Дипломная работа: Лейбористская партия в политической жизни Великобритании
Таким
образом, Лейбористская партия Великобритании оказывала серьезное влияние на
развитие внутренней политики страны в 1997-2001 гг. Убедительная поддержка
избирателями платформы лейбористов позволило правительству проводить уверенный
курс, продолжающий в своей основе консерваторский, но с существенным влиянием
государства на социальные стороны жизни общества. Кабинет министров работал в
условиях экономического подъема, который дополнительно стимулировался снижением
налогов, предоставлением независимости Банку Англии, привлечением инвестиций и
созданием бизнесом дополнительных рабочих мест например в туристическом секторе,
продажей неэффективных государственных предприятий и жилого муниципального фонда,
эффективным расходованием средств, заключение контрактов. Положительно на
увеличение покупательской способности населения сказался закон о минимальном
оплате труда, который подтянул низкооплачиваемы профессии до стандарта,
трудоустройство и переобучение новым специальностям сотни тысяч безработных,
особенно молодежи и одиноких родителей. Доступ к образованию теоретически
уравнивал граждан в равноценных возможностях на устройство в жизни после
окончания образовательного учреждения, приобщал к труду. Реформа лейбористов
Национальной системы здравоохранения позволили гражданам получать более
качественную и скорую медицинскую помощь, а многим курильщикам избавиться от
вредной привычке и сэкономить обоюдные бюджеты граждан и государства от
дорогостоящего лечения в будущем. Ставка также была сделана на укрепление
семейных ценностей, как основа стабильности общества и удержание подрастающего
поколения от вступления на преступный путь улиц. Одиноким родителям
выплачивались пособия на детей, службы искали приемлемый вариант
трудоустройства. Огромное значение на развитие демократии в стране связано с
присоединением к Европейской конвенции по правам человека и, как одно из
условий, запрет смертной казни, государственные структуры стали более открыты
населению в плане предоставления информации. Своевременным можно считать
наделение дополнительными полномочиями правоохранительные органы по борьбе с
терроризмом и кибер-преступлениями, а также борьба с проявлениями расизма в
рядах самой полиции. Большой вклад лейбористы внесли в дело защиты окружающей
среды подписанием Киотского протокола и взяв обязательства по сокращению
выбросов углекислого газа, пропагандируя общественный транспорт как
альтернативу передвижения. По справедливости не удалось лейбористам избежать
экономических просчетов, например продавая запасы золота по низким мировым
ценам, а также ущерб сельскому хозяйству падежом скота, туризму от установки
карантинных мероприятий и экономике в целом из-за запрета экспорта продукции от
эпидемии ящура. Значительным оказался вклад лейбористов в проведении
конституционных реформ, которые остались незавершенными и половинчатыми в
исследуемый период. Так, изменение числа наследственных пэров сократилось до
92, вместо полного исключения их из Палаты Лордов как недемократичного и
архаичного атрибута монархии. Процессы деволюции затронули не все регионы
Великобритании, наиболее полно реформы завершились в Шотландии, Уэльсе и
Большом Лондоне, тогда как регион Корнуолл и другие регионы Англии не смогли
добиться решения этого вопроса. В Северной Ирландии процесс создания Ассамблеи
увязывался с урегулированием вооруженного противостояния между католическим и
протестантским общинами при посредничестве США. Правительству Тони Блэра удалось
добиться серьезного прогресса с привлечением к переговорам партии Шинн Фейн,
настаивая на постепенной сдаче оружия. В отличие от консерваторов, лейбористы
проявили гибкость, и такая тактика способствовала затиханию, прекращению огня и
террора, чем еще раз подтвердила об огромном влиянии Лейбористкой партии на
внутреннюю политическую жизнь Великобритании 1997-2001 гг.
§2.
Внешнеполитический курс лейбористского правительства
После
победы Лейбористской партии на выборах 1997 г. эволюция взглядов правительства
в области обороны и безопасности ускорилась. В программной речи «Принципы
современной британской внешней политики» Тони Блэр подтвердил роль страны в
качестве посредника между США и Европой. Реализация глобальных интересов Великобритании
будет осуществляться через Совет безопасности ООН, членство в альянсе НАТО,
участие в Европейской интеграции и Содружестве наций. Внешнеполитическая
доктрина «трех кругов» - США, Европа, Содружество – была впервые предложена Уинстоном
Черчиллем и до сих пор является основой внешней политики. Лейбористы намеревались
вернуться в Евросоюз и занять там лидирующее положение, однако это обстоятельство
неизменно бы вступило в противоречие с ролью «особых отношений» с США.
Одним из
главных направлений внешней политики продолжает оставаться доктрина «особых
отношений»[165]
c США. Еще в конце 50-х гг. Уинстон Черчилль утверждал, что «судьбы
англоговорящих народов, переживших эпоху мировых войн, становятся единой
судьбой». Распад британской империи способствовал переориентации Лондона на
Вашингтон с целью сохранения господствующего положения в мире. Особые отношения,
в первую очередь – это близкие отношения правящих элит, так во время
президентства США Билла Клинтона и правления Тони Блэра казалось, что политики
настолько близки по обе стороны Атлантики и понимают друг друга с полуслова,
как будто не существует между ними океана. Во-вторых, британцы привязаны с США
военным сотрудничеством по ядерному оружию, обязательствами по альянсу НАТО,
это же касается и в сферы близкого сотрудничества служб безопасности
англоязычных стран. В-третьих, общие взгляды на экономическое развитие и
приверженность идеалам свободного рынка, одним из самых крупных инвесторов в
экономику США выступает Великобритания.
В связи с
крахом коммунистической идеологии в начале 90-х гг. в мире стали все очевиднее
складываться контуры новых угроз. В 1998 г. лейбористами была принята
Стратегическая оборонная программа, в которой как раз нашли отражения вызовы сложившейся
системе безопасности: распространение оружия массового уничтожения,
наркоторговля, терроризм, сепаратизм и распад слабых государств. Поэтому,
вооруженные силы страны должны быть готовы не только к решению гуманитарных и
миротворческих задач, но и к участию конфликтов высокой интенсивности, ведь для
этого у Соединенного Королевства есть профессиональная армия, которая не
разбавлена бесполезными отрядами призывников и в отличие от других европейских
стран психологически готова к боевым действиям. Великобритания приняла участие
в военной операции США «Пустынный лис»[166]
против Ирака за отказ выполнения резолюций Совета Безопасности ООН в допуске
инспекторов на военные объекты, когда с 16 по 19 декабря 1998 г. были совершены
пуски крылатых ракет и боевые вылеты бомбардировщиков.
Несомненно
также, для того, чтобы закрепить за собой репутацию лидера общеевропейского
масштаба Тони Блэр становиться с подачи Вашингтона главным проводником
концепции «гуманитарной интервенции»[167],
предполагающей разной степени военное вмешательство в конфликт сторон, которые
нарушают права человека, особенно геноцид населения, толкают на массовые
переселения жителей, обрекая на голод и нищету беженцев. Война в Косово,
начавшаяся в начале 1998 г., носила этнический характер, в результате которой
стало известно о военно-полицейской операции Белграда «Подкова»[168] с целью этнических чисток косовских
албанцев. Тони Блэр занял наиболее воинственную позицию, увлекая за собой
большинство правящих левоцентристских сил в Европе, например Германии и
Франции, с целью наличия достаточных оснований для вмешательства в конфликт сил
НАТО. До начало военной операции НАТО более чем 200 000 албанских мирных
жителей стали вынужденными переселенцами, почти 70 000 албанцев бежали в
соседние страны, косовские албанцы в количестве около 100 000 искали убежище в
Западной Европе. Многие дома и деревни были уничтожены огнем или артиллерийским
обстрелом. «Операция союзных войск»[169]
НАТО началась 24 марта 1999 г., ударам авиации и крылатых ракет подверглись
мосты, предприятия и заводы, электростанции, водные очистительные сооружения и
телекомпании, от наземной операции отказались в виду избежания больших потерь и
неэффективности. Североатлантический совет выдвинул 12 апреля Белграду условия
прекращения бомбардировок: отказ от насилия и репрессий, вывод войск из Косово
и размещение миротворческого контингента взамен, безопасное возвращение
беженцев и перемещенных лиц. Тони Блэр по поводу косовского кризиса 22 апреля
1999 г. выступил в Чикаго, где попытался объяснить значение новой международной
доктрины: «Глобализация – это не только экономический, но и политический
феномен. Если мы хотим жить в безопасности, мы не можем себе позволить
закрывать глаза на конфликты и нарушения прав человека в других государствах»[170]. Он предложил внести поправки в
Устав ООН, которые бы сделали легитимной военную оккупацию тех стран и
регионов, где систематически нарушаются гуманитарные нормы. При посредничестве
Финляндии и России сербский лидер Слободан Милошевич принимает условия мирового
сообщества, таким образом 11 июня 1999 г. НАТО завершает военную операцию. Не
смотря на политические успехи Блэра, британские военные подготовили доклад, в
котором говорилось, что более половины из всех сброшенных бомб упали мимо цели,
заметно отставала от американских координация собственных вооруженных сил, не
говоря уже о тыловом обеспечении. А самого непримиримого «ястреба» в этой
операции министра обороны Джорджа Робертсона[171]
11 октября 1999 г. назначили Генеральным секретарем НАТО.
Весной 2000
г. вновь настала необходимость Тони Блэром использовать военные силы в
гуманитарных целях для обеспечения безопасной эвакуации граждан Великобритании,
Евросоюза и стран содружества из столицы Сьерра-Леоне. Около 1000 военнослужащих
участвовало в спасательной операции «Паллизер»[172], когда повстанческие силы Объединенного
революционного фронта стали угрожать Фритауну. После эвакуации одной из главных
целей стало сохранение контроля над аэропортом для поставок грузов ООН, помощь
в патрулировании. Лидер повстанцев 17 мая 2000 г. Фоде Санко был захвачен
правительственными войсками и перевезен в безопасное место на вертолете. Военная
операция закончилась 15 июня 2000 г., но Великобритания оставила часть контингента
для поддержки правительства, и уже 10 сентября 2000 г. около 200 военнослужащих
приняли участие в операции «Баррас»[173]
по спасению 12 заложников из рук мятежников.
После
завершения операции «Пустынный лис» в декабре 1998 г. совместные боевые вылеты
самолетов США и Великобритании для бомбардировки территории Ирака становятся
обычным делом и продолжались как до окончания первого премьерства Тони Блэра,
так и после его переизбрания. Подобные тесные союзнические «особые отношения»
безусловно способствовали укреплению роли Великобритании в мире, однако когда
намечались совместные проекты с Евросоюзом Лондон всегда упускал шанс основательно
закрепиться в лидерах интеграции и выбирал сторону Вашингтона или исходил из
собственных прагматичных целей.
Население
Великобритании всегда гордилось своим обособленным островным независимым
положением и одновременно чувство былого величия в решении международных
проблем откладывало отпечаток на вопросы интеграции. Евроскептицизм однако не
всегда распространялся на элиту, которая реалистично подходит к оценке национальных
интересов. Верхи понимают, что для дальнейшего выстраивания «особых отношений»
с США необходимо стать лидером Европы, а для этого необходимо выстраивать
сотрудничество. Блэр уже с первых дней существования нового правительства почувствовал
насущную потребность в европейских союзниках. Первая встреча глав государства и
заключение Амстердамского договора в июне 1997 г. были доброжелательно
встречены общественностью, однако вопрос об участии Британии в Экономическом и
Валютном Союзе носил политический характер в виду евроскептицизма населения по
поводу отмены одного из символа национальной самоидентификации британцев –
фунта стерлинга. Гордон Браун занял весьма осторожную позицию, желая обеспечить
партии второй срок пребывания во власти, и разработал в октябре 1997 г. «пять
тестов»[174]
экономического доверия, которым Великобритания должна соответствовать перед
вступление в еврозону, а затем вопрос выноситься на референдум. Таким образом
лейбористы хотели успокоить партнеров, создавая видимость проделанной работы,
но сами в тайне надеялись, что еврозона никогда не будет создана и проблема
исчезнет сама собой.
«Первая
возможность повлиять на ход дел представилась новым лейбористам с января по
июнь 1998 г., когда Британия председательствовала в Евросоюзе. Робин Кук, государственный
секретарь по иностранным делам и делам Содружества заявил, что главной задачей
будет «вернуть Европу простым людям», то есть сосредоточение на вопросах
безработицы, преступности, наркоторговли и защиты окружающей среды»[175]. Дальнейшее развитие этих идей было
развито в рамках концепции «Третьего Пути», завершение формирования в рамках
Евросоюза единого рынка при обеспечении прав трудящихся. Председательство дает
возможность объединить в одно целое европейские и внутренние дела, где основная
часть времени уходит на решение текущих вопросов, в данном случае проблемы
сельского хозяйства, нестабильность балканского региона, ратифицирование
конвенции Европола, были предприняты шаги для взаимного признания решений
национальных судов по вопросах международных преступлений. Британия, как и
новые лейбористы, поддержали идею расширения Евросоюза за счет новых государств.
Переговоры сначала проводились с первой группой государств: Кипр, Чехия, Эстония,
Венгрия, Польша и Словения, а затем присоединились и другие: Болгария, Латвия,
Литва, Румыния и Словакия. В июне 1998 г. лейбористы предложили Европейскому
совету в Кардиффе «Общие экономические рекомендации», нацеленные на проведение
экономических и социальных реформ, включавших повышение занятости, переподготовку
специалистов, поддержка интересов малого и среднего бизнеса, как видим ежедневная
рутинная работа по улучшению качества жизни в Евросоюзе, которая не всегда
выглядит впечатляющей на первый взгляд. Другое дело изменения отношения в британской
политике по отношению к сфере военного сотрудничества.
Блэр
первоначально поддерживал всего лишь идеи о создании поста высшего
представителя Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности, военных формирований
быстрого реагирования и выработки условий, при которых Западноевропейский союз
или добровольная коалиция стран может получить право действовать. Однако в
течение 1998 г. правительство изменило свою позицию, так как балканский военный
кризис показал ограниченность европейских сил и члены Западноевропейского союза
не спешили с вопросом вмешательства. В марте 1998 г. Блэр высказался о
возможности совместного участия с Францией в военной сфере, так как нарастало
беспокойство в благонадежности США, как миротворца НАТО в регионе, в случае
прихода к власти изоляционного лидера. «На франко-британском саммите в Сен-Мало»[176], состоявшемся в декабре 1998 г.,
была принята декларация, позволявшая Евросоюзу, в случае самоустранения НАТО,
принимать решения и санкционировать военные действия. На европейских советах
1999 и 2000 гг. был принят решений по укреплению общей внешней политики и политики
в области безопасности и созданию Общей европейской политики в области
безопасности и обороны. Соединенное Королевство, страна, одно время являвшаяся
наиболее яростным противником включения военных вопросов в компетенцию Евросоюза,
превратилась в одного из самых активных ее защитников. На саммите в Кельне была
зафиксирована институциональная база, а на саммите в Хельсинки обозначена цель
– к 2003 г. создать силы оперативного реагирования численностью до 60 000
человек и их обеспечении в течении года.
Безусловно,
Лондон, продвигая совместный европейский оборонный проект, желал оставаться
центром интеграции, тем более позиции Великобритании были ослаблены нежеланием
присоединиться к еврозоне с 1 января 1999 г., и одновременно сохранить статус
«особых отношений» с Вашингтоном для глобального доминирования, поэтому
независимости Общей европейской политике в области безопасности и обороны были
поставлены ограничения: первое, оборонный проект будет задействован при
самоустранении НАТО в решении проблем, но ответственность за коллективную
оборону сохраняется за альянсом; второе, соблюдение «Петерсбергских задач»
Амстердамского договора 1997 г. – операции по поддержанию мира, гуманитарные
миссии и управление кризисными ситуациями; третье, решения о предоставлении
ресурсов для военных операций будут приниматься исключительно на национальном
уровне.
Теперь уже,
зная о военных миссиях на ближнем востоке, косовском кризисе и Сьерре-Леоне,
политике «особых отношений» с США и оборонном европейском проекте, необходимо
уделить внимание вопросам «этичной внешней политике»[177], Содружеству и контактам с Россией.
Так, сразу после победы лейбористов на выборах, Робин Кук 7 мая 1997 г. объявил
о защите прав человека в «этичной» внешней политике, прежде всего это должно
выражаться в экспорте вооружений, раз Британия занимает 3-е место в мире, то
она должна ответственно подходить к вопросу, кому это оружие поставляется.
Колония Гонконг была официально возвращена Китаю 1 июля 1997 г., присутствовавший
на церемонии Тони Блэр обещал, что правительство будет следить за соблюдением
прав в бывшей колонии. Однако тема «этичной» внешней политики не продержалась и
года. На фоне подписания в декабре 1997 г. Оттавской конвенции о запрете
производства и эксплуатации противопехотных мин, Британия продолжала поставлять
в проблемные страны военную технику. Турция использовала британские вооружения
в Курдистане, а Индонезия в Восточном Тиморе и для разгона
антиправительственных демонстраций в Джакарте. Более того лейбористов даже не
остановило эмбарго ООН, заявив в оправдание, что контракты были заключены еще
при консерваторах и оружие не может быть использовано для подавления демократии
в Индонезии. Похожий скандал был связан с нарушением запрета ООН на поставку
оружия воюющим сторонам в Сьерре-Леоне британской частной военной компанией
«Sandline International», лишь восстановление законного правительства в правах
оправдало в какой-то степени эту инициативу. Неоднозначную оценку в мире
вызвало решение министра внутренних дел Джека Стро, разрешившему слабому
здоровьем в марте 2000 г. арестованному по запросу Испании за преступления
против человечества диктатору генералу Аугусто Пиночету вернуться в Чили.
Британская
монархия «в очередной раз доказала свою жизнеспособность в конце 1999 г., когда
в Австралии»[178]
был проведен референдум по вопросу о трансформации монархического строя в
республиканский, но жители высказались в пользу сохранения номинальной власти
Елизаветы II, как главы Содружества наций, второй, по количеству международных
участников, организации в мире после ООН. Приоритетными целями Содружества по
прежнему остаются гуманитарные миссии, образовательная деятельность,
позволяющая на таких точках взаимного сотрудничества 54
государствам-участникам, различающимся по уровню развития и характеру
экономики, вступать в равноправное взаимодействие.