Дипломная работа: Социально-экономическое состояние Тувы в начале XX века
Дипломная работа: Социально-экономическое состояние Тувы в начале XX века
Содержание
Введение
Глава I. Тува в начале ХХ
века
1.1 Геополитическое положение
и международно-правовой статус
1.2 Социальная структура
Тувы в начале ХХ века
1.3 Быт, хозяйство и
культура
Глава II. Экономическое
положение
2.1 Русская торговля в
Урянхайском крае
2.2 Китайский торговый
капитал
Заключение
Библиография
Введение
Тува имеет
богатую историю и самобытную культуру, уходящую своими корнями в глубь веков.
История Тувы
прошла через определенные стадии социального и духовного развития и внесла свой
посильный вклад в развитие общечеловеческой культуры.
Актуальность
исследования. Чрезвычайно актуально исследование истории Урянхайского края
1900-1914 гг., так как данный период насыщен важнейшими историческими
событиями, представляющими важное историческое и теоретическое значение.
Определяя
актуальность исследования, автор руководствовался следующими соображениями:
1.
Социально-экономическое
развитие народа составляет основу всего его исторического процесса, поэтому
исследование материального производства и производственных отношений данного
периода имеет первостепенное значение для понимания и всех других сторон его
прошлого – политической истории, культуры и т.д.
Исследование
социально-экономической истории Тувы 1900-1914 гг., важное для понимания
прошлого тувинского народа, имеет большое познавательное значение и для
уяснения закономерностей и особенностей социального развития вообще кочевых
скотоводческих народов.
Цель
исследования. Автор поставил целью изучить историю Тувы 1900-1914 гг., когда
складывались предпосылки коренного поворота в ходе истории тувинского народа.
Центральной
проблемой изучения истории Урянхайского края этого периода является выяснение
характера социально-экономических отношений и их развития.
Исходя из
цели исследования, перед работой поставлена задача, которая заключается
в том, чтобы изучить характер социальных отношений и рассмотреть развитие
экономики Тувы.
В прямой
связи с поставленной проблемой и как ее составная часть выдвигается также
задача выяснить степень влияния китайской и русской экономики на
социально-экономические процессы, происходившие в Туве.
Объект
исследования – История Тувы в начале ХХ века.
Предмет
исследования. Социально-экономическая история Тувы 1900-1914 гг.
Степень
разработанности темы. Проблемы, определяемые темой выпускной квалифицированной
работы, были предметом исследования в отраслевой литературе.
До революции
только русская наука занималась прошлым Тувы, что объяснялось общим интересом
русских ученых к Центральной Азии. [9, С. 9]. Историю тувинцев в своих трудах
попутно касаются русский синолог Н.Я. Бичурин (Иакинф)[1], А.М. Позднеев[2], Д.М. Позднеев[3], Г.Н. Потанин[4]; специально работали над отдельными
проблемами прошлого Тувы В.Л. Попов[5],
В.Н. Васильев[6],
В.М. Родевич[7]
и др.
Многие из
указанных авторов занимались такими вопросами истории Тувы, которые имели
отношение к внешней политике России в Центральной Азии, в частности,
русско-китайских отношений. [9, С. 9]. Некоторое внимание уделялось истории
русской торговли в Туве, крестьянской колонизации и другим вопросам.
Особое место
в дореволюционной литературе о Туве занимают труды и исследования Е.К.
Яковлева, Ф.Я. Кона и В.А. Ватина-Быстрянского.
В советское
время историей Тувы занимаются такие ученые, как Г.Е. Грумм-Гржимайло
(«Западная Монголия и Урянхайский край»), Р.М. Кабо («Очерки истории и
экономики Тувы»), С.В. Киселев, С.Е. Малов, Л.П. Потапов. Из тувинских ученых
научные статьи писали С.К. Тока, Т.О. Данзын-оол.
Работы
вышеуказанных ученых, безусловно, обогатили представления об истории тувинского
народа, они имеют большую научную и познавательную ценность.
Методика и методология исследования. Методологическую основу
исследования составляет диалектический метод научного познания, а также
общенаучные методы, определяющие организацию и процедуру познавательной
деятельности: наблюдение, сравнение, аналогия, анализ, синтез, индукция,
дедукция и другие. Кроме того, в работе применялись частно-научные методы
исследования: статистический, системно-структурный и т.д.
Теоретическую основу исследования составили труды в области
истории Тувы, имеющие отношение к теме исследования. В частности использовались
работы известных ученых-историков: Р.М. Кабо, В.И. Дулова, Н.А. Сердобова и др.
Новизна исследования. Данная тема рассмотрена
Теоретическая и практическая значимость результатов работы заключается в
том, что выводы и предложения, содержащиеся в данной работе, могут быть
использованы при практической деятельности учителей истории Тувы, а также могут
быть полезны студентам исторического факультета.
Структура и объем диплома определены исходя из логики
исследования, его объекта, предмета, целей и задач. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, библиографического списка.
Давно
замечено, что география и местоположение территории имеют немаловажное значение
для исторических судеб государств и народов. [15, С. 7]
1.1 Геополитическое
положение и международно-правовой статус
Тува в начале
ХХ века была «перекрестком» географических ландшафтов (стыком таежных и
центрально-азиатских пустынно-степных природных комплексов и климатических зон,
ареалом уникального разнообразия фауны и флоры), цивилизаций (евразийской,
кочевой, китайской), формаций (феодально-патриархальных отношений, китайского
позднего феодализма, перешедшего в результате Синьхайской революции в стадию
раннего капитализма, и российского зрелого капитализма), этносов и племен
(здесь проходила разделительная черта между монгольским и тюркским «мирами»). В
силу уникального геополитического положения края в его развитии прослеживаются
процессы многостороннего переплетения межцивилизационных, межформационных,
межукладных и межклассовых отношений, а также синтезированные в их ходе
переходные категории. Вместе с тем тувинцы, несмотря на сильное влияние внешней
среды, были и остаются самобытным жизнестойким этносом со своеобразным
менталитетом и богатой духовной и материальной культурой.
Занимая самый
центр азиатской суши, Тува отстоит от мирового океана на 2,5-3 тыс. км.
Замкнутость ее в плотном кольце горных хребтов ограждала тувинцев от
чрезмерного и нежелательного влияния извне, не приводя, однако, к этнической
изоляции. По природно-климатическим (естественно-историческим) характеристикам
подавляющая часть территории Тувы относится к Южной Сибири: от Монголии ее
отделяет один из величайших мировых водоразделов, проходящий по горным хребтам
Сенгилен, Танну-Ола и Цаган-Шибэту. [5, С. 16]. Наиболее тяготеющими к Монголии
и подверженными ее политическому, религиозному и культурному влиянию (вплоть до
языковой и этнической ассимиляции) были тувинские племена, кочевавшие к югу от
хребта Танну-Ола и жившие с монголами в одинаковых природно-климатических
условиях. Большая открытость по направлению к Югу и природно-этническая
принадлежность к Северу во многом определяли специфику истории Тувы.
Значительная
удаленность Тувы от портов, являвшихся «центрами силы» западно-европейских
стран, обезопасила ее от вмешательства с их стороны. И напротив, наличие
сухопутных границ с Россией и Внешней Монголией (в составе Китая) во многом
обусловило то, что она стала объектом борьбы между Россией, Монголией и Китаем.
В этой борьбе шансы России, по оценке английского путешественника и разведчика
Д. Каррутерса, изначально выглядели наиболее предпочтительными. Он писал: «К
русскому покровительству туземцы относятся здесь весьма доброжелательно…
Странно будет, если в один прекрасный день все эти земли не подпадут
окончательно под протекторат Российской империи». [17, С. 176].
Факты
свидетельствуют, что для Китая Тува служила прежде всего буферной зоной между
ним и Россией, частью плацдарма для предполагаемого военного наступления на
Южную Сибирь и Казахстан, а также поставщиком пушнины. Цинские власти были заинтересованы
в экономической и культурной изоляции Тувы, но из-за ее отдаленности и
активного развития русско-тувинских связей поддерживать такой режим не могли. Кроме
того, цивилизационно и этнически Тува, как и Монголия, не стала для Китая
«своей». Феодально-чиновничья иерархия с ее чинами и знаками отличия, ведение
управленческих и судебных дел по китайским законам, устойчивый потребительский
спрос местного рынка на китайские товары, особенно ткани, предметы роскоши, чай
и табак, использование в строительстве буддийских храмов (хурэ) элементов
китайской храмовой архитектуры – вот и все, что связывало Туву с Цинской
имерией. Ни конфуцианская философия, являющаяся стержнем китайской цивилизации,
ни китайская культура глубокого влияния на тувинцев не оказали.
1.2 Социальная структура
Тувы в начале ХХ века
До момента
установления российского протектората социальная структура тувинского общества
отражала сложное переплетение патриархально-феодальных и капиталистических
отношений.
Господствующими
отношениями являлись феодальные, именно они определяли социальную структуру
тувинского общества, представленную двумя основными классами – феодалов и
зависимых аратов. Феодалы (нойоны, чиновники и ламы) владели лучшими пастбищами
и охотничьими угодьями, посевами. В их собственности, составлявшей менее 8%
всех хозяйств страны, находились 40% домашних животных, в том числе треть
поголовья крупного рогатого скота, половина конепоголовья и 60% овец и коз. [1,
С. 30]. Араты делились на относительно самостоятельных, постоянно зависимых и
обнищавших.
В конце ХIХ
века все хошуны Тувы составили особый корпус во главе с амбын-нойоном, у
которого имелось знамя – как символ отдельной военно-административной единицы. Также
амбын-нойон имел должностную печать – символ его власти над находящимися под
его управлением хошунами. [16, С. 64].
Н.А.
Сердобов, в своей монографии «История формирования тувинской нации» о
амбын-нойоне пишет следующее: «Даже в начале ХХ века, когда влияние
амбын-нойона уже значительно ослабло, нойон Даа хошуна Буян-Бадорху именует его
в своих письмах «властелином над всеми мээрен чангы, всеобщинным старшиной». [39,
С. 212].
Хуралы
(сборища) феодалов-чиновников всех хошунов собирал и возглавлял также
амбын-нойон, что подчеркивает его верховное положение.
В 1911-1912
гг., когда монгольским и тувинскими народами было свергнуто маньчжуро-китайское
иго, амбын-нойон считался правителем всей Тувы и с ним прежде всего имели
сношения органы Российского правительства. Нельзя переоценивать значение амбын-нойонства,
вместе с тем нельзя и не рассматривать его как институт, хотя слабой и
урезанной, но все же централизованной политической власти, распространившейся в
основном на родственное население, ведущее схожее по типу хозяйство и имеющее
единые в своих главных чертах культуру и быт.
После
амбын-нойона, верхушку правящей элиты Тувы составляли кожуунные нойоны
(князья), или ухерида. Они распоряжались земельными угодьями, лесами,
освобождались от налогов и повинностей, не подлежали суду местных судебных органов.
Такими же привилегиями пользовались кожуунные и сумонные чиновники, занимавшие
должности различных степеней. Многие из них, как и князья, сохранили китайские
феодальные звания, чины и знаки отличия. [22, С. 111].
Хозяйство
нойона, бая, делилось на две части: собственная, меньшая часть этого хозяйства
всегда находилась при самом бае, а наибольшая часть его оставалась в хозяйстве
зависимого непосредственного производителя: часть скота на выпасе у аратов,
пашня у тараачинов и т.п. Нойон редко, но строго контролировал эту часть своего
хозяйства.
Это
подтверждает Ермолаев: «богатые хозяйства его сдают пастухам, а сами с
небольшим количеством нужных лошадей и быков и всеми овечками уходят в горы,
где теплее». [9, С. 193]
Юрта богача,
как правило, всегда белая, а юрты зависимых от него людей – черные (кара
оглер), иногда это даже не юрты, а шалаши (чадыр). С ростом богатства феодала и
его политического веса количество юрт у него увеличивалось.
К правящей
элите относилось также и ламаистское духовенство в лице высших чинов церковной
иерархии. Высшие ламы по своему социальному происхождению являлись выходцами из
обеспеченных феодальных семей. Как и феодалы, ламы были освобождены от налогов,
повинностей и службы в армии. Монастырские хозяйства имели лучшие пастбищные
земли для своих стад и содержались за счет «добровольных» пожертвований,
подарков и подношений. Представители власти и буддийские монастыри являлись
самыми крупными собственниками в Туве. Одним из источников их богатства были
монастырские хозяйства, обслуживавшиеся трудом рядовых аратов. В монастырских
хозяйствах (чыза) находились тысячи голов скота. Например, Верхне-Чаданский
монастырь (хурэ) имел четыре крупных хозяйства. В одном из них содержались
более 300 лошадей, 60 коров и свыше 700 голов мелкого скота. Хозяйство этого
хурэ обслуживали более 60 семей аратов. Хурэ вело торговлю, покупая у китайских
купцов чай, ткани, табак и с выгодой перепродавая их тувинскому населению. У
аратов же монастырь скупал по низким ценам пушнину и скот, которые затем вывозились
для продажи по более высоким ценам в Монголию. За счет монастырских хозяйств и
доходов от торговли обогащались верхушка ламаистского духовенства. Рядовые же
ламы жили главным образом за счет различных приношений от верхушки.
Внутри
аратства формировались группы карабаев (богачей), средних слоев и батраков.
Подавляющее
большинство населения Тувы составляли политически и экономически зависимые
араты (крестьяне). А.В. Потанина так охарактеризовала социальное и
имущественное расслоение среди тувинцев: «Между ними замечается резкая
имущественная разница: есть богачи и в то же время многие буквально ничего не
имеют, живут в бревенчатых шалашах-алянчиках, покрытых древесной корой, и
питаются лишь тем, что добудут на охоте или в лесу: кореньями, орехами,
лиственничной корой. Многие проживают всю жизнь, не обзаведясь семьей. Нам
случалось заглядывать в алянчики таких звероловов. Часто трудно решить, - жилой
он или оставленный: иногда вся домашняя утварь состоит из сшитых из бересты
корытец, употребляемых при еде, да железного котелка, который владельцем иногда
носится с собой, чтобы служить ему во время охоты. Князья же живут богато; их
окружает многочисленная челядь, и в их сундуках скопляются дорогие уборы и
безделушки из нефрита, сердолика, ляпис-лазури и других ценимых ими камней в
несколько сот рублей. Их любимое времяпровождение – игра в шахматы, причем
проигрывают иногда целые табуны лошадей». [34, С. 70]
Самой бедной
и бесправной прослойкой тувинского населения были люди, батрачившие на баев. В
их обязанности входило выполнение различных домашних работ – установка юрты, ее
уборка, ношение воды, заготовка дров, приготовление еды, чистка загонов для
скота и т.д.
Араты,
полностью лишенные средств производства, составляли слой батрачества. Они
нанимались к баям и зажиточным середнякам в работники по уходу за скотом,
женщины доили коров, готовили пищу и т.д. Наемный труд, как известно, является
одним из показателей капиталистического развития. Если в конце ХIХ века
встречались отдельные случаи работы по найму, то в начале ХХ века они
участились.
Кроме
тувинского населения, в начале ХХ века жили в Урянхайском крае и русские.
Развитие в
Туве золотопромышленности, сельскохозяйственных и торговых предприятий, научных
исследований и особенно переселение крестьян способствовало установлению
широких связей Тувы с Россией.
Первые связи
между русскими и тувинцами установилась на пороге XVI – XVII веков. Вплоть до
середины XVIII века они носили неустойчивый характер. С установлением в 1757г.
русско-китайской границы по Саянам зародилась торговля тувинцев с казаками из
русских пограничных поселков. Но велась она редко и в небольших размерах.
Вступление
России после 1861 г. в эпоху капитализма вызвало ускоренное развитие ее окраин.
Это, в частности, проявилось в массовом заселении и хозяйственном освоении
русскими крестьянами граничащего с Тувой Усинского края. С этого времени
русско-тувинские отношения вступили в новый этап. Они приняли постоянный
характер и начали развиваться вширь и вглубь. Усинский край в силу его географического
и социально-экономического положения стал опорным пунктом русской колонизации в
Туве.
Еще в конце
30-х гг. ХIХ в. русская золотопромышленность пустила корни в Туве. В начале ХХ
века на приисках Усинского края и Тувы насчитывалось до 500 рабочих.
Тяжелые
условия работы, низкая оплата труда и произвол приискового начальства вызывали
стихийные протесты рабочих, крестьяне уходили в Туву. [22, С. 8]. Так и
началось внедрение в Туву русского народа.
С начала 80-х
годов ХIХ в. началось стихийное переселение русских крестьян-земледельцев в
Туву. В 1885 г. на р. Туране и в 1886 г. на р. Уюке были образованы первые
русские поселки земледельческого типа. В период с 1886 по 1889 гг. сложился
небольшой поселок из пяти семей на р. Сейбе на Тодже. Все три поселка получили
одноименные рекам названия. За период 1886-1905 гг. сюда переселилось 190
семей, с 1906 по 1911 гг., когда в долинах основных притоках Енисея возникли
первые поселки, прибыло еще 330 семей. [9, С. 176]
Обратимся к
выяснению вопроса о составе переселенцев. В. Родевич в своем «Очерке
Урянхайского края» (1910) писал, что переселенцы в Туве «разноплеменны и
разнородны». [39, С. 259]. Среди них – староверы из долины Уса, купцы из
Минусинска, казаки из Абаканской и Тубинской степи, крестьяне из деревень
Присаянья (Каратузы, Кужебара, Означенного, Казанцева и др.). Им же отмечено
оседание и бывших рабочих закрытых золотых приисков.
В докладе
одного из царских переселенческих чиновников (1916 г.) Иркутскому
генерал-губернатору говорится: «Населения Урянхайского края в значительной мере
состоит из выходцев соседней Енисейской губернии, на втором месте состоит
Томская губерния и только 30% русских жителей – выходцы других губерний Сибири
и Европейской России». Абсолютное большинство выходцев из Енисейской губернии
являлось жителями Минусинского уезда. Среди них преобладали бедняки.
Таким
образом, за 1900 по 1914 гг. русская колония в Туве состояла из представителей
антагонистических классов: промышленников, купцов и кулаков с одной стороны,
рабочих и трудовых крестьян – с другой. Последние составляли подавляющее
большинство. Крестьяне на 50% были бедняками, на 40% - середняками и на 10% -
кулаками. [15, С. 16]
В отличие от
представителей эксплуататорских классов, с их хищническим, грабительским
отношением к экономическим ресурсам Тувы, трудовые крестьяне ощутимо
способствовали подъему ее производительных сил.
В результате
крестьянского переселения, создания первых промышленных очагов Тува стала
объектом приложения сил российских рабочих и крестьян. По данным В. Родевича, в
1908 г. русскими крестьянами было распахано до 3 тыс. десятин и засеяно до 1
тыс. десятин, построено 116 населенных пунктов. Тесная связь трудового
населения Тувы и Усинского округа определялась также и тем, что эти два края
исторически составляла по сути дела один этнический регион.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|