Дипломная работа: Политическая борьба исламизма и кемализма в Турецкой Республике
Между тем,
РПК вполне может, наконец-таки, сложить оружие. Мурат Карайилан, нынешний лидер
базирующихся в североиракском горном регионе Кандиль боевиков РПК, заявил: «Кто
кого должен простить? А кто ответит за убийство 17 тыс. гражданских лиц, среди
которых были бизнесмены, юристы, профсоюзные активисты, врачи, учителя... Друг
друга должны простить обе стороны, причем первой прощения должна попросить
Турция»[389]. И
тем не менее, в начале мая 2009 года он заявил, что «РПК раньше выступала за
создание независимого курдского государства, но это осталось в прошлом. Поэтому
РПК более не является сепаратистской. Мы хотим, чтобы курды жилы в условиях
равенства и свободы в пределах Турецкой Республики»[390].
Как сообщает Times, вариант урегулирования проблемы, предложенный Карайиланом –
автономия с собственным парламентом, как в Шотландии[391].
Впрочем,
Оджаллан к 25-летию начала войны за независимость (август 2009 года)
активизировал пропаганду из тюрьмы, вновь взывая к сепаратизму.
Между тем,
помимо РПК после того, как была запрещена Партия Демократического Общества, есть
и другая политическая сила, действующая преимущественно цивилизованным,
парламентарным, путём – ПМД. Достаточно молодая партия с начала 2010 года
претендует на высокие места на будущих выборах, а её лидер Демирташ считает,
что именно его партии будет суждено победить в борьбе за права курдов. А его
заместитель - Гюльтан Кышанак заявила, что пришло время правительству пойти на
диалог с Оджалланом: «Необходимо прислушаться к Оджаллану, если правительство
действительно хочет решить курдскую проблему»[392].
Что
предпринимает правящая партия в отношении курдов? Помимо вышеперечисленного[393],
ПСР предприняла, например, такой важный шаг, как возвращение курдским
населённым пунктам национальных наименований населённых пунктов, что было
встречено самими жителями весьма благосклонно, так как многие не использовали
турецкие наименования, а некоторые «даже не знали их»[394].
Соответствующие действия Белая партия предпринимает в рамках провозглашённой
ими в июле 2009 года «демократической инициативы»[395].
Предполагается, что в ближайшее будущее будет решён вопрос с разрешением
курдского языка в школах и университетах. При этом, как заявил министр
внутренних дел Турции Бешир Аталай, на данный момент нет шансов на придание
курдскому языку статуса второго государственного языка[396].
Также в
рамках «демократической инициативы» её авторы приглашают к переговорам
Оджаллана. С этой программой категорически не соглашаются основные
оппозиционеры – прежде всего НРП и ПНД, с которыми ПСР даже не попытались
провести переговоры насчёт «курдской инициативы», из-за чего оппозиция обвинила
партию власти в популизме и демагогии[397]. К
слову, НРП допускает возможности проведения переговоров с Белой партией, а вот
лидеры ПНД – Бахчели и М. Шандыр отметили, что истоки «демократической
инициативы» следует искать в желании ПСР ускорить переговорный процесс с ЕС; она
является ошибкой, которая приведёт к расколу народа[398].
Необходимо
отметить, что в оппозиции по вопросу программы урегулирования, предложенной
ПСР, возникли серьёзные разногласия. Так, несколько членов НРП «выразили
недовольство с позицией партии по данной проблеме»[399].
Помимо
собственно «курдской инициативы» турецкое руководство продолжает вести борьбу и
вооружённым путём. Так, в 2009 году «турецкие вооруженные силы
«нейтрализовали», то есть уничтожили, захватили или приняли добровольно
сдавшихся более 300 боевиков РПК. Более трети, если не половина, этого числа
были убиты в боях… В 2009 году зарегистрировано почти 700 происшествий, имевших
место на территории республики, – столкновения, обнаружение тайников с оружием
и боеприпасами, рейды по домам сочувствующих террористам, захват
непосредственных активистов экстремистской партии»[400].
Именно
военные являются главными противниками «демократической инициативы»: de jure они боятся раскола страны, de facto – уменьшения ассигнаций на
нужды военных и их бюджета, что отразится, если не на их благосостоянии, то на
качестве военной техники (тем более, что пока турецкое военное руководство
достигло компромисса с гражданским – закупая вооружение в России они экономят
финансово, а также выигрывают в качестве). К слову, борьба с курдами уже стоила
Турции 100 млрд. долларов США, таким образом, решение этой проблемы важно и с
точки зрения экономики Турции. Правда, не в 2010 году – потому как 6 октября
2009 года меджлис Турции «подавляющим большинством голосов принял решение о
продлении на год полномочий вооружённых сил на проведение военных операций в
Северном Ираке»[401].
В свою
очередь, проект «демократическая инициатива» будет продолжен. В декабре 2009
года Аталай сообщил о некоторых аспектах деятельности в рамках программы, таких
как: создание независимой комиссии, которая будет устранять случаи
дискриминации; расширение автономии Управления по правам человека при
канцелярии Премьер-министра, ратификация протоколов ООН по прекращению пыток;
создание специального органа, который будет получать жалобы на
дискриминационные притеснения и нарушения прав и свобод человека[402].
Эти
заявления способствовали тому, что усилия КРП по принуждению Анкары к введению
чрезвычайного положения на юго-востоке страны (которое, вполне вероятно,
привело бы к гражданской войне) провалились, даже несмотря на то, что
параллельно с этим Конституционный суд вынес обвинительный приговор и решил
закрыть ПДО, запретив её лидерам (всего 37 человек), в том числе Ахмету Тюрку
принимать участие в политической деятельности в течение пятилетнего срока.
Тем не
менее, пошатнувшаяся в 2007 году (в связи с военными операциями в Северном
Ираке против так называемого «Южного Курдистана») популярность ПСР и лично
Эрдоана имеет все шансы на момент новых выборов в меджлис вновь окрепнуть, а
вместе с ними и ускорится урегулирование конфликта. В этот процесс вмешались и
сами курды-повстанцы. Один из лидеров РПК Дуран Калкан заявил от имени курдских
повстанцев, что если решение курдского вопроса затянется, то Турцию вновь
потрясут восстания и уличные стычки: «Если процесс урегулирования затянется еще
больше, то в Турции разразится крупномасштабная и глубоко внутренняя война…
Любая минута может быть взрывоопасной. Может начаться восстание»[403].
Обобщая,
стоит говорить о следующем. Во-первых, важность оппозиции в процессе
формирования эквилибриума между сторонниками светскости и исламизма несомненна,
хотя налицо тот факт, что оппозиция зачастую не выходит за пределы тривиального
популизма, используя риторику, направленную на выявление ошибок ПСР, а не на
реальные предложения по изменению ситуации в той или иной области. Поэтому у
Белой партии хорошие шансы победить на третьих выборах подряд, потому как в их
пользу говорят реальные дела, а не популистские слова; самый опасный враг ПСР –
экономический кризис.
Во-вторых,
стоит подчеркнуть то, что ПСР в течение всего своего правления старается решить
ключевые вопросы внутренней политики, в том числе вопрос влияния военных и
вопрос курдского сепаратизма. Здесь турецкое руководство применяет политику
«кнута и пряника»; если «кнут» достаётся военным (в качестве предупреждения),
то «пряник» - курдам. И та, и другая часть оппозиции постепенно переходит к
поддержке Белой партии и их умеренным принципам.
Наконец, не
стоит сбрасывать со счетов радикальных исламистов и националистов, чья
политическая деятельность существенно ограничена законодательством (и будет
ограничена ещё сильнее, если Турция вступит в ЕС), однако чьё влияние на
турецкий народ представляется весьма сильным.
Заключение
На конец
мая 2010 года социально-политическая ситуация в Турции продолжает являть
комплекс противоречий. С чем это может быть связано, помимо вышеперечисленных
причин?
На мой
взгляд, основная проблема сегодняшней Турции – отсутствие чёткой решимости
элиты в пресловутом «выборе пути» цивилизационного развития. Под элитами здесь
я подразумеваю систему, состоящую из политической, военной, интеллигентской и
культурно-религиозной элит. Все эти 4 группы могут прийти к компромиссу, так
как их общая цель – развитие Турции, с чем было бы сложно поспорить.
Однако, как
показывает история, одного взаимного интереса зачастую мало для заключения
компромисса, или, тем более, союза. Ключевой пункт разногласий – исламизм или
кемализм, восточный или западный путь цивилизационного развития. Производными
от них становятся вопросы подхода к приемлемому политическому режиму,
социально-правовой политике, геополитике, экономической политике.
Поэтому
вряд ли имеет смысл говорить о том, что компромисс может быть достигнут:
эквилибриум – единственный способ взаимного сосуществования элитарных групп в
Турции; а пока Турция – демократическая республика, это ещё и жизненная
необходимость для всех групп к более умеренной политике и демагогии.
Исходя из
вышесказанного, можно представить некоторые соображения прогностического
характера.
Особенную
важность для Турции имеют ближайшие выборы. На мой взгляд, только победа ПСР и
сохранение за ней лидирующих позиций в ВНСТ способны привести равновесие между
лаицистами и исламистами к окончательному укреплению. Победа же других партий
или коалиции – соль на незажившие раны, ведь к власти в случае провала ПСР
придут либо радикально настроенные в отношении исламизма НРП, либо близкие к
националистическим и исламистским кругам ПНД. Их действия в случае победы
предсказать, в принципе, не сложно, если руководствоваться принципами их
идеологии.
Победа НРП
развяжет руки кемалистам. Скорее всего, будут завершены все политические
процессы против последних, а также начаты схожие процессы в отношении уже Белой
партии. Кроме того, НРП постарается нанести решительный удар по позициям
исламистов, что может быть сделано не только с помощью судебных процессов и
запретов на политическую деятельность, но и с принятием новых законов, которые
способствовали бы дальнейшему укреплению кемализма в Турции.
Победа ПНД
развяжет руки уже исламистам. Скорее всего, поначалу партия постарается вести
умеренную политику, однако процесс интеграции в ЕС вряд ли продолжится;
эпицентр внешней политики Турции весьма вероятно сместится в арабский мир.
В любом
случае, победа главных оппозиционных партий приведёт Турцию к эскалации
противостояния между двумя сторонами, что вряд ли может пойти на пользу стране.
В этой связи только у ПСР и лично Эрдоана есть политическая воля на сохранение
и укрепление социально-политического равновесия между двумя противоборствующими
сторонами.
Что
необходимо ПСР для того, чтобы не допустить прихода к власти оппозиции? Как уже
неоднократно говорилось выше, главными их противниками мне представляется не
столько оппозиция, сколько, во-первых, деятельность своей партии и, во-вторых,
экономическое положение страны. В связи с этим логично говорить о том, что в
интересах партии не совершать ошибок в своей деятельности, а также представить
стране реальную программу выхода из кризиса. Рискну предположить, что большего
для победы ПСР на выборах не нужно.
Победа ПСР
выгодна для стабилизации геополитической ситуации в регионе, особенно если
идеологи партии откажутся от стремлений вступить в ЕС. Насильно включённая в
процесс глобализации Азия, на мой взгляд, нуждается в том, чтобы было создано
объединение подобное хотя бы ЕЭС. Многочисленные уже созданные организации и
объединения (Шанхайская Организация Сотрудничества, Организация Исламская
Конференция, etc.) вряд ли способны сыграть подобную роль.
Надо
отметить, что многие азиатские страны страдают от кризиса идентичности,
вызванного тем, что колонизация и частичная вестернизация привели к эскалации
внутреннего конфликта между «западниками» и «восточниками». О таком конфликте
можно говорить не только применительно к России и Турции, но и к ряду других
азиатских стран. В этой связи успехи ЕС доказывают тот факт, что вскоре и Азии
будет необходимо объединяться; в чём Турция под руководством ПСР и Эрдоана
будет, несомненно, играть одну из ведущих ролей в деле подобного объединения.
Что же касается ЕС, то события последних двух лет отчётливо продемонстрировали
то, что Турция постепенно отказывается от своих старых геополитических
приоритетов (НАТО И ЕС), поэтому вряд ли имеет смысл предполагать, когда
всё-таки Турцию примут в ЕС, гораздо актуальнее вопрос: когда переговорный
процесс будет приостановлен, причём приостановлен по инициативе Турции.
Впрочем,
если подводить итог данной курсовой работы, то можно определить следующее.
Во-первых,
на мой взгляд, достижение социально-политического эквилибриума между лаицистами
и исламистами налицо. Во-вторых, ведущую роль в этом процессе сыграли Белая
партия и лично Рэджип Эрдоан, вспомогательную – четыре группы оппозиции
(политическая, военная и интеллигентская, исламистская и националистическая,
курдская). Наконец, и в-третьих, в этом процессе немаловажную роль сыграла
геополитика, прежде всего, переговорный процесс с ЕС.
Список использованных источников и литературы
Источники
1.
Конституция Турции 1982 г. [Электрон. ресурс] URL: http://www.constitution.garant.ru/DOC_3864905.htm
2.
Официальный сайт партии. [Электронный ресурс] URL: http://eng.akparti.org.tr/english/index.html
3.
Протокол об установлении дипломатических отношений между
Республикой Армения и Турецкой Республикой от 10.10.2009. [Электронный ресурс]
URL: http://georgia.kavkaz-uzel.ru/articles/162982/
4.
Протокол о развитии двусторонних отношений между Республикой
Армения и Турецкой Республикой от 10.10.2009.[Электронный ресурс] URL:
http://georgia.kavkaz-uzel.ru/articles/162983/
5.
Justice and Development
Party chairman. [Электронный ресурс] URL: http://eng.akparti.org.tr/english/akparty_chairman.html
6.
Lifestory of Recep Tayyip
Erdoğan. [Электронный ресурс] URL: http://eng.akparti.org.tr/english/lifestory.html
7.
Justice and Development Main
Policies. [Электронный ресурс] URL: http://eng.akparti.org.tr/english/akparty_MainPolicies.html
8.
Justice and Development Main
Principles. [Электронный ресурс] URL: http://eng.akparti.org.tr/english/akparty_Principles.html
9.
Justice and Development
Program: Development and Democratization. [Электронный
ресурс] URL: http://eng.akparti.org.tr/english/partyprogramme.html
10.
World Population Prospects:
The 2008 Revision. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/esa/population/publications/wpp2008/wpp2008_text_tables.pdf
1.
45% жителей Турции за вступление страны в ЕС. [Электронный ресурс]
URL:
http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=40812&folder=1&attr=14&page=2
2.
А.Гюль: несмотря на разочарование, турки поддерживают ЕС // Euronews. 05.10.2007. [Электронный
ресурс] URL: http://ru.euronews.net/2007/10/05/gul-speaks-to-euronews-about-presidential-challenges/
3.
Армения не против вступления Турции в ЕС. [Электронный ресурс] URL:
http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=34002&folder=1&attr=14&page=6
4.
Армянские оппозиционеры недовольны подписанием армяно-турецких
протоколов, «никто не учел негативного мнения большинства народа Армении и всей
диаспоры». [Электронный ресурс] URL: http://www.polit.ru/news/2009/10/13/armturk.html
5.
Айвазян А. «Футбольная дипломатия», «дорожная карта». Что дальше?
[Электронный ресурс] URL: http://www.yerevan-city.com/2009/06/01/futbolnaja-diplomatija-dorozhnaja.html
6.
Асроров А. Обиженная Анкара ищет альтернативу ЕС. [Электронный
ресурс] URL: http://articles.gazeta.kz/art.asp?aid=142735
7.
Ахмет Давутоглу: Турция нуждается в новой и более мощной внешней
политике. [Электронный ресурс] URL:
http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=41395&folder=1&attr=14&page=2
8.
Бавырин Д. Турцию не возьмут в Евросоюз // Взгляд. 31.01.2008.
[Электронный ресурс] URL: http://www.vz.ru/politics/2008/1/31/141570.html
9.
Барак Обама в Турции: «Моя позиция относительно проблемы Геноцида
армян не изменилась» // ИА Regnum. 06.04.2009. [Электронный ресурс] URL: http://www.regnum.ru/news/1146983.html
10.
Барак Обама призвал принять Турцию в ЕС. [Электронный ресурс] URL:
http://korrespondent.net/world/796434
11.
Большинство европейцев против вступления Турции в Евросоюз.
[Электронный ресурс] URL: http://www.mobus.com/world-news/275916.html
12.
Британия выступила за вступление Украины и Турции в ЕС.
[Электронный ресурс] URL: http://24.ua/news/show/id/85364
13.
Будущее турецкой внешней политики. [Электронный ресурс] URL:
http://news.am/ru/news/13547.html
14.
В парламент Армении будут внесены армяно-турецкие протоколы.
[Электронный ресурс] URL: http://www.georgiatimes.info/ru/news/30695.html
15.
Велиев Э. Конец "футбольной дипломатии"? // Zerkalo. 20.01.2010. [Электронный
ресурс] URL:
http://www.zerkalo.az/2010-01-20/politics/6399-turciya-armeniya-protokoli
16.
В парламент Армении отправили соглашения о сближении с Турцией.
[Электронный ресурс] URL: http://lenta.ru/news/2010/02/12/protokol/
17.
В премьер-министра Турции бросили ботинок // Euronews. 23.02.2010. [Электронный
ресурс] URL:
http://ru.euronews.net/2010/02/23/turkish-prime-minister-almost-hit-by-shoe/
18.
Возможно, Турция и не захочет стать членом ЕС – Абдулла Гюль.
[Электронный ресурс] URL: http://www.islamnews.ru/news-20726.html
19.
Вступление в ЕС хоть и важно для Турции, но не настолько, чтобы
жертвовать ради этого Кипром. [Электронный ресурс] URL: http://ru.trend.az/regions/met/turkey/1636821.html
20.
Выборы в Европарламент: Турция приобрела или потеряла?
[Электронный ресурс] URL:
http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=32847&folder=1&attr=14&page=7
21. Выступление президента Турции: «Внешняя политика Турции в новой
эре». [Электронный ресурс] URL: http://www.rodon.org/polit-091228104951
22.
Геворкян З. Рубен Мелконян: «Турция готовится к выборам» // Голос
Армении. №36 (19969). 08.04.2010. [Электронный ресурс] URL:
http://www.golosarmenii.am/ru/19969/world/2732/
23.
Глава МИД Бельгии: Турция может вступить в Евросоюз после 2014
года. [Электронный ресурс] URL:
http://podrobnosti.ua/power/2004/12/22/167945.html
24.
Даже если Турция проведет все реформы, вступления в ЕС ей не
светит. [Электронный ресурс] URL:
http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=32703&folder=1&attr=14&page=8
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|