Дипломная работа: Образ Н.М. Ядринцева в культурной памяти потомков
На завершающей ступени
исторического образования даётся целостное объяснение исторического развития на
глобальном, национальном и локальном уровнях. Учащиеся овладевают методологией
познания исторического опыта и приобщаются к общечеловеческим ценностям,
которые становятся их ценностными ориентациями, обеспечивающими единство
исторического сознания, эмоции и действия. Можно говорить о возрастных
особенностях формирования исторических образов как части исторического
сознания. Если этапы формирования исторического сознания связаны с возрастными
особенностями школьников, то его уровни являются своего рода итогом.
Представленческий (базовый) уровень – это и есть совокупность и система
исторических представлений, готовые оценочные суждения исторических событий и
личностей, локализованных в пространстве и времени. На этом уровне формируется
историческая картина мира. Понимающий (оптимальный) уровень – это уже
оперирование названными: историческими представлениями и оценочными сужденьями,
их понимание, что предполагает мыслительные операции, связанные с познанием исторического
опыта и его присвоением с учётом индивидуальных особенностей учащихся. На
данном уровне будет важным интерес к историческому опыту, формируется
историческое мышление. На последнем, высшем уровне ценностно–смысловом
(расширенном) – предполагает поведение в различных ситуациях т.е это уже выбор
стратегий поведения с ориентиром на сложившиеся исторические представления.
Выстраивается собственная линия поведения. Таким образом, от заложенного
базового уровня будут зависеть личностные, социальные, нравственные гражданские
качества[118].
Таким образом, структура
исторических знаний школьников включает в себя: исторические понятия,
теоретические положения, способы исторического познания и исторические
представления. Входя в структуру исторического сознания, в свою очередь,
исторические образы и являются историческими представлениями. Образы прошлого в
сознании школьников динамичны и носят индивидуальный характер. Образ на
первичном этапе своего формирования значительно отличается от образа на его
последующих уровнях, т.к в процессе своего формирования дополнятся и
осмысляется. Прежде всего, это будет зависеть от многих аспектов: личного
жизненного опыта, ценностных установок, современного «потока информации» и т.д.
Учёные выделяют три вида
исторических представлений. Это представления: о фактах прошлого: материальная
жизнь (орудия труда, занятия людей, отрасли хозяйства и т.д),
социально-политическая жизнь (об устройстве государства), об исторических
деятелях( полководцы, политические деятели и др.), о событиях военной истории
(вооружение, обмундирование, построение войск в битвах), историко-культурная
жизнь людей (быт, искусство). Об историческом времени ( т.е о соотношении
определённого исторического факта к определённому времени, показ длительности и
последовательности исторических событий и явлений) создание представлений об
историческом времени помогает представить поступательный характер развития
общества. Об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту
действия, локализация исторических событий). Пространственные представления
помогают усвоить причины ряда явлений, например, географическое положение
страны даёт возможность объяснить замысел и ход военных операций, причины
расселения народов[119]. «Если учащиеся
усваивают учебный материал, не опираясь на конкретные представления, образы, то
это ведёт вербализму в обучении. При вербальном обучении исторические факты
сообщаются сухо, без раскрытия их значения и влияния на судьбы людей»[120].
Поскольку представления о
фактах прошлого создаются через зрительное восприятие учениками конкретных
образов об исторических предметах и картинах общественной жизни, то,
следовательно, необходима наглядность в преподавании истории. Для создания
образов прошлого используются иллюстрации и схемы учебника. Аппликации же
помогают раскрыть сложные факты, вызывающие затруднения у учеников в их
усвоении. Богатый материал содержат учебные картины, ярко показывающие
определённый исторический сюжет, через яркий эмоциональный рассказ или
картинное описание у школьников складывается адекватный эпохе необходимый запас
исторических представлений. Так, учитель, вводя в свой рассказ или описание
детали элементов быта, труда, конкретизируя излагаемые факты, создаёт у
школьников образ.
Развитие человеческого
общества совершается во времени. Сформировать представление об историческом
времени – это значит выработать у учеников понимание категорий времени (год,
век, тысячелетие, период, эпоха, эра); научить их видеть длительность,
последовательность событий, т.е. привить навыки работы с хронологией, устанавливать
и прослеживать синхронные связи между событиями и явлениями. Это помогает
уяснить общую картину развития общества, осознать историю как закономерный
процесс, развертывающийся во времени, которое необратимо. Так у детей создаются
образные представления о длительности исторического времени, о его
последовательности. Наряду с лентой времени представление о последовательности
событий создаётся с помощью хронологических таблиц, синхронистических таблиц,
календаря событий.
Исторические события
происходят не только во времени, но и в пространстве. Создание представлений об
историческом пространстве происходит главным образом посредством исторических
карт: общих, обзорных, тематических. Историческая карта помогает выработать у
учащихся представления о пространстве, в котором происходил исторический
процесс, играет важную роль в систематизации и обобщении знаний, в сознании
сущности происходящих исторических событий и их закономерностей.
Во многом формирование
образов прошлого будет зависеть от возрастных особенностей учащихся.
Исторические представления создаются у учащихся всех возрастов, но степень их
детализации различна «Создание образов, адекватных эпохе, особенно важно в
младшем и среднем звене учащихся. Здесь должна быть максимальная детализации
при формировании исторических представлений, возникающих в результате
воображения, воссоздающего из элементов знаний исторические картины и образы. В
противном случае ученики осовременивают прошлое. В их ответах возможны такие
фразы: рабы древнего Рима жили плохо, ходили в рваных джинсах; древние греки
плавали на пароходах»[121].
Для достижения
эффективности процесса обучения нужно отчётливо знать, о чём можно и необходимо
создавать исторические представления. Они создаются: о фактах прошлого, об
историческом времени, об историческом пространстве.
Выступая как часть
структуры исторического сознания, исторические образы и представления
формируются под воздействием различных факторов. Можно выделить три фактора
формирования исторических представлений учащихся:
·
во-первых,
постоянное развитие и дополнение исторического образа, отсюда исторический
образ динамичен;
·
во-вторых,
влияние возрастных особенностей на восприятие;
·
в-третьих, это
роль массового и научного восприятия исторических событий при формировании
исторического образа школьников.
Рассматривая
исторический образ как динамичное явление, следует заметить, что конечный
исторический образ не всегда эквивалентен своему первообразу. Как некоторый
процесс – исторический образ претерпевает усложнение. В этом случае данное
усложнение будет зависеть от источников его формирования. Что приводит к
проблеме существования массового и научного исторического сознания.
Выясним, как соотносятся
категории «культурная память» и «историческое сознание». В контексте проблемы
соотношения исторической памяти и исторического сознания Ж. Т. Тощенко ведёт
речь о том, что среди многочисленных проблем, которые стали волновать население
нашей страны, возросшую актуальность приобрела специфическая форма
общественного сознания и поведения людей, охватывающая знания, понимание и
отношение людей к историческому прошлому, его взаимосвязи с реалиями
сегодняшнего дня и его возможному отражению в будущем. «Более обстоятельное рассмотрение
этого феномена позволило сформировать представление об историческом сознании,
об исторической памяти, которые оказались весьма устойчивыми характеристиками
образа жизни людей и которые во многом определяли их намерения и настроения,
опосредованно оказывая весьма мощное влияние на характер и методы решения
общественных проблем. В 1980–1990-е гг. социологи столкнулись с необходимостью
трактовки и такого феномена общественного сознания, как историческая память. В
результате тщательного, шаг за шагом, исследования ее различных аспектов и форм
проявления данное понятие стало учитываться более целенаправленно, более
обстоятельно и постепенно получило как теоретическое обоснование, так и
эмпирическую интерпретацию. На этой основе появились первые опыты самостоятельного
социологического анализа исторического сознания, его противоречивой,
специфической сущности, а также особенностей функционирования исторического
знания как населения, так и специалистов – историков, в том числе и будущих,
т.е. студентов»[122]. Характерной чертой
исторического сознания в конце 90-х годов стал отход от идеологических оценок и
признание роли и значения деятельности той или иной личности без обязательного
соотнесения ее с интересами определенных классов.
Было
бы неверно сводить историческое сознание к исторической памяти, столь же
неправомерно ставить знак равенства между историческим и общественным
сознанием, поскольку первое – лишь измерение, срез второго. Точно так же
историческая память, в строгом смысле слова, есть измерение, срез социальной
памяти: «По существу, общественное сознание приобретает измерение сознания
исторического (в собственном смысле этого слова) только при сопряжении всех
модальностей времени и трансляции статики воспоминания о прошлом и созерцания
настоящего в динамику целеполагания и предвидения будущего»[123].
Историческое сознание непосредственно определяет не только способ фиксации
исторической памяти (миф, эпос, хроника, история), но также ее объем и
содержание. Оно основывается на трех принципах. Первый, и наиболее
фундаментальный из них – это признание различий между современной эпохой и
всеми предыдущими. Бездумной является убежденность в том, что люди прошлого
вели себя и мыслили так же, как и мы. Прошлое – это другая страна. Поэтому в
любом научном исследовании на первый план будут выступать именно отличия
прошлого от настоящего.
Вторым
компонентом исторического сознания является контекст. «Предмет исследования
нельзя вырывать из окружающей обстановки – это основополагающий принцип работы
историка. Это жесткий стандарт, требующий весьма широких знаний, и часто именно
этим профессиональный историк отличается от любителя»[124].
Третий фундаментальный
аспект исторического сознания – это понимание истории как процесса – связи
между событиями во времени, что позволяет ответить на общий вопрос – как мы
попали из «тогда»в «теперь»? «Исторические процессы порой отмечаются быстрыми
переменами, когда сам ход истории ускоряется, например, в период великих революций.
Но есть и другая крайность: история как бы останавливается и ее течение
способен уловить лишь ретроспективный взгляд с высоты прошедших столетий»[125].
Культурная же память как
особая символическая форма передачи и актуализации культурных смыслов, является
культурносодержательной частью памяти исторической, в свою очередь историческое
сознание шире культурной памяти, «оно как бы "разлито", охватывает и
важные, и случайные события, впитывает в себя как систематизированную
информацию, в основном через систему образования, так и неупорядоченную (через
средства массовой информации, художественную литературу), ориентация на которую
определяется особыми интересами личности»[126]. Поэтому немалую роль в
функционировании исторического сознания играет случайная информация, часто
опосредованная культурой окружающих человека людей, семьи, а также в известной
мере традиции, обычаи, которые несут в себе также определенные представления о
жизни народа, страны, государства.
Яном Ассманном была
разработана теория культурной памяти и сформулированы задачи её изучения. Он
провёл принципиальное различие между коммуникативной и культурной памятью.
Коммуникативная память мало формализована, она представляет собой устную
традицию, возникающую в контексте межличностных взаимодействий в повседневной
жизни. Это «живая память» индивидов и групп о непосредственно пережитом или
возникающая в процессе межпоколенного общения в повседневной жизни. Она
существует на протяжении жизни всего трёх-четырёх поколений. «Культурная
память» понимается как особая символическая форма передачи и актуализации
культурных смыслов, выходящая за рамки опыта отдельных людей или групп,
сохраняемая традицией, формализованная и ритуализированная, она выражается в
мемориальных знаках разного рода – в памятных местах, датах, церемониях, в
письменных, изобразительных и монументальных памятниках.[127]
Культурной
памяти присущи следующие свойства:
Системность. Культурная память основывается на
закономерностях функционирования самой культуры, на системе смысловых и
ценностных связей и отношений. Культурная память – это не набор разрозненных
фактов, соединенных по хронологии или согласно любой отвлеченной концепции.
Культурная память – динамический процесс, в котором познание культуры
неразрывно соединено с ее самопознанием (культура познает самое себя), то есть
в культурной памяти знание слито с пониманием, культурная память не только
хранит, но способна хранить именно потому, что она объясняет то, что хранит.
Культурная память является воплощением единого знания в семантическом,
ценностном и функциональном аспектах.
Аксиологичность. Культурная память ценностна, поэтому
она отторгает те факты, ту информацию, которые лишены ценностного содержания.
Культурная память иерархична, она задает систему ценностных ориентиров
(например, образцы и модели поведения) на основе иерархических связей и
отношений и, вследствие этого, способна применять эту систему в реальности.
Интегративность. Культурная память не может быть
замкнута в какой-либо одной сфере, ибо оперирует ценностями и смыслами, то есть
тем, что находится «над» отдельными фактами и явлениями. Культурная память
способна обнаружить философский и мировоззренческий потенциал любого
предметного знания; культурная память принципиально стремится к пониманию
единства мира, поэтому каждый факт, оказывается, вписан во множество
ценностно-смысловых контекстов.
Познавательная
активность, проективность. Культурная память обуславливает мотивацию познавательной и
любой созидательной деятельности человека. Только человек, обладающий
структурированной культурной памятью, способен созидать культурную историю.
Культурная память открыта в прошлое и будущее, это проективное знание, ибо оно
соединено с пониманием. Культурная память функциональна, ибо она позволяет
познавать историю (в широком понимании этого слова) и ориентироваться в
современной реальности на основе знания механизмов смыслового и ценностного
порождения, заложенных в самой культуре, а не изобретенных и описанных
отвлеченно теоретически. [128]
Что же касается
культурной памяти, то она есть – «смысл». «Это определенным образом
сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность
информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим. Культурная память по
сути дела является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства
прошлого культурного опыта народа, страны, государства для возможного его
использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу
общественного сознания». Стоит обратить внимание на то, что культурная память
по аналогии с исторической памятью не только актуализирована, но и избирательна
– она нередко делает акценты на отдельные культурные исторические события,
игнорируя другие. Такие актуализация и избирательность в первую очередь связаны
со значимостью исторического знания в культуре и культурного исторического
опыта для современности, для происходящих в настоящее время событий и процессов
и возможного их влияния на будущее. В этой ситуации культурная память как и
историческая память нередко персонифицируется, и через оценку деятельности
конкретных исторических деятелей культуры формируются впечатления, суждения,
мнения о том, что же представляет особую ценность для сознания и поведения
человека в данный период времени.
Соотношение культурной
памяти с историческим сознаним можно рассмотреть на проблеме кризиса
исторической памяти, который наступает при столкновении исторического сознания
с опытом, не укладывающимся в рамки привычных исторических представлений, что
ставит под угрозу сложившиеся основания и принципы идентичности. В зависимости
от глубины и тяжести кризисов и определяемых этим стратегий их преодоления Л.П.
Репина и описывает следующую типологию кризисов: нормальный, критический и
катастрофический, Нормальный кризис – может быть преодолен на основе
внутреннего потенциала сложившегося исторического сознания с несущественными
изменениями в способах смыслообразования. Критический – ставит под сомнение
возможности воспринимать и адекватно интерпретировать прошлый опыт,
зафиксированный в исторической памяти, в соответствии с современными
потребностями и задачами, которые ставят перед собой субъекты. В результате
происходят коренные изменения в историческом сознании, по сути, формируется его
новый тип. Следствием этого становится изменение исторической памяти в процессе
не только формирования новых способов смыслообразования, но и изменения
оснований и принципов идентификации, а также ментальных форм сохранения
исторической памяти. И, наконец, катастрофический кризис, который препятствует
восстановлению идентичности, ставя под сомнение возможность исторического
смыслообразования в целом. Такой кризис выступает как психологическая травма
для субъектов, которые его пережили. При таком кризисе пережитый опыт
воспринимается как катастрофа, поскольку он не может быть с точки зрения
субъектов наделен каким-либо смыслом. Отчуждение «катастрофического опыта»
путем замалчивания или фальсификации не решает проблемы: он продолжает влиять
на современную реальность, а отказ учитывать его сужает возможности адекватной
постановки целей и выбора средств их достижения[129].
Несмотря на существование
в современной литературе достаточно обширной терминологии связанной с память в
общем смысле и подходов к интерпретации «культурной памяти», можно дать её
следующее содержательное определение – это особая символическая форма передачи
и актуализации культурных смыслов, выходящая за рамки опыта отдельных людей или
групп, сохраняемая традицией, формализованная и ритуализированная, она выражается
в мемориальных знаках разного рода – в памятных местах, датах, церемониях, в
письменных, изобразительных и монументальных памятниках. Культурной памяти
присущи следующие функции – системности,
которая основывается на закономерностях функционирования самой культуры, на
системе смысловых и ценностных связей и отношений; аксиологичности, информация
лишённая смысла просто отторгается, задаётся система ценностных ориентиров
(например, образцы и модели поведения); интегративности,
когда каждый факт, оказывается, вписан во множество ценностно-смысловых
контекстов; познавательной активности,
проективности, культурная память обуславливает мотивацию
познавательной и любой созидательной деятельности человека. При соотношении с
историческим сознанием, которое в широком смысле представляет собой
совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих
восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, присущим и характерном
как для общества в целом, так и для различных социально-демографических,
социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей,
культурная память, выступает как – «смысл». Это определенным образом
сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность
информации о культурном прошлом в тесной связи с настоящим и будущим.