Шпоры по гражданскому праву РФ
неимущ. права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком.
Традиционно выделяются 4 основоных признака, каждый из которых необходим,
а все в совокупности достаточны, чтобы организация могла быть признана
subjом гр.ого права, т.е. юр-им лицом.
1) Организационное единство юр-ого лица проявляется прежде всего в опред.
иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или
коллегиальных), составл-их его структуру, и в четкой регламентации отнош-й
м/у его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить
желания множества участников в единую волю юр-ого лица в целом, а также
непротиворечиво выразить эту волю вовне. (закрепляется его учредительными
документами (уставом и/или учредительным дог-ром) и норматив.ыми актами,
регулирующими пр.вое полож-е того или иного вида юр-их лиц.)
2) Обособленное имущ-о создает мат-ую базу деятельности такого
образования. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих
инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто - ден-ых средств.
Объединение этих инструментов к один имущ-енный комплекс, принадлежащий
данной организации, и отграничение его от имущ-, принадлежащих др. лицам, и
называется имущ-енной обособленностью юр-ого лица.
3) Принцип самостоятельной гр.о-пр.вой отв-и юр-ого лица сформулирован а
Ст. 56 ГК. Согласно этому правилу, участники или собств-ики имущ-а юр-ого
лица не отвечают по его обязат-вам, а юр-ое лицо не отвечает по обязат-вам
1-ых. Иными словами, каждое юр-ое лицо самостоятельно несет гр.о-пр.вую отв-
ь по своим обязат-вам.
4) Выступление в гр.ом обороте от собственного имени означает возможность
от своего имени приобретать и осущ-ть гр.ие права и нести обязанности, а
также выступать истцом и ответчиком в суде. Это - итоговый признак юр-ого
лица и, одновременно, та цель, ради которой оно и создается.
=>, в российском гр.ом праве юр-ое лицо - это признанная государством в
качестве subjа права организация, которая обладает обособленным имущ-ом,
самостоятельно отвечает этим имущ-ом по своим обязат-вам и выступает в
гр.ом обороте от своего имени.
В науке гр. права принято различать общую (универсальную) и спец.
пр.способность. Общая пр.способность означает возм-ть для subjа права иметь
любые гражд. права и обязанности, необходим. для осущ-я любых видов деят-
ти. Именно такой пр.сп-ю обладают граждане. Спец. пр.спо-ть предпол-ет
налич. у юр. лица таких прав и обяз-й, кот. соотв-ют целям его деят-ти и
прямо зафиксированы в его учредит. документах. ГК наделяет только частн.
коммерч. организации общей пр.способностью.
15. Образование юр-ого лица.
Способы образования юр-их лиц. 1) Распорядительный порядок – юр-ое лицо
возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной гос-
ой регистрации организации не требуется. (в СССР возникало подавляющее
большинство гос-ых предпр-й и учреждений.) В странах рыночной вместо того –
явочный порядок образования юр-их лиц. Для него также характерно отсутствие
специальной гос-ой регистрации организаций. (В РФ не применяется).
2) Разрешительный порядок образования юр-ого лица предполагает, что
создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в
таком порядке создавалось большинство общ. и кооп. организаций, причем в
разреш-и на создание юр-ого лица м/б отказано по мотивам
нецелесообразности. Действующее зак.-во не допускает отказа в регистрации
по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 Ст. 51 ГК), но в принципе
сохраняет разрешительный порядок создания некот-ых видов юр-их лиц.
3) При норматив.о-явочном порядке для образования юр-ого лица согласия
каких-либо третьих лиц, включая гос-ые органы, не требуется. Регистрирующий
орган лишь проверяет, соответствуют ли зак.у учредительные документы
организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего
обязан зарегистрировать юр-ое лицо. Такой порядок образования юр-их лиц
наи> распространен и в России, и за рубежом.
Пр.вой основой деятельности любого юр-ого лица наряду с зак.-вом являются
его учредительные документы. В них учредители конкретизируют общие нормы
права применительно к своим интересам.
Состав учредительных документов для разных видов юр-их лиц различен.
Общества с ограниченной или доп-ой отв-ью, ассоциации и союзы действуют на
основе учредительного дог-ра и устава. Пр.вой базой деятельности хоз.ых
товариществ (полных и на вере) является учредительный дог-р. Для остальных
юр-их лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный дог-р - дог-р, регулирующий отнош-я м/у учредителями в
процессе создания и деятельности юр-ого лица. Устав не заключается, а
утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального
характера и связано лишь с различ.ой процедурой принятия документа. Устав,
как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими
лица (напр., председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и
учредительный дог-р, устав можно рассматривать в качестве локального
норматив.ого акта, определяющего пр.вое полож-е юр-ого лица и регулирующего
отнош-я м/у участниками и самим юр-им лицом. Устав вступает в силу с
момента регистрации самого юр-ого лица.
Содержание учредительных документов в общем виде определяется Ст. 52 ГК,
а для отдельных видов юр-их лиц - в соответствующих разделах ГК и
специальных норматив.ых актах.
Государственная регистрация – завершающий этап образования юр-ого лица,
на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для
создания нового subjа права, и принимает реш-е о признании организации юр-
им лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый
гос-ый реестр юр-их лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
В соотв. со Ст. 51 ГК проведение регистрации всех юр-их лиц возложено на
органы юстиции. Для регистрации юр-ого лица обычно представляются заявление
учредителей о регистрации, устав организации, учредительный дог-р или реш-е
учредителей о создании юр-ого лица (в виде протокола собрания учредителей),
свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих
организаций - также документы, подтверждающие оплату не < 50% уставного
капитала предпр-я.
16. Ликвидация юр-ого лица: понятие, осн-я, порядок.
Ликвидация юр. лица-это способ прекращения его деятельности без перехода
прав и обязанностей в порядке пр.преемства к др. лицам. ГК содержит полный
перечень осн-й ликвидации юр лиц: добровольный порядок и принудит.
ликвидация.
В добровол. порядке юр. лицо ликвидируется по реш-ю его участников или
органа юр. лица, уполномоченного на то учредит. докум-ми. Типичными осн-ями
добровол. ликвидации являются нецелесообразность дальнейш. сущ-ния юр.
лица, истечение срока, на кот. оно было создано, достижение, или напротив,
принципиальная недостижимость уставных целей организации.
Принудительная ликвидация проводится по реш-ю суда, в случаях, когда
деятельность юр-ого лица осущ-ется без соответствующего разреш-я
(лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена зак.ом, либо сопряжена
с неоднократными или грубыми нарушениями зак.-ва .
Для отдельных видов юр-их лиц зак.ом установлены доп-ые осн-я ликвидации.
(коммерческие организации, потребительские кооперативы и фонды могут быть
ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хоз.ых
обществ и унитарных предпр-й предусм-о такое осн-е ликвидации как утрата
имущ-а, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предпр-я ниже уровня
минимального размера уставного капитала. И в том, и в др.м случае
ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.
Порядок ликвидации юр-ого лица урегулирован Ст.ми 61-64 ГК и сост. из
следующих этапов: 1) участники организации, ее уполномоченный орган или
суд, принявшие реш-е о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или
единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юр-
им лицом; 2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о
ликвидации юр-ого лица, порядке и сроке заявления ттаетензий кредиторами
(этот срок не м/б < 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о
ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юр-ого лица; 3)
ликвидационная комиссия оценивает, состав кредиторской задолженности,
принимает реш-е об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и
составляет промежуточный ликвидационный баланс; 4) в соотв. с промежуточным
ликвидационным балансом удовлетворяются зак.ные Требования кредиторов,
причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных Ст. 64 ГК.
Если ден-ых средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами,
ликвидационная комиссия продает имеющееся имущ-о с публичных торгов. 5)
после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия
составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся
имущ-о м/у участникам юр-ого лица, если иное не следует из зак.одат-ва или
учредит. док-тов организации.
Все док-ты, оформляющие ликвидацию, передаются реестр. органу, кот. на их
основе вносит соотв. запись в един. гос. реестр. юр. лиц. С этого момента
деятельность организации считается прекращенной.
Исключение юр. лица из единого гос. реестра юр. лиц (п.8 Ст. 63 ГК).
17. Пр.вое полож-е хоз.ых обществ.
Хоз общ-ва-это организации, создаваемые одним или несколькими лицами
путем объединения их имущ-а для ведения предпринимат. деят-ти.
Для хоз. общ-в характерным является объединение не столько личных усилий
участников, сколько их имущ-. Участники не отвечают по обязат-вам фирмы (за
исключением обществ с доп. ответ-ю), и их предпринимательский риск
ограничен суммой вкладов в уставный капитал. Принципиальные полож-я,
определяющие возможный состав участников хоз. обществ и тов-в, содержатся в
п.4 Ст. 66 ГК.
Формы: 1. Общество с огр. ответ.-ком. организация, уставный капитал
которой разделен на доли заранее опред.ых размеров, образованная одним или
несколькими лицами, не отвечающими по ее обязат-вам.
2. Общество с доп-ой отв-ью-коммерческая организация, уставный капитал
которой разделен на доли заранее опред.ых размеров, образованная одним или
несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную отв-ь по ее обязат-вам
в размере кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.
3. Акционерное общество. Коммерческая организация, образованная одним
или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязат-вам, с уставным
капиталом разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются
ценными бумагами - акциями.
4. Дочерние и зависимые общества. Упоминаемые в Ст. 105 и 106 ГК
дочерние и зависимые хоз.ые общества не являются самостоятельными
организационно-пр.выми формами юр-их лиц. Их выделение преследует цель
защитить интересы кредиторов и участников обществ (акционерных и с
ограниченной отв-ью), оказавшихся под влиян.м др. предпринимательских
организаций.
Основные права и обязанности в общем виде закреплены Ст. 67 ГК и могут
дополняться в учредительных док-тах. Участники имеют пр. управлять делами
фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деят-ти, участвовать в
распределении прибыли и получать чать имущ-ва, оставшегося после ликвидации
предпр-я (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны
участвовать в образовании имущ-ва предпр-я и не разглашать конфиденц.
Информацию о его деят-ти. Нормы Ст. 67 ГК имеют императивный хар-р, поэтому
лишить участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от
обязанности невозможно.
Источники пр.вого регулирования. 1. ГК РФ (Ст. 66 п.4-принципиальные
полож-я, опред. возможный состав участников; Ст. 83 п. 2-о вкладах)
2. Полож-е об АО утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.12.90 (изм.
92г.)
4. Уставы, учредит. дог-ры-хоз. общ-ва. (Устав-только у АО)
18. Пр.вое полож-е гос-ых и муниц-ых предпр-й.
Специфика этих subjов гр.ого права сост. в том, что их имущ-о находится
соответственно в гос-ой или муниц-ой собств-ти и принадлежит такому предпр-
ю на праве хоз.ого ведения или опер-ого управления (п. 1 Ст. 113 ГК).
Поэтому они являются единственным видом коммерческих юр-их лиц, которые
имеют не пр. собств-ти на принадлежащее им имущ-о, а вторичное вещное пр..
Государственные и муниц-ые предпр-я являются унитарными, а их имущ-о
неделимо и не м/б распределено по вкладам.
Учредительными документами гос-ых и муниц-ых предпр-й являются реш-е
собств-ика (как правило, его представителя в лице конкретного органа гос-
ого комитета по управлению гос-ым имущ-ом) и устав, утвержденный указанным
лицом. В соотв. с п.2 Ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предпр-
й должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юр-ого
лица. Это обусловлено тем, что пр.способность гос-ых и муниц-ых предпр-й, в
отличие от др. коммерческих организаций, является специальной. Поэтому гос-
ые и муниц-ые предпр-я не могут осущ-ть любые виды деятельности, они должны
заниматься только такими видами хоз.ования, которые определены им собств-
иком в уставе.
Природа гос-ых и муниц-ых предпр-й находит свое выражение в их фирменном
наименовании, которое должно содержать указание на собств-ика их имущ-а.
Другие средства индивидуализации гос-ых и муниц-ых предпр-й не отличаются
от аналогичных средств иных коммерческих организаций.
В отличие от др. предпринимательских юр-их лиц, органы управления гос-ых
и муниц-ых предпр-й, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет
предпр-е руководитель (генеральный директор, директор), кот. назначается на
должность и освобождается от должности собств-иком, либо уполномоченным
собств-иком органом и им подотчетен (п.4 Ст. 113 ГК).
Виды: 1. Унитарное предпр-е, основанное на праве хоз.ого ведения. Оно
создается по реш-ю уполномоченного на то гос-ого органа (комитета по
управлению гос-ым имущ-ом) или органа местного самоуправления (для муниц-
ых предпр-й) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли.
2. Унитарное предпр-е, основанное на праве опер-ого управления (фед.ое
казенное предпр-е). Пр.вое полож-е унитарного предпр-я, основанного на
праве опер-ого управления (фед.ого казенного предпр-я), весьма специфично.
С одной стороны, казенное предпр-е создается для производства продукции
(выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осущ-ет коммерческую
деятельность. С др. стороны, оно может осущ-ть свою хоз.ую деятельность за
счет бюджетных средств, выделенных фед.ой казной . =>, пр.способность
казенного предпр-я занимает промежуточное полож-е м/у пр.способностью
коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юр-ое лицо м/б
условно охарактеризовано, как "предпринимательское учреждение".
19. Пр.вое полож-е хоз.ых товариществ.
Хоз. тов-ва в росс. зак.одат-ве понимаются как дог-рные объединения
нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деят-ти под
общим именем.
Главное действующее лицо любого тов-ва-полный товарищ-несет
неограниченную отв-ь по обязат-вам фирмы всем своим имущ-вом. Поэтому в
товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают
личное участие в делах предпр-я. По этой же причине лицо может являться
полным товарищем лишь в одном товариществе. Круг учредителей обычно гораздо
уже, чем в обществах, в силу лично-доверительных отнош-й м/у ними.
Принципиальные полож-я, определяющие возможный состав участников хоз.
обществ и тов-в, содержатся в п.4 Ст. 66 ГК.
Формы: 1. Полн. товарищество-Хоз. тов-во, участники которого солидарно
несут субсидарную (доп-ую) отв-ь по его обязат-вам всем своим имущ-вом.
2. Товарищество на вере-Хоз. тов-во, состоящее из двух категорий
участников: полных товарищей, солидарно несущих субсидарную отв-ь по его
обязат-вам своим имущ-вом, и товарищей-вкладчиков, не отвечающих по обязат-
вам предпр-я.
Основные права и обязанности в общем виде закреплены Ст. 67 ГК и могут
дополняться в учредительных док-тах. Участники имеют пр. управлять делами
фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деят-ти, участвовать в
распределении прибыли и получать чать имущ-ва, оставшегося после ликвидации
предпр-я (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны
участвовать в образовании имущ-ва предпр-я и не разглашать конфиденц.
Информацию о его деят-ти. Нормы Ст. 67 ГК имеют императивный хар-р, поэтому
лишить участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от
обязанности невозможно.
Источники пр.вого регулирования. 1. ГК РФ (Ст. 66 п.4-принципиальные
полож-я, опред. возможный состав участников; Ст. 83 п. 2-о вкладах)
2. Полож-е об АО утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.12.90 (изм.
92г.)
3. Учредит. дог-р-хоз. тов-ва
4. Уставы, учредит. дог-ры-хоз. общ-ва. (Устав-только у АО)
20. Пр.вое полож-е производственных кооперативов.
Производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для
совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного
трудового и иного участия, 1-оначальное имущ-о которого складывается из
паев членов объединения.
В производственном кооперативе, реш-ее знач-е имеет личное участие его
членов в деятельности организации. Но нормы о хоз.ых товариществах
сконструированы в основном в расчете на то, чтобы обеспечить полным
товарищам возможность непосредственного личного участия в
предпринимательской деятельности. В отнош-и же производственных
кооперативов, акцент делается на непосредственном трудовом участии,
предполагающем включение участника в состав трудового коллектива
кооператива. Решение имущ-енных вопросов и управление также обладают
значительной спецификой.
Участниками производственного кооператива являются граждане. Наряду с
ними участвовать в кооперативе могут и юр-ие лица, если это допускается
уставом кооператива или соответствующими зак.ами. Число членов кооператива
не м/б < пяти.
Имущество кооператива 1-оначально складывается из паевых взносов его
членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хоз.ых обществ и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|