рефераты бесплатно

МЕНЮ


Стихии

роль выполняет белый цвет. Множество сложных систем цветовой символики

охватывают практически все области знания–от планет и первичных элементов

до сторон света, металлов и веществ в алхимии, органов и частей тела.

Однако зачастую эти связи основаны на произвольном выборе. Что касается

истинным, так это то, что цвета представляют в основном жизнеутверждающие

символы. Работая над цветовым решением дипломного проекта я придавала

большое значение цветам и их смыслу, основной цветовой гамме, колориту.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ.

Этот цвет связан со сдержанностью, умеренностью, духовностью и

раскаянием, а также с переходом от активного к пассивному, от мужского к

женскому, от жизни к смерти. Подобные интерпретации основаны на смешении

красного (страсть, огонь или земля) с синим (интеллект, вода или небо). В

некоторых изображениях страстей Христовых Иисус и Мария одеты в фиолетовые

одежды. В символике цветов – маленькая фиалка также ассоциируется со

скромностью или смирением – символизм фиалок в сценах поклонения волхвов,

где они являются ссылкой на целомудрие Девы Марии и на кротость младенца

Иисуса. В Риме венки из фиалок были символом воспоминаний. Их также одевали

на пирах, чтобы остужать разгоряченное лицо.

Синий цвет.

Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера частота,

целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь – ассоциации, которые

возникли во многих древних культурах и выражают общую мысль, что синий свет

неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех

цветов. Деву Марию и Христа часто изображают одетыми в синее. Он является

атрибутом многих небесных богов, таких, как Амон в Древнем Египте,

шумерская Великая Мать, греческий Зевс (в римской мифологии Юпитер), Гера

(Юнона), индуистские Индр, Вишну и его воплощение с голубой кожей – Кришна.

Синий свет связан с милосердием в индуизме м с мудростью в буддизме.

Согласно народной традиции, Европе он означает верность, в Китае

образованность и счастливый брак. Ассоциация между голубой кровью и

аристократией происходит от часто применяемой французскими аристократами в

средние века клятвы «кровью бога», где эвфемизмом «Бога» было слово

«голубой», что со временем привело к сленговому выражению «un sang bleu»

(«голубая кровь»). Боле поздней является идиоматическая связь с

меланхолией, возможно имеющая корни в вечерних грустных песнях африканских

рабов в Северной Америке («блюзы»).

Серый свет.

Отречение, смирение, меланхолия, безразличие и, в современной

терминологии, сравнение для скучной рассудительности – возможно, несмотря

на его тонкую красоту, это цвет, который наиболее часто означает

бесцветность. Только в иудейской традиции его связывали с мудростью зрелого

возраста. Как цвет праха, он иногда он иногда ассоциируется со смертью,

трауром и душой. В христианских религиозных общинах он символизирует

отречение.

Пурпурный свет.

С древних времен – цвет королевской власти и достоинства, что было

основано на высокой стоимости ткани, окрашенной в этот цвет. Краску

получали из секрета двух редких видов моллюсков, сам процесс ее получения

был дорогостоящим. Пурпурные одежды носили высшие священнослужители, судьи,

чиновники и военачальники в Древнем Риме. В эпоху Римской империи этот цвет

считался императорским. Жены византийских императоров рожали в комнате

обвитой пурпурной материей, – отсюда произошло выражение «рожденный в

пурпуре». Кардиналов до сих пор именуют «возведенный в пурпур», хотя их

одеяние скорее красного цвета.

Желтый цвет.

Из всех основных цветов наиболее противоречивый по своей символике –

от позитивного до негативного, в зависимости от контекста и оттенка. Теплые

желтые тона разделяют солнечную символику золота. В Китае желтый цвет был

символом царственности, достоинства и центра, а также оптимистическим

свадебным светом цветом юности, девственности, счастья и изобилия. Однако в

китайском театре желтый может означать предательство. Эта символика

распространена весьма широко и объясняет, почему евреи (из-за предательства

или Христа) должны были носить желтое в средневековой Европе и желтую

«звезду Давида» во времена нацизма. Связь между желтой кожей и страхом, и

болезнью объясняет, почему желтый стал цветом трусости и карантина – желтый

крест ставили на чумных домах.

Желтый имеет негативный оттенок своего значения и как цвет умирающих

листьев, и переспелых плодов. Это объясняет, почему его повсеместно

связывают с приближением срока смерти и с загробной жизнью. Желтый имеет

очень высокую символическую ценность в странах, где исповедуется буддизм,

из-за своей ассоциации с шафрановыми одеяниями буддийских монахов. Этот

цвет, который первоначально носили преступники, был выбран Гаутамой Буддой

как символ смирения и отделения от суетного мира.

Зеленый цвет.

В основном позитивный символ, что видно из его использования в

современной дорожной сигнализации («щите»). Повсеместно ассоциируется с

жизнью растений (в более широком смысле с весной, молодостью, обновлением,

свежестью, плодородием и надеждой); он получил новый мощный символический

резонанс как современная эмблема экологии. Традиционно его духовный

символизм наиболее важен в исламском мире, где он был священным цветом

Пророка и Божьего проявления, а также в Китае, где зеленый нефрит

символизировал совершенство, бессмертие и долгожительство, силу и

магическую власть – цвет особенно ассоциируется с династией Минь. Зеленый

цвет является эмблематическим цветом Ирландии, «изумрудного острова»; –

эпитет, тонко связанный с кельтской традицией, в соответствии с которой

добродетельные души отправлялись в путешествие на зеленый Остров блаженных.

Изумрудно-зеленый – христианская эмблема веры, предполагаемый цвет святого

Грааля в христианской версии легенды. Зеленый встречается как цвет Троицы,

Откровения и в раннем христианском искусстве – цвет креста, а иногда одежды

Девы Марии.

В языческом мире зеленый был более широко связан с водой, дождем и

плодородием, с богами и духами воды и с женскими божествами, включая

римскую богиню Венеру. Это женский цвет в Мали и Китае. Зеленый дракон в

китайской алхимии представляет принцип «инь», ртуть и воду. Так как этот

цвет символизировал рост, зеленый лев в западной алхимии символизировал

первоначальное состояние материи.

Второй поток символов имеет двойственное значение. Многие традиции

проводят различие между темно-зеленым (в буддизме – цвет жизни) и бледно-

зеленым – оттенком смерти. Зеленый цвет на изображениях бога Осириса в

египетской иконографии символизировал его роль как бога смерти и новой

жизни. В английской идиоматике зеленый означает незрелость, а также это

цвет зависти и ревности («чудовище с зелеными глазами», – говорил Яго о

ревности, обращаясь к Отелло). Это цвет болезни, хотя в психологии занимает

холодную нейтральную позицию в цветовом спектре и часто считается

успокаивающим, «терапевтическим» цветом – отсюда его использование в

качестве символического цвета аптек. Хотя зеленый – преобладающий цвет

природы и чувственного мира, он часто связан с потусторонним миром – это

мистический цвет эльфов и маленьких человечков из космоса. Даже сатану

иногда изображают зеленым, возможно из-за того, что зеленоватый оттенок

имеет нездоровая кожа.

Также в моей работе я использовала цвета серебра, золота и бронзы.

ЗОЛОТО.

Благородный металл. В древности повсеместно ассоциировался с солнцем,

благодаря чему, а также вследствие своего замечательного блеска,

сопротивление ржавчине, прочности и ковкости стал символом божественного

начала. В эмблематике он означает самый широкий спектр качеств: от чистоты,

утонченности, духовной просвещенности, правды, гармонии, мудрости до земной

силы, славы, великолепия, знатности и богатства. Для алхимиков опыты с

золотом были Великим Делом, целью упорных поисков способа превращения

вещества. В Империи Инков правителям, восходившим на престол, поверхность

тела покрывали смолой, смешанной с золотой пылью, что породило легенды о

«золотом человеке» (El Dorado). Позолота на византийских иконах и в

буддийской традиции символизирует божественное начало, так же как и

предметы из сусального золота в средневековом искусстве. Во многих культах

золото было признано материальным проявлением божественной сущности: в

Египте – телом бога солнца Ра, у ацтеков – ликом бога солнца Виулипуцли или

частицами солнца, которое оставило свои лучи – золотоносные жилы – в земле;

в Индии – минеральной формой света. С другой стороны, золото являлось

символом просвещенности и Слова Божьего. Из-за своей ассоциации с солнцем

золото было символом мужского начала. Символизм этого металла приписывается

также и золотому цвету.

СЕРЕБРО.

Чистота, целомудрие и красноречие. В символике металлов серебро –

лунный, женский, холодный знак, атрибут богини луны Дианы, а также металл

королев. Из-за ассоциации с лунным светом, его сравнивали со светом надежды

и мудростью – оракулов часто называли «серебряными языками». Отсюда и

восточная пословица «Слово – серебро, молчание – золото».

«Серебряный век» – аллегория потери невинности, возможно, потому, что

этот ковкий металл с древности применялся для чеканки монет и со временем

приобрел некоторые отрицательные значения. Наиболее известный пример –

предательство Иудой за 30 серебряников.

БРОНЗА.

Сплав олова и меди, символизирующий мощь, силу, стойкость. Бронзу

связывали с хромым кузнецом Гефестом, который, согласно древнегреческому

мифу, выковал из нее великана Талоса. Культовые объекты часто сооружали из

бронзы, полагая, что она обладает оберегающей силой.

Следовательно, символика цвета связана с чувствами и чертами

характера людей, их деятельностью, убеждениями, мировоззрением.

Выразительности живописного изображения способствует также свойство линий

рисунка и силуэтов картины вызывать впечатления стремительности, плавности,

покоя, замкнутости и т.д.

3.3. ХОД РАБОТЫ

В работе над батиком практически основное место занимает эскиз

декоративной композиции. Эскиз должен быть продуман досконально как

графически, так и в цвете.

Ткань перед работой требует специальной подготовки. Многие

профессионалы советуют выстирать шелк перед тем, как приступить к работе, а

тяжелый шелк замочить в высококачественном моющем средстве при температуре

300 С. Это позволяет очистить шелк от возможных загрязнений и застрахует от

пятен, образующихся на шелке в результате попадания на него во время работы

капель воды. Предварительная стирка или замачивание важны еще и потому, что

недекатированный шелк дает после росписи усадку примерно на 2-3 см на 1

погонный метр. В любом случае шелк следует хорошо отутюжить, прежде чем

прикреплять ткань к подрамнику. Подрамник тоже отличается от подрамников,

предназначенных для работ, выполняемых масляными красками. Рейки должны

иметь скос 300-400, так как ткань, натянутая на подрамник, не должна

ложиться на всю сторону подрамника, а только слегка ее касаться (фото 1).

Для натягивания шелка на подрамник используются канцелярские кнопки.

Натягивать нужно строго по расположению нитей. Прикрепляем сначала одну

сторону ткани (это легче сделать если начать с кромочного края). А затем,

прежде чем приколоть край, противоположный кромочному, приколите ее,

натянув, к двум оставшимся углам, и лишь после этого прикалываем остальные

края. Если все сделано правильно, шелк будет натянут «как на барабане».

Бросьте на середину натянутого шелка булавку – она буквально отскочит от

него вверх.

Теперь неострым и мягким карандашом (8В) переводим на шелк

просвечивающиеся контуры декоративной композиции (фото 2). Следующим шагом

в работе является обведение контуров декоративной композиции, которые по

задумке должны оставаться белыми. Это делается с помощью специальной

стеклянной трубочки с шариком и вытянутым носиком (фото 3). Резервирующий

состав должен хорошо высохнуть, иначе в дальнейшей работе от будет

пропускать краску. В то время пока сохнет резерв можно развести красители.

Их обычно разводят водой, каждый цвет в отдельной закрывающейся посуде, это

может быть стеклянная баночка. Посуда должна плотно закрываться, так как

при длительной работе вода может испаряться и концентрация красок

изменится. После высыхания резерва, перед тем как начать вводить цвет в

работу, нужно намочить всю натянутую ткань, для того, чтобы было легче

покрыть ее красителями и для лучшего смешения цветов. Пока краска на тканях

не высохла можно применить солевую технику для выполнения разводов,

напоминающих камни, растения.

Причудливые узоры и изумительные структуры возникают в результате

использования соли, причина этому – гигроскопические свойства соли: она

поглощает влагу. Если покрасить шелк и, не давая ему высохнуть, нанести на

него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль

притягивает и содержащиеся в ней пигменты – в результате краска становится

светлее, цвета смешиваются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем

все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или

особенностей самой соли. Эту технику я использовала при работе над дипломом

(фото 4). А теперь более подробно о том как это делается. Результат

зависит, в частности, от зернистости соли, то есть от величины ее

кристаллов. Для мелкозернистой соли типичны многочисленные, близко

расположенные друг к другу относительно темные участки пигментных

скоплений, в то время как крупная соль дает узоры с четкими цветовыми

смешениями. Действие соли можно корректировать. После того, как насыпали ее

на влажную краску, вокруг отдельных кристаллов соли, кисточкой можно

нанести немного воды. Этот прием я использовала при выполнении центральной

фигуры Земли (фото 4). Не берите воды слишком много, соль может

раствориться, что ведет к образованию некрасивых пятен. Очертания узоров

можно корректировать с помощью соли «абсолютно целенаправленно», если

разместить ее на шелке в определенном порядке, а затем осторожно нанести

краску между кристаллами. Типичными для такого метода являются цветовые

смешения, вызванные различной степенью растекаемости отдельных красок, в

сочетании с четкими контурами. После проделанного все что остается сделать

для нормального продолжения работы, после высыхания красок, это аккуратно

удалить кристаллы соли. Для сохранения полученных эффектов я использовала

технику горячего батика. Это делается при использовании разогретого

парафина. Парафин разогревают на паровой бане. Мокнув кисть в разогретый

парафин аккуратно покрываем те места декоративной композиции, которые нужно

сохранить.

Моя декоративная композиция сложна по цветовой гамме, поэтому все

описанные мною приемы я использовала неоднократно. В конце работы все

полотно покрывается парафином, для получения однородной насыщенности

изображения.

IV. ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ ТКАНЕЙ.

3.1 ИСКУССТВО РОСПИСИ ТКАНЕЙ.

Расписанные ткани разного назначения, пожалуй, как ни один вид

декоративно-прикладного искусства, активно несут художественную культуру в

быт.

Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на ткани

встречается уже в «Естественной истории» Плиния. Множество способов

оформления тканей породило и разнообразные эффекты декорировки. Самыми

древними были разнообразные приемы нанесения резерва, то есть состава,

предохраняющего отдельные участки ткани от последующего окрашивания. Многие

из них дошли до наших дней. С древнейших времен известна ручная роспись

тканей в Японии, Индонезии, Китае, Африке.

В древности было известно всего лишь несколько красок, которыми

раскрашивалась одежда из очень тонкой шерстяной и хлопчатобумажной ткани, а

также шелка. Обычно ткань украшалась орнаментами в виде полос.

Самой распространенной краской был пурпур, который имел несколько

оттенков, темно фиолетовый, голубой и красный. Позже кроме пурпура стали

использовать и другие растительные краски.

В Древнем Риме существовал особый цех красильщиков, которым были

известны многие красящие вещества. Однако разглашение секретов мастерства

строго преследовалось. Поэтому технология их изготовления до нас не дошла.

Такие способы украшения тканей были известны также в Армении,

Азербайджане и на Руси. На востоке они получили название «батик».

Происхождение этого слова точно неизвестно. На о. Ява, например, в обиходе

есть слово «амбатик», которое переводится как графировать, рисовать,

писать. В известной мере это соответствует нанесению рисунка на ткань с

помощью резервирующего состава. Суть заключается в том, что разогретый

воск, тонко растертую отмученную глину или смесь гречневой муки с квасцами

наносили на ткань кистью или другими приспособлениями (в Индонезии,

например, тростниковой трубочкой). Резерв впитывался в ткань и застывал

водонепроницаемой пленкой, тем самым защищая ее от окрашивания в

соответствии с нанесенным рисунком. В результате применения разнообразных

резервов на окрашенном фоне проявляется рисунок естественного цвета

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.