рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: История государственного управления в России: опыт и проблемы

Политическая культура российского общества подразумевала под властью самодержавие, поэтому Временное правительство превратилось в высший орган государственной власти в сфере законодательства, контроля и управления, подменив собой Государственную думу и подчинив себе Сенат, Синод и Особые совещания. Ликвидация самодержавия, игравшего интегрирующую роль в российской государственности, и Государственной думы — общенационального представительного органа, двоевластие, задержка с созывом Учредительного собрания привели к кризису власти, выразившемуся в создании трех коалиционных правительств: 5 мая, 24 июля, 25 сентября 1917г. В партийном отношении наблюдался процесс усиления в правительстве социалистических партий.

Министерство императорского двора и уделов было упразднено, кабинетские и удельные земли передавались в Министерство земледелия, предприятия — в Министерство торговли и промышленности, здания и сооружения — в Министерство внутренних дел.

Министерство внутренних дел претерпело радикальные преобразования: были ликвидированы Штаб отдельного корпуса жандармов, Главное управление по делам печати; Департамент полиции был переименован в Главное управление по делам милиции, в составе которого осведомительный отдел фактически занимался политическим сыском. Разведка и контрразведка объединялись с армейской и передавались Главному управлению Генерального штаба, уголовный розыск был предан в Министерство юстиции, в столице в июле было создано Управление уголовного розыска. В марте 1917 г. в министерстве был открыт отдел по делам местного управления и создано Особое совещание по местной реформе, занимающееся подготовкой реформ самоуправления.[20.с.83]

При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию должностных преступлений бывших министров и других высших должностных лиц (председатель Н. К. Муравьев). Комиссия функционировала до Октябрьского переворота, некоторые допросы (руководителей политического сыска, приближенных Николая II) носили сенсационный характер. Однако арестованные не были преданы суду, главным наказанием являлось моральное осуждение.

В марте 1917 г. при Временном правительстве было образовано Юридическое совещание (председатель Ф. Ф. Кокошкин) для обсуждения «вопросов публичного права, возникающих в связи с установлением нового государственного строя». Совещание подготовило ряд проектов, обеспечивающих сохранение правовых традиций и юридической практики. Одним из наиболее значимых был проект «Об организации исполнительной власти при Учредительном собрании», где Учредительному собранию предлагалось избрать временного президента республики, который являлся бы главой государства и правительства.[20 с.84]

В марте 1917 г. было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Однако переговоры с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов о его составе затянулись на два месяца, и первое заседание особого совещания состоялось 25 мая. В июне было решено назначить выборы в Учредительное собрание на 17 сентября. В августе начала работать Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия. Составление списков избирателей в основном завершилось в сентябре, выборы были перенесены на ноябрь, что явилось принципиальной ошибкой, имевшей огромные негативные последствия для Временного правительства.

Резкое ухудшение социального положения в стране, конфронтационные действия Советов вынудили Временное правительство пойти на ряд мер, усиливающих консолидацию поддерживающих его сил. По инициативе правительства 12-15 августа в Москве было проведено Государственное совещание. На совещании присутствовало около 2,5 тыс. делегатов, представляющих торгово-промышленную буржуазию, армию, Советы, земства, кооперацию, интеллигенцию, духовенство, Государственную думу. Совещание приняло ряд непопулярных мер по обеспечению правопорядка в стране (ограничение деятельности Советов, солдатских комитетов, введение смертной казни в тылу и т. д.). Спровоцированный 25 августа так называемый корниловский псевдомятеж привел не только к усилению эрозии правосудия и правосознания, но и к утрате поддержки Временного правительства армией. 1 сентября Россия была объявлена республикой.[1. с.330]

По инициативе Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполкома Советов крестьянских депутатов 14 сентября в столице было созвано Демократическое совещание с целью укрепления государственной власти и контроля за деятельностью правительства. 1582 делегата от советов, профсоюзов, армии одобрили коалицию с основной партией власти — Конституционно-демократической. В итоге было создано последнее коалиционное Временное правительство. Совещание избрало новый представительный орган — Временный совет республики, позднее названный Предпарламентом.[43, с.149]

По инициативе Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполкома Советов крестьянских депутатов 14 сентября в столице было созвано Демократическое совещание с целью укрепления государственной власти и контроля за деятельностью правительства. 1582 делегата от советов, профсоюзов, армии одобрили коалицию с основной партией власти — Конституционно-демократической. В итоге было создано последнее коалиционное Временное правительство. Совещание избрало новый представительный орган — Временный совет республики, позднее названный Предпарламентом.

После Февральской буржуазно-демократической революции были упразднены должности генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников, полицмейстеров, исправников, земских начальников. Их функции были переданы губернским, городским и уездным комиссарам Временного правительства и их аппаратам. Положение о комиссарах было утверждено 25 сентября. К этому времени в составе губернских комиссаров было 37 % эсеров и 21 % меньшевиков.[32, с.210]

В мае 1917 г. было принято Временное положение о земских учреждениях, которое демократизировало систему выборов, расширило компетенцию земских органов. Были созданы волостные земства, общее руководство земств возлагалось на Всероссийский земский союз. Аналогичные изменения произошли и в городском самоуправлении, чью деятельность возглавлял Совет дум. Надзор за органами самоуправления возлагался на губернского комиссара Временного правительства.

Земские и городские органы контролировали деятельность милиции (городской, уездной, районной, участковой).

Одновременно с Временным правительством в Петрограде в ходе всеобщей политической забастовки рабочие инициировали создание параллельной государственной власти в форме Совета рабочих депутатов. 27 февраля в столице был создан Временный исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов, а к вечеру избран сам Совет. Вслед за этим был создан Совет солдатских депутатов, который объединился с Советом рабочих депутатов. Исполнительный комитет возглавил Н. С. Чхеидзе (меньшевик), его заместители — Н. С. Скобелев (меньшевик), А. Ф. Керенский (трудовик). В ночь с 1 на 2 марта Совет рабочих и солдатских депутатов заключил соглашение с Временным правительством, программа правительства почти полностью состояла из требований Совета.[1, с.362]

Основным достижением Николая II стало создание двухпалатного парламента, но новый орган не шел на сотрудничество с императором. Российская империя в скором времени должна была стать ограниченной монархией, но помешала война, которая оголила социальные противоречия. Временное правительство, к которому перешла власть после февральской революции, не смогло остановить нараставший паралич экономики, обуздать инфляцию, улучшить снабжение населения продовольствием. Неадекватная реакция на основные требования населения страны, нежелание русской буржуазии пойти на тактические уступки усиливало недовольство масс. В таких условиях демагогия и популизм большевиков, обещающих немедленную и полную реализацию любых требований рабочих, солдат, крестьян, не могли не усилить социальную ненависть, используемую для захвата власти под социалистическими лозунгами.


3. Государственное управление в период существования советского государства и первые годы демократического строительства

3.1 возникновение и утверждении советской системы управления

9 сентября 1917 г. большевики захватывают власть над Петроградским Советом, который вместо Н. С. Чхеидзе возглавил Л. Д. Троцкий. С этого момента Совет берет курс на вооруженное восстание, которое и было осуществлено в ночь с 24 на 25 октября 1917 г. Временное правительство было низложено, а А. Ф. Керенский бежал.

Вся полнота государственной власти сосредоточивается во Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК) под руководством Л. Б. Каменева, который, впрочем, уже 8 ноября уходит в отставку из-за несогласия с позицией большевистского руководства во главе с В. И. Лениным. Новым главой ВЦИКа становится Я. М. Свердлов (1917-1919).[4,с.287]

Структура ВЦИК включала: президиум, отделы и комиссии. Президиум состоял из представителей партийных фракций, готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работу комиссий и отделов

Заседавший 25-26 октября 1917 г. в Петрограде II Всероссийский съезд Советов признал по факту Октябрьский переворот и взял на себя всю полноту власти вплоть до созыва Учредительного собрания. Съезд был провозглашен высшим органом власти в стране. В промежутках между его созывами полномочия съезда возлагались на ВЦИК, формально возглавлявший на этом этапе руководство советским государством. Высшим органом государственного управления провозглашалось временное рабочее и крестьянское правительство — Совет народных комиссаров (Совнарком), который имел право законодательной инициативы, но был подотчетен и подконтролен съезду и ВЦИКу. [4, с.288]

Структура ВЦИК включала: президиум, отделы и комиссии. Президиум состоял из представителей партийных фракций, готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работу комиссий и отделов. Его заседания проходили два-три раза в неделю. Организацию и ведение ткущей работы (подготовку проектов документов, руководство нижестоящими советами) осуществляли отделы ВЦИК: военно-революционный комитет, иногородний, агитационный, по национальному вопросу, казачий и др.

Высшим органом государственного управления провозглашалось временное рабочее и крестьянское правительство — Совет народных комиссаров (Совнарком), который имел право законодательной инициативы, но был подотчетен и подконтролен съезду и ВЦИКу. [8, с.144]

Фактически же с самого начала большевистского правления ВЦИК не обладал значительными полномочиями, а вся полнота власти находилась в руках Совнаркома. Было образовано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли в состав СНК. Возглавлял Совнарком председатель — В. И. Ленин. Позднее были образованы народные комиссариаты государственного контроля, высший совет народного хозяйства (ВСНХ) государственных имуществ и местного самоуправления (после заключения политического соглашения с левыми эсерами). Право по замене отдельных членов правительства или всего его состава принадлежало Всероссийскому съезду советов и ВЦИК. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения во ВЦИК. Последний утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) начинает образовывать рабоче-крестьянскую милицию, при Совнаркоме создается Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), начинается формирование Рабоче-крестьянской Красной Армии.[5, с.343-344]

Сложность отношений между ВЦИК и СНК была обусловлена не только политической борьбой внутри их структур. Объективно сложился параллелизм в работе отделов ВЦИК и наркоматов, поэтому ВЦИК решил слить ряд своих отделов с соответствующими наркоматами: экономический отдел ВЦИК влился в структуру ВСНХ; отдел по национальному вопросу – в наркомат по делам национальностей; иногородний отдел и отдел по местному самоуправлению – в НКВД; юридический отдел – В Наркомьюст. Вместе с тем эти преобразования питались идеей о недопустимости разделения властей в государственном аппарате пролетарской диктатуры и необходимости их слияния в одной работающей корпорации. [8, с.141]

Первые организационные меры нового руководства направлялись на формирование силовых структур, способных удержать большевиков у власти. Союз с левыми эсерами был тактическим, направленным на то, чтобы преодолеть сопротивление сохранившихся от Временного правительства органов власти.

На местах захват большевиками власти идет трудно. Именно в этот момент В. И. Ленин провозглашает знаменитый тезис о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Большевики начинают поддерживать все сепаратистские движения в рамках бывшей Российской империи.[22, с.203] Цель этой политики — раскол формирующегося единого фронта антибольшевистских сил и стравливание их между собой. В январе 1918 г. Россия официально провозглашается федеративной республикой, причем республикой, образованной на основании национально-территориальных автономий, которые в то время уже существуют и оказывают явную поддержку большевикам.

5 января 1918 г. созывается Учредительное собрание, которое должно определить путь развития России. Население отказывает большевикам в доверии: несмотря на явное административное давление, они собирают всего около четверти голосов. В большинстве оказываются эсеры с более чем половиной голосов. Поняв неизбежность своего парламентского поражения, большевистское руководство декретом ВЦИКа разгоняет Учредительное собрание и узурпирует власть.[12, с.199-200]

III съезд Советов, в котором большевикам удалось сформировать властное большинство, принимает Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. С этого документа можно вести отсчет советского конституционализма. Разгон Учредительного собрания приветствуется, вся полнота власти окончательно передается новым органам, из названия советского правительства устраняется слово «временное».

Первыми мерами новой власти становятся национализация частного сектора и земли, принятие декретов о мире, об отделении церкви от государства. С самого начала вынужденного союза с левыми эсерами большевики стремятся к разрыву и летом 1918 г. на V съезде Советов окончательно вытесняют своих временных союзников из всех учреждений власти. Россия становится однопартийным государством.

Либерально-буржуазные и правосоциалистические партии, находившиеся у власти с марта по октябрь 1917 г., не смогли вывести Россию из войны, не решили аграрный, рабочий и национальный вопросы. Экономический и социальный кризис, разочарование масс в результатах деятельности Временного правительства, паралич государственного аппарата способствовали переходу от буржуазно-демократической республики к диктатуре пролетариата.

После победы Петроградского вооруженного восстания Советская власть упрочнилась значительно мирно на значительной территории бывшей империи, но антибольшевистские силы, опиравшиеся на армии иностранных государств удерживали значительные территории.

В 1917-1920гг. на территории России образовывались различные антибольшевистские правительства, которые с различной степенью успешности пытались организовать сопротивление. Все они могут быть условно разделены на три группы: областные, национальные и общероссийские. Областные правительства, как правило, возникали в период управленческой неразберихи для замещения органов центральной власти, разгромленных в ходе переворота. Они существовали недолго и в основном склонялись к поддержке правительств общероссийских. Национальные правительства занимались национально-освободительной борьбой против сторонников государственного единства России. Кроме правительств Финляндии, Польши и Прибалтийских республик, эти органы власти оказались противопоставлены общероссийским антибольшевистским правительствам. Они дезорганизовывали сопротивление и в конечном счете помогли новой власти разгромить оппозицию и захватить контроль над страной. После этого они сами были уничтожены и заменены марионеточными пробольшевистскими правительствами. [4, с. 293]

Первым общероссийским антибольшевистским правительством был Донской гражданский совет, созданный на Дону казаками и руководством Добровольческой армии. Его возглавили Л. Г. Корнилов (командование Добровольческой армией), М. В. Алексеев (гражданское управление) и А. М. Каледин (управление Донской областью и командование Донским казачьим войском). Совет восстановил гражданские свободы и право собственности, отменил рабочий контроль и национализацию, признал права автономий и выступил за продолжение участия в мировой войне. После разгрома войск Донского совета и самоубийства А. М. Каледина он прекратил свое существование.[1, с.342]

8 июня 1918 г. в Самаре был образован Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) под руководством В. К. Вольского. Комуч провозгласил себя временным высшим органом власти, декларировал гражданские свободы, принял красный флаг в качестве государственного, признал право на 8-часовой рабочий день, денационализировал промышленность и банки, восстановил представительные органы власти. 8-23 сентября 1918 г. в Уфе разнородный альянс антибольшевистских сил (в том числе Комуч) учредил Временное Всероссийское правительство — Директорию под руководством Н. Д. Авксентьева.

18 ноября 1918 г. адмирал А. В. Колчак сверг Директорию и провозгласил себя верховным правителем России. В ответ на это в Екатеринбурге возникает Исполнительный комитет под руководством В. М. Чернова, образованный бывшими членами Комуча. 21 ноября 1918 г. Исполнительный комитет был разгромлен А. В. Колчаком. Власть верховного правителя признали А. И.Деникин и Н. Н. Юденич — руководители наиболее сильных воинских соединений, сражающихся против большевиков. 4 января 1920 г. после ряда сокрушительных военных поражений, оказавшись не в состоянии обеспечить себе достаточную социальную поддержку, А. В. Колчак передал полномочия верховного правителя А. И. Деникину. В апреле 1920 г. А. И. Деникина сменил П. Н. Врангель в качестве командующего Добровольческой армией и руководителя небольшевистской России.[4, с.294]

Основанием для существования новой системы государственного управления в России становится первая советская Конституция, принятая V Всероссийским съездом Советов и вступившая в силу 19 июля 1918 г.[44] Базовым понятием нового конституционного порядка стала диктатура пролетариата, для обеспечения которой и вводились новые органы власти.

Высшим органом власти конституция провозгласила Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал правительство РСФСР – Совет Народных Комисаров, состоящий из народных комиссаров, возглавляющих отраслевые народны комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, обще руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства. Формировали общегосударственное законодательство. [5, с.352]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.