплатно

МЕНЮ


Роль женщины в российском обществе

никогда не содержали собственно льгот, наоборот, являлись по существу

ограничениями правового статуса женщины, связанными с общественными

представлениями о необходимости охраны нравственного и физического здоровья

женщин.

Другая группа норм действительно предоставляла и предоставляет женщинам

ряд льгот в связи с материнством. Эти нормы в том виде, в каком они

существуют в настоящее время, законодательно оформились к 1990 году (См.

Постановление Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. «О неотложных мерах

по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению

семьи»). С тех пор объем этих льгот не уменьшался. Существенно снизились

лишь фактические возможности реализовать их для трудящихся женщин. Это

свидетельствует о том, что само по себе законодательное сохранение или

расширение льгот женщинам ничего не изменяет в их реальном положении в

сфере труда, а только усиливает их не конкурентоспособность на рынке труда,

закрепляя за ними фактический статус «второсортной» рабочей силы. Поэтому

характерно, что как раз женские организации выступают за отмену «женских»

льгот при рассмотрении проектов нового трудового законодательства. Между

тем из льгот, закрепленных за женщинами в связи с выполнением ими функций

материнства, неотделимы от женщины-матери лишь немногие (необходимость

перевода беременных женщин на легкую работу, предоставление отпуска по

беременности и родам, перерывов кормящим матерям). В связи с этим хотелось

бы обратить внимание на конвенцию МОТ № 156 от 1981 г. о трудящихся с

семейными обязанностями. К таким лицам в соответствии о данной конвенцией

относятся как мужчины, так и женщины, имеющие семейные обязанности в

отношении находящихся на их иждивении детей, либо других ближайших

родственников, которые нуждаются в уходе и помощи, когда такие обязанности

ограничивают их возможности подготовки, доступа и участия в трудовой

(экономической) деятельности. В настоящее время в соответствии со ст. 167

КЗОТ РФ лишь частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора

дет и неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет могут быть

использованы отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками,

фактически осуществляющими уход за ребенком по выбору семьи. Остальные же

гарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ст. 172-

1 КЗОТ РФ) распространяются на отцов, а также опекунов (попечителей)

несовершеннолетних лишь в том случае, если они воспитывают ребенка без

матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав и т.д.).

Представляется разумным, во всех случаях семье выбирать того члена, который

будет использовать гарантии и льготы, связанные с воспитанием детей.

Помимо этого следует признать, что возможности для расширения льгот,

предоставляемых в сфере трудового права в связи с материнством

(отцовством), почти исчерпаны, в некоторых же случаях в ходе реформирования

трудового законодательства, возможно, их дифференциация, исходя из реальных

возможностей работодателя, например, в сфере малого бизнеса.

В создании надлежащих условий для материнства в обществе в первую

очередь и должно быть заинтересовано общество (соответственно и

государство). Отсюда вытекает положение, что решать проблемы, связанные с

созданием условий для рождения и воспитания детей, следует, прежде всего,

средствами права на социальное обеспечение, а не трудового права. Однако,

все разрабатываемые проекты реформ социального обеспечения этого не

учитывают, напротив, активно игнорируют мысль о том, что рождение и

воспитание детей является самостоятельной сферой общественно-полезной

деятельности. Необходимо напомнить, что социальное страхование — основная

организационно-правовая форма социального обеспечения в нашей стране. И тут

открываются принципиальные возможности стимулирования работодателей к

использованию женского труда путем соответствующей организации системы

социального страхования.

7. ПРОФСОЮЗЫ И ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРАВ ЖЕНЩИН

Профессиональные союзы, как на Западе, так и в России, всегда

участвовали в решении «женского вопроса». Особо оговаривался вопрос о

продолжительности рабочего дня для женщин, подростков и детей. В традициях

профсоюзного движения было оказание, к примеру, юридической или медицинской

(оплата врача) помощи не только непосредственно члену профсоюза, но и

членам его семьи (жены, дети). Профсоюзы стремились улучшать условия труда

женщин, подростков и детей. Для этого они активно включались в работу

«женских съездов», «съездов фабрично-заводских врачей», «антиалкогольных

съездов», как это было в России в начале века.

Защита социально-трудовых прав женщин и по сей день остается в поле

зрения профессиональных союзов всех стран. Сегодня для России это весьма

актуальная проблема. К сожалению, сейчас женщина оказалась, пожалуй, самой

незащищенной категорией населения. Несмотря на то, что принципы равноправия

мужчин и женщин закреплены в Конституций РФ, КЗОТе, Законе «О занятости

населения» и других документах. В сфере труда объективно сохраняется

разделение на «мужские» и «женские» профессии и отрасли. Большая часть

женщин занята в ограниченном количестве профессий на сравнительно низком

должностном уровне. Женщины больше, чем мужчины, заняты ручным и

малоквалифицированном трудом, несправедливо много их работает на тяжелых

физических работах и на производстве с вредными условиями труда. Причем

уровень заработанной платы в традиционно «женских» отраслях значительно

ниже. Высок и удельный вес женщин среди безработных — 62% . Две трети

потеряли работу в результате высвобождения. В последние годы женщины

заметно вытесняются из финансовой сферы, где заработки существенно выше.

Несмотря на высокий уровень образования (из числа работающих имеют высшее

образование 19,6% женщин и 16,8% мужчин) — профессиональную карьеру делают

незначительное число женщин. Происходит рост травматизма на производстве.

Ежегодно травмы получают от 70 до 80 тысяч женщин-работниц*(4).

К сожалению, те права и гарантии, которые записаны в законах,

реализуются очень скверно. В итоге получается совсем неприглядная картина.

Сегодня работодатели часто нарушают трудовое законодательство

Профессиональным союзам, приходится иметь дело с настоящей дискриминацией»

с незаконным увольнением матерей-одиночек, женщин, находящихся в отпуске по

беременности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

Профсоюзы сегодня предлагают срочно разработать скоординированную

программу по выводу женщин из тяжелых, вредных и опасных условий труда. Они

требуют принять меры, которые позволят хотя бы уменьшить влияние вредных и

опасных факторов на здоровье женщин, обеспечить их индивидуальными

средствами защиты, постепенно заменять оборудование. Профсоюзы требуют и

изменения политики доходов. Учитывая, что большая часть женщин занята в

организациях, финансируемых за счет средств бюджета, они добиваются

законодательно поднять зарплату бюджетных организаций.

В Программе действий ФНПР до 2000 года, принятой III съездом ФНПР,

записано, что профсоюзы будут гарантом социального мира и, в частности, в

осуществлении профсоюзного контроля за реализацией федеральных и

региональных программ по защите семьи, женщин, молодежи и детей.

Наиболее эффективным в защите социально-трудовых прав женщин сегодня

остается социальное партнерство. Заключение соглашений на разных уровнях и

коллективных договоров всегда предусматривает и решение «женского вопроса».

В условиях правового беспредела российским профсоюзам очень важно

привести в соответствие наши правовые нормы в сфере труда с международными.

Это, с одной стороны, будет способствовать расширению профсоюзного

лоббирования, а с другой, даст возможность требовать от зарубежных

предпринимателей, работающих в России, соблюдать законы, регулирующие

трудовые отношения.

Именно поэтому Федерация Независимых Профсоюзов России активно

включилась в работу над программой подготовки и ратификации Российской

Федерацией «Европейской социальной хартии».

«Европейская социальная хартия» наряду с «Европейской конвенцией о

защите прав человека и основных свобод» является наиболее важным документом

Совета Европы в сфере обеспечения прав человека. И если Конвенция является

преимущественно инструментом защиты гражданских и политических прав, то

Хартия посвящена защите социальных прав, в т.ч. и женщин.

В «Европейскую социальную хартию», принятую еще в 1961 году, в 1996

году внесены дополнения. Сегодня очень важно, чтобы Россия, вошедшая в

Совет Европы, ее ратифицировала. Дополненная Хартия уже подписана девятью

государствами: Бельгией, Кипром, Данией, Финляндией, Францией, Грецией,

Италией, Португалией и Швецией. После того, как ее ратифицируют хотя бы три

государства, она вступает в силу, что ожидается в 1998 году*(4).

Среди прочих гарантий «Европейская социальная хартия» предусматривает

гарантии трудящимся женщинам, права матери и семьи, права детей. Статьи 4,

п.3,7, 8,16, 20, 27 предусматривают право женщин на справедливое

вознаграждение за труд равной ценности с мужчинами; право детей и молодежи

на специальную защиту от физических и моральных рисков; права работающих

«Солидарность», 1998, № I женщин на охрану материнства; специальную защиту

семьи; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости

без дискриминации по признакам пола; право работников с семейными

обязанностями на равные возможности и на равное обращение.

Для профсоюзов очень важно, что в новую редакцию Хартии внесена статья

о том, что профсоюзное членство или участие в профсоюзной работе в

нерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время не должно

составлять уважительные причины прекращения трудовых отношений (Ст. 24,

п.3).

8. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ

Политические права женщин, закрепленные в международном и национальном

законодательстве, являются элементом общечеловеческих ценностей и идеалов,

механизм реализации которых в значительной степени затруднён тем, что в век

информатизации, политика остаётся ещё преимущественно сферой мужской

деятельности.

Согласно Конвенции о политических правах женщин 1953 г. женщины имеют

право без какой-либо дискриминации голосовать ни всех выборах наравне с

мужчинами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения,

требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-

государственной службе. Многие страны ратифицировали эту Конвенцию, в том

числе и СССР, однако женщины на планете занимают всего 14% управленческих

должностей, 6% постов в кабинетах министров, 11% мест в парламентах*(13).

Поэтому ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении

женщин 1979 г. понятие «дискриминация» в отношении женщин трактует как

любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое

направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или

осуществление женщинами прав и свобод, в том числе и политических.

Конституция Российской Федерации 1993 г. также закрепила не только

равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равные возможности их

реализации. Это указание не может истолковываться элементарно.

Общепризнанно социальное значение материнства и роль женщины в продолжении

рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях

равенства в сфере реализации не только социально-экономических, но и

политических прав. Провозглашенное в Конституции России равенство граждан

перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и

законных интересов вовсе не означает, что различные категории граждан имеют

равный правовой статус. В законодательстве имеется большое количество норм

и даже отдельных законов, посвященных особенностям правового статуса детей,

молодежи, женщин. Эти особенности, связанные с возрастом, полом касаются

различных, сфер общественных отношений, в том числе и политических.

Проблема реализации избирательных прав женщин в России была решена с

принятием Конституции РСФСР 1918 г.. В состав же 1 Съезда народных

депутатов СССР в 1988 году было избрано 15% женщин — вдвое меньше, чем до

демократических нововведений. Причём большая часть депутатов-женщин была

избрана от КПСС и других общественных объединений, на выборах в парламенты

союзных республик в 1990 году доля женщин-депутатов не превышала 5%.

Примерно на этом же уровне она держится и теперь, так в Республике Беларусь

депутаты-женщины в парламенте составляют 4,5% в то время, как в парламенте

Турции их 11%. Общеизвестно, что в скандинавских странах, где в парламентах

женщины-депутаты составляют порядка 40%, политика малоагрессивна и

конструктивна, приоритетами в ней являются защита прав человека и

социального благосостояния. Опыт этих стран показал, что женщины приходят

во власть, как правило, пройдя школу политических партий и иных

общественных движений, имея опыт работы с людьми. Так, в Голландии в каждой

политической партии, имеется 35% квота для женщин; программа «равных

возможностей» в США вынуждает из числа претендентов на различные должности

выбирать в первую очередь женщин*(13).

Нельзя согласиться с тем, что введение квот для устранения фактического

неравенства создаёт новое неравенство, поскольку «квотные» назначенцы

уступают уровне профессионализма тем, кто получил место в парламенте или

ином органе государства в результате свободной конкуренции. Так, подбор

«квотных» кандидатов депутаты в рамках партии или иного общественного

движения также характеризуется конкурентной борьбой.

Путь реализации политических прав женщин в России, как и в других

странах, лежит через создание женской политической партии, которая бы

представляла и защищала в парламенте интересы, прежде всего женщин-

избирательниц, которых на 9,5 млн. больше, чем мужчин, а среди пенсионеров,

которые более активны на выборах, — их больше в 2,5 раза. Так, движение

«Женщины России» — прототип политической партии, на выборах в

Государственную Думу в 1993г. получили 46 мандатов более 10% общего состава

депутатов Думы.

В законе о политических партиях и иных законодательных актах особое

внимание законодателя должен привлечь механизм реализации провозглашенных

Конституцией равных прав и свобод мужчин и женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По-моему, переход от одной системы общественных отношений к другой, как

это происходит в нашей стране, неизбежно влечет за собой изменения

законодательной базы, в том числе и в отношении прав и интересов женщин.

Прежде всего это касается конституционных норм. В ныне действующей

Конституции РФ осталась формулировка:

«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их

реализации». В то время как в Конституции СССР была статья 35, которая не

только закрепляла равные права женщин и мужчин, но и гарантировала

осуществление этих прав. В совокупности конституционных гарантий выделялись

две группы гарантий. К первой из них относились те, которые обеспечивали

равноправие женщины как гражданки и трудящейся, т.е. равные с мужчинами

возможности в получении образования, профессиональной подготовки, в труде,

вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической

и культурной деятельности.

Ко второй группе гарантий относились конституционные установления,

учитывающие выполнение материнских функций и обеспечивающие возможности для

совмещения профессионального труда и семейно-бытовых обязанностей. В числе

этих гарантий были: специальные меры по охране труда и здоровья женщин,

создание условий, позволяющих сочетать труд с материнством.

Дополнительные гарантии равенства женщин содержались в ст.53 советской

Конституции были конкретизированы формы государственной заботы о семье —

создание и развитие широкой сети детских учреждений, организация и

совершенствование службы быта и общественного питания, а также различные

виды пособий и льгот.

Все это полностью соответствовало международным Конвенциям ООН. К

сожалению эффективного механизма контроля за их соблюдением разработано не

было.

Мне кажется, что сегодня Конституция РФ не содержит никаких гарантий

равенства прав женщин, а статья 38 п. 1 лишь сурово констатирует:

«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Фраза эта

оставлена лишь потому, что та же самая Конституция признает верховенство

международных актов. Фактически же дело обстоит совсем наоборот: в бюджете

отсутствуют соответствующие статьи расхода, а при хроническом его дефиците

урезаются в первую очередь расходы на пособия по материнству и детству, не

говоря уже о том, что многие родовспомогательные и детские учреждения

закрыты из-за отсутствия бюджетного финансирования. В капиталистических

странах занятость женщин растет в связи с коренными изменениями условий

труда, расширением гибких форм занятости, сопровождается высокой степенью

индустриализации сферы быта, а также такими общераспространенными

явлениями, как рост цен, инфляция, необходимостью заработка.

В нашей стране причины высокой занятости женщин были связаны с

индустриализацией народного хозяйства, разрушениями Великой Отечественной

войной, экстенсивным развитием экономики в 60-е годы, созданием новых

рабочих мест с сохранением устаревших технологий, необходимостью еще одного

заработка в семье.

Вместе с тем интенсивное вовлечение женщин в общественное производство,

рост их образовательного уровня оказали существенное влияние на возможность

реализации личности в различных сферах, включая общественно-политическую.

Все это изменило их потребности, духовный мир, формы жизнедеятельности,

статус в обществе, нашло соответствующее отражение в правовых нормах и

правовой культуре. Однако на положении женщин негативно сказалось

отсутствие верховенства закона, а также принятие законодательных актов, не

подкрепленных материальным и финансовым обеспечением, например, решение

высвободить женщин с тяжелых работ не было подкреплено созданием рабочих

мест для них с благоприятными условиями труда.

Представленные в реферате главы преследуют одну, первостепенную задачу

— показать безответственное отношение нынешнего государства к главному

субъекту общественных отношений, к женщине. Древние давно сказали истину,

суть которой заключается в том, что желание увидеть стабильное государство

и общество требует взглянуть на отношение в них к женщине — матери,

воспитательнице.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СТАТЬИ

1. Балибалова Д.И. Актуальные проблемы социально-правовой защиты

женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

2. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и

свобод граждан(теория и практика). – Спб., 1998.

3. Гоппе Э.Ю. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. –

СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

4. Григоян Э.Е. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин.

– СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

5. Зиновьев А.В. Энциклопедия правоведения для абитуриентов и

студентов юридических вузов.

Основы конституционного права. – СПб.: СКФ «Россия –Нева», 1996.

6. Келехсаева Г.Б. Актуальные проблемы социально-правовой защиты

женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

7. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909;

Общество и материнство. Петроград., 1916.

8. Корбут Я.В., Поленина С.В. Международные Конвенции и Декларации о

правах женщин и детей (Конвенции ООН о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин). – М., 1997.

9. Никифорова Н.Н. Актуальные проблемы социально-правовой защиты

женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

10. Пасешникова Л.А. Актуальные проблемы социально-правовой защиты

женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

11. Петражицкий Л.И. О равноправии женщин. СПб.,1907.С.7

12. Романенкова Г.М. Актуальные проблемы социально-правовой защиты

женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

13. Челышева О.В. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин.

– СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

14. Хвостов В.М. О равноправии женщин. М., 1911. С.12

ДОКУМЕНТЫ

15. Венская декларация и программа действий.

16. Всеобщая декларация прав человека.

17. Кодекс Законов о Труде РФ.

18. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

19. Конвенция о политических правах женщин.

20. Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся

мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями.

21. Конституция РФ (1993).

22. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

23. Международный пакт о гражданских и политических правах.

24. Пекинская декларация.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.