Дипломная работа: Понятие и сущность религиозных конфликтов
4. Сочетание религиозных и политических конфликтов в истории, последствия
религиозных конфликтов во всемирной истории
религиозный
мировоззрение конфликт последствие
Отношение «религия и политика»
изучается в разных аспектах. Рассматривается вопрос о религиозном происхождении
государства на ранних его стадиях. Однако если обратиться к документированной истории,
то здесь уже со времен архаической культуры религия и политика представляются двумя
самостоятельными сферами [4, 40;8, с.19]. При этом возникает потребность в легитимации
политической власти, эта функция сосредоточивается в руках особого слоя религиозных
профессионалов — духовенства, которое в определенных отношениях может конкурировать
с политической элитой. Однако в большинстве государственно организованных обществ
крайне редко доходило до реальной угрозы политической элите со стороны религиозной,
скажем, в античной Греции или Риме — со стороны жречества. Тем не менее, политические
амбиции духовенства в определенных условиях могут усиливаться, в особенности в так
называемых «религиях спасения» сих ориентацией на лежащие за пределами сферы действия
реальных исторических сил внемирские цели — «царство божье». На этой основе может
складываться альтернатива «земному граду» и светским властям, питающая политические
притязания церкви, теократический идеал, ставящий духовную власть над светской [6,
с. 98].
В современном обществе взаимоотношение
религиозных и политических институтов рассматривается в следующих двух аспектах.
Первый связан с выполняемой религией функцией обоснования и поддержания ценностей
данного общества. Эти ценности вовлечены также в политическую деятельность, оказывая
влияние на отношение к закону и власти — поддержку или противодействие им. Второй
— соотнесение религии с политикой в качестве институции, представляющей интересы
тех или иных социальных групп, связанные с усилением их влияния. Религиозные организации
на разных уровнях, включая и институциональный, принимают участие в политике через
активную идеологическую деятельность, участвуют в идеологических битвах за умы людей.
Так или иначе, в разных формах религиозные группы участвуют в политической жизни
общества. Это участие определяется либо религиозной идеологией, либо объективными
обстоятельствами их функционирования. Участие может выражаться и в политической
пассивности, ориентации на неучастии, невовлеченности этих групп, которая выражает
отчуждение от власти определенной части населения [29 ,с 55].
Свободная от моральных обязательств
политика в ядерный век особенно опасна. В этой связи возрастает воздействие религии
на политику как этического фактора, выполняющего роль арбитра в борьбе политических
сил [31, с.91].
Прямо противостоит функционализму
взгляд, согласно которому общество состоит из групп с эгоистическими интересами
и не существует ценностей верований, которые обеспечивали бы единение и стабильность
всего общества. Общество характеризуется конфликтами, насилием, борьбой между различными
группами за власть. Стабильность возможна лишь как временное равновесие [37, с.81].
Ключевым фактором формирования
социальных отношений являются эгоистические групповые интересы. Религиозные группы
— одно из звеньев системы, в которой противостоят, сталкиваются интересы враждующих
сил. Наличие общих верований рассматривается как относительно малозначащее обстоятельство
для их социальной интеграции, а религиозные различия — как чисто внешнее оформление
более глубоких конфликтов. Примером может служить преследование евреев в христианских
странах, в основе которого лежал экономический фактор, конфликтные отношения между
протестантами и католиками в Ирландии, борьба ортодоксии с «ересями» и т. д. Когда
этнические и классовые различия переплетаются с религиозными, конфликты приобретают
особую остроту [26, с.49].
По внешнему проявлению религиозные
конфликты могут маскировать столкновения на этнической или классовой основе. В тех
случаях, если экономические интересы и этнические связи способствуют единению общества,
религиозные различия могут служить единственным символом дифференциации. Привычка
видеть в представителях других религиозных групп врагов может усиливаться или ослабляться
в зависимости от многих конкретных обстоятельств [23, с.64].
Наряду с межрелигиозными религия
вызывает конфликты, связанные с ее существованием в светском обществе. Например,
нередки случаи, когда система религиозных ценностей противопоставляется системе
светских ценностей как единственно заслуживающая уважения. Религиозная приверженность
может приводить к конфликту между следованием требованиям веры и законом.
Ha примеpы такого рода указывают
сторонники теории конфликтa, с тем чтобы показать, что религиозное поведение подчиняется
общему правилу: всякое поведение руководствуется эгоистическими интересами.
И в самом деле, конфликт может
быть функциональным с точки зрения интересов внутригрупповой интеграции, источником
единения внутри религиозной группы. Поэтому некоторые группы культивируют конфликт
с внешним миром; чем сильнее отгороженность от него, тем прочнее внутренняя сплоченность,
Вражда к «чужим» создает чувство общности, побуждает искать опору только у «своих».
Таким образом, оказывается, что социальный конфликт и социальная интеграция могут
выступать как две стороны одной медали и должны рассматриваться в связи между собой
[23, с.65].
Конфликты существуют не только
между религиозными группами, но и внутри них. Социальное поведение внутри групп
часто является результатом стремления индивидов к удовлетворению эгоистических интересов,
и в ходе борьбы за власть, привилегии, престиж возникают конфликты. Например, в
большинстве религиозных групп (это относится к ортодоксальному иудаизму, так же
обстоит дело в православии, в католической церкви, в большинстве протестантских
конгрегаций, в исламе) доминирующая роль принадлежит мужчине, женщина не может быть
священнослужителем [20, с.96].
Другой типичный конфликт –
это конфликт между клиром и мирянами. Он связан и с таким социальным обстоятельством,
что духовенство в большинстве обществ принадлежит к привилегированным слоям.
В современном обществе религиозная
жизнь отмечена конфликтом между консерваторами-традиционалистами и модернистами,
сторонниками религиозного обновления и реформ. Как правило, борьба между ними выходит
за рамки одето теологического спора и отражает неоднородность духовенства, его социально-политической
ориентации.
Внутрирелигиозные конфликты
часто являлись источником изменений и в обществе. Примером могут служить пророческие
религии. В Ветхом Завете пророки провозглашали, что богу угодна социальная справедливость,
что он ее установил, а люди самовольно нарушили. Пророки призывали к изменениям
в обществе во имя большей справедливости и часто выступали как выразители интересов
низших слоев, бедных, Предводителем масс в Крестьянской войне в Германии XVI в,
был представитель радикального крыла Реформации Томас Мюнцер, который призывал к
преобразованию земных порядков в общих интересах (а не только господских), видя
в этом выполнение замысла бога. Это пример также того, как конфликт внутрирелигиозный
перерастает в социальный конфликт, выливающийся в войну [17, с.76].
В этой связи социология религии
уделяет большое внимание вопросу о роли харизматических лидеров. Вебер видел в харизме
фундаментальный противовес социальной стабильности и важный источник перемен [9,
с.103].
Отношение «религия и политика»
изучается в разных аспектах. Рассматривается вопрос о религиозном происхождении
государства на ранних его стадиях. Однако если обратиться к документированной истории,
то здесь уже со времен архаической культуры религия и политика представляются двумя
самостоятельными сферами. При этом возникает потребность в легитимации политической
власти, эта функция сосредоточивается в руках особого слоя религиозных профессионалов
— духовенства, которое в определенных отношениях может конкурировать с политической
элитой. Однако в большинстве государственно организованных обществ крайне редко
доходило до реальной угрозы политической элите со стороны религиозной, скажем, в
античной Греции или Риме — со стороны жречества. Тем не менее, политические амбиции
духовенства в определенных условиях могут усиливаться, в особенности в так называемых
«религиях спасения» сих ориентацией на лежащие за пределами сферы действия реальных
исторических сил внемирские цели — «царство божье». На этой основе может складываться
альтернатива «земному граду» и светским властям, питающая политические притязания
церкви, теократический идеал, ставящий духовную власть над светской [23, с.65].
В современном обществе взаимоотношение
религиозных и политических институтов рассматривается в следующих двух аспектах.
Первый связан с выполняемой религией функцией обоснования и поддержания ценностей
данного общества. Эти ценности вовлечены также в политическую деятельность, оказывая
влияние на отношение к закону и власти — поддержку или противодействие им. Второй
— соотнесение религии с политикой в качестве институции, представляющей интересы
тех или иных социальных групп, связанные с усилением их влияния. Религиозные организации
на разных уровнях, включая и институциональный, принимают участие в политике через
активную идеологическую деятельность, участвуют в идеологических битвах за умы людей.
Так или иначе, в разных формах религиозные группы участвуют в политической жизни
общества. Это участие определяется либо религиозной идеологией, либо объективными
обстоятельствами их функционирования. Участие может выражаться и в политической
пассивности, ориентации на неучастии, невовлеченности этих групп, которая выражает
отчуждение от власти определенной части населения [15, с.76].
Большинство человечества остается
религиозным и религиозное мировоззрение для него является господствующим. На языке
религии верующие осознают и формулируют для себя социальные процессы и идеалы. Оценивая
политические события, вырабатывая отношение к правящему режиму сотни миллионов людей
руководствуются установками исповедуемой религии [23, с.67]
Политика – это область в основном
целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной
власти для реализации их общественно-значимых запросов и потребностей. Она представляет
“многообразный мир отношений деятельности, поведения, ориентаций, взглядов коммуникационных
связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами
политики выступают социальные (этнические) группы, выражающие их интересы политические
организации, институты, движения и лидеры. Структурными элементами политики являются
политические отношения, политическое сознание, политическая организация [6, с.10].
Религия – это мировоззрение
и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ),
которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного»,
т.е. такого начала, которое находится за чертой «естественного, недоступно пониманию
человека» [10, c.60]. Религией, таки образом, называется система верований и ритуалов,
с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным
и священным». Ее составными элементами являются религиозное сознание (обыденное
и концептуальное, идеологическое), религиозная деятельность, (культ), религиозные
отношения, религиозные организации.
Как видим, между составными
частями религии и политики можно провести определенную аналогию. В обоих случаях
речь идет об отношениях, сознании и организации. Но не только структурные элементы
религии и политики схожи. Похожими являются и некоторые функции этих общественных
феноменов [17, с.79].
Две важнейшие функции, присущие
политике – регулятивная и интегративная – присущи также и религии. Политика призвана
обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок,
регулировать отношения между людьми и общественными группами, сглаживать возникающие
противоречия. Подобные функции выполняет и религия. Политика реализует названные
функции нередко в интересах определенных слоев населения или всего общества в целом.
То же самое делает религия [23, с.66].
Отмечая большую роль религии
в политической истории различных народов и в социально-политической жизни современного
общества, некоторые ученые среди ее важных функций выделяют и политическую функцию
[5, с. 7].
И политика и религия используют
как моральные стимулы для реализации этих функций, так и меры наказания. У политики
меры социального принуждения более зримы. У религии больше наличествует нравственное
осуждение или наказание, которое обещается преимущественно после окончания земного
существования.
Религия может быть использована
и используется политикой как средство сохранения власти. Из двух типов средств сохранения
власти – физическое принуждение, насилие или угроза насилием и манипулирование сознанием
людей – все большую роль приобретает второе. И здесь наряду с многочисленными светскими
концепциями, призванными ориентировать сознание людей на поддержку того или иного
политического режима, глубокое значение имеет религия, на протяжении веков учившая
массы тому, что всякая власть от Бога.
С другой же стороны в канонических
религиозных текстах можно найти немало идей, с помощью которых можно оправдать выступления
против наличной политической власти [19, с.102].
Наконец, следует подчеркнуть,
что религиозные идеи весьма эффективно могут быть использованы и используются для
мобилизации на политические выступления той части общества, которая остается обычно
вне политики.
Исторический опыт показывает,
что религия всегда оказывала сильное влияние на политику и сама испытывала на себе
весьма существенное воздействие политики. История и современная эпоха представляют
огромный материал, свидетельствующий о наличии разнообразных форм взаимодействия
религии и политики. И это вполне закономерно. [10, c.61]
В политический ритуал нередко
вводится религиозный элемент, дабы придать политическим событиям и действующим в
них лицам привлекательность, возвысить их. Во многих странах вступающий в должность
глава государства клянется на Библии или Коране. Общественность регионов компактного
проживания мусульман в России (Татарстана, Башкортостана, Дагестана, Ингушетии)
неоднократно выступала с требованиями, чтобы аналогичным образом поступали главы
республик, давая клятву на Коране [18, с.65].
Религия и ее институты не
являются субъектами политики, т.к. они созданы не для борьбы за власть и не для
выполнения функций политической власти. Тем не менее, религиозные организации и
их лидеры нередко выполняют политические функции.
В условиях переходного периода,
социально-политической нестабильности, обострения различного рода общественных противоречий
роль религии в социуме возрастает в значительной мере в силу того, что противоборствующие
политические группы стремятся с максимальной пользой для себя использовать возможности
конфессий. Такая практика способствует обострению межконфессиональных и межэтнических
противоречий, что еще более активизирует процесс вовлечения религиозных институтов
в политику.
Составным элементом общественно-политической
жизни является политическая культура. В ее формировании важную роль играет религия.
Исследователи выделяют три уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский
и собственно политический. Мировоззренческий уровень обладает фундаментальным характером
для формирования позиций субъектов политических отношений. Он представляет собой
самый устойчивый слой политической культуры. Его истоки восходят к религиозным верованиям
[21 ,с.16].
Влияние религии на формирование
мировоззрения человека в историческом плане хотя и уменьшается, но остается существенным.
Выбор той или иной политической
позиции у религиозного человека может заметно отличаться от позиции, занимаемой
человеком нерелигиозным, у мусульманина, по сравнению с христианином, у православного
по сравнению с протестантом или буддистом.
Но религия оказывает влияние
не только на политическую культуру, а, следовательно, политическое поведение конкретного
религиозного индивида. Являясь частью национальной и исторической традиций того
или иного народа, играя важную роль в становлении и развитии его духовности и культуры,
она оставляет глубокий след в его ментальности и в силу этого отражается на особенностях
его политической культуры.
Политический процесс, изобилующий
конфликтами, может приводить к переменам в религиозной сфере. С другой стороны,
внутрирелигиозные изменения и конфликты могут приводить к серьезным политическим
последствиям. Примером первого порядка может служить история возникновения двух
течений в исламе: шиизма и суннизма. Община мусульман при пророке Мухаммеде была
единой. Но после его смерти (632 г.) встал вопрос о преемнике. Когда избирали Абу
Бакра первым халифом, уже была группа недовольных, полагавших, что требуется сохранить
власть в семье пророка. Через некоторое время усиление недовольства правлением халифа
привело к возникновению религиозно-политической группировки (шиа), которая открыто
стала выступать за передачу власти Али – двоюродному брату и зятю пророка Мухаммада.
И когда третий халиф – Осман – был убит, Али стал халифом. Возглавлял общину и государство
он недолго и тоже был убит, что дало новые импульсы для усиления движения его сторонников,
которое превратилось в особое направление в исламе – шиизм. С тех пор и до настоящего
времени в исламе существует два главных течения – суннизм (ему привержены около
90% мусульман планеты) и шиизм – около 10% мусульман [5, с. 69].
Для иллюстрации мысли о внутрирелигиозных
конфликтах, которые могут привести к серьезным политическим последствиям, можно
сослаться на историю возникновения протестантизма – нового направления в христианстве.
А связано оно с именем теолога Мартина Лютера, который в 1517 г. выдвинул свои 95
тезисов, в которых выступил против засилья верхушки католической церкви, против
непогрешимости решений соборов, против продажи индульгенций и т.д. Когда папа издал
буллу, отлучающую его от церкви, Лютер публично ее сжег и стал еще активнее разрабатывать
антицерковное учение. Ему принадлежит доктрина всеобщего священства, идея отмены
церковного культа и т.д. Именно Лютер положил начало Реформации и возникновению
протестантизма, в фундамент которого легли многие его идеи и предложения [17, с.121].
Католическая церковь ответила
контрреформацией. Началось истребление протестантов. С этим связаны события известной
Варфоломеевской ночи. Тогда за несколько дней во Франции было убито 30 тысяч протестантов.
Разгоревшиеся религиозные войны охватили Францию, Германию, Испанию, Чехию, Польшу.
В результате этих войн на юге Франции даже возникла протестантская конфедерация
[25, с.72].
Религии и их институты сыграли
существенную роль в развертывании национально-освободительного движения народов
колоний и зависимых стран.
Наиболее впечатляющей в наше
время стала антиимпериалистическая исламская революция в Иране, вновь продемонстрировавшая
мощный социальный потенциал самой молодой мировой религии и давшая импульс для усиления
исламского фундаментализма в мировом масштабе. [10, c.64]
Выступления политического
протеста, межнациональные конфликты под религиозными знаменами характерны не только
для прошлого. События последнего времени в Ливане, Индии, Северной Ирландии, да
и на Кавказе красноречиво свидетельствуют об этом.
Нельзя не коснуться двух специфических
способов влияния религии на политику. Это – участие в легитимации власти и внесение
религиозными организациями конкретных предложений на стадии принятия политических
решений. Для привлечения на свою сторону религиозных организаций политики предпринимают
многочисленные, подчас экстравагантные шаги. Особый интерес у них вызывают религиозные
организации доминирующей в обществе конфессии [16, с.95].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|