рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв

связана с применением единой модульной меры - «маховой сажени».

Спасо-Преображенский собор

Совершенство кирпичной кладки говорит о высоком техническом мастерстве

строителей. Круглые окна в закомарах, широкие орнаментированные откосы

порталов, профилированное завершение столбов в интерьере, своеобразное

расположение угловых водометов - все эти детали подтверждают общность

нашего памятника с его московским современником. Открытая галерея-лоджия,

сохранившаяся на западном фасаде Спасо-Преображенского собора и некогда

продолжавшаяся вдоль его южного фасада, также задумана и создана под

влиянием московского собора.

В обработке отдельных фасадов Спасо-Преображенского собора сказалась

некоторая двойственность его архитектурного стиля. Восточному присуща

наибольшая целостность и выразительность. Увенчанные шлемовидными

завершениями

барабаны стройного трехглавия очень близко придвинуты к восточной стене.

Они органично входят в общую композицию, где вместе с глухими стенами,

прорезанными лишь щелевидными окнами, создают традиционный образ

аскетически строгого, но одновременно очень изящного по пропорциям

древнерусского храма. Западный фасад более живописен и сложен (рис. 2).

Ступенчатое расположение объемов придает ему большую пространственную

выразительность, подчеркнутую полускрытым в перспективе трехглавием.

Выступающая на первый план двухъярусная открытая аркада галереи обогащает

фасад глубокой игрой светотени. Когда интерьер галереи был покрыт

цветистыми росписями, его художественные достоинства стали еще выше.

Огромное крыльцо, ведшее на западную галерею не сохранилось.

Подклет собора служил усыпальницей местных князей, а в XVII-XVIII вв.- и

нетитулованных богатых ярославцев. В его стенах до сих пор сохранились

мемориальные доски 1652 и 1740 гг.

Северная паперть, заменившая в XVII в. первоначальное открытое гульбище,

была в свое время монастырской «книгохранительницей». Как предполагают

исследователи, здесь в конце XVIII в. находилась рукопись «Слова о полку

Игореве», принесшая впоследствии (когда она стала достоянием ученых)

мировое признание русскому поэтическому мастерству XII в.

Южный фасад Спасо-Преображенского собора, некогда обращенный к главной

монастырской площади перед Святыми воротами, ныне закрыт огромной неуклюжей

церковью Ярославских чудотворцев, построенной в 1827-1831 гг. по проекту П.

Я. Панькова. Уже с 1218 г. у юго-восточного угла собора стояла миниатюрная

церковь Входа в Иерусалим, замененная в 1617-1619 гг. одноименным

трехглавым храмом с приделом. Его появление еще больше усложнило

традиционную живописную асимметрию этой группы древнейших монастырских

памятников, в которой Спасо-Преображенскому собору принадлежала по-прежнему

ведущая роль. Фрагменты постройки 1617-1619 гг., сохранившиеся в стенах

церкви Ярославских чудотворцев, отчетливо просматриваются со стороны апсид.

В Восточная сторона монастырской площади замыкается огромным нерасчлененным

массивом звонницы XVI в. В ее Нижнем ярусе размещалась церковь со

своеобразным иконостасом, написанным прямо на стене. Ныне росписи

восстановлены. В интерьере видна арка позднее заложенного высокого

сводчатого проезда на хозяйственный двор монастыря. К северной стене

звонницы примыкала двухъярусная галерея, соединявшая ее с собором и

церковью Входа в Иерусалим. С галереи можно было попасть по внутристенной

лестнице на Верхний ярус звона. Его огромные арочные пролеты завершались

двумя высокими каменными шатрами, в XVII в. покрытыми поливной зеленой

черепицей. Они видны на рисунке начала XIX в. Однако в 1809-1823 гг. шатры

были заменены существующей надстройкой в ложноготическом стиле.

Святые ворота

1516 г. - первая по времени и наиболее мощная каменная крепостная башня

Спасского монастыря, служившая главным парадным въездом на его территорию.

Вертикаль ее дозорной вышки была видна издалека со стороны московской

дороги. Мощные глухие стены предвратного укрепления – «захаба» -

господствовали над переправой и держали под контролем путь к ярославскому

посаду и кремлю. В 1621 г. над воротами была построена небольшая церковь,

увенчанная каменным шатром и окруженная галерей, частично сохранившейся со

строны монастырского двора. Своеобразный, сложный по композиции и

разновременный комплекс Святых ворот дошел до наших дней лишь фрагментарно,

без завершения. Тем не менее он представляет большой интерес как древнейшее

каменной фортификационное сооружение в Ярославле и единственный свидетель

успешной двадцатичетырехдневной оброны Спасского монастыря против отрядов

«тушинцев» в 1609 г. – одного из важных событий в истории не только самого

монастыря, но и города.

К западу от соборной площади монастыря стоит большой корпус трапезной

палаты с Церковью Рождества (начало ХVI в.) и с настоятельскими покоями

(XVII в.). В его средней части находится огромный одностолпный зал,

решенный по типу распространенных в первой половине XVI в. монастырских

трапезных палат. Большое свободное пространство перекрыто системой

вспарушенных сводов, опирающихся в центре на массивный четырехгранный

столп. Расположенная в подклете поварня (кухня) повторяет основные габариты

и конструкцию верхнего этажа.

Интереснейшим памятником жилой архитектуры на территории Спасского

монастыря является корпус келий XVII в. Западная его часть возведена в 1670-

х гг., восточная - лет на пятнадцать-двадцать позднее. Каждая из них

состоит из двух одинаковых жилых изолированных блоков. Отдельный блок

повторяет традиционный в древнерусском зодчестве прием трехчастной

планировки, когда жилые палаты располагаются по сторонам сеней.

Внутристенные лестницы, многочисленные ниши - стенные «шкафы», тщательно

продуманная система отопления с топкой печей из хозяйственных сеней, окна,

освещающие лестницы и сени,- все свидетельствует о большом опыте

строителей, знавших и применявших здесь самые рациональные решения

планировки жилья.

Декоративное оформление главного фасада, обращенного в сторону Спасо-

Преображенского собора, четко выявляет внутренюю структуру здания.

Разновеликие оконные проемы кaк бы подчеркивают различное назначение жилых

помещении и сеней. В древности, когда каждая пара келий имела отдельный

выход - крыльцо, был особенно четко выражен строгий ритм чередования

изолированных друг от друга келий. Несмотря на то, что это здание появилось

через полтораста лет после основных сооружений монастыря, оно не нарушает

стилистического единства ансамбля.

В течение нескольких столетий укрепления монастыря, как и Ярославский

кремль, строились и перестраивались из дерева. Только в XVI в. появились

первые каменные монастырские оборонительные сооружения. Их строительство

было вызвано усилившимся вниманием московского правительства к Ярославлю в

период напряженной и упорной борьбы за окончательное присоединение к

Русскому государству Поволжья.

Церковь Николы Надеина.

В центре древнего посада, там, где находились некогда богатые усадьбы

государевых гостей, сохранились три памятника, открывшие период расцвета

ярославского каменного зодчества. Древнейшим из них является Церковь НИК0ЛЫ

Надеина на Волжском берегу, выстроенная в 1620-1622 гг. (угол Народного и

Волкова переулков) на Месте деревянного храма. Значительно перестроенная на

рубеже XVII-XVIII вв., лишенная первоначального завершения, она не может в

современном виде раскрыться перед зрителем во всем великолепии своей

первозданной красоты. В Ярославском историко-архитектурном музее-

заповеднике находится макет ее реконструкции. Пятиглавие храма, покрытое

зеленой мерцающей на свету черепицей, некогда высоко поднималось над низкой

деревянной окружающей застройкой. Открытая аркада двухъярусной галереи

оживляла фасады глубокой светотенью. Невысокая колокольня (надстроена в

конце ХVIIв.) органично усиливала общий монументальный характер сооружения.

Система ступенчато-повышенных сводиков, поддерживающих барабаны гпав,

обработка столбов галереи декоративныными кессонами-ширинками с кирпичными

и белокаменными вставками, рисунок междуэтажных «катушечных» поясов целиком

заимствованы из художественного и технического арсенала предшествующего

периода московского зодчества. Однако создатели Николо-Надеинской церкви не

просто повторяли старые архитектурные образцы. Такие традиционныеприемы,

как полукружия закомар и профилированные круглые окна в их плоскостях,

превращены здесь в чисто декоративные мотивы. Значительно изменился и сам

образ торжественного и симметричного пятиглавого храма на высокомподклете с

открытыми двухъярусными галереями и с приделами на восточных углах,

получивший в XVI в. свое наиболееполное воплощение в соборе подмосковной

усадьбы Годуновых - Вязёмах. Первоначальное отсутствие южного придела,

появившегося лишь на рубеже XVII-XVIII в., и постановка колокольни над

северо-западным углом галереи, дополнительный вход с северо-западного угла

- все это свидетельствует о стремлении зодчих Николо-Надеинского храма по-

своему решить его объемное построение, о тяготении их к более свободной

компоновке сооружения, в которой, возможно, не малую роль сыграл и

заказчик.

Церковь Рождества Христова

Известно, что в 20-40-е гг. XVII в. местные каменщики были заняты на

больших строительных работах в Спасском монастыре. Может быть, этим

объясняется то обстоятельство, что после возведения церкви Николы Надеина

на ярославском посаде долгое время не велись каменные работы. Только в

середине 30-х гг. здесь выстроили новые каменные посадские церкви Леонтия

Ростовского и Никиты Мученика, не сохранившиеся до наших дней. Почти

одновременно с ними началось возведение Церкви Рождества Христова на

Волжском берегу. Церковь Рождества Христова была задумана Назарьевыми

гораздо скромнее ныне существующего памятника. Сейчас четко читается ее

первоначальная композиция, весьма близкая церкви Николы Надеина: это тот же

массивный четырехстолпный куб на подклете, окруженный двухъярусной галереей

и когда-то увенчанный пятиглавием. Можно предположить, что, как и в

прототипе, здесь вначале был заложен только один придел с восточной

стороны. Эта близость архитектурного решения двух памятников не может быть

объяснена только распространенным тогда обычаем строительства «по образцу».

Здесь, безусловно, сказалось огромное эмоциональное воздействие, какое

оказал в свое время Николо-Надеинский храм на жителей ярославского посада,

что и повлияло на выбор заказчиками конкретного образца. завершенном виде

церковь Рождества Христова имеет сравнительно сложное объемно-

пространственное построение благодаря появлению на юго-западном углу

Казанского придела, вызвавшему расширение вдвое ее западной галереи. К тому

же к галере примыкал ныне не сохранившийся переход к колокольне. Именно во

второй период строительства памятник обогатился новыми прекрасными

архитектурными деталями. Так, на северо-западном углу опоры арочных

пролетов подклета были тогда оформлены в виде великолепной пары мощных

восьмигранных столбов. Рядом, с юго-западной стороны появились миниатюрные

столбики галереи Казанского придела. Фасады Казанского придела завершаются

развитым тонко-профилированным карнизом. Его прямоскатная сравнительно

плоская крыша раньше была выстлана крупными квадратными керамическими

плитами, а венчающая изящная декоративная главка была покрыта городчатой

поливной зеленой черепицей, о которой напоминает более позднее чешуйчатое

железное покрытие. Над приделом высоко вознесен ажурный крест, основанный

на пышной прорезной короне. Его орнаментальное заполнение, солнцеобразные

украшения-репьи, ажурные окончания креcтовин с силуэтами евангелистов

прорисованы с тонким художественным вкусом и выполнены почти с ювелирной

тщательностью. Это уникальный образец высокого мастерства ярославских

кузнецов и медников XVIII в.

9. Русское деревянное зодчество.

Руками русских плотников сооружались и первые христианские храмы, в

частности деревянная церковь Ильи в Киеве (первая половина X века). Уже в

начале XII века искусство новгородских «древоделей» получило общерусскую

известность. Видимо, ими же в 60-х годах XI века построен из дуба собор в

Ростове. Когда он погиб в пожаре, летописец отметил, что это была

«соборная, дивная и великая церковь, какой еще не было и не будет». Не

менее замечательным является деревянный храм, посвященный новым русским

святым — князьям Борису и Глебу, в Вышгороде. По словам автора жития, князь

Ярослав «возгради церковь велику, имеющу верхов пять и исписа всю и украси

ее всею красотою».

Широкое развитие деревянного строительства содействовало его

совершенствованию и специализации, выделению мастеров. Первые известные нам

по имени русские зодчие — вышгородские мастера Миронег (начало XI века) и

Ждан-Никола (конец XI века). В руках мастеров плотничьего искусства

сосредоточивалось все строительство — военное, гражданское и культовое, что

способствовало общности технических и художественных приемов, пониманию

тесной связи зодчества с ландшафтом и важнейших законов архитектурного

ансамбля.

На большей же части русской земли в обстановке оскудения и опустошения в

пору монголо-татарского ига главное значение приобрело деревянное

зодчество, но от XIII—XIV веков подобных памятников почти не сохранилось.

Города не раз выгорали дотла, обветшалые здания заменялись новыми. Лишь

косвенные данные позволяют наметить основные черты деревянной архитектуры

того времени.

Рядовая городская застройка была сплошь деревянной, в подавляющем

большинстве слагающейся из небольших однокамерных срубных домов. Более

богатые жилища состояли из нескольких помещений и часто имели два этажа.

Боярские и княжеские хоромы образовывали сложный комплекс срубов.

Совокупность деревянных хором образовывала живописный ломкий силуэт.

Псковский летописец сравнивал нагромождение льда на реке Великой с

хоромами: «Лед стал на борзе (быстро) неровно, как хоромы».

Наибольшее значение в ансамбле и силуэте города имели высокие деревянные

храмы, «храмы великие», как называет их летописец. Летопись отмечает, что в

пожаре 1408 года сгорели древние «чюдные церкви», которые «высокими стоянми

[силуэтами] величество града Москвы украшаху». Высотная устремленность

здания в сознании человека той поры (как и на рубеже XII—XIII веков) была

одним из важнейших признаков красоты и выражением величия родной земли и ее

городов. В Великом Устюге еще в 1290 году была построена «великая церковь»

Успения — сложный по композиции храм «о двадцати стенах», состоявший,

очевидно, из высокого центрального восьмигранного столпа с квадратными

прирубами притворов и алтаря. Некоторые иконы XIV—XV веков сохранили

изображение подобных деревянных храмов, завершенных шатрами. Таким образом,

есть все основания полагать, что в XIII—XIV веках сооружались сложные по

композиции, значительные по площади и вышине шатровые деревянные храмы.

Большое распространение имели также клетские храмы, представлявшие собой

сруб с прирубом алтаря и с крутой кровлей на два ската, на коньке которого

ставилась главка. Такие церкви бывали и очень небольшими (церковь

Муромского монастыря в Прионежье имела основную площадь менее 9 кв. м), и

крупными сооружениями (церковь в Юксовичах, 1493, Ленинградская область).

Судя по уцелевшим памятникам деревянного зодчества XV — XVI веков,

композиции церквей были очень разнообразны. Часто клетская основа храма

неслa восьмерик, завершавшийся шатром, образуя очень характерный для

церковного деревянного зодчества гип «восьмерика на четверике». Как для

клетских, так и для столпообразных и сложных по композиции храмов

характерны отсутствие внутренних опор, единство внутреннего пространства.

Их внешний облик характеризуется мудрой простотой, монолитностью объемов,

малым числом декоративных элементов.

Деревянное зодчество, как и в предшествующее время, было наиболее

распространенным на Руси. Для XVII века мы располагаем уже значительным

числом подлинных памятников, позволяющих судить о многообразии и

совершенстве произведений, созданных русскими плотниками. Они рубили не

только крестьянские жилые и хозяйственные постройки, но и избы для горожан,

хоромы для богатого купечества и феодальной знати. Однако их искусство и

теперь могло проявить себя во всю ширь прежде всего в крупных постройках,

возводимых по заказу царского двора, и в сооружении храмов, на создание

которых собирались большие «мирские» средства, обеспечивавшие

возможность строительства крупных и технически сложных сооружений.

Выдающимся произведением светского деревянного зодчества являлся

известный нам по рисункам и модели дворец в селе Коломенском (1667—1668),

построенный плотничьим старостой Семеном Петровым и плотником-стрельцом

Иваном Михайловым, частично перестроенный в 1681 году Саввой Дементьевым.

Коломенский дворец представлял сложное сочетание больших и малых срубов-

клетей, свободно расположенных или сгруппированных вокруг внутренних

дворов, в зависимости от потребностей дворцового обихода. Главная группа

помещений, обращенная к церкви Вознесения, отводилась под царские хоромы.

Здесь особенно эффектными были столовая изба, крытая кубоватой кровлей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.